Поздравляю всех нас, для кого важна история нашего пути в Небо и людей, кто всей своей жизнью проложил эту дорогу!
В мае 2019 года завершилась большая работа, которая началась в конце 2012 года в Петербурге, затем в Англии, и в 2016 г. получила своё продолжение в России, где мы не смогли остаться в стороне, чтобы не попытаться сохранить память о русских героях Неба.
24 мая на лондонском кладбище Islington & St Pancras Cemetery (High Road, East Finchley, N2 9A, Сектор СН1) состоялось торжественное открытие памятника на могиле известного российского военного лётчика, рекордсмена, конструктора и изобретателя Виктора Владимировича Дыбовского.
Представитель дворянского рода Киевской губернии Виктор Дыбовский родился 13 января (по старому стилю) 1884 г. в семье штабс-капитана Владимира Леонардовича Дыбовского, ротного командира расквартированного в Смоленске 2-го пехотного Софийского полка.
Спустя 20 лет, в январе 1904 г. Дыбовский оканчивает в Санкт-Петербурге Морской кадетский корпус – старейшее военно-морское учебное заведение России, и в чине мичмана зачисляется в 19-й Флотский экипаж на Балтике.
Потом были русско-японская война, Цусимское сражение, и плен…
Вернувшись в 1906-м году домой, Дыбовский продолжил службу на Балтике. А в 1907 г. перевёлся на Черноморский флот, где 12 марта был зачислен в 29-й Флотский экипаж.
Затем снова столица: с 24 августа по 20 октября 1909 г. Виктор Владимирович – слушатель Артиллерийского офицерского класса. По его завершению он остаётся в С.-Петербурге, т.к. его командируют в Учебный Воздухоплавательный парк (УВП). Здесь он начинает осваивать теорию и практику покорения нового океана – Пятого.
Познав в Офицерском классе УВП азы летания, Дыбовский возвращается в Крым, получив в конце 1910 г. направление в Севастопольскую офицерскую авиационную школу Отдела Воздушного флота для совершенствования авиационных навыков. Здесь под руководством инструктора Б.В. Матыевича-Мацеевича лейтенант Дыбовский освоил моноплан «Блерио». Уже 15 февраля 1911 г. на «Блерио-XI-2бис» вместе с инструктором Матыевич-Мациевичем он принял участие в первых дальних школьных перелётах в окрестностях Качи.
В марте того же года Дыбовский вместе с тем же инструктором Матыевич-Мациевичем с двухместного аэроплана «Блерио» произвели фотографирование кораблей («Иоанн Златоуст»), стоящих в Севастопольской бухте.
Из авиашколы В.В. Дыбовский был выпущен в числе первых офицеров флота в звании «военный лётчик», получил диплом ИВАК «пилота-авиатора» №13 от 5 апреля 1911 г. В числе наиболее успешных выпускников был оставлен в авиашколе инструктором на аппаратах «Блерио».
Уже 16 апреля он снова проявил себя как лётчик-первопроходец. Впервые в истории российской морской авиации звено из 3-х аэропланов: В.В. Дыбовский на моноплане «Блерио», Б.В. Макеев и М.Н. Ефимов на бипланах «Фарман», – сопровождало выход кораблей Черноморской эскадры в море. Тем самым участникам I-го Всероссийского воздухоплавательного съезда, в работе которого принимали участие и морские офицеры во главе с морским министром вице-адмиралом И.К. Григоровичем, была продемонстрирована объективная необходимость создания в составе сил Флота собственных авиационных подразделений и возможность взаимодействия двух флотов – морского и воздушного.
Летом того же года Дыбовский снова стал первым, приняв участие в первом воздушном параде в Севастополе.
Выполняя полёты на аэропланах, Виктор Владимирович первым среди военных авиаторов России пытается осуществлять фотографирование наземных объектов. А 24 мая 1911 г. проводит опыты по обнаружению и фотографированию [1] подводных лодок с воздуха, что ставит его в ряд первых лётчиков разведывательной и противолодочной авиации.
А 2 сентября 1911 г. на манёврах Варшавского военного округа он использует фотоаппарат для фотографирования атакуемой условной цели – дирижабля, тем самым предвосхитив создание фотопулемёта.
Тем же летом 1911 г. Виктор Владимирович испытывает в воздухе радиопередатчик системы лейтенанта А.А. Тучкова. По результатам удачных опытов связи самолётов с землёй Дыбовский готовит предложения для Морского Генерального штаба, где обосновывает необходимость оборудования такими передатчиками летательных аппаратов тяжелее воздуха, что позволило бы значительно ускорить информирование командования о результатах воздушной разведки.
За свои пионерские работы и вклад в развитие авиационного дела в Морском министерстве в 1911 г. лейтенант В.В. Дыбовский был награждён орденом Святого Станислава 3-й степени.
Учитывая заслуги и навыки Дыбовского, осенью 1911 г. он направляется в служебную командировку во Францию на конкурс военных аэропланов. По итогам командировки был заключён контракт на поставку в Россию монопланов «Ньюпор-IV».
Весной 1912 года Дыбовский прошёл обучение во Франции на «Ньюпорах» [2] и по возвращении домой сам облётывал полученные ОВФ из Франции «Ньюпоры». Дабы продемонстрировать возможности новой техники, с 26 мая по 5 июля 1912 г. Виктор Владимирович совершает на аэроплане «Ньюпор» перелёт из Севастополя в С.-Петербург протяжённостью 2235 вёрст. Харьковская газета «Утро» от 31.05.1912 г. писала: «…По своей смелости полёт Дыбовского является выдающимся не только в России, но и в Западной Европе».
Однако, конструкторская жилка В.В. Дыбовского не давала ему покоя и в начале 1913 г. он вносит в конструкцию «Ньюпор-IV» с двигателем «Гном» (70 л.с.) существенные изменения: в бортах фюзеляжа под крылом сделал остекление, убрал вырезы в задней кромке крыла у фюзеляжа, улучшил капот, – которые повысили его лётные и эксплуатационные качества. Новый вариант самолёта получил наименование «Ньюпор» Дыбовского.
Но на этом своё авиаконструкторское творчество Дыбовский не заканчивает и идёт дальше. В том же 1913-м году, совместно с братом Вячеславом на рижском заводе «Мотор» он строит уникальный для того времени самолёт, который за свою необычную форму получил название «Дельфин». Хотя иногда встречаются другие названия – «Летучая рыба» и «Дыбовский».
В 1976 г. почтой СССР издаётся 1-й выпуск марок «История отечественного авиастроения», где одна из 5-ти [3] почтовых миниатюр была посвящена «Дельфину» Дыбовского. Без ложной скромности скажу, что тогда на меня – 12-летнего паренька, как и многие мои сверстники собиравшего марки, это чудо аэродинамики произвело неизгладимое впечатление, и стало одним из толчков к изучению Авиации. Мог ли я тогда подумать, что спустя 40 лет наши судьбы пересекутся, и я буду одним из участников установки памятника на английской земле автору этого удивительного аппарата…
Но прежде чем я об этом расскажу, закончу свой рассказ о жизненном пути В.В. Дыбовского.
…Во время Первой мировой войны старший лейтенант Дыбовский был прикомандирован к штабу Юго-западного фронта, затем сражался в составе 20-го корпусного авиационного отряда. В боевых вылетах проявил мужество и героизм, за которые представлен к ордену Святого Георгия 4-й степени.
В 1916 г. Виктор Владимирович был произведен в капитаны 2-го ранга и откомандирован с фронта в Русский закупочный комитет в Англии. Кроме того, ему пришлось работать и во Франции, где он входил в состав комиссии по закупке авиационных моторов и самолётов.
Революцию В.В. Дыбовский застал на чужбине. Здесь его знания и талант в те годы был более востребован. В Англии он запатентовал прибор, позволяющий вести пулемётный огонь без повреждения винта пропеллера — синхронизатор, разработку которого он успешно завершил в России на заводе Дукс.
В Великобритании Дыбовский продолжил совершенствовать это устройство, уже совместно с мичманом британского флота Скарфом. После чего оно стало известно как «синхронизатор Скарфа – Дыбовского».
Тем ни менее, несмотря на признание и успех за границей Виктор Владимирович не терял надежды вернуться на Родину. Так, например, он вошёл в контакт с советской торговой делегацией и в 1924-1925 гг. работал в АРКОС’е по приёмке авиамоторов для СССР. И даже в 1924 г. получил в Лондоне советский паспорт и выезжал по приглашению ВСНХ в Москву для демонстрации своего нового пулемёта и передачи чертежей.
Но, по-видимому, его знания и опыт были более полезны советскому государству за границей. И возвращение на родину пришлось отложить, тем более, что в 1939 г. началась Вторая мировая война, и каждый пригодился там, где оказался.
В декабре 1946 г. В.В. Дыбовский ходатайствовал о пролонгации своего советского гражданства и получения его для своей жены – Клавдии, и дочери – Милицы. Министерство иностранных дел СССР не возражало, но бюрократические издержки растянули этот процесс на несколько лет.
Так и не дождавшись счастливых мгновений возвращения на родину уже немолодой Виктор Владимирович заболел туберкулёзом, и 20 декабря 1953 г. тихо скончался в лондонском Фристон-госпитале.
29 декабря урна с прахом покойного был захоронена на кладбище Islington & St Pancras Cemetery.
Прошли десятилетия… Развал Советского Союза разбросал многих наших сограждан по национальным квартирам, где русские оказались нацменьшинством. Да и титульные нации во вновь образованных государствах испытали и испытывают на себе всю прелесть новой жизни, которая многих погнала за лучшей долей дальше.
В 2003 г. лодка судьбы вынесла Романа Александровича Фирсова из Литвы на берег Туманного Альбиона.
Прошло ещё несколько лет на обустройство, прежде чем в 2011 г. ему удалось прикоснуться к истории авиационного сотрудничества России и Великобритании. В музее Королевских Военно-воздушных сил в Лондоне он обнаружил документы архива Королевского Аэро-Клуба (Royal Aero Club), рассказывающих о том, что весной-осенью 1917 года в Великобритании проходила обучение полётам группа кадетов из России. Результатом долгих поисков дополнительной информации стала монография Романа в соавторстве с доктором исторических наук, профессором Ставропольского государственного медицинского университета Андреем Владимировичем Карташёвым «В небе двух империй» [4], рассказывающая об этой далёкой и малоизвестной странице истории наших стран.
Работая над книгой, Р.А. Фирсов, который также активно занимался некрополистикой, обнаружил, что немало русских авиаторов после 1917 г. оказались в Англии, и нашли своё последнее пристанище в английской земле. К сожалению, многие эти могилы оказались заброшенными, памятники разрушились, а некоторые захоронения даже утрачены.
Жизнь и деятельность этих людей, благодаря интернету и различным форумам привела к знакомству Романа со многими историками и любителями авиации в России, среди которых оказался и Александр Лукьянов – активный член петербургской Секции истории авиации и космонавтики. Занимаясь биографиями русских лётчиков дореволюционной России, он обратил внимание Р.А. Фирсова на сообщение внучатого племянника В.В. Дыбовского — Григория Александровича Попова из Санкт-Петербурга — о поиске могилы русского лётчика.
В первую очередь необходимо было документально подтвердить факт смерти и захоронения В.В. Дыбовского именно в Англии, т.к. в различных источниках местом могилы Дыбовского часто указывалась Франция, реже Швейцария и даже США. Дальнейшие поиски Р.А. Фирсова подтвердили данные петербургских исследователей А.А.Лукьянова и Г.А. Попова об Англии, как месте кончины и захоронения В.В. Дыбовского.
В своём докладе на заседании Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН 16 февраля 2014 г. А.А. Лукьянов и Г.А. Попов впервые рассказали нам о своих находках.
В английском Бюро регистраций [5] Р.А. Фирсову удалось найти документы с датой и местом смерти Виктора Владимировича, что открыло дорогу к поиску самого захоронения. Необходимую информацию удалось обнаружить в Базе данных захоронений Соединенного Королевства [6] — кладбище Islington & St Pancras Cemetery, участок СН1, номер захоронения 145. Это оказалось заросшее травой поле, с несколькими памятниками небольшого размера и крестами.
Надо отдать должное и администрации кладбища, служащие которого вызвались помочь Роману в поисках конкретного места захоронения, т.к. это оказалось непростым делом. Выяснилось, что на этом участке было захоронено ещё 18 человек, умерших в госпиталях.
Тем не менее, могилу удалось обнаружить, и, спустя некоторое время, Р.А. Фирсов установил на этом месте символический православный крест. Это событие вызвало много откликов от некрополистов, историков авиации и исследователей. Кто-то благодарил, кто-то ругал, кто-то сетовал на отсутствие средств для установления достойного памятника известному летчику. Но в тот момент это было единственным возможным способом увековечить память усопшего на чужой земле русского человека.
Следующим важным этапом этой истории стал март 2016-го, когда в Лондоне была зарегистрирована Общественная организация «Русское наследие в Соединённом королевстве Великобритании и Северной Ирландии» [7]. Одной из целей работы Оргкомитета этой организации стало благоустройство могил российских соотечественников, похороненных в Великобритании.
С этого момента началась совместная работа английских и российских организаций, историков и энтузиастов, куда были вовлечены также МИД РФ, российское посольство в Лондоне и «Россотрудничество».
Зная нашу работу и творческий потенциал, А.А. Лукьянов предложил английской стороне в лице Р.А. Фирсова обратиться за помощью в Благотворительный Фонд «Воинский собор», руководителем петербургского офиса которого является Виталий Владиславович Лебедев, взваливший на себя также ноши председателя Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН и Руководителя Комиссии воздухоплавания РГО. Поэтому в нашем лице чаяния английской стороны нашли всемерную поддержку.
Российский Фонд «Воинский собор» с 2012 г. занимается военно-мемориальной работой, и кроме заслуженного авторитета в родном Отечестве, имеет также опыт работы с зарубежными странами. К примеру, в 2014-м году Фондом был установлен памятник на могиле командующего Русским экспедиционным корпусом во Франции, генерал-лейтенанта Н.А. Лохвицкого на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (Cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois, Франция). Эта проект стал возможен после начатой петербургскими историками авиации работы по сохранению памяти о героях Неба России и Франции В.Г. Фёдорова и П.В. Аргеева, яркой страницей которой стал созданный вместе с московскими кинодокументалистами документальный фильм «Рыцари неба» (2013 г.).
В.В. Лебедев с радостью поддержал данную инициативу и инициировал в «Воинском соборе» работу по её реализации, быстро найдя поддержку у руководства Фонда. При этом, имея в т.ч. художественное образование, Виталий Владиславович вместе со специалистами принимал непосредственное участие в обсуждении художественно-архитектурного решения памятника.
Должен отметить, что к этому моменту у нас уже был вариант памятника, подготовленный Р.А. Фирсовым. Но после короткого обсуждения он был отклонён, т.к. предполагал прямолинейное, без внутреннего содержания, решение поставленной задачи, что не соответствовало уровню и роли Дыбовского в Истории.
Архитектором Фонда Евгенией Владимировной Филипповой было предложено уже зарекомендовавшее себя художественное решение памятника в виде вырубленного из серого гранита православного креста. Его образ создан на основе проектов крестов-памятников павшим героям Первой мировой войны, разработанных специалистами Фонда «Воинский собор» и получивших благословение Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
Проект был одобрен всеми заинтересованными сторонами и мы уже были готовы к началу нового этапа – изготовлению и установке. Но столкнулись с неожиданной и существенной проблемой: законодательство Великобритании. Необходимо отметить, что помимо общего регламента установки памятников, существуют также правила, относящиеся к определенному кладбищу. То есть, каждое отдельное кладбище Англии может иметь свои собственные нормативы. Так произошло и в нашем случае. Со стороны Администрации мы получили конкретные требования к памятнику. В первую очередь это касалось его размеров (высота – 46 см, ширина – 35 см.), которые в корне поменяли концепцию памятника.
Все наши просьбы о возможности установить памятник высотой более метра не находили понимания со стороны Администрации. В конечном итоге фондом «Воинский собор» был предложен вариант, который устроил все заинтересованные стороны. И который был создан не вопреки, а благодаря жёстким ограничениям английского законодательства.
Воплощая предложение петербургского историка авиации В.В Лебедева отразить в памятнике символы русской военной авиации, главный архитектор проектов Фонда «Воинский собор» Е.В. Филиппова нашла уникальное с точки зрения мемориального строительства решение. При воинской лаконичности внешнего вида, все стороны памятника несут яркую декоративную и смысловую нагрузку. Причем размеры памятника были выполнены в английской системе мер.
В результате данный проект был успешно принят английской стороной.
Памятник был выполнен из полированного гранита, чёрный цвет которого символизирует цвет российской военно-морской формы капитана Дыбовского с золотым шрифтом текста. В полированных гранях памятника отражается небо, в котором проявил своё героизм Виктор Владимирович. А на верхней стороне памятника размещён, смотрящий в небо золотой знак «Военного лётчика» Военно-воздушного Флота России, образца 1913 г., истинным воином которого он был. Надписи на памятнике выполнены на русском и английском языках.
Памятник изготовлен английскими мастерами на самом высшем профессиональном уровне под руководством проживающего в Лондоне нашего соотечественника Александра Кирилина.
Необходимо отметить, что данный проект был бы невозможен без деятельного участия коллекционера, мецената и почётного председателя «Русского наследия в Великобритании», князя Никиты Дмитриевич Лобанова-Ростовского и секретаря комитета «Русского наследия…» Юлии Пляукшта.
Монумент получил своё реальное воплощение в ноябре 2018 года. Однако, слякоть и снег не лучшее время для торжеств на промозглом осеннем лондонском ветре. К тому же, это было накануне предстоящего католического Рождества. В результате был принято решение открыть его в конце мая 2019 г., приурочив это событие к VI-й Международной конференции «Русского наследия в современном мире. История. Культура. Идентичность».
Накануне радостного события, венчающего многолетнюю работу в лондонском русскоязычном еженедельнике «Англия» от 16-22.5.2019 г. вышла статья о Дыбовском и предстоящей церемонии:
В торжественной процедуре открытия памятника приняли участие представители Посольства РФ в Великобритании – первый советник И. Ерофеев и советник по культуре К. Шлыков, руководители «Русского наследия в Великобритании» Ю. Пляукшта и И. Багно, общественный деятель и член семьи известных английских политиков Мейтлендов, виконт Джон Мейтленд (John Maitland), а также представители русской диаспоры и прессы.
Церемония прошла в тёплой спокойной обстановке, в ходе которой протоирей, клирик Успенского собора Сурожской епархии (Лондон), отец Максим отслужил панихиду, а гости в своих речах отметили вклад В.В. Дыбовского в развитие авиации в России и в Англии. В рамках этих приветствий секретарь комитета «Русского наследия в Великобритании» Ю. Пляукшта зачитала приветственное письмо Благотворительного Фонда «Воинский собор», внёсшего историко-научный и проектный вклад в осуществление этого российско-английского проекта.
Свои поздравления в связи с открытием памятника передал большой друг России, бизнесмен и автор множества книг, пропагандист самбо в Британии и организатор Кубка Президента по самбо Майкл Винн-Паркер, сожалея, что у него не было возможности лично присутствовать на мероприятии.
В заключении этого повествования хочу высказать слова благодарности всем причастным к этой большой и благородной работе!
Руководитель Представительства БФ «Воинский собор» в С.-Петербурге
Председатель Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН
Руководитель Комиссии воздухоплавания РГО
Зам. председателя СПбО РКО
Фотоотчёт открытия памятника В.В. Дыбовскому в Великобритании
Фонд «Воинский собор» выполняет свои задачи:
“ОХРАНЯТЬ И СОДЕЙСТВОВАТЬ ОХРАНЕНИЮ МОГИЛ РУССКИХ ВОИНОВ, ПАВШИХ В ВОЙНУ 1914-1918 гг.,
БЕЗ РАЗЛИЧИЯ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ И НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, И СОХРАНЯТЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПАМЯТЬ ПОГИБШИХ”
Из Устава Всероссийского Общества памяти воинов Русской Армии, павших в войну 1914-1918гг. (закрыто в 1918г.)
и его преемника — Благотворительного Фонда “Воинский собор”
- аппаратом Гельгара – от авт. [↩]
- Бреве №892 от 26 (13) июня 1912. [↩]
- № 4647, худ. Г.И. Мокроусов: Каталог почтовых марок СССР 1918-1980, Т.2. – М., 1984 [↩]
- М.: ИЦ “Мой учебник”, 2014 [↩]
- Civil Registration index of births, marriages and deaths for England and Wales [↩]
- The central database for UK burials and cremations [↩]
- Russian Heritage in the UK [↩]
От лица родственников Клавдии Александровны Дыбовской (урождённой Смысловой ,жены Виктора Владимировича Дыбовского ) выражаем большую сердечную благодарность всем принявшим участие в увековечивании памяти Виктора Владимировича Дыбовского. Особая благодарность В.В.Лебедеву, А.А. Лукьянову и Р.А.Фирсову. Внучатый племянник Г.А.Попов и внучатая племянница М.П.Степаноа Дыбовской Клавдии Александровсны.
Дорогой, Григорий Александрович! От лица вышеозначенных товарищей, а также от других причастных к этому благому делу людей и наших соратников, благодарю Вас за одобрение нашей работы, в которой есть и доля вашего труда