К вопросу о взаимодействии партийных и советских органов по комплектованию переменного состава Челябинской школы лётчиков-наблюдателей в 1936-1944 гг.

(по материалам Объединённого государственного архива Челябинской области)

В.В. Калмыков, И.В. Шведов

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил Военно-воздушной Академии, филиал в г. Челябинске, Российская Федерация

Не менее двадцати военных училищ (школ) Народного комиссариата обороны СССР, постоянно или временно дислоцировалось на территории Челябинской области в период 1936-1945 гг., и это, не считая военно-учебных центров и запасных частей. Накануне Второй мировой войны Вооружённые Силы СССР перешли к кадровой системе комплектования, которая базировалась на принятом 1 сентября 1939 г. Законе о всеобщей воинской обязанности. Проблема укомплектования военно-учебных заведений переменным (курсантским) составом является актуальной и по сей день, являясь одним из важных направлений военного строительства в Российском государстве. Критерии отбора кандидатов на обучение в целом были постоянными, но их роль и значение зависело от изменяющейся обстановки в стране и на фронтах. Укомплектование военных училищ в годы Великой Отечественной войны, осуществлялось за счёт младшего начальствующего состава и красноармейцев войсковых частей, а также гражданской молодёжи. Этот процесс находился под контролем партийных и советских органов путем взаимодействия с руководителями военно-учебных заведений. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с решением проблемы комплектования переменным составом Челябинской школы лётчиков-наблюдателей в предвоенные и военные годы. Тема, затронутая в данном исследовании, рассмотрена сквозь призму социально-политических тенденций в стране в указанный период. Документальной базой статьи послужили опубликованные Приказы Народного комиссара обороны СССР (1939-1944), а также материалы фондов Объединенного государственного архива Челябинской области. Некоторые документы введены в научный оборот впервые.

Современное здание ЧВВАКУШ, которое ныне называется, как – Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных Сил «Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Челябинске. Фото В.В. Калмыкова.

Введение

Внимание государства к проблемам военного строительства и военного образования, в частности, остается приоритетным на протяжении длительного исторического периода развития отечественных вооружённых сил. Особенно важное значение приобретает этот процесс в наиболее сложные этапы, которые переживает государство в своей жизни. Несомненно, таким этапом являются предвоенные годы и период Великой Отечественной войны, когда страна остро нуждалась в подготовленных специалистах и командирах для фронта. Целью данного исследования является попытка рассмотреть процесс отбора и подготовки переменного состава (курсантов) на примере взаимодействия партийных, советских и комсомольских органов Челябинской области с руководством Челябинской школы лётчиков-наблюдателей в указанный хронологический период. Авторы исследования поставили задачу рассмотреть эту проблему через анализ документов, находящихся в фондах Объединённого государственного архива Челябинской области. Использовались также тексты приказов за 1939-1944 гг. Народного комиссара обороны СССР. Не замыкаясь только региональными рамками, авторы попытались доказать, что данная проблема носила общегосударственный аспект и была актуальна для других регионов страны.

Объектом исследования является система отбора и подготовки переменного состава (курсантов) для военных учебных заведений в предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны. Предметом является – вопросы комплектования переменным составом Челябинской школы лётчиков-наблюдателей. Тема, затронутая в данном исследовании, рассмотрена сквозь призму социально-политических процессов, происходивших в стране в указанный период.

1 октября 1936 г. была создана Челябинская школа лётчиков-наблюдателей. Фото со стенда Музея ЧВВАКУШ (https://chelmuseum.wixsite.com/avia)

Обзор литературы

Историография вопроса подготовки переменного состава Челябинского высшего военного училища штурманов в предвоенные и военные годы, немногочисленна. Литература относится к периоду, когда стало возможным рассматривать данную проблему, не оглядываясь на её идеологическую составляющую, то есть к 90-м годам ХХ века. Основными авторами исследований в основном являлись члены профессорско-преподавательского состава училища. К таким можно отнести диссертацию В.Н. Майсака «Подготовка авиационных кадров на Урале и в Поволжье в 1936-1941 годы», где автор частично рассматривает проблему подготовки курсантов сквозь призму социально-политических аспектов того времени [1]. Другой работой является коллективный труд, вышедший в 1996 г., под редакцией И.И. Вишнякова «История Челябинского высшего военного авиационного краснознаменного училища штурманов: 60 лет». Несмотря на «юбилейный характер» в работе затронута проблема влияния репрессий 30-х годов ХХ века на личный состав училища [2]. Наибольшего внимания, на наш взгляд, заслуживает статья В.Н. Ковина, вышедшей в свет в 2020 г., «Воспитание курсантов в Челябинском училище штурманов в годы Великой Отечественной войны». Автор довольно подробно описал воспитательную работу, проводимую в училище в годы войны, основываясь на её качественных и количественных показателях. Исследователь при этом опирается на довольно большой пласт документальных источников, хранящихся в Центральном архиве министерства обороны. Вопросы взаимодействия училища и органов местной партийной и советской власти представлены в работе косвенно [3]. Этот пробел мы и попытались восполнить в нашем исследовании.

Построение курсантов Челябинской школы лётчиков-наблюдателей в годы Великой Отечественной войны. Фото из интернета.

Методы исследования

Теоретической основой исследования является концепция о советском обществе как обществе мобилизационного типа. Согласно данной концепции, Советское государство строило отношения с обществом по мобилизационному типу. Социальная мобилизация являлась основным фактором экономического, социального, политического и культурного развития страны, по крайней мере, до второй половины 1950-х гг., до окончания сталинского периода [4]. Значительную роль в мобилизации общества играли не только военные, но и партийные и гражданские власти. Основу источниковой базы для исследования составили опубликованные нормативные акты Наркомата обороны СССР и делопроизводственная документация из фондов Объединенного государственного архива Челябинской области.

Ленд-лизовские самолёты Douglas A-20 Boston на лётном поле Челябинской школы лётчиков-наблюдателей в годы Великой Отечественной войны. Фото из интернета.

Результаты и дискуссия

Учитывая нарастающую угрозу военного нападения на Советский Союз, состоявшийся в Москве в марте 1939 г. XVIII съезд ВКП(б), призвал широко развернуть оборонно-массовую работу. В 1939 г. при райкомах, горкомах, окружкомах, обкомах, крайкомах и ЦК компартий союзных республик были созданы военные  отделы которые обеспечивали работу военно-мобилизационных органов, организаций местной противовоздушной обороны, добровольных оборонных и спортивных обществ, помогали им в подборе и расстановке кадров, в обеспечении материально-технической базы военной подготовке, в военно-патриотическом воспитании населения, в том числе и отбором кандидатов для поступления в военные училища. По инициативе военных отделов вопросы оборонно-массовой работы стали систематически рассматриваться партийными комитетами.

В этот период в стране широко развернулась пропаганда авиационных знаний. Центрами её стали аэроклубы, которые наряду с подготовкой лётных кадров помогали создавать лётные группы, парашютные станции на предприятиях и в колхозах. С огромным успехом проходили воздушные праздники. Советская молодёжь с энтузиазмом шла в авиацию. Авиационные, артиллерийские, специальные и технические училища предписывалось комплектовать лицами с образованием не ниже 9 классов средней школы и только при недостатке кандидатов, принимать лиц с 8-милетним образованием. Самый низкий образовательный уровень был определён для кандидатов в курсанты пехотных, кавалерийских, бронетанковых (кроме технических) и военно-хозяйственных училищ. Допускалось комплектование этих училищ лицами с образованием 8 классов средней школы [5, с. 83].

В то же время высокий уровень аварийности в авиации потребовал принятия жёстких мер и изменения критериев приёма к кандидатам на обучение в авиашколах. Приказ НКО от 04.06.1939 г. № 070 «О мерах по предупреждению аварийности в частях ВВС РККА» предписывал более высокие требования к общеобразовательной и физической подготовке абитуриентов. С 1940 г. в аэроклубы и авиационные училища принимались кандидаты с образованием не ниже 9 классов средней школы и только с отличным поведением [5, с. 83].

Здесь были свои трудности, связанные, прежде всего с жесткой централизацией политических органов по отбору кандидатов в военно-учебные подразделения. Так, начальник отдела Челябинского обкома комсомола Н.А. Мурзин, сообщал в обком партии, что решение бюро обкома ВЛКСМ от 25 мая 1938 г. по отбору кандидатов в Челябинскую школу лётчиков-наблюдателей выполнить не может, так как нет указаний от Политуправления НКО [6, л.12].

Большая семья русских крестьян наблюдает за полётом аэроплана, конец 1920-х начало 1930-х гг. Фото из Интернета.

Политизация общественной жизни в Советском Союзе, массовые репрессии второй половины 1930-х гг. коснулись и РККА. Приказ НКО № 57 «О порядке отчисления курсантов из военных училищ по политическим мотивам» от 26 февраля 1938 г. предписывал командирам и начальникам всех уровней, партийным организациям разоблачать в подведомственных подразделениях неблагонадёжных лиц, отчислять курсантов, чьи родители и другие близкие родственники являлись врагами народа. Этот же приказ требовал тщательно проверять связи курсантов, у которых врагами народа являются дальние родственники.

Данная тенденция чётко прослеживается в анкетах кандидатов в челябинскую школу ВВС, хранящихся в фондах Объединённого государственного архива Челябинской области. Интересно и само наименование анкеты – «О порядке проверки социального состава отбираемых в школы ВВС во избежании проникновения в РККА социально-чуждых элементов», при этом обязательной была графа, где кандидат был обязан указать не только социальное положение своих родственников, но и какое имущество у них имелось (дом, лошадь, корова, мебель и т.д.). Видимо, тогда это казалось важней профессионального умения будущего авиатора [6, л.18]. В случае выявления подобных сведений кандидат или курсант немедленно отчислялись. В 1938 году врио начальника особого отдела школы ВВС В.А. Солотилов докладывал: органами госбезопасности установлено, что кандидат в школу ВВС С.Ф. Винокуров является сыном кулака. И это автоматически ставило крест на карьере возможно хорошего в будущем специалиста [6, л. 22].

В 1937 году были арестованы практически все руководители школы во главе с её первым начальником полковником Э.Ю. Лепиным, бесследно исчезнувшим в застенках НКВД. Это нанесло значительный ущерб делу становления только что организованной школы, моральному состоянию командно-начальствующего состава и курсантов, среди которых были найдены «враги народа» и «классово чуждые элементы». Одновременно с арестами авиационные вузы и части захлестнула волна увольнений и отчислений курсантов из училищ «за связь с врагами народа и заговорщиками», «политическую близорукость», «политико-моральное несоответствие».  По этой причине в 1938 г. из училища было отчислено 22 курсанта [7].

Репрессии руководящего состава Красной армии в 1937-1939 гг. порождали опасения у каждого командира получить клеймо «врага народа» со всеми вытекающими последствиями. Тем не менее, НКО предпринимал попытки ограничить отчисление курсантов по политическим мотивам и запретил командованию училищ самостоятельное отчисление курсантов. Военным советам округов давалось право отчислять курсантов только с 1-го курса. Заключения на отчисление курсантов 2-го и 3-го курсов военные советы обязаны были представлять через УВУЗ РККА непосредственно заместителю наркома обороны СССР, армейскому комиссару 2 ранга Е.А. Щаденко [5, с. 133].

Подобная чистка привела к тому, что к 1937 году резко упало количество кандидатов на поступление в военные вузы. Так, в июне 1937 г. командующий Уральским военным округом комкор Я.П. Гайлит направил в Челябинский обком ВКП(б) информацию о том, что требование маршала Советского Союза А.И. Егорова об увеличении числа кандидатов в военные училища области не выполняется и предлагал рассмотреть этот вопрос срочно на ближайшем пленуме обкома партии [8, л. 118].

Важным этапом в изменении принципов и порядка укомплектования военных училищ переменным составом явилась Великая Отечественная война. Необходимость увеличения численности Вооружённых Сил внесла свои коррективы в порядок комплектования и критерии отбора кандидатов на обучение в военных училищах. Государственный Комитет Обороны уже в июне 1941 г. принял постановление «О порядке подготовки резервов в системе Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота». Постановление ГКО определяло порядок подготовки офицеров в военное время, назначение и количество военно-учебных заведений, численность личного состава, способы пополнения постоянным и переменным составом [9].

Трудности военного времени обозначились и при размещении абитуриентов и их обеспечении одеждой и продовольствием. Кандидаты на поступление в Челябинскую авиационную школу размещались в летнем театре на территории парка им. Пушкина. В ноябре 1941 года начальник военного отдела Челябинского обкома ВКП(б) А.А. Епифанов в докладной записке «Об обеспечении кандидатов в авиашколу необходимым обмундированием и продовольствием» указал, что поступающие не имели порой даже обуви, обмундирование выдавалось старое и низкого качества, не обеспечивалось нормальное питание. В ходе разбирательств часть недостатков была устранена, и личный состав получил вещевое довольствие по положенным нормам [10, л. 23].

Занятия с курсантами Челябинской школы лётчиков-наблюдателей по парашютной подготовке. Фото из Интернета.

Тем не менее, проблема снабжения продовольствием и обмундированием переменного состава военных училищ, размещённых в годы войны на территории Челябинской области, стояла достаточно остро и была часто предметом внимания партийных органов и политработников. Так, в докладной записке на имя секретаря Челябинского обкома ВКП(б) Н.С. Патоличева сообщалось, что в военный отдел обкома в течении 1942-1943 гг. поступило немало жалоб на плохое качество питания, обмундирования и условий быта переменного состава, размещённых военных учебных заведений. В документе указывалось следующее: «Проведённой проверкой военным отделом обкома ВКП(б) воинских частей – Челябинской школы авиабомбардиров, 21-го полка самоходной артиллерии, дислоцированных в г. Челябинске, авиатехнической школы г. Троицка … установлено, что указанные выше жалобы, исходящие от отдельных военнослужащих, частично имеют место правдоподобности». Кроме выявленных фактов бытового неудобства авторы доклада сообщают что «подтвердились факты об неудовлетворительной дисциплине в ряде подразделений. Например, в Авиатехнической школе г. Троицка за 1943 год имело место семь случаев дезертирства из школы, имели место такие случаи и в челябинской школе авиабомбардиров и др. Имеют место многочисленные факты самоотлучки, воровства, антисанитарного состояния и т.д.» [11, л. 28].

Если нехватка продовольствия и качественного обмундирования объяснялась тем, что страна в первые годы войны все ресурсы направляла в действующую армию, то вопросы дисциплинарного порядка являлись, прежде всего, упущением в работе командиров и политработников. Сказывалась и острая нехватка офицерских кадров на фронтах. Иногда количественные показатели отбора кандидатов превалировали над качественными. Следует заметить, что за 1944 год в документах военного отдела Челябинского обкома ВКП(б) бумаги с жалобами на бытовые условия и дисциплину нами не найдены. Это, скорее всего, объясняется тем, что проблемы кадрового обеспечения армии были практически решены, повысились и требования к кандидатам в военные школы.

Следует отметить, что подобные проблемы были характерны для всех тыловых областей СССР, где в годы войны размещались военные училища. Так исследователи С.Н. Иванов и В.А. Исупов в своей работе по проблемам комплектования военных училищ Сибирского военного округа в годы войны указывают: «Всеобщая мобилизация и резко увеличившаяся потребность в командных кадрах показали, что даже в СибВО, не имевшем фронтовых и прифронтовых проблем, призывные резервы ограничены. Наборы в училища в ноябре и декабре 1941 г. со всей очевидностью выявили резко снизившийся общеобразовательный и физический уровень подготовки призывного контингента. В качестве примера приведём доклад начальника Кемеровского военного пехотного училища (ВПУ), направленный 24 января 1942 г. начальнику ОМО СибВО: «… докладываю, что из присланных 233 человек зачислено в училище – 63 чел. Остальные кандидаты не прошли медицинскую комиссию». Из доклада того же начальника училища заместителю Командующего войсками СибВО по вузам от 31 января 1942 г. следует, что районные военкоматы к отбору кандидатов на обучение относились формально, присылали физически не развитых, больных, малограмотных, 1924 г. рождения, из которых за 4-6 месяцев подготовить командиров было невозможно. В январе-феврале 1942 г. из 1252 кандидатов, прибывших в Кемеровское ВПУ, принято 892 – 71,2 %, отчислено 360 человек – 28,8 % [12].

Практические занятия курсантов в аудитории Челябинской школы лётчиков-наблюдателей. Фото из Интернета.

Тем не менее, следует заметить, что благодаря усилиям командиров и политработников проблемы бытовых условий и снабжения продовольствием в Челябинской авиашколе были практически решены. В отчёте «Об итогах работы Челябинской военной авиационной школы штурманов и стрелков радистов авиации дальнего действия за 1943 год» бюро обкома ВКП(б) Челябинской области отмечало: «большую работу школа проделала по созданию собственной продовольственной базы, заняв по этому вопросу первое место в Уральском военном округе и была представлена, как лучшее подсобное хозяйство на всеармейской выставке в Москве» [13, л. 19].

Несмотря на все проблемы бытового характера, личный состав школы, понимая всю тяжесть военного лихолетья, выполнял свою главную задачу – дать фронту качественных специалистов для борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. В этом же документе чётко сказано: «Школа дала фронту подготовленных специалистов своего дела. Кроме того, из своего постоянного инструкторского и преподавательского состава сформировала, обучила и отправила на фронт 7 полков ночных бомбардировщиков, вооружив их самолётами и моторами, поставленные силами личного состава школы. Сформированные школой полки по настоящее время ведут боевую работу и получили весомую оценку от командиров, а личный состав почти на сто процентов награждён орденами и медалями и многие из них удостоены высокой правительственной награды – звания Героя Советского Союза, как товарищи Петров, Троилов, Кочетков и другие» [11, л.18].

В ноябре 1944 г. секретарь Челябинского обкома ВКП(б) Н.С. Патоличев в приветственной телеграмме поздравлял личный состав училища с награждением орденом боевого Красного Знамени: «Областной комитет ВКП(б) и исполком областного Совета депутатов трудящихся поздравляют лётчиков-инструкторов, преподавателей, курсантов, бойцов и вольнонаёмный состав училища с удостоенной высокой правительственной наградой – орденом «Красного Знамени». Советское правительство достойно оценило работу боевого коллектива училища по подготовке штурманов и стрелков-радистов для авиации дальнего действия» [13, л. 23].

Современные продолжатели традиций ЧВВАКУШ на торжественном построении. Фото от В.В. Калмыкова.

В целом, в партийных фондах Объединённого государственного архива Челябинской области, находится не так много материалов касающихся взаимоотношений органов партийной и советской власти и Челябинского авиационного училища штурманов. Но в них ясно прослеживается постоянное внимание, которое уделяли органы власти к нуждам личного состава училища. Следует заметить, что на территории Челябинской области в годы войны находилось в эвакуации более двадцати военных училищ и из них четыре авиационных. Все они являлись предметом постоянного внимания партийных и советских органов [14, л. 33]. Власть несла прямую ответственность за подготовку военных специалистов, в которых постоянно нуждались фронты Великой Отечественной войны.

Литература

  1. Майсак В.Н. Подготовка авиационных кадров на Урале и в Поволжье в 1936-1941 годы / В.Н. Майсак: автореферат дис. … кандидата исторических наук. – Челябинск, 1996. – 20 с.
  2. История Челябинского высшего военного авиационного Краснознамённого училища штурманов: 60 лет / [В.Н. Майсак, Г.К. Нужин, Ш.Ш. Хайрулин и др.; под общ. ред. И.И. Вишнякова]. – Екатеринбург: СВ, 1996. – 254 с.
  3. Ковин В.Н. Воспитание курсантов в Челябинском училище штурманов в годы Великой Отечественной войны / В.Н. Ковин // Архив в социуме – социум в архиве: материалы третьей региональной научно-практической конференции. – Челябинск: Объединённый гос. архив Челябинской обл., 2020. – С.236-239.
  4. Ушакова С.Н. Социальная мобилизация как системная характеристика советского общества / С.Н. Ушакова // Исторические исследования в Сибири: проблемы и перспективы. Сб. материалов II региональной молодёжной научной конференции / Институт истории СО РАН. Новосибирск, 2008. С.205-212. Режим доступа: http://www.history.nsc.ru/website/history-institute/var/custom/File/2RNMK/028_Ushakova.pdf
  5. Русский архив. Великая Отечественная война: Приказы народного комиссара обороны СССР. Т. 13 (2-1). – М.: Терра, 1994. – 368 с.
  6. Объединённый Государственный Архив Челябинской Области (далее ОГАЧО), Ф. 485. – Оп.1. – Д. 242.
  7. История Челябинского высшего военного авиационного Краснознамённого училища штурманов. Режим доступа: http://сhvvakush.ru
  8. ОГАЧО. – Ф. 288. – Оп. 3. – Д. 42.
  9. Гринкевич, Д.А. Из истории создания и подготовки резервных формирований / Д.А. Гринкевич // Военная мысль. – 1989. – № 11. – С. 21 – 31.
  10. ОГАЧО. – Ф. 288. – Оп. 4. – Д. 277.
  11. ОГАЧО. – Ф. 288. – Оп. 8. – Д. 24.
  12. Иванов С.Н. К вопросу об укомплектовании военных училищ переменным составом в годы Второй мировой войны на материалах Сибирского военного округа / С.Н. Иванов, В.А. Исупов // Вестник Академии военных наук. – 2008. – № 4 (25). Режим доступа: http://militaryarticle.ru/vestnik-akademii-voennykh-nauk/2008-vavn/10781-k-voprosu-ob-ukomplektovanii-voennyh-uchilishh
  13. ОГАЧО. – Ф. 288. – Оп. 4. – Д. 24.
  14. ОГАЧО. – Ф. 288. – Оп. 4. – Д. 277.

Статья опубликована в журнале «Вестник ЮУрГУ». Серия «Социально-гуманитар­ные науки». – 2022. – Т. 22 , № 2. – С.13-19. DOI: 10.14529/ssh220202; УДК 930.2

Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *