Журналист, член Союза журналистов СПб, автор публикаций об истории Санкт-Петербургского Воздухоплавательного парка, член инициативной группы по сохранению мемориальной территории «Воздухоплавательный парк».
Активно участвует в работе Секции истории авиации и космонавтики, Комиссии воздухоплавания РГО.
Контактный телефон 8-921-658-59-64, электронный адрес mkrotoffa@yandex.ru
МОЯ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНАЯ
Я родилась в Ленинграде в 1955 году, в семье реставраторов.
Первые тринадцать лет моей жизни прошли на улице с поэтическим названием – Воздухоплавательная. В архитектуре и очертаниях моей «малой родины», впрочем, не было ничего поэтического. С востока проходила железная дорога, с запада, с Лиговского проспекта, на нас наплывали дурные запахи мыловаренного завода (где работала моя бабушка Анна Михайловна Титорова), на севере располагались бесконечные склады, железнодорожные депо и гаражи, которые, в конце концов, замыкались старинным Витебским (Царскосельским) вокзалом (там уже начинался настоящий Петербург, вернее, тогда – Ленинград). И лишь на юге, на излете Воздухоплавательной улицы, за забором, находился некий «заповедник», куда нас, детей, не пускали. Это была воинская часть. Все мои взрослые земляки называли ее просто «Часть». В «Части» работали некоторые жители нашей улицы, в том числе наша соседка тетя Зина Зимина, от которой я первый раз и услышала, что часть эта – авиационная… И мне всегда хотелось увидеть лётчиков, потому что к своим шести годам я уже успела полетать с родителями на Ту-104, и этот полет, хотя потом было множество других, мне помнится до сих пор… Но лётчиков из «Части» тогда ни я, ни мои дворовые друзья и подружки так и не встретили ни разу… Зато достаточно подробно, из-за забора, я изучила тогда красивое трехэтажное здание палевого цвета, которое как будто парило над забором «Части». Вот в таком доме мне хотелось бы жить! Но я уже знала, что дом принадлежит «Части» и мне там не бывать.
Что касается наших жилых зданий, то это были несколько низкорослых домов, построенных на стыке девятнадцатого-двадцатого веков. Самый привлекательный из них принадлежал некогда купцу Воронину, с правнуком которого, Володей, мы потом ходили в одну школу. И в «Воронином» доме, и в других соседних домах жили в начале двадцатого века рабочие близлежащих заводов, извозчики, трактирщики и мелкие лавочники. Это было основное население Московско-Ямской слободы. Извозчиком был и мой прадед – Михаил Титоров, приехавший в Петербург из Тверской губернии. Отчества его я не знаю, так как в детстве вообще мало интересовалась тем, что было «до меня».
Гораздо интереснее было то, что «вокруг меня и рядом со мной». Рядом проходила железнодорожная насыпь, зимой покрывающаяся голубым снегом, в котором можно было кувыркаться до изнеможения. Летом насыпь вспыхивала миллионами одуванчиков, одуванчиковые поля переходили и дальше, на восток, за железную дорогу, где был роскошный яблоневый сад, простиравшийся к югу на несколько километров. Мы играли там, смотрели на поезда и представляли себе, как сами едем в этом поезде «дальнего следования» куда-нибудь в Киев…
Я любила свою улицу, но одновременно очень… стеснялась говорить малознакомым людям о том, где я живу. Особенно ущербной я чувствовала себя, когда слышала, что кто-то живет на Невском проспекте. Ведь я знала, что недалеко от Невского, на Дворцовой площади, стоит самое красивое здание в Ленинграде – Зимний дворец. К своим пяти-шести годам я уже успела побывать в этом дворце не один раз. Там работала моя мама, она была позолотчиком-реставратором. Когда меня, маленькую, было не с кем оставить, то я ехала с мамой, на «ее работу».
Конечно, в сравнении с Невским моя Воздухоплавательная – как небо и земля. Так мне казалось.
И лишь теперь, по прошествии десятков лет, я понимаю, что «землей» как раз был и остается Невский. А небо – это моя Воздухоплавательная.
Но это лишь теперь… Как-то я спросила у бабушки, которой нет уже тридцать девять лет, почему наша улица имеет такое странное название. «Здесь, что, плавали по воздуху?» – почему-то с усмешкой спрашивала я. «Да, здесь летали шары и дирижабли, – отвечала бабушка. – И мы за ними, глупые, бегали, пытались догнать…»
Я окончила филологический факультет Университета, стала журналистом, написала книгу о ленинградских реставраторах, посвященную моим родителям, и выпустила свой небольшой поэтический сборник, где, по сути, отражена вся моя жизнь. И вот я вновь пришла на Воздухоплавательную улицу, где уже нет наших домов, нет яблоневого сада с одуванчиками, где нет многого, что больше пятидесяти лет назад приводило меня в восторг. Пришла потому, что услышала по радио о том, что единственный в стране музей истории военного воздухоплавания лишается своего помещения…
Если ты чего-то хочешь от всей души, то Бог тебе всегда дает. Так, я познакомилась с потомками генерала Кованько. Александр Матвеевич Кованько, родившийся в Санкт-Петербурге в 1856 году, был командиром первой команды военных воздухоплавателей России, разместившейся в 1885 году на Волковом поле. Позже он стал начальником Учебного воздухоплавательного парка, а в 1910 году – Офицерской воздухоплавательной школы, первого в России авиационного военного учебного заведения. В 1899 году в Учебном воздухоплавательном парке был открыт храм во имя Святого Пророка Божия Илии. Пророка Илию воздухоплаватели, а потом уже и первые летчики считали своим покровителем. ( В 1926 году Ильинская церковь была разрушена.) В 1907 году, 11 декабря по старому стилю, в храме была крещена Варвара Кованько, младшая дочь Александра Матвеевича Кованько и его законной жены Елизаветы Андреевны. А восприемниками (сейчас их чаще называют крестными отцом и матерью) на крестинах Вареньки были Его Императорское Высочество Великий Князь Петр Николаевич и вдова генерал-адъютанта Андрея Александровича Попова – Варвара Карловна. Именно потомки Вареньки, Варвары Александровны Кованько, и живут сейчас в Санкт-Петербурге. С ними мне и посчастливилось познакомиться и подружиться уже в двадцать первом веке. Это дочь Варвары Александровны – Елизавета Евгеньевна, внучки – Татьяна и Мария…Мы общаемся уже несколько лет.
Я стала читать книги об истории воздухоплавания и авиации, изучать архивные материалы. И подернутая патиной времени картина моей скромной улицы начала проясняться. Я увидела и поняла, сколь прекрасными были когда-то земли Воздухоплавательного парка и какие замечательные люди – военные инженеры, ученые, авиаторы – бывали на этих землях, а значит, проходили или проезжали именно по моей Воздухоплавательной улице. И моя юная бабушка Анна, дочка ямщика, смотрела вслед этим экипажам, а позже и автомобилям, и восхищалась этими людьми и радовалась соседству с Воздухоплавательным парком.
Авиационно-техническая база действовала в той самой «Части» до прошлого, 2012-го, года. Сейчас военные покидают старинный Воздухоплавательный парк. А главное здание Офицерской воздухоплавательной школы, любимое мною с детства, уже давно не принадлежит армии, у него новые владельцы. Именно в главном здании ОВШ несколько лет назад и находилась экспозиция, посвященная истории воздухоплавания. Заведовал ею работник воинской части и большой энтузиаст Юрий Михайлович Лозыченко. Теперь у дома палевого цвета появились новые владельцы, и экспозиция «переведена» в сарай. А в историческом здании, где учились первые авиаторы России, в том числе и Петр Николаевич Нестеров, совершивший первую «мертвую петлю» и первый в мире авиационный таран, сейчас расположились различные арендаторы…
Такая она, моя Воздухоплавательная улица. Сто лет назад там витали великие идеи об освоении воздушного пространства. Во времена моего детства это была тихая и совсем непредставительная окраина Ленинграда. Сегодня – здесь бесконечные рекламные щиты, автозаправочные станции, склады, покрытые дорожной пылью. Лишь табличка на железнодорожной станции «Воздухоплавательный парк» говорит о том, что когда-то здесь была удивительная жизнь. И стоят до сих пор здания императорской Офицерской воздухоплавательной школы, одно из которых, палевого цвета, было моим любимым домом больше пятидесяти лет назад. Правда, об этой Школе мало кто знает в сегодняшнем Санкт-Петербурге. Даже среди лётчиков…
После того, как уже взрослым человеком я пришла в еще существующий музей воздухоплавания, у меня появилось много друзей, которые, оказалось, тоже «болеют» историей Парка. Так сложилась наша инициативная группа по сохранению историко-военной территории «Воздухоплавательный парк», и я являюсь ее пресс-секретарем. Пишу статьи о Воздухоплавательном парке, готовлю фотоальбомы. О том, что нашей группе удалось сделать, – предмет особого разговора.
…Вот так Воздухоплавательная улица стала моим исповедальным путем, по которому я иду, делая для себя все новые и новые открытия, и вспоминаю свою бабушку, которая, увы, не вышла замуж за воздухоплавателя.
Моя бабушка Анна
Вышла из дому рано
И увидела в небе золотой дирижабль.
Он бескрылый и тихий,
Злому ветру покорный,
Но в груди у Анюты
Полыхает пожар!
Моя бабушка Анна
Загадала желанье,
Но за тучею скрылся золотой дирижабль,
И тревожно, и странно
Билось сердце у Анны:
Растворился, растаял,
Ах, как жаль, ах, как жаль!
Вот минуло столетье,
Ну а он не вернулся,
И душевная рана горяча и свежа:
Моя бабушка Анна
Вышла из дому рано
И увидела в небе золотой дирижабль.
Марина КРОТОВА