История должна знать своих Героев

К 105-летию со дня рождения Героя Советского Союза, Председателя Секции истории авиации и космонавтики Ленинградского отделения АН СССР Сергея Арсентьевича Гуляева, 18 (5) сентября 1918 г.

На предстоящей неделе, 18 сентября 2023 г. исполняется 105 лет со дня рождения лётчика-штурмовика, Героя Советского Союза Сергея Арсентьевича Гуляева. К сожалению, мало кто знает этого человека, совсем недавно жившего среди нас, служившего и работавшего рядом с нами. И не только потому, что это был военный человек со всей его секретностью, но и потому что он был также по-военному немногословным и очень скромным по жизни человеком. Говорю это с сожалением и потому, что мне посчастливилось знать его лично, так как с 1986 по 1997 годы он был Председателем Секции истории авиации и космонавтики сначала Ленинградского отделения АН СССР, а в 1990-е годы – Санкт-Петербургского отделения РАН. Но так как я тогда был ещё юнцом по сравнению с ним и только постигал основы жизни и её истории, то он был для меня тогда каким-то недосягаемым руководителем, тем более со Звездой Героя… И лезть к нему с вопросами о его жизни было как-то не “с руки”. Тем более, что все мы из Советского Союза с его плановой экономикой, а значит и планом всей своей жизни, незыблемостью героев, и чего уж греха таить – наших руководителей во власти. Поэтому считалось, что жить мы будем долго и счастливо, а значит – всегда успеем переговорить на интересующие нас темы. Вот и я, пока был простым членом Секции истории авиации и космонавтики, недавним студентом Военмеха, не лез в друзья к Сергею Арсентьевичу. Тогда я был ещё только в начале своего научного пути и в поисках себя как Историка, и ни о каких-то карьерных вопросах, чтобы занять его место даже и не думал. Стремительная жизнь 1990-х годов просто сама со временем расставила нас в этой истории, каждому прописав свой этап его биографии.

Поэтому очень важно бережно относится к каждому прожитому тобой дню и быть внимательным к людям, которые тебя окружают. Быть может кто-то из них не подозревая того сыграет в твоей жизни большую роль.

Вот одним из таких людей в моей биографии, не зная того, и стал Председатель ленинградской Секции истории авиации и космонавтики со звездой Героя на груди. И в канун 105-й годовщины со дня его рождения хотелось бы дать его биографию, хотя бы крупными мазками, сохранив память о нём для будущих поколений, которым он посвятил свою жизнь.

Сергей Арсентьевич родился 5 сентября (по старому стилю) 1918 г. в дер. Первая Казанка Щигровского уезда Курской губернии. Начальную школу окончил в родном селе, а семилетку в 1934 г. в селе Ануфриевка, что в 4-х км от родного дома. После чего проучился 3 курса в Курском техникуме паровозного хозяйства (ныне Курский техникум железнодорожного транспорта). О чём сейчас напоминают стенды, посвящённые С.А. Гуляеву в музее Курского техникума железнодорожного транспорта и мемориальная доска на его стене:

Мемориальная доска на стене здания Курского железнодорожного техникума (г. Курск, ул. Профсоюзная, д.11). Фото А.А. Симонова, 03 апреля 2015 г.

Это было время первых пятилеток, индустриализации, стахановских и авиационных рекордов. Нашему герою исполнилось тогда 19 лет, и в октябре 1937 г. он был призван в армию, а точнее в Военно-морской флот СССР. Лозунг «Комсомолец, на самолёт!» не пролетел даром, и запал в душу молодого Сергея. Как в 1961-м году многие советские юноши мечтали стать Гагариными и Титовыми, так в конце 1930-х многие хотели быть Чкаловыми и Громовыми. Хотя в одном из писем к учащимся техникума он писал: «Я был убеждённым паровозником. Стать лётчиком я не мечтал, считая это для себя недосягаемым». В 1934 году впервые появилось звание Героя Советского Союза, которым первыми наградили лётчиков, участвовавших в спасении экспедиции ледокола «Челюскин». Мог ли тогда юный Сергей мечтать, что уже через десяток лет он и сам станет героем-лётчиком? Нет, конечно. Но, как я уже говорил выше: жизнь скоротечна и не раз делает крутые повороты. А тогда Сергей Арсентьевич тоже решил не отставать и быть таким же покорителем небес, как эти герои моря и неба.

Поступив на службу в ВМФ, он решил стать военно-морским лётчиком. По комсомольской путёвке его направили в прославленное Ейское военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина, о котором мы уже вам рассказывали не так давно, в гатчинском Авиахронографе № 29 [«Гатчина-ИНФО», № 29 (1395), 20.07.2023 г. С.11], где он учится с 1937-го по 1940-й годы.

Окончив училище, с августа 1940 года С.А. Гуляев служит лётчиком-инструктором в 1-й запасной авиаэскадрилье ВВС Балтийского флота. С началом Великой Отечественной войны эта учебная эскадрилья, как не имевшая боевых задач, была эвакуирована в тыл страны с аэродрома Новая Ладога в город Саранск. Здесь в Саранске, с июля 1941 г. он служит лётчиком-инструктором в 4-й авиэскадрилье 1-го запасного авиаполка ВВС ВМФ. В это суровое время войны с фашизмом, все не просто рвались на фронт, а хотели, как коммунисты, быть всегда в первых рядах, и первыми подниматься в бой. Поэтому в том же 1941 г. он становится членом ВКП(б).

Однако это не помогло ему уйти сразу на фронт. Не перечесть рапортов, написанных им, на каждый из которых он получал лаконичный ответ: «Вы нужнее здесь».

Непосредственным участником Великой Отечественной войны он был лишь с марта 1943 по май 1945 годов. Весь свой боевой путь он прошёл в составе 46-го штурмового авиаполка 14-й смешанной авиационной дивизии ВВС Северного флота. В мае 1943 г. полк перелетел на фронтовой аэродром в районе севернее Мурманска, и приступил к непосредственной подготовке к боевым действиям в специфических условиях Заполярья. С этим полком Гуляев прошёл всю войну, сначала, как командир звена, затем как командир 1-й эскадрильи (с 26 октября 1943 г.) и помощник командира полка по лётной подготовке и воздушному бою. Он участвовал в обороне Заполярья и в Петсамо-Киркенесской наступательной операции. Практика полётов инструктором очень пригодилась ему на фронте.

Первое боевое крещение 46-й полк получил 1 июня 1943 г. В своём первом боевом вылете экипаж Гуляева утопил немецкий боевой корабль – морской охотник. Во втором боевом вылете трофеем Гуляева стал потопленный фашистский транспорт водоизмещением 5000 т, «цена» которому – орден Красного Знамени.

В трудных условиях Заполярья, при далеко не всегда лётной погоде, Гуляев действовал отважно и хладнокровно, смело смотрел опасности в глаза. Не было случая, чтобы он неточно выполнил приказ, не приложил бы всех сил и умения, чтобы достичь цели. Его имя становится известным на Северном флоте. Высоко ценил С.А. Гуляева командующий ВВС Северного флота генерал-лейтенант авиации Андреев, характеризовавший его как человека «…сильной воли и непоколебимого мужества, отважного и хладнокровного в бою».

17 ноября 1943 г. в газете «Североморский лётчик» появилась статья «Мастер штурмовых ударов», в которой сообщалось: «Старший лейтенант Гуляев законно считается одним из лучших лётчиков части, одним из опытнейших командиров. Он – мастер штурмовых ударов по кораблям противника. Штурмовик Гуляев – лётчик творческого склада, он ярый противник шаблона и полумер в борьбе с врагом: внимательно следит за противником, изучает его приёмы, противопоставляет тактике врага свою тактику».

Капитан С.А. Гуляев с двумя орденами Красного Знамени, до 22 июля 1944 г.

Капитан С.А. Гуляев с двумя орденами Красного Знамени, до 22 июля 1944 г.

Вот только несколько эпизодов из боевой «работы» Сергея Арсеньевича в 1943 году, приведённые в официальной справке, хранящейся в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге: «Лично тов. Гуляев потопил: 2 июня 1943 года – одного морского охотника, 7 июня 1943 года – транспорт водоизмещением 5000 тонн, 12 июня 1943 года – сторожевой катер, 3 сентября, будучи ведущим группы – танкер водоизмещением 10-12000 тонн, 10 сентября 1943 года – транспорт водоизмещением 6000 тонн. В составе группы 19 сентября 1943 года капитаном Гуляевым было повреждено два транспорта, каждый водоизмещением 7-8000 тонн. При налёте на передний край обороны противника и штурмовке аэродрома 25 ноября 1943 года уничтожил четыре повозки с грузом и два самолёта на земле».

Майор С.А. Гуляев, после октября 1944 г.

Майор С.А. Гуляев, после октября 1944 г.

К июню 1944 г. С.А. Гуляев выполнил 15 боевых вылетов, лично потопил 1 транспорт противника, 1 сторожевой катер, 1 катер-охотник и повредил 1 транспортный корабль. Эскадрилья под его командованием потопила 4 транспорта, самоходную баржу, 2 сторожевых корабля, 3 катера и мотобота, а также повредила 5 транспортов, 1 миноносец, 2 сторожевых корабля и 1 катер. В документах же врага удалось найти некоторую конкретику этой работы: 10 апреля 1944 г. повреждены транспорты «Маркобруннер» (8140 брт), «Болтенхов» (3307 брт); 23 апреля 1944 г. потоплен сторожевой корабль «Нордвинд» (Прим.: Начинали атаку «Бостоны» из 9-го ГвМТАП); 10 и 11 мая 1944 г. потоплен сторожевик «Гот»; 17 июня 1944 г. повреждён транспорт «Флорианаполис» (7019 брт). А 11 октября 1944 г. к этому списку присоединился транспорт «Ольза» (4016 брт), потопленный на подступах к Бек-фьорду. То есть в результате действий авиаполка Гуляева противнику был нанесён большой урон, в том числе при атаках его аэродромов и войск на переднем крае.

А что такое воздушная война на море многие наглядно могут себе представить по хронике Второй мировой войны, а опасность работы штурмовиков в том числе из современных сводок из зоны Специальной военной операции на Украине, где на малой высоте твой самолёт мчится в самое пекло войны.

Поэтому 22 июля 1944 г. указом Президиума Верховного Совета СССР «За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками…», капитану Гуляеву Сергею Арсентьевичу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». И снова в «Североморском лётчике» читаем: «Сергей Гуляев – человек сильной воли и неукротимого мужества… Всегда при любых условиях к цели – вот его девиз!».

После присвоения звания Героя С.А. Гуляев лично потопил ещё 2 транспорта и 1 быстроходную десантную баржу, за что был представлен командиром дивизии к присвоению второго звания Героя Советского Союза. Однако в штабе флота награду заменили на третий орден Красного Знамени.

Среди его боевых вылетов особенно запомнился С.А. Гуляеву последний. Вот как он вспоминал о нём: «26 октября 1944 года две группы штурмовиков под прикрытием истребителей нанесли удар по вражеским транспортам в Тана-Фиорде. Как ведущий, я первым перевёл свой самолёт в пикирование. И вдруг в этот самый момент по линии визирования на цель перед самым носом самолёта вижу чёрные шапки зенитных разрывов, и почти одновременно послышался глухой треск разрывов и мелкая дробь ударов по самолёту. Взрывной волной сильно тряхнуло, в кабине появился резкий запах пороховых газов… Хорошо вижу транспорт у причала. Надо уточнить прицеливание, повернуть самолёт на 3-5 градусов влево. Но что такое? Штурмовик не реагирует на отклонение рулей… Пробую довернуть креном, но самолёт не разворачивается, а переходит в скольжение. Пока ещё не знаю, что произошло с моим самолётом. С трудом, как-то необычно, доворачиваю штурмовик, уточняю прицеливание. Тут же пускаю эрэсы, нажимаю гашетки пушек и пулемётов и наблюдаю разрывы на причале. Самолёт продолжает энергично терять высоту. Всё чётче вырисовывается транспорт. Цель точно в прицеле, нажимаю кнопку электросбрасывателя, и бомбы полетели. Энергично беру штурвал на вывод из пикирования, самолёт слушается, но чувствуется что-то необычное в его поведении… Пора разворачиваться влево, брать курс на свой аэродром. И тут я уже окончательно убедился, что с управлением самолёта что-то всерьёз неладно… Начинаю выяснять, спрашиваю по самолётному переговорному устройству своего штурмана авиаэскадрильи – воздушного стрелка Алексея Казакова (Прим.: А.П. Казаков):

Алёша, что там у нас с хвостом?
У нас хвост отбило – спокойно отвечает он.

Как, хвост отбило? – спрашиваю, и сразу резанула мысль, что скоро будем падать… И опять мысль: пока самолёт держится в воздухе, надо продолжать полёт. Проходят долгие секунды. В сознании всё настойчивее утверждается мысль: надо лететь, пока самолёт держится в воздухе, не упасть и быть всё время готовым к неожиданности, к невозможности полёта, лишь бы сесть поудобнее на склон сопки…

В голове мелькают одна за другой беспокойные мысли. Но главная из них – лететь вперёд, на свой аэродром.

Пересекли береговую черту и вышли в море, остались последние 15 минут полёта до аэродрома. Как долго ещё лететь на израненном полууправляемом самолёте! Непрерывно наблюдаю за приборами. К счастью, тревожных показаний пока нет. Двигатель тянет, и это несколько успокаивает. Связываюсь с аэродромом. Прошу привести в немедленную готовность аварийные средства обеспечения посадки. Готовность мне подтвердили.

Впереди по курсу самолёта угадывается аэродром посадки (Прим.: Ваенга). Знаю, что на нём взлётно-посадочная полоса очень ограниченных размеров в длину и очень узкая в ширину. С курсом посадки слева – отвесный обрыв в залив, а справа расположены капониры для самолётов, огромные валуны. Уклонение на посадке в любую сторону аварийно опасно.

До аэродрома оставалось несколько километров, посадочную полосу наблюдаю. Кран шасси ставлю на выпуск… Кран стоит на выпуск, но шасси остаются неподвижными. Шасси не выпустились, значит, не выпустятся и закрылки и, самое опасное, – не будут работать тормоза. Однозначно принимаю решение – выпускать шасси аварийно… Начинаю лихорадочно крутить ручку аварийного (тросового) выпуска шасси. Только бы хватило времени до посадки. Высота 61 метров, это 20 секунд до приземления. Вижу, загорелись две зелёные лампочки. Это сигнализация, что шасси стали на замки.

Теряются последние метры высоты. И, наконец, плавное касание земли.

Полет ещё не закончен, он продолжается на пробеге. Вижу, что скорость самолёта почти не уменьшается, но я беспомощен. Закрылки не выпущены, тормоза не действуют. Пробег самолёта абсолютно неуправляемый. Но я был беспомощен, мог только наблюдать, куда потянет кривая… И вот – удар, треск, кругом всё окутано пылью и кусками грунта.

Подбежавшие люди помогли мне покинуть кабину самолёта. Тут же у разбитого, не раз спасавшего меня в бою штурмовика с хвостовым номером 5 , мне перевязали голову и вместе с Казаковым отвезли в санчасть.

Тогда, во время и после выздоровления, я ещё не знал, что мой полёт на удар по транспортам в Тана-Фиорде будет последним моим боевым вылетом».

Лётчик-штурмовик С.А. Гуляев после боевого вылета, Мурманская обл.

Лётчик-штурмовик С.А. Гуляев после боевого вылета, Мурманская обл.

Всего же, за время войны Гуляев на своём штурмовике Ил-2 совершил 21 боевой вылет для нанесения ударов по вражеским кораблям, портам и аэродромам, в ходе которых лично потопил 9 судов и кораблей, а также уничтожил на земле 2 самолёта противника. Как видим, несмотря на относительно небольшое количество боевых вылетов, не взирая на опасность работы штурмовика, эффективность работы лётчика Гуляева стала решающей в его схватке с врагом, и по достоинству оценена государством.

После войны до августа 1945 г. С.А. Гуляев продолжал служить в ВВС Северного флота в должности помощника командира штурмового авиаполка по лётной подготовке и воздушному бою.

Для дальнейшего роста время требовало новые знания. Поэтому в октябре 1945 г. он убыл на учёбу в Ленинград, где в ноябре 1948 г. с отличием окончил Военно-морскую академию имени К.Е. Ворошилова. После этого, с февраля 1949 года он служил на Балтийском море командиром 68-го минно-торпедного авиаполка ВВС ВМФ (Прим.: 8-й флот). После двух с половиной лет командования полком Сергей Арсеньтевич выдвигается на должность командира минно-торпедной авиационной дивизии (МТАД), дислоцировавшейся на Ляодунском полуострове КНР – в городе Порт-Артуре. Таким образом, с мая 1951-го по октябрь 1956-го годов он – командир 589-й (с марта 1955 г. – 130-й) МТАД ВВС Тихоокеанского флота (Прим.: 5-й флот).

31 мая 1954 г. ему присваивается звание генерал-майор авиации.

После пятилетнего срока командования дивизией в октябре 1956 г. С.А. Гуляев зачисляется на авиационный факультет Военной академии Генерального штаба (ВАГШ) Вооружённых Сил. В октябре 1958 г. он с золотой медалью оканчивает её. С января 1959 года он заместитель, а в январе 1960-феврале 1961 гг. – первый зам. командующего ВВС Черноморского флота (ЧФ). В это время на ЧФ проводилась большая исследовательская и техническая работа по освоению авиационных крылатых ракет. Гуляев активно включился в это престижное дело.

С февраля 1961-го по август 1976 гг. он – член Военного совета Балтийского флота (БФ) и командует ВВС БФ.

Генерал Гуляев не засиживался в кабинете, он был летающим командующим. За высокое лётное мастерство, за подготовку целой плеяды молодых талантливых лётчиков морской авиации в августе 1968 года он был удостоен почётного звания «Заслуженный военный лётчик СССР».

Командующий Авиацией ДКБФ генерал-полковник авиации С.А. Гуляев проверяет готовность 15 ОДРАП к учениям, 1972 г.

Командующий Авиацией ДКБФ генерал-полковник авиации С.А. Гуляев проверяет готовность 15 ОДРАП к учениям, 1972 г.

Командующий Авиацией ДКБФ заслушивает решение командира 15-го ОДРАП по перебазированию. Слева направо: ген.-полковник авиации Гуляев Сергей Арсентьевич, командир 15-го ОДРАП Герасименко Михаил Иванович, нач. штаба полка Дедков Виктор Маркович, нач. политотдела Брындин В., зам. ком. полка Башлай Егор Абрамович.

Командующий Авиацией ДКБФ заслушивает решение командира 15-го ОДРАП по перебазированию. Слева направо: ген.-полковник авиации Гуляев Сергей Арсентьевич, командир 15-го ОДРАП Герасименко Михаил Иванович, нач. штаба полка Дедков Виктор Маркович, нач. политотдела Брындин В., зам. ком. полка Башлай Егор Абрамович.

С июля по сентябрь 1971 г. прошёл обучение на Высших академических курсах ВАГШ.

В августе 1976 – июле 1980 гг. он – заместитель начальника Военно-морской академии (ВМА) имени А.А. Гречко по авиации, одновременно в августе 1976 – июле 1980 гг. – начальник авиационного факультета ВМА.

С июля 1980-го по май 1981-го годов Гуляев в распоряжении Главкома ВМФ.

С 25 мая 1981 г. генерал-полковник авиации С.А. Гуляев – в запасе. В том же 1981 г. он получает учёную степень кандидата военных наук.

Но сидеть на диване, уставившись в телевизор не в крови Сергея Арсентьевича. За его плечами большой ратный труд и опыт фронтовика, да и здоровье ещё позволяло оставаться активным и быть полезным обществу. Поэтому после увольнения из рядов Вооружённых Сил он сразу же включился в активную общественную работу по военно-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодёжи. Он избирался делегатом на XXIII и XXIV съезды КПСС.

В родной военно-морской академии его избирают председателем президиума Совета ветеранов авиации ВМФ СССР. А с 15 октября 1986 г. С.А. Гуляев становится также председателем Секции истории авиации и космонавтики Ленинградского филиала Института истории естествознания и техники (ИИЕТ) Академии наук СССР. На этой должности он сменил заведующего кафедрой № 1 («Летательные аппараты», с 1992 г. – «Ракетостроение») Ленинградского Механического института им. Д.Ф. Устинова (с 1992 г. – Балтийский Государственный Технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова) Вадима Викторовича Шкварцова. Автор этих строк с 1987-го по 1992 годы учился в Военмехе именно на 1-й кафедре под руководством В.В. Шкварцова и даже не подозревал, что В.В. Шкварцов ещё и руководит авиационно-исторической секцией в Академии наук, членом которой я стал в 1988 г. Вот уж поистине немногословны были руководители нашей Секции. Хотя, конечно нельзя не забывать, что это было время “холодной войны” и их причастность к военному делу накладывала свой отпечаток на их публичность.

Кроме того, Сергей Арсентьевич Гуляев, несмотря на своё генеральское звание с 1988 года работал также научным сотрудником и сначала простым, а затем ведущим инженером в Ленинградском политехническом институте им. М.И. Калинина (ныне – Санкт-Петербургский государственный политехнический университет им. Петра Великого).

После себя он оставил книгу мемуаров «Записки командующего морской авиации флота» [Курск, 2007 г.] и ряд военно-научных и исторических статей.

Надгробный памятник на могиле С.А. Гуляева на Серафимовском кладбище. Фото Александра Прищепова (СПб.)

Надгробный памятник на могиле С.А. Гуляева на Серафимовском кладбище. Фото Александра Прищепова (СПб.)

С начала 1960-х годов он жил и работал в Ленинграде (с 1994 г. – г. Санкт-Петербург). И ушёл из жизни также тихо и незаметно, как и жил, 3 апреля 2000 г. Его похоронили на Коммунистической площадке Серафимовского кладбища Петербурга, что рядом со станцией метро «Старая деревня» на которой я бываю дважды в день, по пути на работу и с неё…

Вот так живёшь себе, и живёшь, и не всегда готов вовремя и по достоинству оценить людей, с которыми тебя свела Судьба, и не задумываешься какая история живёт вокруг тебя. Хотя она всегда рядом, и надо не только уметь хранить её, но и ценить и любить людей, которые тебя окружают! Среди них всегда найдётся свой Герой…

В.В. ЛебедевЛебедев Виталий Владиславович

 

Председатель Секции истории авиации и космонавтики
Национального Комитета по истории и философии науки и техники
Санкт-Петербургского отделения Российской Академии наук

* Статья опубликована в газете «Гатчина-ИНФО» (г. Гатчина, Ленинградская обл.), № 36 (1402), 07.09.2023 г. PDF-вариант газетной публикации вы можете скачать здесь.

Воинские звания С.А. Гуляева:

  • Лейтенант (24.08.1940)
  • Старший лейтенант (26.10.1943)
  • Капитан (28.03.1944)
  • Майор (17.10.1944)
  • Подполковник (4.11.1948)
  • Полковник (29.05.1951)
  • Генерал-майор авиации (31.05.1954)
  • Генерал-лейтенант авиации (27.04.1962)
  • Генерал-полковник авиации(22.02.1971)

Награды и звания С.А. Гуляева:

  • Медаль «Золотая Звезда» (№ 4029, 22.07.1944)
  • Орден Ленина (№ 19229, 22.07.1944)
  • Орден Октябрьской Революции (21.02.1978)
  • Три ордена Красного Знамени (17.09.1943; 29.11.1943; 02.02.1945)
  • Орден Ушакова II степени (30.04.1944)
  • Орден Отечественной войны I степени (11.03.1985)
  • Два ордена Красной Звезды (03.11.1953; 31.10.1967)
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (30.04.1975)
  • Медаль Жукова (Россия, 1995)
  • Медаль «За боевые заслуги» (06.11.1947)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За оборону Советского Заполярья»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
  • Медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «За безупречную службу» I степени
  • Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
  • Заслуженный военный лётчик СССР (16.08.1968)
  • Именное оружие (1968)

Иностранные награды С.А. Гуляева:

  • Медаль «За укрепление дружбы по оружию» (ЧССР)
  • Орден Словацкого национального восстания (ЧССР)
  • Медаль «Победы и Свободы» (ПНР)
  • Две медали «Китайско-советская дружба» (КНР)
  • Медаль «30 лет Победы над милитаристской Японией» (МНР)

Мемориальные памятники С.А. Гуляеву:

  • Бюст С.А. Гуляева, в числе 53-х лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен в пос. Сафоново на Аллее Героев около музея ВВС Краснознамённого СФ.
  • На здании Курского техникума железнодорожного транспорта, где учился С.А. Гуляев, установлена мемориальная доска.
  • Школа в деревне Первая Казанка названа его именем.

Книги С.А. Гуляева:

  1. Гуляев С.А.Записки командующего морской авиации флота. – Курск, 2007;

Статьи С.А. Гуляева:

  1. Гуляев С. А.С боевого курса не сворачивали // ж-л «Морской сборник», № 10, 11, 1985;
Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *