16 января 2007 г.
Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.
Присутствовало: 20 чел.
Доклады: 1. Лебедев В.В. «Отчёт о работе Секции в 2005-2006 гг. и план работы на 2007 год».
- Ганин С.М. «Иркутские экранопланы А.Н. Панченкова».
В предверии основного доклада, выступил председатель секции В.В. Лебедев. Подытоживая свою работу на посту председателя С.-Петербургской Секции истории авиации и космонавтики за прошедший 2-хлетний период 2005-2006 гг., В.В. Лебедев рассказал членам секции о проделанной секцией большой работе. За указанный период было проведено 22 заседания, на которых были заслушаны 71 доклад и сообщения, многие из которых были напечатаны в сборниках соответствующих чтений, конференций. Члены секции стали авторами 9 книг по истории авиации и космонавтики, а также множества статей в центральных и региональных газетах и журналах. Секция принимала активное участие в работе многочисленных конференций, чтений и других мероприятиях, связанных с историей авиации и космонавтики. В заключении, председатель секции рассказал о планах на 2007 год, рассказал о предстоящих Уткинских, Сикорских чтениях и ежегодной конференции в Академии наук, которая в связи со 150-летием К.Э. Циолковского, 100-летием С.П. Королёва и 50-летием запуска первого ИСЗ в космос посвящена космической теме и ведущая роль по организации этой конференции отведена Секции истории авиации и космонавтики.
Со вторым, основным, докладом выступил ведущий научный сотрудник ЦНИИ им. Крылова С.М. Ганин, который недавно побывал на мероприятих в честь 100-летнего юбилея выдающегося конструктора экранопланов – Р.Е. Алексеева, проходивших в г. Нижний Новгород, на базе ЦПК по СПК. Несмотря на то, что это был юбилей Алексеева, про него уже много сказано, написано и снято документальных фильмов, и многие собравшиеся уже обладают определённым багажом знаний о нём, то было решено, что рассказ пойдёт о человеке и конструкторе, разрабатывавшем свою ветвь экранопланостроения, о которой мало что известно. Тем более, что докладчику удалось непосредственно встретиться на этом юбилее с ним и из первых уст узнать о его работе и разработках. Это неординарный и талантливый инженер, конструктор – А.Н. Панченков. Однако, рассказывая об экранопланах, теме которой докладчик посвятил многие годы, всё же невозможно обойти Р.Е. Алексеева. Поэтому автор доклада вначале рассказал о юбилейной конференции и показал собравшимся последние книги и брошюры по экранопланам, которые ему удалось привезти из Нижнего Новгорода. Издания безусловно вызвали живой интерес коллег, т.к. многие из них являются просто недоступными широкому кругу читателей в силу малости своих тиражей и региональности изданий. Автором одной из этих книг по теории лётных испытаний экранопланов и был А.Н. Панченков, деятельность которого, а именно, в основном, его иркутский период, и осветил С.М. Ганин. Свой доклад Сергей Михайлович проиллюстрировал богатой коллекцией схем и фотографий совершенно неизвестных публике аппаратов, чем вызвал искренюю похвалу слушателей.
13 февраля 2007 г.
В этом месяце не было привычного заседания секции в тиши кабинетов, а очередной сбор членов секции прошел в С.-Петербургском Доме кино, как и год назад 21 февраля 2006 г., на премьере документального фильма – «?», посвященного выдающемуся отечественному конструктору авиационной и ракетно-космической техники М.К. Янгелю, чье 95-летие отмечалось 25 октября 2006 г. Этот фильм очередное творение творческой группы Н.И. Уложенко, которой вместе с бывшим председателем Секции истории авиации и космонавтики А.И. Беляковым создан уникальный документальный сериал «Моя крылатая Россия». Вот и этот фильм основан на уникальных документальных кадрах и личных свидетельствах соратников и родственников Янгеля, что придало этому фильму глубину и доброту повествования, освободив его от помпезных победных реляций, которыми была так богата эпоха, в которой творил Михаил Кузьмич. Как и положено перед началом показа перед многочисленными собравшимися на премьеру фильма, среди которых был и А.Ф. Уткин – гл. конструктор КБСМ, брат В.Ф. Уткина, заменившего М.К. Янгеля на посту руководителя КБ «Южное» после кончины М.К. Янгеля, выступила Н.И. Уложенко, которая, как и положено режиссеру, представила группу создателей этого фильма, чьим творческим трудом создана эта картина. Отрадно отметить, что сотрудничество документалистов с нашей Секцией не закончилось сериалом «Моя крылатая Россия», а имеет свое продолжение. Так научным консультантом данного фильма был член С.-Петербургской Секции истории авиации и космонавтики, историк и энтузиаст своего дела М.Е. Тихомиров. Фильм тепло был встречен зрителями и была вынесена высокая оценка проделанной работе. На премьере присутствовало большое количество членов Секции, а также её ряды пополнились новыми двумя членами. Поэтому планируется и в дальнейшем проводить заседания секции в расширенных составах для популяризации её деятельности и истории авиации и космонавтики.
15 марта 2007 г.
Члены секции вместе с ветеранами морской авиации и слушателями Военной-морской академии им. Н.Г. Кузнецова приняли участие во встрече с матерью Героя России, пионера отечественной палубной авиации Тимура Апакидзе. Она рассказала собравшимся биографию своего сына, поведала об истоках характера Тимурика, как она его называла, и представила собравшимся свою книгу о сыне – «Прерванный полёт».
20 марта 2007 г.
Председатель заседания – Лебедев В.В.
Присутствовало: более 150 чел. (в т.ч. 25 членов Секции истории авиации и космонавтики С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН, Секции истории космонавтики Сев.-Зап. отделения Федерации космонавтики РФ).
Доклад: 1. Кузнецов И.И. «Гибель Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина: расследование продолжается».
В С.-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения состоялась организованная Секцией истории авиации и космонавтики С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН встреча с бывшим инженером 13-го НИИ (ныне НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники (ЭРАТ), г. Люберцы, Московская обл.), полковником в запасе И.И. Кузнецовым – участником расследования катастрофы первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина и его лётчика-инструктора В.С. Серегина.
Перед встречей для И.И. Кузнецова была организована экскурсия по учебным классам и лабораториям университета с посещением в т.ч. Военного факультета, оставившего наиболее прекрасное впечатление, особенно от профессиональной преданности преподавателей и организации ими учебного процесса.
После чего, в битком забитом читальном зале библиотеки университета, в начале встречи с приветственным словом к собравшимся выступил председатель Секции истории АиК С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН В.В. Лебедев. Затем слово было предоставлено гостю – Игорю Ивановичу Кузнецову. Он рассказал собравшимся о специфике и методологии расследования данной катастрофы, а также о многочисленных, допущенных ею ошибках и упущениях, которые в свою очередь не позволили сделать Государственной комисии правильный и окончательный вывод о причинах катастрофы. При это докладчик продемонстрировал богатый информационный и иллюстрационный материал, который убедительно свидетельствовал в пользу разрабатываемой автором гипотезы гибели Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина. По-крайней мере, о том, что в свете вновь выявленных обстоятельств на основе экспериментальных исследований, проведённых в 1975-82 гг., высказанной гипотезе и объективной ошибочности принятой методологии первого расследования, можно и нужно говорить о необходимости нового расследования этой катастрофы, которая унесла жизнь Ю.А. Гагарина, являющегося достоянием не только нашей страны, но и всей планеты. Поэтому наша страна тем более должна подойти ответственно к этому вопросу и попытаться расставить все точки над “Ï” в этом вопросе. У собравшихся, среди которых было много молодёжи, доклад вызвал необыкновенный интерес. Они поняли как важно относится ответственно ко всем ньюансам в жизни и что, особенно в Авиации, мелочей не бывает. А это очень важный для них урок. К тому же многие из первых рук услышали о проведённом расследовании и узнали много неизвестных страниц в этой истории.
Забегая вперёд скажу, что информация и фотоотчёт об этой встрече с фотографиями В.В. Лебедева вошли во вторую книгу И.И. Кузнецова – «Расследование… 40 лет спустя», первые экземпляры которой вышли 20 августа 2007 г., в предверии авиасалона МАКС-2007.
17 апреля 2007 г.
Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.
Присутствовало: 23 чел.
Доклад: 1. Лебедев В.В. Вступительное слово.
- Иванов В.П. «История создания самолёта ОКО-1 ОКБ В.К.Таирова».
Открыл заседание председатель секции В.В. Лебедев. Он рассказал о прошедшем Дне космонавтики и проведённых по этому поводу накануне 8 апреля традиционных пусках моделей ракет с территории Петропавловской крепости. Затем отчитался о проделанной членами секции работе по участию 10-11 апреля 2007 г. III-х Уткинских чтениях, прошедших в Балтийском Государственном техническом университете им. Д.Ф. Устинова. В связи с этим, он также напомнил собравшимся об активности участия членов секции в XXVIII годичной конференции С.-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории философии науки и техники. В этом году по случаю больших космических юбилеев конференция посвящена теме: «Санкт-Петербург как научный центр исследований в области космоса». И секция, всегда принимавшая в этих конференциях активное участие, как профильная теме конференции, является основным её организатором и соответственно должна выступить достойно. Также В.В. Лебедев сообщил о предстоящих в Университете Гражданской авиации (бывшей Академии ГА) традиционных Сикорских чтениях.
После этого с основным докладом выступил В.П. Иванов. Разрабатывая тему истории жизни и деятельности Н.Н. Поликарпова он также плодотворно изучает деятельность конструкторов поликарповской школы, таких как, например: А.В. Потопалов, М.К. Янгель, М.Р. Бисноват и др. Вот и в этот раз он рассказал о краткой, но насыщенной биографии ОКБ В.К. Таирова и его первенца – самолёта ОКО-1.
КБ было создано в середине 30-х годов на киевском авиазаводе № 43, как опытно-конструкторский отдел (ОКО). И возглавил его в конце 1935 г. опытный конструктор Всеволод Константинович Таиров. Под его руководством коллективу молодых конструкторов из числа выпускников Киевского и Новочеркасского авиаинститутов быстро удалось приступить к проектированию новых конструкций. Так, в заводском отчёте за 1936 г. отмечалось, что «… за первый квартал закончены четыре эскизных проекта: ДКЛ-2 (двигатель ММ-1), ДКЛ-2 (МГ-31), ПП-1 (М-25) – восьмиместный и ПП-1 (М-27) – шестиместный».
Последний проект почтово-пассажирского самолёта ПП-1 был выполнен в 2-х вариантах: одномоторный с двигателем М-27 и двухмоторный с двигателями М-25. Хотя разработчики полагали, что второй вариант более перспективный, руководство ГУАП отдало предпочтение одномоторному шестиместному варианту. В процессе постройки название ПП-1 было заменено на ОКО-1.
Самолёт представлял собой свободнонесущий моноплан с фюзеляжем типа монокок, в конструкции которого угадывались черты поликарповского истребителя И-16. Первый полёт ОКО-1 состоялся в октябре 1937 г., а его Государственные испытания в НИИ ГВФ проводились с 6 марта по 21 июля 1938 г. Общая оценка самолёта была положительной, но в силу многих причин в серийное производство не пошла.
Об этом, а также о многочисленных модификациях ОКО-1, и других мало известных страницах истории нашей авиации и рассказал В.П. Иванов. Как обычно, по окончании доклада, было задано много вопросов, которые показали, что собравшиеся внимательно слушали докладчика и он вызвал у них неподдельный интерес.
Май 2007 г.
В мае 2007 г. отдельное заседание Секции истории авиации и космонавтики С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН не проводилось, т.к. секция приняла активное участие в очередных Сикорских чтениях, прошедших как всегда в С.-Петербургском университете Гражданской авиации.
До этого некоторые члены секции в мае приняли участие также и в других мероприятиях.
Так, по случаю приближающегося Дня Победы, 7 мая 2007 г. в Научно-исследовательском центре по морской авиационной технике (НИЦ МА (с 1991 г.), бывший (с 1960 г.) ЦНИИ № 30 МО СССР; СПб., наб. Фонтанки, д.10) состоялось торжественное заседание и праздничный концерт силами ЦНИИ для ветеранов войны и морской авиации. Центр создан в 1936 г. и в 2006 г. он отметил своё 70-летие. По окончании торжественной части удалось посетить музей НИЦ. Большое количество свободного места и малое количество натурных экспонатов, кроме выставленных стендов с историей работ и подразделений института, говорит о том, что музей, несмотря на то, что был создан ещё в 1972 г. ещё находится в стадии наполнения содержанием. Однако отрадно сознавать, что руководство Центра понимает значение сохранения истории для будущих поколений.
Перед началом встречи перед собравшимися выступил начальник Центра полковник П.В. Скидан. Затем в перерывах между концертными номерами, подготовленными силами сотрудников НИЦ, с воспоминаниями выступали ветераны войны. Одним из первых, по званию и заслугам, выступил ген.-майор авиации, Герой Советского Союза В.И. Минаков, воевавший в годы Великой Отечественной войны в морской авиации и бывший начальником этого славного НИИ с 1971 по 1985 гг. Об этом также рассказано на музейных стендах института и многочисленных книгах представленных на витринах экспозиции, написанных Василием Ивановичем.
26 июня 2007 г.
Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.
Присутствовало: 19 чел.
Доклад: 1. Колосов И.А. «Невесомость».
В честь выдающихся космических юбилеев этого года (50-летия запуска первого ИСЗ, 150-летия и 100-летия со дня рождения К.Э. Циолковского и С.П. Королёва соответственно) решено было провести внеочередное выездное заседание секции. Оно состоялось на кафедре Авиационно-космической медицины Военно-медицинской академии. На заседании присутствовали также члены Секции истории космонавтики и ракетной техники Сев.-Западного отделения Федерации космонавтики РФ. В том числе и её председатель – В.Н. Куприянов. По приглашению председателя секции специально на заседание приехал бывший ведущий конструктор по теме МКС “Буран” в РКК “Энергия” С.В. Кравчинский, ныне работник Корпорации “Тактическое ракетное вооружение” (г. Королёв, Московская обл.). С докладом о невесомости и её особенностях выступил к.мед.н., доцент кафедры И.А. Колосов. Как всегда, с интересом, из первых рук члены секции получили информацию от участника подготовки наших первых космонавтов. В данном случае, он рассказал о невесомости, о неблагоприятных факторах её воздействия на человеческий организм и способах и методах борьбы с их последствиями.
По окончании доклада, который вызвал массу заинтересованных вопросов, С.В. Кравчинский поблагодарив Секцию за приглашение, проводимую ей работу и за интересный доклад, вручил И.А. Колосову вымпел, значки и другие памятные космические сувениры РКК “Энергия” им. С.П. Королёва”. А председатель секции В.В. Лебедев с удовольствием продемонстрировал коллегам плод долгого труда, недавно изданный сборник «На крыльях Победы», в котором собраны доклады членов секции на прошедших в 2003 и 2005 годах научно-практических конференциях, посвящённых соответственно: 100-летию практической авиации и 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Один из экземпляров этого сборника с дарственной надписью был торжественно вручён И.А. Колосову.
В заключении заседания, Иван Акандьевич провёл собравшихся по учебным аудиториям и лабораториям кафедры, рассказав о выполняемых ими целях и задачах. Многие члены секции, которые были здесь впервые открыли для себя много интересного, ещё раз осознав какой научный потенциал заключён в их городе.
18 сентября 2007 г.
Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.
Присутствовало: 32 чел.
Доклады: 1. Лебедев В.В., Тихомиров М.Е. «Международный авиационно-космический салон – 2007».
- Иванов В.П. «Неизвестные страницы биографии Кербера-Корвина».
Как и в 2005 г., председатель Секции В.В. Лебедев и один из активных её членов М.Е. Тихомиров выступили с отчётным докладом об очередном VIII Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2007. Открыл встречу, на правах ведущего заседания, В.В. Лебедев. Перед началом доклада он поблагодарил собравшихся после “летних каникул” членов секции, за интерес проявленный к заседанию. Присутствие на заседании большого количества членов секции говорит о том, что Секция живёт активной жизнью, её доклады встречают неподдельный интерес слушателей и притягивают к себе всё новых и новых членов. О чём говорит присутствие на заседании шести студентов Санкт-Петербургского Государственного университета аэрокосмического приборостроения, четверо из которых впервые находились здесь и выразили готовность стать её членами, заполнив анкеты. На заседании, по приглашению председателя, присутствовал также представитель ГНПП «Сплав» (г. Тула) С.В. Гуров. В качестве вступления к основному докладу, Лебедев рассказал коллегам о прошедших этим летом авиационных событиях, особо отметив прошедшие в июне авиасалон в Ле Бурже и Военно-морской салон в С.-Петербурге, а также обратил внимание на организационные ньюансы прошедшего с 21 по 26 августа этого года салона МАКС-2007 на территории ЛИИ им. М.М. Громова в г. Жуковском, Московской области. Далее доклад продолжил М.Е. Тихомиров, как всегда, уже традиционно используя для наглядной иллюстрации сказанного мультимедийные возможности компьютерной техники. Он рассказал о наиболее интересных образцах авиационной техники и оборудования, выставленных в экспозиции, подтвердив это сделанными Д.В. Евстафьевым, В.В. Лебедевым и др. коллегами на салоне фотографиями. Он также продемонстрировал собравшимся несколько видеороликов. Большое количество участников (787 предприятий и фирм из 39 стран мира) и представленных экспонатов (более 260 ЛА на статической стоянке) не позволяло подробно рассказать о многих из них. Тем не менее сделанный авторами доклада обзор позволил слушателям получить необходимый минимум информации о прошедшем мероприятии и составить своё мнение о направлениях развития авиационной и ракетно-космической техники в мире и в нашей стране. Одним из недостатков, отмеченных докладчиками, прошедшего МАКСа, стал его малозначительный финансовый результат – чуть более 3 млрд. долларов. Для сравнения, прошедший этим летом во Франции авиасалон в Ле Бурже принёс для мировой авиационно-космической индустрии заказов на 100 (!) млрд. долларов.
Несмотря за выход за регламент, из-за чрезвычайно насыщенного первого доклада, члены секции тем не менее проявили большой интерес ко второму докладу. Авторитетный историк В.П. Иванов поведал коллегам, как всегда, исторически неожиданное для многих и интересное сообщение, которое, кстати напрямую касается истории Секции, 50-летний юбилей которой будет отмечаться в 2008 году. Он рассказал о необычных страницах биографии отличного русского лётчика (из обрусевших немцев), грамотного авиационного инженера и конструктора, стоявшего у истоков становления нашей авиационной промышленности, первого учёного секретаря Секции – В.Л. Кербера-Корвина. Как всегда, слушатели узнали много интересного не только из авиационной истории, но и вообще из истории страны, ещё раз убедившись в необходимости проводимой нами работы, чтобы было, как можно, меньше таких малоизвестных, неправильно трактуемых в истории страниц.
В заключении, председатель заседания напомнил собравшимся о планах работы Секции и предстоящих мероприятих, посвящённых празднованию 50-й годовщины запуска первого искусственного спутника Земли, а также о других прошедших в этом году космических юбилеях: 150-летия со дня рождения К.Э. Циолковского и 100-летия со дня рождения С.П. Королёва.
16 октября 2007 г.
Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.
Присутствовало: 13 чел.
Доклады: 1. Петров Г.Ф. «Отчёт о поездке в Англию».
Открыл заседание председатель секции В.В. Лебедев. Он, как обычно, предваряя основной доклад, рассказал собравшимся об авиационно-космических событиях, прошедших за период после последнего заседания. В частности, он рассказал об участии Секции 24 сентября в памятных мероприятиях в Александро-Невской лавре у могилы Л.М. Мациевича по случаю 97-й годовщины его гибели 7 октября (по старому стилю, 24 сентября – по новому стилю) 1910 г. на Первой Всероссийской авиационной неделе, проходившей в Санкт-Петербурге. А также участии Секции в создании памятника А.С. Москалёву в г. Заводоуковске Тюменской области. Так он сказал, что в 2007 г. к председателю секции обратилась Председатель комитета по культуре Муниципального образования Заводоуковского района Тюменской обл. Р.А. Назарова с просьбой о предоставлении фотографий Москалёва для создания его скульптурного изображения. Данный памятник должен стать первым в создаваемой в местном парке Аллее памяти перед проходной Заводоуковского деревообрабатывающего завода. В годы Великой Отечественной войны сюда, на ж/д станцию Заводоуковская были эвакуированы КБ А.С. Москалёва, Гроховского и другие организации. И было налажено авиационное производство планёров и другой авиационной техники. В частности, здесь также строился один из первых наших реактивных истребителей серии БИ, а именно БИ-2. Главным конструктором новой конструкторско-производственной организации был назначен А.С. Москалёв. Здесь же в эти суровые годы работал и будущий космонавт В.М. Комаров. Всем им в будущем планируется поставить памятники и в рамках этой создаваемой мемориальной зоны открыть местный краеведческий музей, в котором была бы отражена и эта страница биографии г. Заводоуковска. В соответствии с просьбой районной администрации, члены секции В.В. Лебедев и Г.Ф. Петров провели поиск и предоставили администрации найденные и имеющиеся у них фотографии А.С. Москалёва. На основе данных материалов за лето были созданы архитектурный проект и памятник, торжественное открытие которого состоялось 29 сентября 2007 г. На данное мероприятие был приглашён В.В. Лебедев. Но в силу различных обстоятельств, ни он, ни Г.Ф. Петров, ни В.П. Иванов (который работал над биографией Москалёва и помог отыскать его дочь), а также ни дочь Москалёва – Вивея Александровна, проживающая в нашем городе, не смогли присутствовать на этом празднике. Тем не менее была достигнута договорённость о продолжении сотрудничества администрации с нашей Секцией.
В честь 50-летия запуска в космос первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) в рамках федеральной программы празднования космических юбилеев 2007 года (50 лет ИСЗ, 100 лет С.П. Королёву, 150 лет К.Э. Циолковскому и др.) в нашем городе 2-3 октября проведена Международная научно-практическая конференция “Особенности развития космической отрасли России и перспективы её дальнейшей интеграции в систему международных экономических связей”, продолжение которой состоялось 4-5 октября в Москве. На конференции, проводившейся в отеле Park Inn (бывшая гостиница “Прибалтийская”) работало 6 секций, на которых было заслушано 116 докладов, 11 из которых были сделаны членами нашей секции. Утром 3 октября 2007 г. состоялась экскурсия в ЦНИИ РТК, а с 17.00 в этот же день в БКЗ “Октябрьский” в рамках этих мероприятий начался торжественный вечер, закончившийся прекрасным концертом. С приветственными речами на конференции и на торжественном вечере выступили наши лётчики-космонавты Г.М. Гречко и С. К. Крикалёв. В фойе БКЗ была развёрнута выставочная экспозиция предприятий города, внёсших большой вклад в развитие отечественной космонавтики. Эти мероприятия были проведены при организации Правительства г. Санкт-Петербурга, Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли и поддержке Космических войск, Федерального космического агентства.
После вышесказанного с основным докладом выступил Г.Ф. Петров. Демонстрируя на большом экране фотографии, он рассказал коллегам о состоявшейся 7-15 сентября этого года его поездке вместе с М. Масловым, В.Р. Котельниковым и Г.О. Слуцким (Москва) в Лондон, в Англию. Поездка была организована большим историком авиации и техники Найджеллом Иствейем и Британским обществом изучения российской авиации. Во время этой командировки наши соратники выступили в здании авиационного исторического общества Air Britten перед членами Британского общества изучения российской авиации с лекциями: М. Маслов о развитии истребителей Н.Н. Поликарпова, а В.Р. Котельников об авиации Ленд-лиза в СССР в годы 2-й мировой войны. Переводил текст Г.О. Слуцкий, а иллюстративный материал был предоставлен Г.Ф. Петровым. В ходе поездки наши коллеги побывали также в гостях у Н. Иствея, где они познакомились с его старинным домом 1564 г. постройки, и с его коллекцией автомобилей, стрелкового оружия, а также богатейшей библиотекой и архивом. В ходе поездки удалось посетить музеи авиации в пригородах Лондона – Хендоне и Даксфорде, и Музей науки. Увиденное безусловно оставило положительный отклик и наглядно было продемонстрированы та любовь и забота с которой британцы относятся к своей истории.
26 ноября 2007 г.
Председатель заседания – Лебедев В.В.
Присутствовало: 14 чел.
Доклады: 1. Авакян С.В. «Оптика солнечно-земных связей: результаты, проблемы и новые подходы».
- Бирюлев В.И. «Из истории создания “Мотоплана”».
- Куприянов В.Н. «Памятный знак на проспекте Королева».
- Гоголев Ю.А., Цыпкин Ю.В. «Работы Государственного оптического института им. С.И. Вавилова в области космической оптики».
- Беркутов Р.Н. «Об участии военных моряков в испытаниях ракетно-космической техники СССР».
- Молодцов В.В. «Фототелевизионная аппаратура “Енисей”».
- Латыев С.М., Тимощук И.Н. «Телескоп БТА и успех создания космического телескопа».
- Ефимов В.А. «О несостоявшемся пилотируемом облёте Луны».
Как уже стало традицией, ноябрьское заседание Секции проходит в рамках ежегодной, на этот раз XXVIII, конференции Санкт-Петербургского отделения национального комитета по истории и философии науки и техники (НК ИФНиТ) РАН (26-30 ноября 2007 г.). Так как 2007 год – это год космических юбилеев: 150 лет со дня рождения К.Э. Циолковского, 100 лет со дня рождения С.П. Королёва и 50 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли, то данная конференция была посвящена истории и достижениям нашего города в ракетной технике, космонавтике и космических исследованиях, и называлась – «Санкт-Петербург как научный центр исследований в области космоса».
Поскольку главная тема конференции созвучна целям и задачам нашей секции, то в этом году основная роль по её организации легла на плечи С.-Петербургского отделения НК ИФНиТ, и на руководящий состав Секции “История авиации и космонавтики”. Это стало знаком признания проводимой секцией работы и доверия к нам, как к секции, которая всегда была в первых рядах, проводимой С.-Петербургским отделением НК ИФНиТ и филиалом ИИЕТ работы. Несмотря на наш общественный статус, наша секция считается авторитетным конгломератом историков в области воздухоплавания, авиации, ракетной техники и космонавтики в С.-Петербурге и в нашей стране, а последний доклад 16 октября 2007 г. свидетельствует и о международном признании.
Поэтому на этой конференции Секции “История авиации и космонавтики” выступила самым активным образом. Было выставлено 3 доклада (1. Р.Н. Беркутов, см. выше; 2. Маленков М.И. «Становление и развитие отечественной школы создания систем передвижения планетоходов»; 3. В.П. Иванов «Авиапромышленность Петрограда в 1918-1924 гг.») на пленарное заседание и 16 докладов на секционное: 1. В.И. Бирюлев, см. выше; 2. В.Н. Выборжанин «Исследования спутников планет-гигантов космическими аппаратами ЕКА и NASA»; 3. В.А. Ефимов, см. выше; 4. А.Б. Железняков «“АИСТ” – Бортовые манипуляторы орбитального корабля “Буран”»; 5. Е.Ф. Колтовой, см. ниже; 6. В.Н. Куприянов, см. выше; 7. В.В. Лебедев «Мост к космическим юбилеям. К 80-летию Первой в мире выставки межпланетных аппаратов и механизмов»; 8. И.И. Кузнецов, см. ниже; 9. Ю.М. Лозыченко «Жизнь короткая, но славная! 120 лет со дня рождения П.Н. Нестерова»; 10. Д.И. Мант «Тезис Бруно»; 11. Д.М. Охочинский «Космический туризм и космическая история России»; 12. М.Н. Охочинский «“Завоевание неба” – неопубликованная работа Н.А. Рынина»; 13. Ю.А. Хаханов «Первый микромарсоход создан в Санкт-Петербурге»; 14. Е.А. Степанов, П.А. Карасёв «Санкт-Петербургский “Арсенал” в создании твердотопливных двигательных установок и ракет для боевых ракетных комплексов Армии и Военно-Морского Флота»; 15. В.Н. Фитцев «Н.А. Рынин (1877-1942). К 130-летию со дня рождения автора первой отечественной энциклопедии по межпланетным сообщениям (космонавтике)»; 16. Ю.А. Хаханов, В.В. Лебедев «Санкт-Петербург и космическое мировоззрение». Из них два доклада коллег из других регионов: 1. И.И. Кузнецов (г. Люберцы, Моск. обл.) «Гибель Ю.А. Гагарина и В.С. Серёгина. Нераскрытая катастрофа ХХ века»; 2. Е.Ф. Колтовой (г. Архангельск) «К вопросу о месте регионов в ракетно-космической деятельности на примере Архангельской области».
Конференции открылась Пленарным заседанием 26 ноября 2007 г. в 10.00 Малом конференц-зале Санкт-Петербургского научного центра РАН со вступительного слова Зам. Председателя С.-Петербургского отделения НК ИФНиТ Э.И. Колчинского.
После обеда состоялись первые секционные заседания. Поскольку ведущий Секции “История оптики” В.А. Зверев не смог присутствовать на заседании, решением Оргкомитета конференции, куда вошёл и председатель Секции “История авиации и космонавтики” В.В. Лебедев, решено было объединить доклады секций в одно заседание, которое вёл – В.В. Лебедев.
На правах гостеприимных “хозяев” право первого доклада было предоставлено “гостям” от оптиков. Им стал видный и авторитетный учёный в своей области, автор многочисленных трудов и монографий С.В. Авакян. В своём докладе он интересно и со знанием дела рассказал о работах ГОИ им. С.И. Вавилова в области наиболее актуальных проблем физики и оптики солнечно-земных связей.
Со вторым докладом, соблюдая ротацию, выступил член нашей секции В.И. Бирюлев, который как участник и инициатор этих работ доложил об истории создания им аэростатического аппарата нового типа – “Мотоплана”.
Далее слово было предоставлено В.Н. Куприянову, который рассказал о теперь уже ставшей историей установке 12 апреля 2007 г. мемориальной доски – памятного знака на д.3 на пр. Королёва. Знак установлен в День космонавтики в честь 100-летия в 2007 году со дня рождения пионера практической космонавтики С.П. Королёва в начале проспекта, названного его именем (2 ноября 1973 г. – ул. Королёва, с 23 февраля 1987 г. – пр. Королёва). В своём докладе Валерий Николаевич подробно остановился на творчестве автора этого памятного знака – А.А. Пальмина.
Право четвёртого доклада было предоставлено членам Секции оптики. Ю.А. Гоголев рассказал о работах Государственного оптического института им. С.И. Вавилова в области космической оптики.
Затем выступил Р.Н. Беркутов, который как непосредствееный участник событий доложил об участии ВМФ СССР в испытаниях ракетно-космической техники и создании первой отечественной флотилии космических кораблей – Тихоокеанской океанографической экспедиции №4 (ТОГЭ-4), соостоящей из 4-х кораблей “Сибирь”, “Сучан”, “Сахалин” и “Чукотка”. Докладчик также подробно остановился на плотной “опеке” флотилии со стороны американских ВМФ и их разведывательных самолётов.
На нашей секции В.А. Ефимовым уже подробно рассказывалось о фототелевизионной аппаратуре “Енисей”, с помощью которой впервые в мире были получены фотографии обратной стороны Луны. В своём докладе, член секции оптики, как и В.А. Ефимов, бывший сотрудник Всесоюзного научно-исследовательского института телевидения (ВНИИТ) В.В. Молодцов доложил об истории создания этой аппаратуры, сообщив и другие интересные факты из истории становления космического телевидения (космовидения).
С седьмым докладом выступил С.М. Латыев, в котором он рассказал об этапах создания Большого азимутального телескопа БТА, ставшего в своё время выдающемся достижения отечественной оптической промышленности, и позволившего сделать не менее выдающиеся открытия в области астрономии. Частично этот доклад прозвучал также на пленарном заседании с уст другого участника создания этого телескопа. Тем не менее это доклад также вызвал большой интерес у собравшихся.
Продолжая тему оптических и фототелевизионных исследований, в заключении заседания, с 8-м докладом выступил В.А. Ефимов. Он расскал о несостоявшемся пилотируемом облёте Луны, но от этого не менее интересной истории создания во ВНИИТ предназначенной для этого полёта бортовой ТВ-аппаратуры “Кречет КР-80А”, являвшейся для своего времени передовой разработкой отечественной науки и техники, созданной в нашем городе.
В силу ограничения по времени и отсутствия по различным, но уважительным причинам, некоторых докладчиков, остальные доклады будут обязательно заслушаны на других заседаниях секции. Тем не менее, все они нашли своё отражение в Сборнике тезисов докладов «Наука и техника: вопросы истории и теории» (СПб., 2007), как всегда выпущенном к конференции.
18 декабря 2007 г.
Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.
Присутствовало: 20 чел.
Доклады: 1. Иванов В.П. «История развития твердотопливной ракетной техники в СССР в 1948-1967 гг.».
Очередное заседание Секции было полностью посвящено одной теме – развитию твердотопливной ракетной техники в СССР. С докладом на эту тему выступил В.П. Иванов. Он, как один из участников работ в этой области, рассказал об этапе становления твердотопливной ракетной тематики в нашей стране, а именно работах проводимых отечественными НИИ и КБ в период с 1948 по 1967 годы. Основные события в этой истории происходили в нашем городе и на Урале. Главными участниками работ в Ленинграде были КБ “Арсенал” (гл. конструктор П.А. Тюрин), Государственный институт прикладной химии (ГИПХ), а также некоторые высшие учебные заведения города.
Как всегда, доклад Иванова содержал много малоизвестных фактов, благодаря которым собравшиеся узнали много нового. Однако, некоторые спорные, со стороны коллег, выводы В.П. Иванова вызвали конструктивную дискуссию, что лишний раз подтверждает о необходимости продолжения дальнейших исторических исследований в этой области и преданию им более широкой огласки, чтобы как можно больше исключить возможность неправильного толкования нашей истории из-за недостатка информации.