Встречаем август авиационный

В этом 2023-м году 12 августа мы в 25-й раз отметим День Военно-воздушных сил России. Впервые он праздновался в Российской Федерации 12 августа 1998 года.

Эта памятная дата стала отмечаться в соответствии с Указами Президента РФ: Б.Н. Ельцина – от 29 августа 1997 года № 949 «Об установлении Дня Военно-воздушных сил», и закреплена (подтверждена) В.В. Путиным – от 31 мая 2006 года № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых Силах Российской Федерации». То есть, переводя с бюрократического языка на русский: 12 августа – это действующий в настоящее время профессиональный праздник военных авиаторов РФ.

Почему же в новой России был выбран именно этот день?

Дело в том, что восстанавливая незыблемую связь постсоветской России с её дореволюционной историей, мы должны были вернуться и в принятую ещё в те времена систему координат, продолжая её вековые традиции. Однако, это не всегда оказалось возможным, так как главный праздник русских авиаторов тех лет – Ильин день, отмечавшийся 2 августа (20 июля – по старому стилю) ныне принадлежит Воздушно-десантным войскам (ВДВ), согласно вышеупомянутому Указу Президента № 549.

Тяжёлый бомбардировщик Farman Goliaph FG-62 (F.62 Goliaph) из состава 11-й авиабригады, дислоцировавшейся в Воронеже в 1931 г.

Тяжёлый бомбардировщик Farman Goliaph FG-62 (F.62 Goliaph) из состава 11-й авиабригады, дислоцировавшейся в Воронеже в 1931 г.

NB Для целей десантирования выбрали самолёт ФГ-62 из 3-го отряда 59-й эскадрильи. Под этим обозначением в нашей стране эксплуатировался французский двухмоторный деревянный бомбардировщик-биплан Фарман F.62 «Голиаф». Из четырёх купленных машин этого типа к описанному времени остались три. Все они базировались в Воронеже и использовались там как учебные при подготовке экипажей для только что поступивших отечественных бомбардировщиков ТБ-1. Применяли ФГ-62 и для других вспомогательных целей. …«Фарман-Голиаф» был очень удобен для парашютных прыжков. Скорость он имел небольшую, а дверь с правой стороны фюзеляжа давала возможность удобно покидать самолёт». [1]

Считается, что в этот день, 2 августа 1930 года на учениях Московского военного округа у хутора Клочково, под Воронежем, с самолётов ФГ-62 (Farman Goliaph FG-62) впервые было десантировано на парашютах десантное подразделение в количестве 12 человек во главе с легендарным советским парашютистом Леонидом Григорьевичем Миновым (1898-1978). Для выполнения их тактической задачи с самолётов Р-1 им также на парашютах были сброшены пулемёты, винтовки и боеприпасы. Следом была выброшена группа парашютистов во главе с Яковом Давидовичем Мошковским (1905-1939) – одним из первых советских парашютистов, участником первого в мире парашютного десанта и впоследствии первого начальника Центрального аэроклуба в Москве.

Группа из 12-ти человек первого массового парашютного десанта в СССР с парашютами фирмы «Ирвин» (США) у самолёта ФГ-62, г. Воронеж, 26 июля 1930 г.

Группа из 12-ти человек первого массового парашютного десанта в СССР с парашютами фирмы «Ирвин» (США) у самолёта ФГ-62, г. Воронеж, 26 июля 1930 г.

Участники первого массового парашютного десанта в СССР в Воронеже, 28 июля 1930 г.

Участники первого массового парашютного десанта в СССР в Воронеже, 28 июля 1930 г.

Однако факты говорят о другом: Данный десант состоялся не 2-го, а 12 августа 1930 года [Котельников В.Р. Красный десант: советские воздушно-десантные войска в предвоенный период 1930-1941. – М.: Русские Витязи, 2014 г. С.20]. То есть, по сути, именно в этом году и в этот день мы должны отмечать 85-летие этого события, знакового в истории ВДВ… Но, как вы уже знаете, в прошедший день 2 августа День ВДВ никто в средствах массовой информации об этом не объявил.

Разгадка, по-видимому, заключается в архивах и в сборниках «Хроника Аэрофлота» [авт. Ерёмин С.К.: Ч.1 (1959-1961 гг.). – М., 1962, с.106 и Ч.4 (1967-1970 гг.). – М., 1974, С.130], в которых утверждается, что эти 12 человек вообще прыгнули 26 июля 1930 года (См. фото выше), тем самым положив начало развитию массового парашютного спорта в СССР. То есть даже не ВДВ.

Хотя Банк России думает иначе:

Набор серебряных рублей Банка России, посвящённый ВДВ. Выпуск произведён 1 марта 2006 г. Тираж каждой монеты – 10 тыс. экземпляров. Это второй выпуск серии памятных монет «Вооружённые Силы Российской Федерации», начатой в 2005 году с увековечивания в серебре подразделений морской пехоты.

Набор серебряных рублей Банка России, посвящённый ВДВ. Выпуск произведён 1 марта 2006 г. Тираж каждой монеты – 10 тыс. экземпляров. Это второй выпуск серии памятных монет «Вооружённые Силы Российской Федерации», начатой в 2005 году с увековечивания в серебре подразделений морской пехоты.

Реверс (слева) и аверс (справа) монеты с изображением высадки воздушного десанта. В контуре аэроплана явно узнаётся ФГ-62. Над рисунком работали художник С.А. Корнилов и скульптор И.С. Комшилов.

Реверс (слева) и аверс (справа) монеты с изображением высадки воздушного десанта. В контуре аэроплана явно узнаётся ФГ-62. Над рисунком работали художник С.А. Корнилов и скульптор И.С. Комшилов.

NB В описании монеты указано, что: Выбор рисунка не случаен. Именно в начале тридцатых годов прошлого столетия произошло зарождение этого рода войск, когда 2 августа 1930 года парашютное подразделение произвело высадку на парашютах под Воронежем в рамках войсковых учений. Этот день и поныне отмечается, как «День ВДВ».

Но если говорить начистоту об истории отечественных ВДВ, то первый в мире крупный воздушный десант, хоть и не парашютным, а посадочным способом был высажен 3 сентября 1930 года на учениях Ленинградского военного округа. Высадка осуществлялась на специально построенную площадку у станции Сиверская, зашифрованной как «точка С». С самого утра 3 сентября на это импровизированное лётное поле садились десять ТБ-1 и семь ЮГ-1, каждый из которых совершил по несколько рейсов. Всего по воздуху в Сиверскую перебросили 151 десантника, 19 автомобилей, 12 мотоциклов с колясками и семь без колясок, 41 велосипед, десять ДРП (динамо-реактивных пушек) со 140 снарядами. И ещё много другого разного военного имущества. После чего началась “борьба” за плацдарм.

Вариант подвески грузов под бомбардировщиком ТБ-1 на платформе Г-51 конструкции П.И. Гроховского, рассчитанной на полезную нагрузку до 1000 кг, 1932 г. (РГВА)

Вариант подвески грузов под бомбардировщиком ТБ-1 на платформе Г-51 конструкции П.И. Гроховского, рассчитанной на полезную нагрузку до 1000 кг, 1932 г. (РГВА)

На основании полученного опыта, в соответствии с Директивой от 18 марта 1931 года №1/013295 в Рабоче-Крестьянской Красной Армии был создан 1-й Опытный воздухо-десантный отряд, которому на летний период 1931 года предписывалось базироваться в Красногвардейском лагере [2]. Таким образом, Гатчину по праву можно считать родиной ВДВ!

Ну, а при чём здесь тогда 2 августа – День Святого Ильи Пророка и ВДВ?

Да, по большому счёту не причём… Дело в том, что когда в 1990-х годах мы стали официально возвращаться к Богу, то каждый уважающий себя род войск решил “обзавестись” своим покровителем, порой не взирая на исторические причины. Так, например, покровительницей Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), образованных 17 декабря 1959 года считается Великомученица Варвара. В этот день – 17 декабря, Русская Православная Церковь торжественно чтит память святой древнехристианской великомученицы Святой Варва́ры Илиопольской, которая почитается как защитница от внезапной и насильственной смерти.

Номер газеты «Городок 10» (№ 11 (152), ноябрь 2012 г.), издаваемой подворьем Святейшего патриарха Московского и Всея Руси в ЗАТО «Власиха».

Номер газеты «Городок 10» (№ 11 (152), ноябрь 2012 г.), издаваемой подворьем Святейшего патриарха Московского и Всея Руси в ЗАТО «Власиха».

Со времён Петра I, с 1698 года небесным покровителем Военно-Морского Флота России считается святой апостол Андрей Первозванный.

А вот когда, в 1990-х (или в 1970-х) годах ВДВ впервые стала отмечать свой памятный воинский день рождения именно в день Святого Илии неизвестно, кроме известного Указа № 549 от 31 мая 2006 года.

Но, что доподлинно известно, так это то, что с конца XIX века 20 июля (по старому календарю), или ныне – 2 августа, день Святого Илии пророка («Ильин день»), всегда считался праздником российских воздухоплавателей, а затем и авиаторов.

Подъём воздушного шара «Генерал Ванновский» в Ильин день перед церковью Св. Илии Пророка в Учебном Воздухоплавательном Парке, С.-Петербург.

Подъём воздушного шара «Генерал Ванновский» в Ильин день перед церковью Св. Илии Пророка в Учебном Воздухоплавательном Парке, С.-Петербург.

«Грозный святой» Илья, по преданию вознёсшийся на небеса в огненной колеснице, в славянской народной традиции был повелителем грома, небесного огня, дождя, покровителем урожая и плодородия. Поэтому с просьбой считать его святым покровителем и защитником аэронавтов в 1899 году обратился в Священный синод начальник Учебного воздухоплавательного парка (УВП) Александр Матвеевич Кованько (1856-1919). В честь Ильи пророка в Санкт-Петербурге, на Волковом поле заложили храм во имя Святого Пророка Божия Илии, а праздник православной церкви Ильин день стал тогда «профессиональным» праздником наших воздухоплавателей, а затем и официальным днём русской военной авиации.

4 апреля 1899 года эту деревянную церковь во имя Св. Илии, построенную на территории УВП, освятили, и она стала первым в нарождающемся Военном Воздушном флоте России храмом российских воинов-покорителей Пятого океана. Но история его, к сожалению, оказалась недолгой: В 1926 году большевики снесли этот храм-памятник, и на многие годы эта историческая территория осталась без Бога, а наши крылатые воины без небесного защитника.

В 2009 году 2-го августа при активном участии санкт-петербургской Секции истории авиации РАН, созданной ею Инициативной группой «Воздухоплавательный парк» был произведён первый в постсоветское время молебен, на месте уничтоженной церкви. А 8-го ноября этого года на её месте ими был установлен Поклонный Крест, в надежде, что когда-нибудь этот исторический храм будет восстановлен. Однако, несмотря на то, что крест в этот день был освящён, он не вошёл в официальный реестр поклонных крестов санкт-петербургской епархии. Поэтому когда в 2022 году с этой территории окончательно ушло Министерство обороны, и пришли строители, то защитить это святое место от посягательств современных Иванов, не помнящих родства, уже не было не кому… Забор воинской части сменился на строительный забор развязки Восточного скоростного диаметра.

Председатель петербургской  Секции истории авиации и космонавтики В.В. Лебедев (слева) и Руководитель Музея развития воз­духоплавания им. А.М. Кованько 6 ОА ВВС и ПВО Ю.М. Лозыченко (справа) перед торжественным молебном на месте будущего поклонного Креста, где в 1899-1926 гг. располагалась церковь Св. пророка Илии. Крест здесь будет установлен и освящён 8 ноября 2009 г., накануне Дня памяти павших в Первой Мировой войне. Фото из архива В.В. Лебедева.

Председатель петербургской  Секции истории авиации и космонавтики В.В. Лебедев (слева) и Руководитель Музея развития воз­духоплавания им. А.М. Кованько 6 ОА ВВС и ПВО Ю.М. Лозыченко (справа) перед торжественным молебном на месте будущего поклонного Креста, где в 1899-1926 гг. располагалась церковь Св. пророка Илии. Крест здесь будет установлен и освящён 8 ноября 2009 г., накануне Дня памяти павших в Первой Мировой войне. Фото из архива В.В. Лебедева.

В результате всех этих пертурбаций истории в настоящее время Святой Пророк Илия является святым покровителем не только Воздушно-космических, но и Воздушно-десантных сил. Причём это не единственный такой пример. Так, несмотря на то, что святым покровителем Вооружённых сил (ВС) и Сухопутных сил РФ является Св. Великомученик Георгий Победоносец, у ВС РФ есть свой отдельный покровитель – Архангел Михаил, а у Сухопутных сил РФ и Морской пехоты ВМФ РФ – Святой Благоверный князь Александр Невский.

Причём 26 сентября 2005 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и командующий 37-й воздушной армией Верховного главного командования генерал-лейтенант Игорь Иванович Хворов торжественно внесли икону святого праведного воина Феодора Ушакова с частицей его мощей в часовню-памятник во имя Святого Пророка Божия Илии при штабе Дальней авиации ВВС России. Обращаясь к воинам-авиаторам Патриарх сказал: «Адмирал Ф. Ушаков станет молитвенником за вас, совершающих свой ответственный путь служения Отечеству в дальней авиации». То есть у наших небесных «стратегов» также появился свой покровитель, а значит и свой день почитания.

В результате, стройная система государственных, военных и профессиональных праздников в стране в головах её подданных никак не придёт в устойчивое состояние.

Тем ни менее, руководствуясь желанием не только систематизировать, но и дать военным авиаторам России всё же свой профессиональный праздник, по их настойчивым просьбам и было решено выбрать именно 12 августа. В этот день, 30 июля (по старому стилю) в 1912 году Военный министр, генерал от кавалерии В.А. Сухомлинов (при одобрении Николая II) подписал приказ № 397, по которому все вопросы воздухоплавания и авиации передавались в ведение воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба, возглавляемой генерал-майором М.И. Шишкевичем. Таким образом, авиация официально была признана в качестве самостоятельной «Авиационной службы», выполнявшей в войсках задачи разведки и связи, независимо от Воздухоплавательной службы. В результате, был создан новый род вооружённых сил – Военно-воздушные силы Российской империи – Императорский военно-воздушный флот. Правда, всё же, не полностью самостоятельным родом, так как воздушный флот оставался в оперативном подчинении сухопутных войск. Это, кстати, стало одной из причин созыва весной и летом 1917 года Авиационных съездов, сначала солдатского, а затем и общего, с участием офицеров.

На съездах было рекомендовано отмечать День Воздушного флота 2 августа, в День пророка Илии. Но большевики, будучи «воинствующими атеистами», придя к власти, выступили против этой даты. Поэтому в 1920-е годы «День авиации» стали отмечать в июле, чаще всего приурочивая его ко Дню взятия Бастилии, то есть к 14 июля, который стал Днём Красной авиации.

Тем ни менее, все прекрасно понимали, что: Где авиация, а где Бастилия?.. К тому же к этому времени многие авиационные части находились на учениях, вне расположения мест своего постоянного базирования, поэтому как следует отпраздновать, и провести смотр итогов летней подготовки в полной мере не представлялось возможным. Вследствие чего, в 1933 году к 15-летию существования Красного воздушного флота и 10-й годовщины Осоавиахима 28 апреля СНК СССР выпустил Постановление № 859 «О праздновании дня воздушного флота Союза ССР», в котором говорилось: «В честь выдающихся достижений учёных, авиаконструкторов, работников авиапромышленности, лётного и технического состава ВВС в деле укрепления обороноспособности Советского государства Совет народных комиссаров СССР постановляет: Проводить ежегодно 18 августа празднование дня воздушного флота Союза ССР (дня авиации)».

Это и стало на долгие годы отсчётом основного авиационного праздника страны. В этот день, 18 августа 1933 года, на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе (г. Москва) состоялся главный Авиационный праздник (парад) страны. Свои праздники по-меньше провели и на местах, в различных городах и весях нашей большой страны.

Однако откуда же взялась эта магическая дата – 18 августа?

Воздушный флот СССРДело в том, что с 1933 по 1940 годы страна работала по шестидневной рабочей неделе, и третий выходной последнего летнего месяца всегда попадал на 18 августа, при этом это мог быть любой день недели. Затем началась Великая Отечественная война, и было не до праздников.

В победном 1945-и мелькнул луч надежды, несмотря на то, что в этом году 3-е воскресенье августа выпало на 19-е число. Но праздник сначала отменили по метеоусловиям, а затем из-за вступления СССР в войну против Японии. Но в 1946 году главный Авиационный праздник страны наконец-то состоялся на Тушинском аэродроме в Москве именно 18 августа. И казалось, традиционный календарь праздников вернулся в наш дом. Но не тут-то было: По 1959-й год включительно главные авиационные торжества проходили бессистемно, в разные дни и даже в разные месяцы. Это мог быть не только август, но и июль, и даже – июнь.

В 1960 году решили вернуться к изначально обозначенной дате проведения Дня Воздушного Флота – 18 августа. Хотя исключения опять же не заставили себя долго ждать: В 1961 и в 1967 годах праздники, как «Дни Авиации» были проведены хоть и в воскресенье, но 9 июля (!). В остальные года праздник отмечался чётко 18 августа, хотя собственно воскресный день на эту дату пришёлся лишь в 1963 и 1968 годах.

Поэтому для приведения этой праздничной “вакханалии” в какое-то системное русло 30 ноября 1971 года Указом Верховного Совета СССР «О праздновании «Дня Воздушного Флота СССР», устанавливалось ежегодное празднование Дня Воздушного Флота СССР именно в третье воскресенье августа.

При этом, в 1976-м году 3-е Вс. выпало на 15 августа, и главные авиационные торжества страны в честь Дня авиации впервые прошли не в Москве, а в столице Украинской ССР, в Киеве, где с 25 июля по 8 августа состоялся VIII Чемпионат мира по высшему пилотажу. После чего главной ареной торжеств вновь стало Тушинское поле г. Москвы. Так продолжалось до тех пор, пока не закончил своё существование сам Советский Союз, и мы снова встали на перепутье: Какую систему координат принять.

Поэтому попытка государства дать военным авиаторам свой профессиональный праздник 12 августа понятна, так как гражданские авиаторы ещё с 1979 года отмечают «День Аэрофлота», ныне – День рождения Гражданской авиации, которой в этом году исполнилось 100 лет.

Но, всё же, статус чисто профессионального праздника ниже, и не всегда по нему проводятся всенародные торжества, если это не круглый юбилей. Поэтому основные праздничные мероприятия и авиационные праздники, посвящённые этому памятному дню (Дню ВВС/ВКС), продолжают проводиться у нас по сложившейся традиции именно в третье воскресенье августа, в День Воздушного Флота России. При этом, эта “плавающая” дата последний раз была закреплена ещё Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях», которым предписывалось отмечать в третье воскресенье августа День Воздушного Флота СССР.

А поскольку Российская Федерация не стала в 1991 году повторять путь большевиков и рвать все связи с прошлым, то 28 сентября 1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации издал постановление № 3564-1 «Об установлении праздника День Воздушного флота России», где закрепил празднование этого дня в привязке к существующей ныне шкале праздничных мероприятий – третье воскресенье августа.

Таким образом, в новой, “демократической” России каждый авиатор найдёт в августе свой, привычный ему праздник. А учитывая нашу страсть что-нибудь отметить, это ещё один хороший повод объединить нас всех за одним столом и на одном лётном поле, и порадоваться за успехи наших лётчиков, конструкторов, учёных и авиастроителей. Начинайте прям со 2 августа, и заканчивайте в 2023-м году 20 августа.

С праздником Вас, дорогие авиаторы России!

В.В. ЛебедевВ.В. Лебедев

Председатель Секции истории авиации и космонавтики
СПбО РНК ИФНТ при СПбФ ИИЕТ РАН [3]

 

 

Статья была опубликована в газете «Гатчина-ИНФО» (г. Гатчина, Ленинградская обл.), № 31 (1397), 03.08.2023 г. в рубрике «Гатчинский авиахронограф». PDF-вариант газетной публикации вы можете скачать здесь.

ПРИМЕЧАНИЯ:
  1. Из книги Котельникова В.Р. Красный десант: советские воздушно-десантные войска в предвоенный период 1930-1941. – М.: Русские Витязи, 2014 г. С.19. []
  2. В 1929-1942 гг. г. Гатчина носил имя – Красногвардейск []
  3. СПбО РНК ИФНТ при СПбФ ИИЕТ РАН – Санкт-Петербургское отделение Российского Национального комитета по истории и философии науки и техники при Санкт-Петербургском филиале Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской Академии наук. []
Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *