Памятник на могиле русского военного летчика В.В. Дыбовского в Лондоне

Поздравляю всех нас, для кого важна история нашего пути в Небо и людей, кто всей своей жизнью проложил эту дорогу!

Памятник на могиле В.В. Дыбовского

Памятник на могиле В.В. Дыбовского. Фото РИА «Новости»

В мае 2019 года завершилась большая работа, которая началась в конце 2012 года в Петербурге, затем в Англии, и в 2016 г. получила своё продолжение в России, где мы не смогли остаться в стороне, чтобы не попытаться сохранить память о русских героях Неба.

24 мая на лондонском кладбище Islington & St Pancras Cemetery (High Road, East Finchley, N2 9A, Сектор СН1) состоялось торжественное открытие памятника на могиле известного российского военного лётчика, рекордсмена, конструктора и изобретателя Виктора Владимировича Дыбовского.

Капитан 2 ранга В.В. Дыбовский

Капитан 2 ранга В.В. Дыбовский

Представитель дворянского рода Киевской губернии Виктор Дыбовский родился 13 января (по старому стилю) 1884 г. в семье штабс-капитана Владимира Леонардовича Дыбовского, ротного командира расквартированного в Смоленске 2-го пехотного Софийского полка.

Спустя 20 лет, в январе 1904 г. Дыбовский оканчивает в Санкт-Петербурге Морской кадетский корпус – старейшее военно-морское учебное заведение России, и в чине мичмана зачисляется в 19-й Флотский экипаж на Балтике.

Потом были русско-японская война, Цусимское сражение, и плен…

Вернувшись в 1906-м году домой, Дыбовский продолжил службу на Балтике. А в 1907 г. перевёлся на Черноморский флот, где 12 марта был зачислен в 29-й Флотский экипаж.

Затем снова столица: с 24 августа по 20 октября 1909 г. Виктор Владимирович – слушатель Артиллерийского офицерского класса. По его завершению он остаётся в С.-Петербурге, т.к. его командируют в Учебный Воздухоплавательный парк (УВП). Здесь он начинает осваивать теорию и практику покорения нового океана – Пятого.

Познав в Офицерском классе УВП азы летания, Дыбовский возвращается в Крым, получив в конце 1910 г. направление в Севастопольскую офицерскую авиационную школу Отдела Воздушного флота для совершенствования авиационных навыков. Здесь под руководством инструктора Б.В. Матыевича-Мацеевича лейтенант Дыбов­ский освоил моноплан «Блерио». Уже 15 февраля 1911 г. на «Блерио-XI-2бис» вместе с инструктором Матыевич-Мациевичем он принял участие в первых дальних школьных перелётах в окрестностях Качи.

В марте того же года Дыбовский вместе с тем же инструктором Матыевич-Мациевичем с двухместного аэроплана «Блерио» произвели фотографирование кораблей («Иоанн Златоуст»), стоящих в Севастопольской бухте.

Из авиашколы В.В. Дыбовский был выпущен в числе первых офицеров флота в звании «военный лётчик», получил диплом ИВАК «пилота-авиатора» №13 от 5 апреля 1911 г. В числе наиболее успешных выпускников был оставлен в авиашколе инструктором на аппаратах «Блерио».

Уже 16 апреля он снова проявил себя как лётчик-первопроходец. Впервые в истории россий­ской морской авиации звено из 3-х аэропланов: В.В. Дыбовский на моноплане «Блерио», Б.В. Макее­в и М.Н. Ефимов на бипланах «Фарман», – сопровождало выход кораблей Черноморской эскадры в море. Тем самым участникам I-го Всероссийского воздухоплавательного съезда, в работе которого принимали участие и морские офицеры во главе с морским министром вице-адмиралом И.К. Григоровичем, была продемонстрирована объективная необходимость создания в составе сил Флота собственных авиационных подразделений и возможность взаимодействия двух флотов – морского и воздушного.

Летом того же года Дыбовский снова стал первым, приняв участие в первом воздушном параде в Севастополе.

Выполняя полёты на аэропланах, Виктор Владимирович первым среди военных авиаторов России пытается осуществлять фотографирование наземных объектов. А 24 мая 1911 г. проводит опыты по обнаружению и фотографированию1 подводных лодок с воздуха, что ставит его в ряд первых лётчиков разведывательной и противолодочной авиации.

А 2 сентября 1911 г. на манёврах Варшавского военного округа он использует фотоаппарат для фотографирования атакуемой условной цели – дирижабля, тем самым предвосхитив создание фотопулемёта.

Тем же летом 1911 г. Виктор Владимирович испытывает в воздухе радиопередатчик системы лейтенанта А.А. Тучкова. По результатам удачных опытов связи самолётов с землёй Дыбовский готовит предложения для Морского Генерального штаба, где обосновывает необходимость оборудования такими передатчиками летательных аппаратов тяжелее воздуха, что позволило бы значительно ускорить информирование командования о результатах воздушной разведки.

За свои пионерские работы и вклад в развитие авиационного дела в Морском министерстве в 1911 г. лейтенант В.В. Дыбовский был награждён орденом Святого Станислава 3-й степени.

Учитывая заслуги и навыки Дыбовского, осенью 1911 г. он направляется в служебную командировку во Францию на конкурс военных аэропланов. По итогам командировки был заключён контракт на поставку в Россию монопланов «Ньюпор-IV».

Весной 1912 года Дыбовский прошёл обучение во Франции на «Ньюпорах»2 и по возвращении домой сам облётывал полученные ОВФ из Франции «Ньюпоры». Дабы продемонстрировать возможности новой техники, с 26 мая по 5 июля 1912 г. Виктор Владимирович совершает на аэроплане «Ньюпор» перелёт из Севастополя в С.-Петер­бург протяжённостью 2235 вёрст. Харьковская газета «Утро» от 31.05.1912 г. писала: «…По своей смелости полёт Дыбовского является выдающимся не только в России, но и в Западной Европе».

Встреча Дыбовского после перелёта в Петербурге

Встреча В.В. Дыбовского в С.-Петербурге, 1912 г. Фото из архива Г.Ф. Петрова

Ура Дыбовскому! Картина встречи отважного лётчика в Петербурге.

Ура Дыбовскому! Картина встречи отважного лётчика в Петербурге. Из архива А.А. Лукьянова.

Однако, конструкторская жилка В.В. Дыбовского не давала ему покоя и в начале 1913 г. он вносит в конструкцию «Ньюпор-IV» с двигателем «Гном» (70 л.с.) существенные изменения: в бортах фюзеляжа под крылом сделал остекление, убрал вырезы в задней кромке крыла у фюзеляжа, улучшил капот, – которые повысили его лётные и эксплуатационные качества. Новый вариант самолёта получил наименование «Ньюпор» Дыбовского.

Дыбовский у своего Ньюпора

Дыбовский у своего Ньюпора

Но на этом своё авиаконструкторское творчество Дыбовский не заканчивает и идёт дальше. В том же 1913-м году, совместно с братом Вячеславом на рижском заводе «Мотор» он строит уникальный для того времени самолёт, который за свою необычную форму получил название «Дельфин». Хотя иногда встречаются другие названия – «Летучая рыба» и «Дыбовский».

В 1976 г. почтой СССР издаётся 1-й выпуск марок «История отечественного авиастроения», где одна из 5-ти3 почтовых миниатюр была посвящена «Дельфину» Дыбовского. Без ложной скромности скажу, что тогда на меня – 12-летнего паренька, как и многие мои сверстники собиравшего марки, это чудо аэродинамики произвело неизгладимое впечатление, и стало одним из толчков к изучению Авиации. Мог ли я тогда подумать, что спустя 40 лет наши судьбы пересекутся, и я буду одним из участников установки памятника на английской земле автору этого удивительного аппарата…

Но прежде чем я об этом расскажу, закончу свой рассказ о жизненном пути В.В. Дыбовского.

…Во время Первой мировой войны старший лейтенант Дыбовский был прикомандирован к штабу Юго-западного фронта, затем сражался в составе 20-го корпусного авиационного отряда. В боевых вылетах проявил мужество и героизм, за которые представлен к ордену Святого Георгия 4-й степени.

В 1916 г. Виктор Владимирович был произведен в капитаны 2-го ранга и откомандирован с фронта в Русский закупочный комитет в Англии. Кроме того, ему пришлось работать и во Франции, где он входил в состав комиссии по закупке авиационных моторов и самолётов.

Революцию В.В. Дыбовский застал на чужбине. Здесь его знания и талант в те годы был более востребован. В Англии он запатентовал прибор, позволяющий вести пулемётный огонь без повреждения винта пропеллера — синхронизатор, разработку которого он успешно завершил в России на заводе Дукс.

В Великобритании Дыбовский продолжил совершенствовать это устройство, уже совместно с мичманом британского флота Скарфом. После чего оно стало известно как  «синхронизатор Скарфа – Дыбовского».

Тем ни менее, несмотря на признание и успех за границей Виктор Владимирович не терял надежды вернуться на Родину. Так, например, он вошёл в контакт с советской торговой делегацией и в 1924-1925 гг. работал в АРКОС’е по приёмке авиамоторов для СССР. И даже в 1924 г. получил в Лондоне советский паспорт и выезжал по приглашению ВСНХ в Москву для демонстрации своего нового пулемёта и передачи чертежей.

Но, по-видимому, его знания и опыт были более полезны советскому государству за границей. И возвращение на родину пришлось отложить, тем более, что в 1939 г. началась Вторая мировая война, и каждый пригодился там, где оказался.

В декабре 1946 г. В.В. Дыбовский ходатайствовал о пролонгации своего советского гражданства и получения его для своей жены – Клавдии, и дочери – Милицы. Министерство иностран­ных дел СССР не возражало, но бюрократические издержки растянули этот процесс на несколько лет.

Так и не дождавшись счастливых мгновений возвращения на родину уже немолодой Виктор Владимирович заболел туберкулёзом, и 20 декабря 1953 г. тихо скончался в лондонском Фристон-гос­питале.

29 декабря урна с прахом покойного был захоронена на кладбище Islington & St Pancras Cemetery.

Автограф Дыбовского после перелёта Севастополь — С-Петербург. Из архива А.А. Лукьянова.

Прошли десятилетия… Развал Советского Союза разбросал многих наших сограждан по национальным квартирам, где русские оказались нацменьшинством. Да и титульные нации во вновь образованных государствах испытали и испытывают на себе всю прелесть новой жизни, которая многих погнала за лучшей долей дальше.

В 2003 г. лодка судьбы вынесла Романа Александровича Фирсова из Литвы на берег Туманного Альбиона.

Обложка книги Фирсова и КарташеваПрошло ещё несколько лет на обустройство, прежде чем в 2011 г. ему удалось прикоснуться к истории авиационного сотрудничества России и Великобритании. В музее Королевских Военно-воздушных сил в Лондоне он обнаружил документы архива Королевского Аэро-Клуба (Royal Aero Club), рассказывающих о том, что весной-осенью 1917 года в Великобритании проходила обучение полётам группа кадетов из России. Результатом долгих поисков дополнительной информации стала монография Романа в соавторстве с доктором исторических наук, профессором Ставропольского государственного медицинского университета Андреем Владимировичем Карташёвым «В небе двух империй»4, рассказывающая об этой далёкой и малоизвестной странице истории наших стран.

Работая над книгой, Р.А. Фирсов, который также активно занимался некрополистикой, обнаружил, что немало русских авиаторов после 1917 г. оказались в Англии, и нашли своё последнее пристанище в английской земле. К сожалению, многие эти могилы оказались заброшенными, памятники разрушились, а некоторые захоронения даже утрачены.

Жизнь и деятельность этих людей, благодаря интернету и различным форумам привела к знакомству Романа со многими историками и любителями авиации в России, среди которых оказался и Александр Лукьянов – активный член петербургской Секции истории авиации и космонавтики. Занимаясь биографиями русских лётчиков дореволюционной России, он обратил внимание Р.А. Фирсова на сообщение внучатого племянника В.В. Дыбовского — Григория Александровича Попова из Санкт-Петербурга — о поиске могилы русского лётчика.

В первую очередь необходимо было документально подтвердить факт смерти и захоронения В.В. Дыбовского именно в Англии, т.к. в различных источниках местом могилы Дыбовского часто указывалась Франция, реже Швейцария и даже США. Дальнейшие поиски Р.А. Фирсова подтвердили данные петербургских исследователей А.А.Лукьянова и Г.А. Попова об Англии, как месте кончины и захоронения В.В. Дыбовского.

В своём докладе на заседании Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН 16 февраля 2014 г. А.А. Лукьянов и Г.А. Попов впервые рассказали нам о своих находках.

В английском Бюро регистраций5 Р.А. Фирсову удалось найти документы с датой и местом смерти Виктора Владимировича, что открыло дорогу к поиску самого захоронения. Необходимую информацию удалось обнаружить в Базе данных захоронений Соединенного Королевства6 — кладбище Islington & St Pancras Cemetery, участок СН1, номер захоронения 145. Это оказалось заросшее травой поле, с несколькими памятниками небольшого размера и крестами.

Надо отдать должное и администрации кладбища, служащие которого вызвались помочь Роману в поисках конкретного места захоронения, т.к. это оказалось непростым делом. Выяснилось, что на этом участке было захоронено ещё 18 человек, умерших в госпиталях.

Крест, установленный Р.А. Фирсовым на могиле В.В. Дыбовского в 2013 г. Фото Р.А. Фирсова.

Крест, установленный Р.А. Фирсовым на могиле В.В. Дыбовского в 2013 г. Фото Р.А. Фирсова.

Тем не менее, могилу удалось обнаружить, и, спустя некоторое время, Р.А. Фирсов установил на этом месте символический православный крест. Это событие вызвало много откликов от некрополистов, историков авиации и исследователей. Кто-то благодарил, кто-то ругал, кто-то сетовал на отсутствие средств для установления достойного памятника известному летчику. Но в тот момент это было единственным возможным способом увековечить память усопшего на чужой земле русского человека.

Следующим важным этапом этой истории стал март 2016-го, когда в Лондоне была зарегистрирована Общественная организация «Русское наследие в Соединённом королевстве Великобритании и Северной Ирландии»7. Одной из целей работы Оргкомитета этой организации стало благоустройство могил российских соотечественников, похороненных в Великобритании.

С этого момента началась совместная работа английских и российских организаций, историков и энтузиастов, куда были вовлечены также МИД РФ, российское посольство в Лондоне и «Россотрудничество».

Зная нашу работу и творческий потенциал, А.А. Лукьянов предложил английской стороне в лице Р.А. Фирсова обратиться за помощью в Благотворительный Фонд «Воинский собор», руководителем петербургского офиса которого является Виталий Владиславович Лебедев, взваливший на себя также ноши председателя Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН и Руководителя Комиссии воздухоплавания РГО. Поэтому в нашем лице чаяния английской стороны нашли всемерную поддержку.

Российский Фонд «Воинский собор» с 2012 г. занимается военно-мемориальной работой, и кроме заслуженного авторитета в родном Отечестве, имеет также опыт работы с зарубежными странами. К примеру, в 2014-м году Фондом был установлен памятник на могиле командующего Русским экспедиционным корпусом во Франции, генерал-лейтенанта Н.А. Лохвицкого на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (Cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois, Франция). Эта проект стал возможен после начатой петербургскими историками авиации работы по сохранению памяти о героях Неба России и Франции В.Г. Фёдорова и П.В. Аргеева, яркой страницей которой стал созданный вместе с московскими кинодокументалистами документальный фильм «Рыцари неба» (2013 г.).

ген.-лейтенант Лохвицкий Николай Александрович во главе воинов Русского Легиона (Легиона Чести) во Франции.

Генерал-лейтенант Лохвицкий Николай Александрович во главе воинов Русского Легиона (Легиона Чести) во Франции.

Посол России во Франции А.К. Орлов и президент Фонда исторической перспективы Н.А. Нарочницкая на открытие памятника Н.А. Лохвицкому, 7 ноября 2014 г.

В.В. Лебедев с радостью поддержал данную инициативу и инициировал в «Воинском соборе» работу по её реализации, быстро найдя поддержку у руководства Фонда. При этом, имея в т.ч. художественное образование,  Виталий Владиславович вместе со специалистами принимал непосредственное участие в обсуждении художественно-архитектурного решения памятника.

Первый вариант памятника Дыбовскому

Вариант памятника В.В. Дыбовскому,
предложенный Р.А. Фирсовым.

Должен отметить, что к этому моменту у нас уже был вариант памятника, подготовленный Р.А. Фирсовым. Но после короткого обсуждения он был отклонён, т.к. предполагал прямолинейное, без внутреннего содержания, решение поставленной задачи, что не соответствовало уровню и роли Дыбовского в Истории.

Архитектором Фонда Евгенией Владимировной Филипповой бы­ло предложено уже зарекомендовавшее себя художественное решение памятника в виде вырубленного из серого гранита православного креста. Его образ создан на основе проектов крестов-памятников павшим героям Первой мировой войны, разработанных специалистами Фонда «Воинский собор» и получивших благословение Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

Первоначальный вариант памятника ДыбовскомуПроект был одобрен всеми заинтересованными сторонами и мы уже были готовы к началу нового этапа – изготовлению и установке. Но столкнулись с неожиданной и существенной проблемой: законодательство Великобритании. Необходимо отметить, что помимо общего регламента установки памятников, существуют также правила, относящиеся к определенному кладбищу. То есть, каждое отдельное кладбище Англии может иметь свои собственные нормативы. Так произошло и в нашем случае. Со стороны Администрации мы получили конкретные требования к памятнику. В первую очередь это касалось его размеров (высота – 46 см, ширина – 35 см.), которые в корне поменяли концепцию памятника.

Эскиз одного из вариантов памятника

Эскиз одного из вариантов памятника с учётом жёстких габаритных ограничений. Из архива БФ «Воинский собор».

Все наши просьбы о возможности установить памятник высотой более метра не находили понимания со стороны Администрации. В конечном итоге фондом «Воинский собор» был предложен вариант, который устроил все заинтересованные стороны. И который был создан не вопреки, а благодаря жёстким ограничениям английского законодательства.

Воплощая предложение петербургского историка авиации В.В Лебедева отразить в памятнике символы русской военной авиации, главный архитектор проектов Фонда «Воинский собор» Е.В. Филиппова нашла уникальное с точки зрения мемориального строительства решение. При воинской лаконичности внешнего вида, все стороны памятника несут яркую декоративную и смысловую нагрузку. Причем размеры памятника были выполнены в английской системе мер.

В результате данный проект был успешно принят английской стороной.

Памятник Дыбовскому в окончательном видеПамятник был выполнен из полированного гранита, чёрный цвет которого символизирует цвет российской военно-морской формы капитана Дыбовского с золотым шрифтом текста. В полированных гранях памятника отражается небо, в котором проявил своё героизм Виктор Владимирович. А на верхней стороне памятника размещён, смотрящий в небо золотой знак «Военного лётчика» Военно-воздушного Флота России, образца 1913 г., истинным воином которого он был. Надписи на памятнике выполнены на русском и английском языках.

Памятник изготовлен английскими мастерами на самом высшем профессиональном уровне под руководством проживающего в Лондоне нашего соотечественника Александра Кирилина.

Необходимо отметить, что данный проект был бы невозможен без деятельного участия коллекционера, мецената и почётного председателя «Русского наследия в Великобритании», князя Никиты Дмитриевич Лобанова-Ростовского и секретаря комитета «Русского наследия…» Юлии Пляукшта.

Монумент получил своё реальное воплощение в ноябре 2018 года. Однако, слякоть и снег не лучшее время для торжеств на промозглом осеннем лондонском ветре. К тому же, это было накануне предстоящего католического Рождества. В результате был принято решение открыть его в конце мая 2019 г., приурочив это событие к VI-й Международной конференции «Русского наследия в современном мире. История. Культура. Идентичность».

Накануне радостного события, венчающего многолетнюю работу в лондонском русскоязычном еженедельнике «Англия» от 16-22.5.2019 г. вышла статья о Дыбовском и предстоящей церемонии:

Статья о торжественном открытии мпамятника на могиле ДыбовскогоВ торжественной процедуре открытия памятника приняли участие представители Посольства РФ в Великобритании – первый советник И. Ерофеев и советник по культуре К. Шлыков, руководители «Русского наследия в Великобритании» Ю. Пляукшта и И. Багно, общественный деятель и член семьи известных английских политиков Мейтлендов, виконт Джон Мейтленд (John Maitland), а также представители русской диаспоры и прессы.

Церемония прошла в тёплой спокойной обстановке, в ходе которой протоирей, клирик Успенского собора Сурожской епархии (Лондон), отец Максим отслужил панихиду, а гости в своих речах отметили вклад В.В. Дыбовского в развитие авиации в России и в Англии. В рамках этих приветствий секретарь комитета «Русского наследия в Великобритании» Ю. Пляукшта зачитала приветственное письмо Благотворительного Фонда «Воинский собор», внёсшего историко-научный и проектный вклад в осуществление этого российско-английского проекта.

Свои поздравления в связи с открытием памятника передал большой друг России, бизнесмен и автор множества книг, пропагандист самбо в Британии и организатор Кубка Президента по самбо Майкл Винн-Паркер, сожалея, что у него не было возможности лично присутствовать на мероприятии.

В заключении этого повествования хочу высказать слова благодарности всем причастным к этой большой и благородной работе!

В.В. ЛебедевРуководитель Представительства БФ «Воинский собор» в С.-Петербурге
Председатель Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН
Руководитель Комиссии воздухоплавания РГО
Зам. председателя СПбО РКО

В.В. Лебедев

Фотоотчёт открытия памятника В.В. Дыбовскому в Великобритании

Фото Дж. Мейтленда.

Фото Ю. Пляукшта.

Фото Ю. Пляукшта

Фото Ю. Пляукшта.

Роман Фирсов с дочерью на торжественной церемонии. Фото Ю. Пляукшта

Фото Р. Фирсова.

Фонд «Воинский собор» выполняет свои задачи:

“ОХРАНЯТЬ И СОДЕЙСТВОВАТЬ ОХРАНЕНИЮ МОГИЛ РУССКИХ ВОИНОВ, ПАВШИХ В ВОЙНУ 1914-1918 гг.,
БЕЗ РАЗЛИЧИЯ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ И НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, И СОХРАНЯТЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПАМЯТЬ ПОГИБШИХ”

Из Устава Всероссийского Общества памяти воинов Русской Армии, павших в войну 1914-1918гг. (закрыто в 1918г.)
и его преемника — Благотворительного Фонда “Воинский собор”

  1. аппаратом Гельгара – от авт. []
  2. Бреве №892 от 26 (13) июня 1912. []
  3. № 4647, худ. Г.И. Мокроусов: Каталог почтовых марок СССР 1918-1980, Т.2. – М., 1984 []
  4. М.: ИЦ “Мой учебник”, 2014 []
  5. Civil Registration index of births, marriages and deaths for England and Wales []
  6. The central database for UK burials and cremations []
  7. Russian Heritage in the UK []
Закладка Постоянная ссылка.


Понравилась статья? Поделись ссылкой с друзьями:

2 комментария

  1. Григорий Александрович Попов

    От лица родственников Клавдии Александровны Дыбовской (урождённой Смысловой ,жены Виктора Владимировича Дыбовского ) выражаем большую сердечную благодарность всем принявшим участие в увековечивании памяти Виктора Владимировича Дыбовского. Особая благодарность В.В.Лебедеву, А.А. Лукьянову и Р.А.Фирсову. Внучатый племянник Г.А.Попов и внучатая племянница М.П.Степаноа Дыбовской Клавдии Александровсны.

  2. Дорогой, Григорий Александрович! От лица вышеозначенных товарищей, а также от других причастных к этому благому делу людей и наших соратников, благодарю Вас за одобрение нашей работы, в которой есть и доля вашего труда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *