…история науки – это сама наука,
а прошлое – это ключ к будущему.
академик П.И. Вальден, 1916 г.
Изучение истории науки в Санкт-Петербурге началось сразу, в первые годы деятельности Академии наук (АН). В 1728 г. был создан Архив Конференции Академии наук.
Крупнейшие учёные, руководители АН рассматривали изучение истории науки как одно из важнейших условий сохранения преемственности в научном творчестве.
В развитии исследований истории технических наук в городе на Неве можно выделить четыре основных этапа. Первый период охватывает практически весь XVIII в и связан с зарождением интереса к “учёной” истории, т.е. истории наук и ремёсел, сюжеты которой включались в работы по истории (Г.Ф. Миллер, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Л. Эйлер и др.).
Второй период (начало XIX в.-1917 г.) характеризуется активизацией исследований собственно истории науки и техники, в т.ч. истории технических знаний.
Третий период охватывает промежуток с 1917 г. до конца 1960-х гг. и отличается началом систематических исследований истории науки и техники, профессионализацией в этой области, учреждением научных организаций, занятых исследованием истории науки и техники.
С 1969 г. когда в Ленинградском Отделении ИИЕТ АН СССР было создано специальное подразделение по истории и методологии технических наук во главе с Ю.С. Мелещенко, возглавлявшим его до своей кончины в 1972 г., начинается четвёртый этап, период исследований истории технических наук в нашем городе. Подразделение это, сменившее несколько названий, существует до настоящего времени (ныне – Сектор истории технических наук и инженерной деятельности. Руководитель – Б.И. Иванов). Именно в этот период наш город стал признанным центром по исследованию технических наук в России, передовыми из которых безусловно являются – Авиация и Космонавтика.
Теперь остановимся поподробнее на этих этапах развития историографии науки и техники, в контексте интересующего нас воздухоплавательного и аэрокосмического направления. Поскольку основа будущих исследований этого направления были заложены всё же во 2-м периоде, то с этого времени и начнём наше повествование…
Для изучения истории науки в 1915 г. в Петрограде была создана Комиссия по подготовке серийного издания “Русская наука”. А сразу после окончания Гражданской войны, в 1921 г. по инициативе академика В.И. Вернадского в нашем городе создаётся Комиссия по изучению истории науки, философии и техники в системе Академии наук, которую он и возглавил. В 1922 г. она переименовывается в Комиссию по истории знаний (КИЗ). Затем в период “коренной реорганизации” и “большевизации” АН СССР председателем КИЗ стал академик и видный общественно-политический деятель Н.И. Бухарин. Эта комиссия создала ценные труды по истории науки, вела пропаганду историко-научных знаний. Проводимая ей кропотливая работа позволила уже в конце 1920-х гг. в ряде высших технических учебных заведениях молодой Советской республики начать преподавание курса “История техники”.
В феврале 1932 г. в Ленинграде на базе КИЗ был организован академический Институт истории науки и техники (ИИНиТ) АН СССР, который возглавил Н.И. Бухарин. Структура института была выстроена с таким расчётом, чтобы под руководством крупнейших учёных обеспечить развитие исследований по главнейшим отраслям истории науки и техники. В 1936 г. институт был переведён из города на Неве в Москву. За время существования ИИНиТ в 1932-38 гг. (Ленинград-Москва), была проведена большая работа по выработке вопросов, задач и философии научных подходов по развитию и изучению истории науки и техники. Из печати вышли научные труды: “Архив истории науки и техники” (9 выпусков), “История техники” (6 выпусков). В области истории авиации и воздухоплавания подготовлены и изданы работы таких авторов, как К.Е. Вейгелин, В.С. Виргинский, В.В. Данилевский, П.Д. Дузь, А.А. Родных. Благодаря усилиям института собрана уникальная коллекция экспонатов и документов для первого в стране Музея истории науки и техники. Но последующие “кадровые преобразования” в стране надолго затормозили процесс сбора, систематизации и изучения отечественного наследия в области науки и техники. А коллекция Музея распределена по музеям Ленинграда (в т.ч. в Эрмитаж) и Москвы.
После ареста и гибели первых руководителей института: Н.И. Бухарина и его преемника В.В. Осинского, – по решению руководства АН СССР и её вице-президента О.Ю. Шмидта, в 1938 г. ИИНиТ был расформирован, а многие его сотрудники были впоследствии также репрессированы.
Однако, уже 15 ноября того же года Президиум АН СССР решил создать в Ленинграде Комиссию по истории Академии наук. Её возглавил С.И. Вавилов. В последующие годы стали функционировать и другие комиссии по истории естественных и технических наук. Тем не менее, репрессии не способствовали развитию отечественной научно-технической историографии.
В годы Великой Отечественной войны интерес к истории науки и техники возрос. Появилось большое количество работ по российским учёным, а также и по популяризаторам науки. Тем не менее, в стремлении повысить патриотизм и сплотить народ были и свои перегибы. Так, уже через несколько лет после начала войны, в связи с возросшим количеством контактов советских людей с гражданами других государств, в т.ч. и с поступлением большого количества иностранной техники и другой помощи по Ленд-лизу, началась борьба с “космополитизмом” и “низкопоклонством” перед Западом. Вёлся поиск не только реальных, но и мнимых доказательств приоритета русских учёных.
В 1943 г. при Московском авиационном институте проведена межотраслевая конференция, а с февраля 1944 г. началось восстановление разрушенных подразделений АН СССР. Была создана Комиссия по истории техники, председателем которой стал видный отечественный учёный в области аэродинамики и вертолётостроения, академик Б.Н. Юрьев, а в феврале 1945 г. в Москве был создан Институт истории естествознания (руководитель – президент АН СССР, академик В.Л. Комаров). 29 августа 1953 г. СМ СССР принял постановление о создании при АН СССР Института истории естествознания и техники (ИИЕТ). И уже в сентябре 1953 г., в с соответствии с постановлением, Президиум АН на базе Института истории естествознания и ряда комиссий организовал ИИЕТ АН СССР, который существует и поныне, несмотря на все изгибы истории нашей страны. Директором нового института назначили член-корреспондента АН СССР А.М. Самарина. Структура ИИЕТ состояла из восьми секторов и Ленинградского отделения (ныне Санкт-Петербургский филиал ИИЕТ им. С.И. Вавилова РАН).
В сентябре 1956 г. Советский Союз вступил в Международный союз истории и философии науки (МС ИФН), в результате при АН СССР создано Советское национальное объединение историков естествознания и техники (СНО ИЕТ). В 1969 г. СССР расширяет своё присутствие в МС ИФН, вступив в Отделение логики, методологии и философии науки. В связи с этим Президиум АН СССР принял решение о преобразовании СНО ИЕТ в Советское национальное объединение истории и философии, естествознания и техники (СНО ИФЕТ) с двумя отделениями, объединив специалистов, занимающихся вопросами истории и философии науки.
***
В июне 1957 г. на конференции СНО ИЕТ было создано 12 секций, в т.ч. три секции по проблемам истории машиностроения и транспорта. Секция “История авиационной науки и техники” была организована в октябре 1957 г. Председателем секции стал д.т.н., профессор С.Г. Козлов, а его заместителями: к.т.н. В.Н. Сокольский и к.т.н. П.Б. Соколов. Учёным секретарём секции избрана Н.М. Меркулова, а членами бюро секции были такие известные авиационные деятели страны, как проф. Н.Д. Анощенко, к.т.н. А.М. Изаксон, к.т.н. В.Б. Шавров. В состав секции вошли свыше ста членов из разных городов страны: Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Киева, Одессы, Харькова, Риги, Тбилиси и др. В работе секции принимали участие в т.ч. академики А.А. Благонравов, В.П. Глушко, В.С. Кулебакин, С.А. Христианович, чл.-корр. АН СССР А.И. Макаревский, А.И. Микоян, А.С. Яковлев и др.
В задачи секции входило: 1) Объединение усилий лиц, работающих в области истории авиационной науки и техники; 2) Создание обобщающих трудов как по истории авиации в целом, так и по истории отдельных её отраслей; 3) Выявление наиболее прогрессивных тенденций развития авиации; 4) Обсуждение важнейших направлений научных исследований по истории авиационной науки и техники; 5) Подготовка через ИИЕТ аспирантов и соискателей.
За время существования Московской секции “История авиации и космонавтики” проведено более шестисот заседаний, на которых с докладами и сообщениями выступали и учёные из города на Неве. Среди них: А.Г. Воробьёв, А.И. Думчев, П.П. Квадэ, В.Л. Корвин, И.Я. Шатоба, В.П. Иванов, В.Н. Фитцев и др.
Исследования членов секции, ставшей уже авиационно-космической, публиковались в трудах ИИЕТ АН СССР: “История машиностроения”, “Вопросы истории естествознания и техники”, “Из истории авиации и космонавтики” (с 1964 г. по 2001 г. вышло 76 выпусков), “Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники” (изд-во “Наука” за 1981-2001 гг. вышло 10 выпусков). С 1959 г. издательство “Наука” издаёт серию книг “Научно-биографическая литература”, в которой вышло уже более 550 научных биографий, среди которых книги о видных деятелях авиационной и ракетно-космической науки и техники нашей страны и зарубежья, таких как Г.А. Ботезат, Н.Е. Жуковский, Б.В. Корвин-Круковский, Г.Е. Котельников, А.Н. Некрасов, М.М. Поморцев, Н.А. Рынин, И.И. Сикорский, И.Д. Акерман и М. Ваттер, М.Л. Григорашвили, Б.Н. Юрьев, Р.Л. Бартини, У. Нобиле, Т. Калеп, Г. Оберт и др.
С 1971 г. в нашей стране проводятся Международные конференции и симпозиумы по истории авиации и космонавтики (Москва, Ленинград-С.-Петербург, Киев, Калуга, Звёздный городок), в работе которых принимают участие как члены секции, так и видные отечественные учёные и конструкторы, лётчики-космонавты, а также представители зарубежных стран.
В 1987 г. СНО ИФЕТ решением Президиума АН СССР реорганизовано в Советский национальный комитет по истории и философии науки и техники (СНК ИФНТ). Председателем комитета утверждён академик И.Т. Фролов, а его заместителем стал академик А.Л. Яншин.
После распада СССР в 1991 г. СНК стал именоваться Российским Национальным комитетом по истории и философии науки и техники Российской Академии наук (НК ИФНТ РАН). Сегодня НК ИФНТ работает в тесном сотрудничестве с С.-Петербургским филиалом ИИЕТ РАН. На 1999 г. С.-Петербургское отделение Российского НК ИФНТ состояло из 14 секций и насчитывало более 300 историков науки и техники. Их трудом созданы тысячи статей и монографий, введено в научный оборот огромное количество ранее неизвестных архивных материалов, возвращены многие забытые имена.
***
Ленинградское отделение СНО ИЕТ организовано 16 апреля 1958 г. На первом заседании был избран Комитет (председатель – проф. П.П. Перфильев) из 30 учёных и утверждена структура отделения, состоящая из 7 секций. Секцию “История авиации и воздухоплавания” возглавил проф. А.Г. Воробьёв, его заместителем стал к.т.н. А.И. Думчев, учёным секретарём Ф.Г. Попов. В работе секции принимали активное участие: Начальник Высшего авиационного училища ГВФ (ВАУ, ныне Академия ГА.), Гл. маршал авиации – проф. А.А. Новиков; Начальник Военно-воздушной инженерной академии им. А.Ф. Можайского (ныне Военно-космическая академия), ген.-полк. авиации П.В. Родимов; а также профессорско-преподавательский состав ВАУ ГВФ: Г.П. Астафьев, Б.Г. Броуде, Ю.А. Вальков, М.Л. Гофман, Г.Н. Копылов, А.А. Кудинов, С.Н. Подкаминер, Ф.Я. Спасский, Н.Г. Федоров, А.Л. Фрайман, В.Г. Шахвердов, Я.С. Щербак; авиаконструкторы: А.Г. Бедункович, В.И. Дудаков, В.Л. Корвин, В.Я. Крылов, А.С. Москалёв, Е.Е. Чертовской и И.В. Четвериков; ветераны отечественной авиации: Ф.Ф. Ассберг, Я.В. Бадюлин, Л.А. Белявский, К.Н. Затонкий, В.Л. Зархи, А.И. Думчев, К.Ф. Кайтанов, К.Ф. Косоуров, И.И. Кулагин, В.Т. Мельников, А.П. Папчинский, Д.Н. Поляков, И.Я. Шатоба, ген.-майоры авиации П.А. Покрышев, В.И. Раков, Е.П. Федоров, В.И. Минаков, Я.С. Андрианов, П.П. Квадэ.
Основными темами докладов были выступления о зарождении воздухоплавания, дирижаблестроения, самолетостроения, вертолетостроения, авиационного спецоборудования и ракетной техники в городе на Неве, а также об учёных, конструкторах, стоявших у её истоков: Я.Я. Гаккель, Д.П. Григорович, А.М. Кованько, О.С. Костович, В.А. Лебедев, В.Ф. Найденов, Д.И. Менделеев, Н.А. Морозов, Я.И. Перельман, Н.Н. Поликарпов, М.М. Поморцев, А.Н. Прокофьев-Северский, М.А. Рыкачев, Н.А. Рынин, А.А. Саткевич, Н.М. Соковнин, И.И. Сикорский, В.А. Слесарев, Н.А. Телешов, Н.П. и Е.С. Федоровы и другие.
В апреле 1961 г. было переизбрано бюро секции: Председатель проф. П.П. Квадэ; заместители председателя – А.И. Думчев, И.Я. Шатоба; члены бюро – проф. А.А. Голеевский, В.Л. Корвин, В.С. Митин.
За четыре года работы (1958-61 гг.) секция установила связи с воздухоплавательной подкомиссией Географического общества, ВАУ ГВФ, ВВИА, получившая имя А.Ф. Можайского в марте 1955 г. (ЛВИКА, ВИКИ, ВИКУ), Ленинградским аэроклубом, и провела 38 заседаний, на которых заслушано более 40 докладов и сообщений.
По мере работы секции “История авиации и космонавтики” ширились и множились её ряды. Если в 1963 г. секция насчитывала 65 членов, то в 1967 г. уже 90 человек, в т.ч. 8 профессоров и более 20 кандидатов наук. К сожалению, в силу естественных причин на 1 января 1975 г. ленинградская Секция насчитывала уже 55 членов. Около 90% членов секции имели высшее или специальное авиационное образование.
В ноябре 1967 г. ветераны отечественной авиации (члены секции) награждены орденами и медалями СССР: Я.В. Бадюлин, К.Н. Затонский, П.П. Квадэ, М.Н. Прощенок, Ф.Я. Спасский, И.Ф. Фаничкин и другие.
Выездные заседания проходили в ВАУ-Академии ГА, ВВИА-ВКА, Военно-медицинской и Военно-морской академиях, в ЛИАП (ГУАП), средней школе № 66 (находящейся на территории бывшего Комендантского аэродрома) с осмотром кафедр, ведущих лабораторий, учебных классов и музеев.
В семидесятых годах в секцию пришли и в дальнейшем стали ее активными членами: В.С. Соколов, Т.С. Солодкий, П.П. Рябошапка, И.А. Натурин, В.Н. Фитцев, Г.П. Чесноков, Г.Ф. Петров, В.И. Николаев, А.С. Коровченко, В.В. Король, Г.А. Тарутин. В следующие два десятилетия секцию пополнили В.М. Коротеев, А.А. Немчанинов, В.П. Иванов, А.И. Беляков, В.Г. Даев, А.В. Иванов, В.В. Лебедев, В.А. Лесниченко, Ю.М. Лозыченко, Ф.И. Бардышев, В.И. Бирюлев, С.М. Ганин, Е.М. Гришин, А.Е. Каплюк, В.В. Колногоров, М.Ф. Кужим, Г.В. Галли и др.
В 1979 г. произошла смена председателя секции. Вместо одного из ее организаторов И.Я. Шатобы, председателем назначен д.т.н., проф. В.В. Шкварцов, а ученым секретарем – О.П. Мухин. Шире стали рассматриваться вопросы истории космонавтики. Так, 1 июня 1979 г. во время научной конференции «50-летие газодинамической лаборатории» секция взяла шефство над музеем ГДЛ (открыт в апреле 1973 г.) в подготовке новой расширенной экспозиции, которая была открыта 29 мая 1982 г. летчиком-космонавтом СССР Н.Н. Рукавишниковым в Иоанновском равелине Петропавловской крепости.
23 сентября 1982 г. в Большом конференц-зале Ленинградских учреждений АН СССР прошло торжественное заседание, посвященное 25-летию космической эры. Присутствовало 6 космонавтов соцстран (ГДР, ПНР, ВНР, СВР, МНР, СРР), летчик-космонавт СССР Г.М. Гречко, отечественные и зарубежные коллеги. С докладами выступили В.В. Шкварцов, Б.В. Раушенбах, В.И. Лавренец, И.А. Меркулов, летчики-космонавты.
31 мая 1983 г. инициативная группа секции провела собрание в Доме ДОСААФ, на котором избран Ленинградский комитет Федерации космонавтики СССР и образована новая секция «История космонавтики», заседания которой проводятся при музее ГДЛ.
25 марта 1981 г. в Гатчинском Доме культуры проведена научно-практическая конференция по теме «Гатчина – колыбель русской военной авиации». С докладами выступили В.И. Николаев, Д.Н. Поляков, И.А. Натурин и родственники первых авиаторов О.Г. Горшков, Е.В. Королева (г. Киев), В.А. Мороко.
Календарь юбилейных и памятных дат по истории авиации и космонавтики составляли И.Я. Шатоба, И.А. Натурин, В.Н. Фитцев, Г.П. Чесноков, В.В. Лебедев.
С 1984 г. члены секции оказывали помощь и консультации съемочным группам «Леннаучфильма», телевизионным каналам в работе над документальными фильмами: «Летать завещали России», «К созвездию мира», «Моя крылатая Россия», «Все выше и выше», «Грозное небо великой войны» и др.
1 марта 1985 г. в ДКиТ им. Капранова проведено собрание и организована фотовыставка, посвященные 100-летию Русского военного воздухоплавания и Воздухоплавательного парка и открытие мемориальной памятной доски на здании бывшей Офицерской воздухоплавательной школы (военно-учебного и научного центра России). Там же 27 февраля 1987 г. к столетию со дня рождения русского летчика П.Н. Нестерова открыта мемориальная доска.
15 октября 1986 г. по решению ЛО СНО ИЕТ прошла реорганизация секции. Председателем рекомендован Герой Советского Союза генерал-полковник в отставке, морской летчик С.А. Гуляев, ученым секретарем к.т.н. В.П. Иванов и заместителями П.П. Рябошапка, В.Н. Фитцев, А.И. Беляков.
12 мая 1987 г. состоялось выездное заседание в Политехническом институте, посвященное Н.Н. Поликарпову, на котором выступили с докладами Н.П. Гербылева, В.П. Иванов, с воспоминаниями – дочь М.Н. Поликарпова. Решением собрания рекомендовано установление мемориальных досок студентам и выпускникам ЛПИ – известным отечественным авиаконструкторам И.И. Сикорскому, Н.Н. Поликарпову, О.К. Антонову, Г.М. Бериеву, П.Д. Грушину, С.П. Изотову.
В Академии ГА проходили выездные заседания, посвященные юбилейным событиям авиапредприятия «Пулково» и ВАУ – Академии ГА, 100-летиям со дня рождения А.Н. Туполева (22 ноября 1988 г.), И.И. Сикорского (2 июня 1989 г.), Н.Н. Поликарпова (25 мая 1992 г.), бывшего командующего ВВС и начальника ВАУ ГВФ А.А. Новикова (11 ноября 2000 г.). Сотрудником Академии ГА В.Н. Фитцевым организованы выставки личных коллекций по литературе, значкам, открыткам, календарям, конвертам, маркам, медалям, буклетам авиационной тематики. 30 мая 1991 г. проведена встреча с членами исследовательской группы из Великобритании по изучению русской и советской авиации. Для данного мероприятия в Академии ГА организована выставка моделей самолетов периода Второй мировой войны из коллекции А.А. Гармашева и А.А. Смирнова.
Проходили выездные заседания секции и научные конференции в ЛИАП (ГУАП), на которых выступали преподаватели ВУЗа и члены секции. Студенты ГУАП посещали авиагарнизон в пос. Сиверском.
На заседаниях по авиакосмической медицине в Военно-медицинской Академии с докладами выступали Г.И. Гуревич, И.А. Колосов, В.И. Копанев, С.И. Лустин и один из первых авиационных врачей А.А. Сергеев.
В Военно-морской Академии совместно с Советом ветеранов авиации ВМФ в военно-исторических конференциях по созданию, развитию морской авиации с основными докладами выступали В.И. Раков, С.А. Гуляев, В.И. Минаков, Н.М. Лаврентьев, В.Т. Мельников, М.А. Суханов. 21 апреля 1998 г. на авиационном отделении ВМА открыли музей Морской авиации ВМФ России (сбор материалов осуществляли Т.С. Солодкий, А.И. Беляков).
Члены секции принимали активное участие в проведении юбилейных мероприятий: 60 лет ВИКУ и Университета аэрокосмического приборостроения (2001 г.), организованных на базе расформированного в марте 1941 г. Ленинградского института инженеров ГВФ; 45 лет ВАУ-Академии ГА (2000 г.), памяти ушедших из жизни конструкторов и ветеранов города на Неве.
На научных конференциях ЛО (СПбО) ИИЕТ АН СССР (РАН) и международных симпозиумах по истории авиации и космонавтики выступали с докладами и сообщениями:
1) По истории воздухоплавания, дирижаблестроения – А.Г. Воробьев, Ф.Ф. Ассберг, Е.Е. Чертовской, Д.Н. Поляков, Б.Г. Броуде, В.В. Филиппов, В.И. Бирюлев, Ю.Г. Еремин, В.А. Лесниченко, Г.И. Опарин, В.Н. Фитцев, В.В. Король, Б.М. Шолохов, Ю.М. Лозыченко, Г.Т. Черненко, П.Т. Донцов;
2) По истории конструкции летательных аппаратов – А.Г. Бедункович, В.И. Дудаков, В.Я. Крылов, В.Л. Корвин, А.С. Москалев, И.В. Четвериков, Д.Н. Поляков, И.Я. Шатоба, А.А. Кудинов, Г.Н. Копылов, А.Я. Флейшман, Ю.С. Баканов, Т.С. Солодкий, В.П. Иванов, В.Н. Фитцев, Г.П. Чесноков, Г.Ф. Петров, А.В. Иванов, В.М. Коротеев, А.Е. Каплюк, С.М. Ганин, Е.М. Гришин, В.В. Лебедев, М.Ф. Кужим, Г.В. Галли;
3) По истории конструкции двигателей – М.Л. Гофман, И.И. Кулагин, А.А. Куландин, В.Т. Шахвердов, Н.Я. Шатоба, Н.А. Шерлыгин, В.Н. Фитцев, Г..П. Чесноков, В.П. Иванов, А.В. Иванов, С.М. Ганин;
4) По истории спецоборудования летательных аппаратов – Г.П. Астафьев, А.Н. Синяков, М.Е. Тихомиров;
5) По истории гражданской авиации – Ф.Я. Спасский, С.Н. Подкаминер, А.Л. Фрайман, А.А. Кудинов, П.В. Олянюк, В.Н. Фитцев, В.Г. Даев, А.В.Иванов, Н.М. Сафронова, М.Ф. Кужим;
6) По истории гидроавиации, корабельной авиации, экранопланов – Н.И. Белавин, А.И. Беляков, С.М. Ганин, А.Б. Морин, Т.С. Солодкий, В.А. Лесниченко, Г.Ф. Петров;
7) По истории создания аэроклуба, спецшкол ВВС, учебных авиакосмических заведений – И.Я. Шатоба, Г.Ф. Попов, Ф.И. Бардышев, В.Н. Фитцев, М.Е. Тихомиров, В.В. Лебедев, Н.М. Сафронова, В.В. Король;
8) По истории боевых операций авиации ВВС и ВМФ – С.А. Гуляев, П.А. Покрышев, Е.П. Федоров, В.И. Минаков, В.Т. Мельников, А.П. Папчинский, Г.П. Чесноков, Т.С. Солодкий и др.;
9) По истории авиационного вооружения – Г.А. Тарутин, А.В. Иванов;
10) По истории парашютизма – К.Ф. Кайтанов, Г.Т. Черненко;
11) По истории космонавтики и ракетной техники – В.С. Соколов, В.В. Шкварцов, А.Л. Кемурджиан, П.П. Рябошапка, О.П. Мухин, Л.А. Овчинников, В.Н. Куприянов, В.А. Ефимов, В.В. Лебедев, Т.В. Прыгичев.
С 1992 г. (Мосаэрошоу-92) в подмосковном г. Жуковском на территории аэродрома летно-исследовательского института (ЛИИ им. М.М. Громова) проходят международные авиационно-космические салоны (с 1993 г. – МАКС) – правопреемник первых в России авиационных недель на Коломяжском ипподроме (8-15 мая 1910 г.), Всероссийского праздника воздухоплавания на Комендантском аэродроме (21 сентября – 14 октября 1910 г.) и Всероссийского воздухоплавательного съезда в Михайловском Манеже Санкт-Петербурга (25-30 апреля 1911 г.). С отчётами, личными впечатлениями и печатными новинками выступали постоянные участники МАКС – В.Н. Фитцев, Г.Ф. Петров, С.М. Ганин, В.В. Лебедев.
В дальнейшем члены нашей секции смогли побывать и поучаствовать в работе и других, в т.ч. зарубежных аэрокосмических выставках, это: Ле Бурже (Франция), Фарнборо (Великобритания), “АвиаСвит” (Украина), Гидроавиасалон (Геленджик, Россия).
На читательских конференциях по книгам авиационной тематики факты неточности, искажения истории отмечались в выступлениях К.Н. Затонского, Д.Н. Полякова, И.Я. Шатобы, И.А. Натурина, В.Н. Фитцева, В.П. Иванова, А.В. Иванова, Г.Ф. Петрова, Г.П. Чеснокова.
После ухода из жизни С.А. Гуляева председателем секции стал к.т.н. А.И. Беляков, а общее руководство и контроль за работой практически со дня основания осуществлял Виктор Николаевич Сокольский (г. Москва), благодаря которому в городе на Неве побывали многие известные деятели авиации и космонавтики. Необходимо также отметить вклад Ирины Васильевны Баландиной по организации мероприятий работы секции истории авиации и космонавтики.
С февраля 2005 г. Председателем С.-Петербургского филиала секции ИАиК избран В.В. Лебедев.
***
За период существования секции написаны и изданы воспоминания и исследования о жизни:
- А.Ф. Можайского (В.Я. Крылов)
- К.Э. Циолковского, Г.Е. Котельникова (Г.Т. Черненко)
- Н.А. Рынина (Б.Ф. Тарасов)
- И.И. Сикорского (Е.М. Гришин)
- Н.Н. Поликарпова (В.П. Иванов)
- У. Нобиле, «Воздухоплавательные аппараты» (Б.Г. Броуде)
- «В небе Ленинграда» (А.А. Новиков)
- «В авиации – моя жизнь» (В.И. Раков)
- «Балтийские соколы» и другие (В.И. Минаков)
- «Авиация Российского флота» в 2-х томах (Н.М. Лаврентьев и др.)
- «Миллион километров», «Очерки блокадного Ленинграда (В.Г. Даев)
- «Повесть о парашюте», «Под куполом парашюта» (К.Ф. Кайтанов)
- «Воздухоплаватели» (В.В. Филиппов)
- «Воздушные путешествия», «С.Петербург, подаривший крылья России» (А.И. Беляков)
- «В небе России», «Крылья Петербурга» и др. (В.В. Король)
- «Очерки истории Академии ГА» (П.В. Олянюк, В.Н. Фитцев и др.)
- «Летающие корабли», «Экранопланы» (Н.И. Белавин)
- «Самолет и подводная лодка» (В.А. Лесниченко)
- «Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999», «Крылатые пленники России» (Г.Ф. Петров)
- «Отечественные бомбардировщики 1945-2000» в 2-х томах (С.М. Ганин и др.)
- «Космическая летопись» (В.Н. Куприянов, В.В. Лебедев, Т.В. Прыгичев).
…И другие издания и публикации, которые вы найдёте на авторских страницах наших членов.
Председатель Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН