Деятельность Секции в 2011 г.

15 февраля 2011 г.

Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.

Присутствовало: 17 чел.

Доклад: 1. Пилютова Т.П. «Воспоминания об отце, Герое Советского Союза, лётчике-истребителе П.А. Пилютове».

Второе заседание 2011 года прошло, как обычно, по плану в третий вторник каждого месяца и продолжило тему, поднятую на предыдущем заседании, а именно – Авиация и Великая Отечественая война. Накануне все ленинградцы и жители нашего города отметили 27 января –годовщину прорыва блокады. И привлечение внимание к памяти о защитниках ленинградского неба является святой обязанностью любого гражданина нашей страны.

С.-Петербургская Секция истории авиации и космонавтики постоянно обращается к теме Великой Отечественной войны и не только на своих заседаниях. Эти вопросы и исторические изыскания постоянно поднимаются и проводятся в инициативном порядке наиболее активными и заинтересованными членами Секции.

Так, например, накануне – 25 января 2010 г., члены нашей Секции В.П. Иванов, В.В. Король и М.К. Кротова продолжили работу с 406-й гимназии г. Пушкина, начатую 2-го января 2011 г., и вновь посетили их школьный Музей Боевой славы 275-й истребительной авиационной Пушкинской Краснознамённой дивизии. На этот раз делегация Секции была более расширенной и, как и со стороны принимающей. Присутствовали школьники, активисты музея, которые вместе с ветеранами войны за чашкой чая поделились своими знаниями, воспоминаниями и мыслями о хранимой ими истории.

Волею судьбы на этом заседании присутствовала Т.П. Пилютова – дочь Героя Советского Союза, лётчика-истребителя Петра Андреевича Пилютова, воевавшего в ленинградском небе. Вот на этой встрече и завязалась тёплая дружба нашей Секции с Тамарой Петровной.

Несмотря на свои неполные 81 год, Тамара Петровна сохранила ясность ума и свежесть многих воспоминаний, которыми она поделилась на заседании с членами Секции.

Как полагается, докладчик изложил собравшимся биографию Петра Андреевича с самого рождения, подробно останавливаясь на личных моментах общения как в семье, так и на высоких приёмах в Кремле, где маленькой 6-летней девочкой ей довелось побывать с отцом при чествовании спасённых челюскинцев вместе с героями-лётчиками, снявших их с льдины в Северном Ледовитом океане.

Достаточно подробно докладчик остановился на пути П.А. Пилютова в Авиацию, его ратной работе в годы Великой Отечественной войны. Также много интересного собравшиеся узнали о службе её отца на Дальнем Востоке в различные годы пребывания их семьи там.

Всё рассказанное докладчик широко проиллюстрировал фотографиями и копиями документов из семейного архива, что придало докладу безусловную убедительность и значимость для членов Секции, многие из которых, как историки, предпочитают работать с первоисточниками.

По просьбе Председателя Секции В.В. Лебедева Т.П. Пилютова также рассказала и о себе, что было также очень познавательно для присутствовавших на заседании членов Секции, поскольку трудовая биография Тамары Петровны также была плотно связана с авиацией и космонавтикой. В частности, она рассказала о том, что после окончания в 1953 г. Ленинградского Военно-Механического института была направлена на работу в ракетное ОКБ-586 (г. Днепропетровск, Украинская ССР) М.К. Янгеля, где она проработала до 1958 года. Затем её трудовая деятельность была связана с ленинградским научно-производсвенным объединением «Ленинец» – ведущим производителем авиационного бортового оборудования в СССР.

Столь интересный доклад, безусловно не мог обойтись без многочисленных вопросов и дополнений. В результате, чего заинтересованные члены Секции ещё долго расспрашивали Т.П. Пилютову после официально закончившегося заседания.

20 октября 2011 г.

Председатели заседания – Лебедев В.В., Куприянов В.Н.

Присутствовало: 46 чел.

Доклад: 1. Маленков М.И. «90 лет А.Л. Кемурджиану — гл. конструктору шасси «Лунохода» и др. отечественных планетоходов».

  1. Иванов В.П. «Авиационная промышленность Петрограда-Ленинграда вокруг Корпусного аэродрома».
  2. Кравчинский С.В. «Воспоминания очевидца и участника освоения космоса».

Очередное заседание С.-Петербургской Секции истории авиации и космонавтики прошло в Балтийском Государственном техническом университете (Военмех) им. Д.Ф. Устинова (1-я Красноармейская ул., д.1, ст. метро «Технологический институт») совместно с Секцией истории космонавтики и ракетной техники Северо-Западной межрегиональной общественной организации Федерация космонавтики Российской Федерации. Это способствовало ещё большей популяризации нашей работы и взаимного духовного и человеческого обогащения.

В соответствии с планом заседания первым выступил д.т.н., проф. М.И. Маленков, который рассказал о прошедших 2-4 октября 2011 г. мероприятиях по случаю 90-летия со дня рождения А.Л. Кемурджиана – гл. конструктора шасси «Лунохода» и других отечественных планетоходов.

Со знанием дела, т.к. Михаил Иванович непосредственно принимал участие в данных работах, а впоследствии после Кемурджиана возглавил космическую тематику ВНИИ-100 (ныне – ОАО “ВНИИтрансмаш”), он рассказал о жизни и деятельности А.Л. Кемурджиана (1921-2003) и высокой конструкторской планке, которую он закладывал при проектировании своих изделий. В своём сообщении он также проинформировал собравшихся о тех мероприятиях, которые прошли по случаю 90-летия выдающегося отечественного инженера и такой уникальной личности, как А.Л. Кемурджиан.

К большому своему счастью, автор этих строк лично знал А.Л. Кемурджиана и также поделился своими воспоминаниями о нём. В частности, я вспомнил о поэтическом даре Кемурджиана. И М.И. Маленков с удовольствием прочитал собравшимся одно из стихотворных творений А.Л. Кемурджиана.

На заседании также присутствовал сын Александра Леоновича Кемурджиана – Владимир, который является продолжателем дела своего отца и также работает в ОАО “ВНИИтрансмаш”.

Следующее сообщение было посвящено созданию и развитию авиационной промышленности Петрограда-Ленинграда вокруг Корпусного аэродрома, 100 лет которого мы отмечаем в 2012-2013 гг. Об этом, как всегда интересно и со знанием дела, рассказал к.т.н., доцент В.П. Иванов.

Корпусной аэродром – первый в России научно-испытательный и гражданский аэродром, расположившийся на юге нашего города. Это, а также зигзаги истории нашей страны наложили свой отпечаток на развитие окружающей его территории и на формирование авиастроительного “куста” предприятий, выстроенных здесь. Каждое из них внесло свой уникальный вклад в развитие авиации в нашей стране и помнить об этом необходимо не только современникам, но и будущим поколениям. Поэтому так важна историческая работа Владимира Петровича для сохранения памяти о вкладе Петрограда-Ленинграда-С.-Петербурга в создание авиации и космонавтики в нашей стране.

Поскольку 2011 год объявлен ООН Международным годом космоса, в честь 50-летия полёта Ю.А. Гагарина, то, безусловно, мы продолжили космическую тему наших заседаний года и организовали приезд из Москвы ветерана космонавтики, бывшего одного из ведущих конструкторов РКК «Энергия» (г. Королёв) по ОК «Буран» С.В. Кравчинского.

Автор этих строк многие годы является большим другом и товарищем Сергея Владимировича и был очень рад, что он, также ярко и увлекательно, как и при наших встречах, как очевидец и участник описываемых событий, поделился со многочисленными слушателями заседания своими уникальными воспоминаниями. Его артистическое и эмоциональное выступление вызвало неподдельный интерес членов секций и вызвало море вопросов, дополнений и своих воспоминаний.

Не надо говорить, что благодаря таким насыщенным и интересным выступлениям мы вышли за временные рамки заседания, однако с уверенностью могу сказать, что это того стоило.

Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *