Деятельность Секции в 2008 г.

Этот год, благодаря созданию 100 лет назад Императорского Всероссийского Аэро-Клуба, сыгравшего важную роль широкого становления авиационной науки, практики и техники в нашей стране, положил начало первым успехам России в покорении пятого океана, а значит многочисленным славным юбилеям, которыми так богата наша история. Поэтому первое заседание года было посвящено именно этой теме, а также было решено провести в апреле 2008 г. научно-практическую конференцию по истории воздухоплавания, авиации и космонавтики. Данный научный форум может стать первым шагом к возрождению регулярных периодических (1 раз в два года) международных научно-практических симпозиумов, проводимых ранее ИИЕТ АН СССР (РАН).

Также этот год знаменателен полувековым юбилеем Секции истории авиации и космонавтики С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН отчётом о работе, которой является данный труд.

15 января 2008 г.

Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.

Присутствовало: 20 чел.

Доклады: 1. Галли Г.В. «100 лет со дня первого полёта А. Фармана по замкнутой кривой».

  1. Лебедев В.В. «100 лет со дня создания Императорского Всероссийского Аэро-Клуба (И.В.А.К.)».

Заседание Секции началось с приветствия Председателя секции по случаю проведения первого заседания в 2008 году и кратким вступлением с рассказом об основных задачах секции на ближайшее время. Подтверждением и воплощением сказанного стала тема данного заседания.

С первым докладом о полёте Анри Фармана по замкнутой кривой, который также календарно является первым основным событием 1908 г., выступил Г.В. Галли. Как известно, Георгий Владимирович давно и основательно занимается историей создания аэроплана типа Фарман, поэтому его доклад, как всегда, был насыщен конструктивными подробностями и техническими характеристиками этой техники. Данное обстоятельство только усиливает позитивное воздействие на слушателя, т.к. расскрывается глубина исторических исследований автора. Галли рассказал, что полёт А. Фармана (Франция) состоялся 13(26) января 1908 г. в рамках состязания на приз Дейч-де-ла-Мерта и Аршдакона (50 000 фр.). Условием получения приза было необходимо совершить полёт по замкнутой кривой на расстояние не менее 1 км, с поворотом вокруг заранее указанной точки, что и сделал Фарман, пролетев в воздухе около 1500 м за 1 мин 28 с. Этот полёт был первым в Европе полётом по кругу, и первым в Европе полётом продолжительностью более одной минуты и по праву считается Днём рождения Европейской практической авиации.

Отдавая должное заслугам авиаторов Франции, Председатель секции В.В. Лебедев накануне заседания отправил электронной почтой Президенту Аэроклуба Франции приветственное послание, на которое в Пн., 14.01.2008 г. был получен ответ с благодарностью: «?».

Со вторым докладом, посвящённым 100-летию со дня создания Императорского Всероссийского Аэро-Клуба (И.В.А.К.) выступил В.В. Лебедев. В первой части доклада он рассказал о предистории создания данной организации и состоянии дел в этом вопросе в других странах Европы. Во 2-й, основной, части доклада он сообщил, что Всероссийский Аэро-Клуб был создан в Санкт-Петербурге 29 (16 – по старому стилю) января 1908 г.). Позже, с 12 мая 1909 г., он получил наименование – Императорский Всероссийский Аэро-Клуб (И.В.А.К.). Докладчик подробно рассказал о структуре, целях и задачах новой организации, ставшей первой в России специализированной организацией, призванной координировать и развивать работы в области воздухоплавания и авиации со всех сторон: с законодательной, методической, научной, военной, производственной, спортивной, образовательной и многих других. Также, Лебедев не обошёл своим вниманием и негативных фактов в процессе становления и работы новой организации. Тем не менее, отметил он, нельзя отрицать прогрессивного характера создания данной структуры. В заключительной части своего сообщения, докладчик дал понять о недопустимости коверкания истории и необоснованной “приватизации” преемственности истории ИВАК нынешними аэроклубами. В качестве иллюстрации он рассказал о памятном знаке Национального аэроклуба им. В.П. Чкалова, выпущенного в год 90-летия ИВАК, в 1998 г. Свои доводы он подтвердил юридически правильными выводами и справками из общепризнанных источников.

Однако, в целях сохранения памяти об ИВАК и в год 50-летия С.-Петербургской Секции истории авиации и космонавтики для раскрытия целей и задач работы секции он предложил создать интернет-сайт секции, где буквы ИВАК имели бы следующий смысл: И – история, В – воздухоплавание, А – авиация и К — космонавтика. Данная расшифровка аббревиатуры ИВАК позволит сохранить память об организации, созданной в нашем городе, ставшей толчком к созданию в т.ч. и Секции истории воздухоплавания и авиации (а затем авиации и космонавтики), а также последовательно раскрыть этапы покорения человеком пятого океана, являющихся сферой непосредственных интересов и исследований Секции истории авиации и космонавтики С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН. Данное предложение было горячо одобрено членами секции и единогласно принято.

В заключении заседания Председатель секции В.В. Лебедев рассказал коллегам о мерах и их результатах, предпринимаемых для сохранения экспозиции Музея зарождения Воздушного флота им. А.М. Кованько (ул. Парковая, д. 7), хранителем которой является член секции Ю.М. Лозыченко.

19 февраля 2008 г.

Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.

Присутствовало: 27 чел.

Доклады: 1. Орлов Б.Г. «52-й разведывательный авиационный отряд армии ?? Деникина. 1918-1920 гг.».

  1. Выборжанин В.Н. «Проблема использования информации от космических навигационных систем (КНС) NAVSTAR (США) и ГЛОНАСС (РФ) в целях навигации и решения специальных задач».

Очередное заседание Секции открылось докладом бывшего лётчика-инструктора Борисоглебского авиационного училища (до 1950 г.), майора в отставке Б.Г. Орлова, который приоткрыл некоторые малоизвестные страницы нашей истории. В отечественной авиационно-космической историографии ещё много малоизвестных и недоступных широкому кругу исследователей фактов. Однако страницы истории авиации белого движения в период Гражданской войны в нашей стране 1918-1922 гг. ещё содержат большое количество малоизвестных, а порой вообще неизвестных фактов нашей истории. До недавнего, тем более в советское время, автор доклада также не догадывался о своей связи с некоторыми страницами этой истории. Занимаясь генеалогическими изысканиями своего рода, Борис Германович нашёл в домашнем фотоархиве, оставшемся от родственников жены, несколько старых выцветших фотографий, непосредственно говорящих о том, что его тесть и тёща были в 1918-1920 гг. летнабами сначала 1-го Донского авиаотряда, а затем переименованного в 52-й разведывательный авиационный отряд армии ?? Деникина. Спасаясь от революционных событий, его будущие тесть и тёща продвигались к Чёрному морю в надежде оттуда перебраться заграницу. Но на Дону, где в то время шло формирование воинских подразделений белого движения, они были захвачены. В результате, они оказались перед безальтернативным выбором: пойти на службу в армию Деникина, либо быть расстреляными. Так они стали белогвардейцами. Поскольку “винов­ники” истории имели в т.ч. художественное образование, а следовательно имели хорошую зрительную память, то их определили лётными наблюдателями в создаваемый 1-й Донской авиационный отряд. Об этом и некоторых моментах их службы, а также о своих архивных поисках и рассказал Б.Г. Орлов. Несмотря на то, что доклад был малоинформативен, кроме имевшихся фактов, с точки зрения большой истории авиации белого движения, тем не менее он наглядно продемонстрировал собравшимся насколько важны и были правильно построены архивно-исторические исследования автора доклада, и сколь неожиданны бывают находки в биографиях своих родственников и, например, для истории отечественной авиапромышленности. Так, в частности, Б.Г. Орлов нашёл архивные документы о том, что его дед владел небольшим заводом, находившемся по адресу: Санкт-Петербург, Флюгов пер., д.11. Ныне это место имеет адрес Кантемировская ул., д.15, по которому располагается ведущее в стране двигателестроительное предприятие – “Завод им. В.Я. Климова”. Ранее предприятие вело свою историю с 1914 г., с момента создания завода “Рено”, на базе которого в советское время был создан нынешний “Завод им. В.Я. Климова”. Благодаря находкам Б.Г. Орлова завод смог продлить промышленную историю своего района и вести его с 1881 г.

Со вторым докладом, затрагивающим тему авиации и космонавтики, выступил В.Н. Выборжанин. Его присутствие было сюрпризом для окружающих, т.к. в последнее время он плотно занят на своей авиационно-испытательной работе. Однако, как только появилась такая возможность Валерий Николаевич счёл должным по горячим следам своих полётов поделиться с коллегами проблемами, с которыми приходится сталкиваться всем тем, кто используют в своей работе системы глобального позиционирования – GPS. На сегодняшний момент это – американская система из 25 спутников NAVSTAR и российская система ГЛОНАСС, состоящая на начало 2008 г. из 16 ИСЗ. Несмотря на большое количество профессиональных терминов и цифр, которыми был насыщен доклад, главное что удалось вынести слушающим членам секции стало то, что нельзя целиком и полностью доверять информации продавцов услуг и оборудования GPS, т.к. она зачастую носит либо рекламный, либо недоговариваемый характер. А это иногда, особенно при выполнении специальных задач, может привести к большим ошибкам по местоположению, определении скоростных и временных характеристик запросчика информации, цели и т.п. Это особенно важно учитывать при создании ЛА 5-го поколения, когда данная информация является порой основой их применения, т.е. существенно влияет на современные пути развития авиационной и ракетной техники.

В заключении заседания с небольшим сообщением о состоянии дел по переводу фондов Воздухоплавательного музея в другие помещения из здания № 17 в бывшую канцелярию Офицерской Воздухоплавательной школы (в здание № 16) и бокс, находящихся на территории Военного городка № 117, выступил Ю.М. Лозыченко. Накануне, 18 февраля, председатель секции В.В. Лебедев и его зам. В.С. Суслов, в сопровождении Ю.М. Лозыченко, посетили новое место базирования и хранения экспозиции Музея зарождения Воздушного флота России им. А.М. Кованько. В результате, обсуждения полученной информации были приняты решения по дальнейшим действиям в деле сохранения данной экспозиции, а также воссоздания полноценного Музея авиации Санкт-Петербурга.

Интересные материалы:

В закладки: постоянная ссылка.


Понравилась статья? Поделись ссылкой с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *