Комендантский аэродром – взлётная полоса русских богатырей

С древних времён на Руси почитались сильные люди. Но если в западной культуре такого человека называют просто – силач. То у славян впереди всегда была Душа, а уж потом сила. Поэтому народ, слагая былины и сказания о русских чудо-силачах, дал им своё определение – Богатырь или Витязь.

На таких людей равнялись с древних времён, они были примером и в бою и в жизни, несмотря на то, что они были не только сильными, но и, как правило, молодыми. Однако, главным русским чудо-богатырём всегда считался “старый казак” Илья Муромец. При этом слово “старый” не значит “обременённый летами”, а означало, что он возмужалый и опытный в военном деле. А такие люди всегда были в почёте на Руси. Только своим видом они выражали силу и мощь русского духа и оружия.

Поэтому когда в ангаре, арендованном 100 лет назад Русско-Балтийским вагонным заводом (РБВЗ) у Императорского Всероссийского Аэро-Клуба, на одном из первых русских лётных полей – Комендантском аэродроме, в феврале 1913 г. начал собираться огромный по тем временам аэроплан, то первоначальное его наименование – «Гранд» из-за своей оторванности от русских корней не долго продержалось в имени собственном первого в мире многомоторного самолёта. «Грандами», что значит “Большой” в то время традиционно называли все большие самолёты.

komend_aerodrome4 марта 1913 г. двухмоторный гигант впервые был выкачен на лётное поле Комендантского аэродрома, а уже 15 марта сделал первый подлёт. Испытателем самолёта был его создатель – Игорь Иванович Сикорский.

Но вскоре началась оттепель, и испытания пришлось перенести на южную окраину города, на Корпусной аэродром, принадлежащий военным. Там на него установили ещё два двигателя, после чего самолёт получил наименование – «Большой Русско-Балтийский». Наименование по порядковому номеру С-9 (Сикорский, 9-й самолёт) теперь вообще не упоминалось. Однако, и «Большой Русско-Балтийский» было не благозвучно и не отражало величия созданного русским гением технического чуда и силы его возможностей.

Россия вырвалась вперёд со своим невиданным воздушным кораблём. В создании тяжёлых самолётов она опередила все развитые страны мира. Поэтому после нескольких успешных полётов «Большого» в ознаменование этого приоритета в 20-х числах июня 1913 г. председатель правления РБВЗ предложил переименовать его в «Русский Витязь». Под таким названием первый в мире четырёхмоторный самолёт и вошёл навечно в мировую историю.

Молва о воздушном гиганте уже катилась по России. В Европе удивлялись и не верили, называя полёты «Витязя» “петербургской уткой”. Но вскоре такие разговоры прекратились. С самолётом ознакомился сам царь.

Приоритет Игоря Ивановича Сикорского в создании тяжёлых многомоторных самолётов совершенно бесспорен, и это является предметом нашей национальной гордости. «Русский Витязь» стал предшественником всех многомоторных самолётов.

Уже в августе 1913 г. на РБВЗ началась работа по созданию нового четырёхмоторного тяжёлого самолёта. После сильного, но неопытного и молодого «Русского Витязя», новый, более возмужавший и окрепший небесный гигант, получил наименование – «Илья Муромец», в честь русского былинного богатыря. Это имя стало собирательным для целого класса тяжёлых машин, построенных по проектам Сикорского с 1913 по 1920-е годы.

В конце 1913 г. «Илья Муромец» поднялся в петербургское небо со всей своей мощью, открыв дорогу всем тяжёлым самолётам в мире. В результате 1913-й год стал счастливым для Сикорского и для России.

11 февраля 1914 г. самолёт стартовал с Корпусного аэродрома в сторону Пулково. Обойдя высоты, он развернулся, дошёл до Охты, и пролетев вдоль Невского и Каменноостровского проспектов, сделал круг над Комендантским аэродромом и сбросил вымпел для Аэро-Клуба, после чего благополучно вернулся в точку старта.

imПримéрившись с силами, уже на следующий день, 12 февраля, воздушный богатырь «Илья Муромец» установил мировой рекорд по максимальному числу пассажиров, поднятых на борт самолёта. На палубу воздушного корабля поднялись 16 человек и аэродромный пёс Шкалик. Это было выдающееся мировое событие: поднятый в небо груз составил 1290 кг.

Потом был гигантский аэроплан авиаконструктора В.А. Слесарева с былинным именем «Святогор»… Но это уже другая история.

А что уж говорить о русских лётчиках – настоящих воздушных витязях, среди которых были и настоящие чудо-богатыри, такие как легендарный борец, многократный чемпион мира – Иван Михайлович Заикин.

Покрыли себя славой героев и советские лётчики.

За стремительным прогрессом авиации с его ростом скоростей, высоты, дальности и продолжительности полёта могли угнаться только лётчики с настоящим богатырским здоровьем. Примером на долгие годы для многих стали легендарные соколы нашего Отечества: Валерий Чкалов, Михаил Громов, Владимир Коккинаки, Александр Покрышкин и многие другие.

Многие из них получили путёвку в небо на Комендантском аэродроме, а в годы Великой Отечественной войны героически сражались здесь с фашистскими стервятниками за мирное небо над нашей головой. Как чудо-богатыри прошлого они отстояли для нас свободу и мирное небо над нашей головой.

В память об этой великой истории и героических людях лётной профессии, протянувшийся как взлётная полоса через весь бывший Комендантский аэродром, проспект был назван – Богатырским. А произошло это 40 лет назад – 2 ноября 1973 г.

Наряду с проспектом Испытателей, в честь лётчиков-испытателей, работавших здесь, станцией метро «Пионерская», названной так в честь пионеров покорения Пятого океана, и других авиационных топонимов Богатырский проспект стал центральной магистралью и взлётной полосой русских богатырей на территории МО «Комендантский аэродром».

В.В. Лебедев© Лебедев Виталий Владиславович, 2013.

Руководитель Комиссии воздухоплавания РГО,

Председатель Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН

 

Статья опубликована в газете «Комендантский аэродром» (Орган Муниципального совета МО Комендантский аэродром), № 35 (327), август 2013 г., с.4;

Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *