История Комиссии воздухоплавания Русского географического общества

Историческая справка

Комиссия воздухоплавания Русского географического общества (РГО) была образована в 1956 году. Это было закономерное решение в те годы, т.к. после окончания Великой Отечественной войны страна начала восстанавливать свою разрушенную войной экономику и развиваться дальше, осваивать новые территории, ставя перед собой титанические задачи, решение которых порой было по силам только новой технике. Несмотря на то, что воздухоплавание в России начало активно развиваться с конца XIX века, большими успехами к середине ХХ века, в отличие от передовых держав (Германия, США, Великобритания) в области воздухоплавания тех лет, наша страна похвастаться не могла. Хотя и в её истории воздухоплавания было немало легендарных страниц, ставших в один ряд с мировыми достижениями в области строительства и эксплуатации аппаратов легче воздуха.

Однако главным тормозом в развитии отечественного воздухоплавания стали не столько прокатившиеся по миру и ставшие знаковыми катастрофы знаменитых дирижаблей в конце 1930-х годов, в т.ч. отечественного дирижабля В-6 “Осоавиахим”, сколько слепая вера в возможности авиационной техники на фоне её бурного прогресса и, как ни горько сознавать, прямое противодействие авиационных конструкторов в борьбе за экономические ресурсы государства.

Тем ни менее, цели и задачи, которые начали вставать перед государством после войны в освоении новых земель, геологоразведке, гигантских стройках, прокладывании новых транспортных маршрутов, заставили вспомнить возможности воздухоплавания.

Так, ещё 14 июня 1951 г. Технический совет Главсевморпути рекомендовал использовать для освоения Арктики дирижабли, как весьма нужный и надёжный транспорт. А спустя пять лет Технический совет Аэрофлота, рассмотрев письмо Ф.Ф. Ассберга на имя первого заместителя Совета Министров СССР А.И. Микояна, также признал необходимость строительства дирижаблей.

21 мая 1956 г. вопрос о строительстве дирижаблей поднимался на экономической секции Ученого совета НИИ ГВФ, принявшего положительное решение. Осенью 1956 г. аналогичное совещание состоялось и в Госплане СССР. Вопросы дирижаблестроения обсуждались также в ЦАГИ, ВВС и некоторых других организациях.

Таким образом, вопрос нового становления и развития воздухоплавания и дирижаблестроения в нашей стране стал насущной задачей в те годы. Поэтому именно в это время в общественных массах появился новый виток интереса к воздухоплаванию, которые стали группироваться впоследствии в общественные конструкторские бюро воздухоплавания. А главной движущей силой этого движения стала сначала Подкомиссия, а затем Комиссия воздухоплавания Советского (ныне – Русского) географического общества, созданная по инициативе одного из принципиальных отечественных приверженцев воздухоплавания, ставшего ещё в 1930-х годах первым в мире профессором воздухоплавания – А.Г. Воробъёва. Он стал в 1956 г. и первым председателем Комиссии воздухоплавания Географического общества.

В 1958 г. А.Г. Воробъёв также выступил инициатором создания и стал первым председателем Секции “История авиации и воздухоплавания” Ленинградского отделения Советского национального объединения историков естествознания и техники (СНО ИЕТ) при АН СССР. Ныне это Секция Истории авиации и космонавтики С.-Петербургского отделения Российского Национального комитета по истории и философии науки и техники Российской Академии наук (НК ИФНТ РАН).

Одним из главных достижений за годы существования Комиссия воздухоплавания, помимо создания многочисленных проектов дирижаблей, в т.ч. и атомных, стала работа над 4-хтомным Технико-экономическим обоснованием развития воздухоплавания и дирижаблестроения в нашей стране, поддержанным Советом министров СССР.

В результате, за прошедший период Комиссия стала в стране авторитетным историко-техническим общественным объединением в области воздухоплавания. С момента своего образования и до настоящего времени Комиссия воздухоплавания РГО была и есть единственное общественное объединение, где планомерно обсуждаются вопросы истории и практического применения воздухоплавания во всех его проявлениях.

Однако, в 1990-е годы, в период потери государством идеологического стержня и поиска себя в новых рыночных условиях, Комиссия воздухоплавания, как и вся страна, переживала трудные времена. Многие ринулись зарабатывать капиталы, забыв про научно-технический прогресс. И, несмотря на то, что в стране появились первые тепловые аэростаты и воздушные шары, а в прессе вновь развернулась дискуссия о необходимости возрождения дирижаблестроения, в Комиссию прекратился приток новых людей, молодых и талантливых ребят, которые смогли бы дать свежее дыхание развитию такому перспективному транспорту, как воздухоплавание. Однако, несмотря на то, что этого не произошло, Комиссии воздухоплавания удалось продержаться в эти годы и не погибнуть, как многим другим общественным объединениям в стране.

Это стало возможным благодаря тому, что Комиссией руководили известнейшие и авторитетные личности страны, энтузиасты воздухоплавания. На переломном рубеже ХХ-XXI веков председателями Комиссии воздухоплавания РГО были: Ю.П. Калюжин, В.А. Лесниченко, Г.И. Опарин.

Последний – Геннадий Иванович Опарин, был мастером спорта международного класса, авторитетным в стране и в мире воздухоплавателем (член королевского клуба пилотов воздухоплавателей BBAC, член международной ассоциации AIRSHIP и др.). Но его безвременный уход из жизни 10 июня 2009 г. вновь оставил Комиссию воздухоплавания без руководителя и идейного вдохновителя своей работы. И снова вся тяжесть поддержания жизнедеятельности Комиссии легла на плечи её многолетнего учёного секретаря – Юрия Григорьевича Ерёмина, бывшего во все годы работы Комиссии главным связующим звеном её существования. Однако, практически полностью потеряв в последние годы зрение и частично слух, Ю.Г. Ерёмин уже не мог тащить на себя большую организационную ношу работы Комиссии воздухоплавания РГО.

Во избежание утраты для страны старейшего и авторитетного сообщества воздухоплавателей, С.-Петербургская Секция Истории авиации и космонавтики НК ИФНТ РАН, руководителем которой с 2005 г. является Виталий Владиславович Лебедев, выступила с инициативой продолжения существования и работы Комиссии воздухоплавания РГО – как координирующего органа в стране в области истории воздухоплавания, разработки концепции развития и практического применения аэростатических летательных аппаратов.

В результате, 10 февраля 2010 г. в Малом зале РГО (пер. Гривцова, д.10) состоялось совместное заседание Секции истории авиации и космонавтики СПбРАН и Комиссии воздухоплавания РГО, на котором присутствовало более 60 человек.

На этом заседании, ставшим очередным заседанием Комиссии воздухоплавания РГО, было положено начало новому этапу её развития. Новым руководителем Комиссии воздухоплавания РГО был единогласно избран В.В. Лебедев, который в своём выступлении рассказал собравшимся о целях и задачах Комиссии воздухоплавания РГО в новых условиях.

За прошедший после этого период Комиссия воздухоплавания РГО возобновила свою постоянную активную деятельность в Географическом обществе и стала инициатором многих проектов его работы, многие из которых выполняются на постоянной основе. А именно привлечение внимания и популяризация возможностей аэростатических летательных аппаратов. В рамках этой работы Комиссия воздухоплавания РГО проводит тематические выставки и вечера, стала соорганизатором международных конференций и выставок по теме воздухоплавания на борту легендарного ледокола “Красин”, приняла участие в международной выставке воздухоплавания и малой авиации «ИнтерАэроКом-2010» в ЛенЭКСПО, в традиционных пусках моделей ракет у Петропавловской крепости в честь Дня космонавтики и т.д.

Для практической реализации своих идей в области воздухоплавания Комиссией было создано Техническое бюро, которое призвано продолжить дело ЛОКБД (Ленинградского общественного конструкторского бюро дирижаблестроения). Первой разработкой нового конструкторского объединения стал проект уникального аэростата, позволяющего сохранять своё положение по высоте в точке привязки, несмотря на большие и разнонаправленные ветровые нагрузки.

Развёрнутая ныне Комиссией воздухоплавания РГО работа уже позволила привлечь к себе много новых людей, и в её составе даже появились корпоративные члены, что даёт Комиссии сегодня более широкие возможности для развития своей деятельности во имя своей основной цели – развития воздухоплавания в нашем Отечестве.

В.В. ЛебедевРуководитель Комиссии воздухоплавания Русского географического общества

Лебедев Виталий Владиславович

В закладки: постоянная ссылка.


Понравилась статья? Поделись ссылкой с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *