«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего», — говорил Максим Горький. Помнить о прошлом и уважать его — обязанность всех, кто претендует на право быть гражданином, и особенно молодых людей, вступающих во взрослую жизнь. В этой статье мы расскажем о выдающемся выпускнике Института инженеров путей сообщения (ИИПС), известном изобретателе и конструкторе Михаиле Леонтьевиче Григорашвили.
В первое десятилетие XX века в России особое внимание было привлечено к идее воздухоплавания и создания летательных аппаратов тяжелее воздуха — воздушных шаров и аэропланов. В технических вузах стали открываться студенческие кружки по изучению воздухоплавания. В 1908 г. в Петербурге состоялось первое общее собрание членов Императорского Всероссийского аэроклуба (ИВАК), среди организаторов которого были преподаватели нашего института профессор Н.Н. Митинский и инженер Н.А. Рынин. При их активном участии и в ИИПС в 1908 г. организовался студенческий кружок, почетным членом и руководителем которого стал инженер Н.А. Рынин. В декабре 1908 г. вышел первый номер журнала «Аэромобиль», изданный «студенческим кружком для изучения воздухоплавания при Институте инженеров путей сообщения».
Редактором журнала и одним из активнейших организаторов кружка являлся студент ИИПС Михаил Григорашвили. Он родился в семье преподавателя городского училища, закончил гимназию в Санкт-Петербурге и в 1906 г. поступил в наш вуз. С самого начала учебы Михаил увлёкся авиацией. Его учителями в области теории и практики воздухоплавания стали преподаватели нашего вуза — инженеры Н.А. Рынин и М.В. Заустинский.
Особые практические навыки Михаил получил в ИВАК, где он познакомился с такими пионерами российской авиации, как С.С. Щетинин и В.А. Лебедев. В мастерских Щетинина активный студент вместе с другими столичными энтузиастами авиации построил в 1910 г. самолет «Россия-Б», ставший первым отечественным серийным монопланом. Первым летным инструктором у Михаила стал В.А. Лебедев. Для совершенствования навыков пилотирования М.Л. Григорашвили направили во Францию в летную школу Пишофа, где в 1911 г. он получил пилотское удостоверение и стал первым российским летчиком-студентом.
По возвращении в Россию М. Григорашвили получил должность инструктора в летной школе ИВАК и сам стал совершать показательные полеты в городах Прибалтики, Сибири и Украины. Особенно зрителям запомнились его полеты над сушей и морем на Рижском взморье.
Вернувшись для продолжения обучения в ИКИПС, Михаил принимал активное участие в создании аэродинамической лаборатории, где вел фундаментальные исследования по воздушным винтам. По инициативе Н.Н. Митинского и Н.А. Рынина в 1911 г. Совет вуза принял решение «разрешить студентам, прослушавшим кроме общеобразовательных курсов еще и курсы воздухоплавания и аэромеханики, выполнять в качестве дипломного проекта по прикладной механике проекты аэроплана или дирижабля». Первым, удостоенным права защиты по такой тематике, стал Михаил Леонтьевич Григорашвили. Он проектировал двухместный аэроплан на скорость не менее 80 км в час с бензиновым двигателем с числом цилиндров не менее 4. В начале 1913 г. дипломный проект был успешно защищен, а 5 марта бывший студент — теперь уже инженер М.Л. Григорашвили — прочел на заседании воздухоплавательного кружка вуза доклад «Расчет аэроплана». В этой же аудитории через три дня выступал знаменитый авиатор Игорь Сикорский с докладом о своей работе.
После окончания вуза М.Л. Григорашвили продолжал испытывать новые конструкции аэропланов. Осенью 1914 г. при испытании самолета оригинальной конструкции А.А. Пороховщикова Михаил Леонтьевич потерпел аварию и получил серьезные травмы.
Во время первой мировой войны М.Л. Григорашвили работал главным конструктором на петроградской мебельной фабрике «Мельцер», где наладил производство воздушных винтов собственной системы «Г». Эти винты были испытаны на самолетах Военно-Воздушного флота России и оказались лучше новейших зарубежных образцов. Во многом благодаря разработкам М.Л. Григорашвили российская авиация в годы первой мировой войны не испытывала недостатка в винтах.
После Октябрьской революции Михаил Леонтьевич вынужденно покинул Петроград и переехал в Тбилиси, где работал инженером по строительству и эксплуатации дорог в Министерстве путей сообщения Грузии; затем эмигрировал в США. За границей он сменил фамилию на Грегор, работал главным конструктором в ряде авиационных фирм, создал ряд очень удачных многоцелевых коммерческих самолетов. В 1934 г. он основал собственную фирму «Грегор Эркрафт» и построил легкий самолет GR-1. Затем, по приглашению канадской фирмы по производству железнодорожной техники, собиравшейся наладить серийное производство самолетов, Михаил Леонтьевич переехал на время в Канаду, где в 1938 г. построил истребитель-бомбардировщик «Кар энд Фаундри FDB-1». Истребитель стал на то время одним из лучших в мире истребителей-бипланов. Таким образом, выпускник ИКИПС явился одним из основателей авиационной промышленности Канады.
По возвращении в США М.Л. Григорашвили работал главным конструктором авиационной фирмы «Чейз Эркрафт». Длительная жизнь в эмиграции и напряженная работа подорвали здоровье, и он умер в 1953 г. в возрасте 65 лет.
В нашей стране были выпущены книги исследователя истории авиации В.Р. Михеева о жизненном и творческом пути Михаила Леонтьевича Григорашвили: в 2005 г. только о нём, а в январе 2013 г. вышла книга «Петербургские крылья Америки», где В.Р. Михеев большой раздел посвятил М.Л. Григорашвили.
Статья «Конструктор с мировым именем» была опубликована 6 марта 2013 г. в № 2 (278) университетской газеты «Наш путь» (ПГУПС, г. С.-Петербург).
к.т.н., доцент кафедры «Электромеханические комплексы и системы»
Петербургский Государственный Университет инженеров путей сообщения