Удалов Константин Геннадьевич

Будучи скромным по жизни человеком, Константин Геннадьевич полагает, что ещё не настал тот час, чтобы писалась его биография. Хотя мы искренне считаем, что сейчас именно тот случай, когда История должна знать своих героев.

По крайней мере, в нашей новейшей истории ИВАК К.Г. Удалов своими авиационно-историческими трудами точно оставил свой заметный след. Поэтому этой страницей мы делаем первый шаг на пути его жизнеописания. А предвосхитим его словами самого Константина Геннадьевича:

Фото историка Удалова Г.К.«В жизни мне здорово повезло. Я получил от жизни гораздо больше, чем я ожидал.

Авиация вошла в мою жизнь с журнала «Техника-Молодёжи» в 1968 году, когда я был ещё школьником.

Потом были мореходное училище, институт и я всё больше углублялся в авиационную тематику. Очень активно помогал мне Олег Константино­вич Антонов, который нередко присылал мне проспекты по своим самолётам; они до сих пор у меня бережно хранятся.

Как говорится, найди себе дело по душе и ты никогда не будешь работать. И я не работал, я плескался в удовольствии, занимаясь историей авиации. Так было и так есть сейчас.

Был лично знаком со многими Генеральными и ведущими конструкторами. С фотогра­фом Борисом Кудрявовым я был первым советским журналистом, попавшим в далеком 1989 году на сверхсекретную тогда фирму Мясищева (Далее – ЭМЗ). Наша дружба длится до сих пор. Совместно мы выпустили 10-томник по самолётам В.М. Мясищева, который выдержал несколько изда­ний.

На моё 50-летие, ЭМЗ пригласил меня отметить это событие в тесном конструкторском кругу в ресторанчике «Домовой» в Жуковском. Там меня ждал огромный сюрприз. В архивах ЭМЗ они нашли мою переписку с Владимиром Михайловичем Мясищевым и подарили мне письмо, которое я писал более 40 лет назад.

Другой сюрприз ожидал меня спустя 10 лет. Разбирая архивы В.Б. Шаврова, я нашёл свою переписку с  Вадимом Борисовичем (приходилось бывать у него и в гостях), его рецен­зию на мою первую книжку (более похожую на большую статью) о В.М. Петлякове и свой портрет в военно-морской форме.

И я понял, что в какой-то мере я продолжаю его дело, стирая в своих книгах белые пятна в истории нашей авиации. Это и стало делом всей моей жизни.

За плечами не один десяток книг, здесь я привожу свои труды за последние два года…».

Однако мы, как истинные библиографы не только таланта Константина Геннадьевича, но и вообще авиационной истории, не могли не расширить предоставленный автором список трудов известными нам публикациями и произведениями, вышедшими из-под его пера. По крайней мере, этого требует наш долг историков!

От себя также добавим, что рисунки, схемы и проекции летательных аппаратов, история которых написана К.Г. Удаловым, как правило, делались им же самим. При этом он также помогал своим творчеством авиационного графика и другим авторам. Так, например, с этой стороной его таланта вы можете познакомиться в № 2 журнала «Гражданская авиация» за 1992 г., где в рубрике «Клуб “Авиалюбитель”», постоянным автором которой также был К.Г. Удалов, опубликована очередная историческая статья. На этот раз статья А. Вологжанинова о вертолёте Ми-2, где Удалов нарисовал компоновочную схему этого вертолёта в разрезе. Увидеть подобную графику, свойственную больше иностранным журналам, в советской прессе было большой редкостью. И Константин Геннадьевич был одним из первопроходцев нового иллюстративного подхода к рассказу об отечественной авиационной технике, позволившей оценить её с новой стороны и более комплексно.

Константин Геннадьевич Удалов многое сделал, чтобы сохранить наследие великого советского итальянца Роберта Людвиговича Бартини. Об этом лучше расскажут его труды, список которых приводится ниже.

Что же касается трудовой деятельности К.Г. Удалова, то с 2003 по 2016 гг. он был Генеральным директором и соучредителем ООО «Премьер Групп НВ», с 2004 по 2017 гг. – Генеральным директором ООО «Редакция журнала “Наши крылья – АВИКО ПРЕСС”» (Издание журналов и периодических изданий).

Живёт в г. Москва.

Что касается наград, то они, конечно же, есть. Но К.Г. Удалов решил о них скромно умолчать.

Список публикаций:

Книги

  1. Удалов К.Г. Самолёт-легенда Ан-2. – М.: Транссевер (Авико Пресс), 2023. – 228 с.: илл.;
  2. Удалов К.Г., Гатьял Й. Высотные самолёты ЭМЗ им. В.М. Мясищева. Т.1. – М.: Авико Пресс, 2022. – 112 с.: илл.;
  3. Удалов К.Г. По следам Шаврова. Т.1. – М., 2022. – 228 с.: илл.;
  4. Удалов К.Г., Рысь М. Р.Л. Бартини и его проекты. Т.4 «Боевые экранопланы». – М., 2021. – 176 с.: илл.;
  5. Удалов К.Г., Рысь М. Р.Л. Бартини и его проекты. Т.2 «1946-1952». – М., 2021. – 264 с.: илл.;
  6. Удалов К.Г., Рысь М. Р.Л. Бартини и его проекты. Т.1 «Р.Л. Бартини и его самолёты. 1923-1945». – М., 2020. – 260 с.: илл.;
  7. Брук А.А., Удалов К.Г., Смирнов С.Г., Архипов А.В., Пунтус Б.Л. Иллюстрированная энциклопедия самолётов ЭМЗ им. В.М. Мясищева. Т.?, Ч.? / Под ред. Ген. конструктора В.К. Новикова. –М.: Авико Пресс, 2005. – 355 с.: илл.;
  8. Брук А.А., Удалов К.Г., Смирнов С.Г., Архипов А.В., Пунтус Б.Л. Иллюстрированная энциклопедия самолётов В.М. Мясищева. Т.2, Ч.3 / Под ред. Ген. конструктора В.К. Новикова. – М.: Авико Пресс, 2001. – 248 с.: илл.;
  9. Брук А.А., Удалов К.Г., Смирнов С.Г., Пунтус Б.Л. Иллюстрированная энциклопедия самолётов В.М. Мясищева. Т.2, Ч.2 / Под ред. Ген. конструктора В.К. Новикова. – М.: Авико Пресс, 2001. – 252 с.: илл.;
  10. Брук А.А., Удалов К.Г., Смирнов С.Г., Брезгинова Н.Г. Иллюстрированная энциклопедия самолётов В.М. Мясищева. Т.2, Ч.1 / Под ред. Ген. конструктора В.К. Новикова. – М.: Авико Пресс, 2001. – 156 с.: илл.;
  11. Заярин В.М., Удалов К.Г. Иллюстрированная энциклопедия самолётов АНТК им. О.К. Антонова. Т.1. –М.: Авико Пресс, 2000. – ? с.: илл.;
  12. Брук А.А., Удалов К.Г., Смирнов С.Г. Иллюстрированная энциклопедия самолётов В.М. Мясищева. Т.3, Ч.1 / Под ред. Ген. конструктора В.К. Новикова. – М.: Авико Пресс, 1999. – 336 с.: илл.;
  13. Удалов К.Г., Ильин И.А. Самолёты ЭМЗ имени В.М. Мясищева. – М.: Авико Пресс, ?;
  14. Панатов Г.С., Удалов К.Г. Иллюстрированная энциклопедия самолетов ТАНТК им. Г.М. Бериева. Т.1 / Серия «Самолёты ТАНТК им. Г.М. Бериева». – М.: Авико Пресс, 1999. – 280 с.: илл.;
  15. Удалов К.Г., Комиссаров Д.С. Boeing: Транспортные самолёты / Серия «Самолёты фирмы «Боинг». – М.: Авико Пресс, 1994. – 45 с.: илл.;
  16. Удалов К.Г., Комиссаров Д.С. Boeing 777 / Серия «Самолёты фирмы «Боинг». – М.: Авико Пресс, 1994. – 24 с.: илл.;
  17. Удалов К.Г., Комиссаров Д.С. Boeing 767 / Серия «Самолёты фирмы «Боинг». – М.: Авико Пресс, 1994. – 57 с.: илл.;
  18. Удалов К.Г., Комиссаров Д.С. Boeing 757 / Серия «Самолёты фирмы «Боинг». – М.: Авико Пресс, 1994. – 45 с.: илл.;
  19. Удалов К.Г., Комиссаров Д.С. Боинг-747 / Серия «Самолёты фирмы «Боинг». – М.: Авико Пресс, 1994. – 96 с.: илл.;
  20. Удалов К.Г., Комиссаров Д.С. Боинг-737 / Серия «Самолёты фирмы «Боинг». – М.: Авико Пресс, 1994. – 96 с.: илл.;
  21. Удалов К.Г., Комиссаров Д.С. Боинг-727 / Серия «Самолёты фирмы «Боинг». – М.: Авико Пресс, 1994. – 53 с.: илл.;
  22. Удалов К.Г., Комиссаров Д.С. Боинг-707 / Серия «Самолёты фирмы «Боинг». – М.: Авико Пресс, 1994. – 48 с.: илл.;
  23. Удалов К.Г., Панатов Г.С., Фортинов Л.Г. Самолёт ВВА-14 / Серия «Самолёты ТАНТК им. Г.М. Бериева». – М.: Авико Пресс, 1994. – 52 с.: илл.;
  24. Удалов К.Г., Сальников А.И. Самолёт КОР-1 / Серия «Самолёты ТАНТК им. Г.М. Бериева». – М.: Авико Пресс, 1994. – 48 с.: илл.;
  25. Удалов К.Г., Брук А.А., Смирнов С.Г. Самолёт М-17 / Серия «Самолёты ЭМЗ им. В.М. Мясищева». – М.: Авико Пресс, 1993. – 56 с.: илл.;
  26. Засыпкин Ю.В., Удалов К.Г. Самолёты АИР / Серия «Самолёты ОКБ им. А.С. Яковлева». – М.: Авико Пресс, 1993. – 56 с.: илл.;
  27. Комиссаров Д.С., Удалов К.Г. Самолёт SR-71 / Серия «Боевые самолёты мира». – М.: Авико Пресс, 1993. – 32 c.: илл.;
  28. Удалов К.Г. Самолёт “Ангара” / Серия «Тайны забытых архивов». – М.: Авико Пресс, 1993. – 21 с.: илл.;
  29. Удалов К.Г. Самолёт Як-55М / Серия «Самолёты ОКБ им. А.С. Яковлева». – М.: Транспорт, 1992. – 38 с.: илл.;
  30. Удалов К.Г., Шам О.В. Самолёт Як-40 / Серия «Самолёты ОКБ им. А.С. Яковлева». – М.: Транспорт, 1992. – 70 с.: илл.;
  31. Удалов К.Г., Саукке М.Б. Самолёты АНТ-1 и АНТ-2 / Серия «Самолёты ОКБ им. А.Н. Туполева». – М.: Транспорт, 1992. – 30 с.: илл.;
  32. Удалов К.Г., Радуцкий А.Л. Самолёт Ил-14 / Серия «Самолёты ОКБ им. С.В. Ильюшина». – М.: Транспорт, 1991. – 72 с.: илл.;

Статьи

  1. Удалов К.Г. Многоцелевой АНТ-41 // ж-л «Крылья Ро­ди­ны», № 3, 2003 г. С.16-18;
  2. Заярин В.М., Удалов К.Г. Летающий везде, где есть небо // ж-л «Авиация и время», № 2, 2003 г. С.4-24, 46;
  3. Удалов К.Г., Погодин В. Палубный самолёт. О советской программе “Тайфун” // ж-л «Крылья Ро­ди­ны», № 2, 2003 г. С.8-12;
  4. Брук А.А., Смирнов С.Г., Удалов К.Г. Сверхзвуковой пассажирский самолёт М-53 // ж-л «Крылья Ро­ди­ны», № 7, 2002 г. С.6-7;
  5. Брук А.А., Смирнов С.Г., Удалов К.Г. Опередившие время. О самолёте М-56 // ж-л «Крылья Ро­ди­ны», № 3, 2002 г. С.16-17;
  6. Брук А.А., Смирнов С.Г., Удалов К.Г. “Я планов наших люблю…” О проекте атомного гидросамолета “60М” // ж-л «Крылья Ро­ди­ны», № 2, 2002 г. С.10-11;
  7. Брук А.А., Смирнов С.Г., Удалов К.Г. Атомный самолёт: утопия или реальность? // ж-л «Крылья Ро­ди­ны», № 12, 2001 г. С.6-8;
  8. Удалов К.Г. Воздушный тихоход. Планерлёт ЛЕМ-2 Олега Антонова // ж-л «Крылья Ро­ди­ны», № 10, 2001 г. С.11-12;
  9. Заярин В.М., Удалов К.Г. Концепция универсальной “вертикалки”. КОР-70 мог стать конкурентом Як-38 // ж-л «Крылья Ро­ди­ны», № 9, 2001 г. С.7-8;
  10. Удалов К.Г. Для всех родов войск. Як-13 – штабной и связной лимузин // ж-л «Крылья Ро­ди­ны», № 5, 2001 г. С.13-14;
  11. Заярин В.М., Удалов К.Г. Перехватчики О.К. Антонова. О проектах “Саламандер”, “М” и “РК-5” // ж-л «Крылья Ро­ди­ны», № 4, 2001 г. С.15-16;
  12. Удалов К.Г. Судьба Российской “принцессы” // ж-л «Крылья Ро­ди­ны», № 2, 2001 г. С.25-26;
  13. Удалов К.Г. “Тэшка” держит марку. О многоцелевом самолёте Як-18Т // ж-л «Крылья Ро­ди­ны», № 1, 2001 г. С.7-10;
  14. Удалов К.Г. Як-100 в тени конкурента // ж-л «Самолёты мира», № 1, 2000 г. С.36-42;
  15. Удалов К.Г. “Шутка” ОКБ А.С.Яковлева // ж-л «Самолеты мира», № ?, 199? г. С.?-?;
  16. Удалов К.Г. Корабельный разведчик КОР-2 // ж-л «Самолёты мира», № 2, 1998 г. С.27-35;
  17. Удалов К.Г. История Ми-1 в датах и цифрах // ж-л «Самолёты мира», № 1, 1998 г. С.2-4;
  18. Удалов К.Г., Берне Л.П. Короткая жизнь морского разведчика // ж-л «Крылья Ро­ди­ны», № 6, 1996 г. С.27-29;
  19. Удалов К.Г. Летающая лодка МБР-2 // ж-л «Гражданская авиация», № 10, 1992 г. С.35;
  20. Удалов К.Г. Самолёт Ли-2 (ПС-84) // ж-л «Гражданская авиация», № 8, 1992 г. С.35;
  21. Саукке М.Б., Удалов К.Г. АНТ-2 и тайна дюрена // ж-л «Крылья Ро­ди­ны», № 6, 1992 г. С.10-11;
  22. Удалов К.Г. Самолёт Ту-154 // ж-л «Гражданская авиация», № 6, 1992 г. С.38-39;
  23. Удалов К.Г. Самолёт Ту-110 // ж-л «Гражданская авиация», № 5, 1992 г. С.35;
  24. Смирнов С.Г., Удалов К.Г. Амфибия для Севера // ж-л «Гражданская авиация», № 3, 1992 г. С.3-6;
  25. Саукке М.Б., Удалов К.Г. Спортивный АНТ-1 // ж-л «Крылья Ро­ди­ны», № 1, 1992 г. С.32-36;
  26. Удалов К.Г. Самолёт АНТ-14 // ж-л «Гражданская авиация», № 1, 1992 г. С.37-38;
  27. Удалов К.Г. Самолёт АНТ-4 (Г-1) // ж-л «Гражданская авиация», № 12, 1991 г. С.47-48;
  28. Удалов К.Г. Самолёт АНТ-20 (АНТ-20 бис) // ж-л «Гражданская авиация», № 11, 1991 г. С.47-48;
  29. Удалов К.Г. Ил-76 // ж-л «Гражданская авиация», № 10, 1991 г. С.39-40;
  30. Удалов К.Г. Замены не было // ж-л «Крылья Ро­ди­ны», № 8, 1991 г. С.12-14;
  31. Удалов К.Г. Самолёт Ту-70 // ж-л «Гражданская авиация», № 7-8, 1991 г. С.35-36;
  32. Удалов К.Г. Самолёт Ту-124В // ж-л «Гражданская авиация», № 5, 1991 г. С.39-40;
  33. Удалов К.Г. Самолёт П-1 // ж-л «Гражданская авиация», № 4, 1991 г. С.35-36;
  34. Удалов К.Г. Самолёт Ту-104 // ж-л «Гражданская авиация», № 2, 1991 г. С.35-36;
  35. Удалов К.Г. Неизвестный Як-40 // ж-л «Крылья Ро­ди­ны», № 12, 1990 г. С.24-26, 35;
  36. Удалов К.Г. Мирная профессия бомбардировщика // ж-л «Гражданская авиация», № 12, 1990 г. С.15;
  37. Удалов К.Г. Самолёт ПС-3 (АНТ-3) // ж-л «Гражданская авиация», № 10, 1990 г. С.?-?;
  38. Удалов К.Г. Як-55: шаг или шажок? // ж-л «Крылья Ро­ди­ны», № 9, 1990 г. С.9-10;
Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *