Деятельность Секции в 2007 г.

16 января 2007 г.

Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.

Присутствовало: 20 чел.

Доклады: 1. Лебедев В.В. «Отчёт о работе Секции в 2005-2006 гг. и план работы на 2007 год».

  1. Ганин С.М. «Иркутские экранопланы А.Н. Панченкова».

В предверии основного доклада, выступил председатель секции В.В. Лебедев. Подытоживая свою работу на посту председателя С.-Петербургской Секции истории авиации и космонавтики за прошедший 2-хлетний период 2005-2006 гг., В.В. Лебедев рассказал членам секции о проделанной секцией большой работе. За указанный период было проведено 22 заседания, на которых были заслушаны 71 доклад и сообщения, многие из которых были напечатаны в сборниках соответствующих чтений, конференций. Члены секции стали авторами 9 книг по истории авиации и космонавтики, а также множества статей в центральных и региональных газетах и журналах. Секция принимала активное участие в работе многочисленных конференций, чтений и других мероприятиях, связанных с историей авиации и космонавтики. В заключении, председатель секции рассказал о планах на 2007 год, рассказал о предстоящих Уткинских, Сикорских чтениях и ежегодной конференции в Академии наук, которая в связи со 150-летием К.Э. Циолковского, 100-летием С.П. Королёва и 50-летием запуска первого ИСЗ в космос посвящена космической теме и ведущая роль по организации этой конференции отведена Секции истории авиации и космонавтики.

Со вторым, основным, докладом выступил ведущий научный сотрудник ЦНИИ им. Крылова С.М. Ганин, который недавно побывал на мероприятих в честь 100-летнего юбилея выдающегося конструктора экранопланов – Р.Е. Алексеева, проходивших в г. Нижний Новгород, на базе ЦПК по СПК. Несмотря на то, что это был юбилей Алексеева, про него уже много сказано, написано и снято документальных фильмов, и многие собравшиеся уже обладают определённым багажом знаний о нём, то было решено, что рассказ пойдёт о человеке и конструкторе, разрабатывавшем свою ветвь экранопланостроения, о которой мало что известно. Тем более, что докладчику удалось непосредственно встретиться на этом юбилее с ним и из первых уст узнать о его работе и разработках. Это неординарный и талантливый инженер, конструктор – А.Н. Панченков. Однако, рассказывая об экранопланах, теме которой докладчик посвятил многие годы, всё же невозможно обойти Р.Е. Алексеева. Поэтому автор доклада вначале рассказал о юбилейной конференции и показал собравшимся последние книги и брошюры по экранопланам, которые ему удалось привезти из Нижнего Новгорода. Издания безусловно вызвали живой интерес коллег, т.к. многие из них являются просто недоступными широкому кругу читателей в силу малости своих тиражей и региональности изданий. Автором одной из этих книг по теории лётных испытаний экранопланов и был А.Н. Панченков, деятельность которого, а именно, в основном, его иркутский период, и осветил С.М. Ганин. Свой доклад Сергей Михайлович проиллюстрировал богатой коллекцией схем и фотографий совершенно неизвестных публике аппаратов, чем вызвал искренюю похвалу слушателей.

13 февраля 2007 г.

В этом месяце не было привычного заседания секции в тиши кабинетов, а очередной сбор членов секции прошел в С.-Петербургском Доме кино, как и год назад 21 февраля 2006 г., на премьере документального фильма – «?», посвященного выдающемуся отечественному конструктору авиационной и ракетно-космической техники М.К. Янгелю, чье 95-летие отмечалось 25 октября 2006 г. Этот фильм очередное творение творческой группы Н.И. Уложенко, которой вместе с бывшим председателем Секции истории авиации и космонавтики А.И. Беляковым создан уникальный документальный сериал «Моя крылатая Россия». Вот и этот фильм основан на уникальных документальных кадрах и личных свидетельствах соратников и родственников Янгеля, что придало этому фильму глубину и доброту повествования, освободив его от помпезных победных реляций, которыми была так богата эпоха, в которой творил Михаил Кузьмич. Как и положено перед началом показа перед многочисленными собравшимися на премьеру фильма, среди которых был и А.Ф. Уткин – гл. конструктор КБСМ, брат В.Ф. Уткина, заменившего М.К. Янгеля на посту руководителя КБ «Южное» после кончины М.К. Янгеля, выступила Н.И. Уложенко, которая, как и положено режиссеру, представила группу создателей этого фильма, чьим творческим трудом создана эта картина. Отрадно отметить, что сотрудничество документалистов с нашей Секцией не закончилось сериалом «Моя крылатая Россия», а имеет свое продолжение. Так научным консультантом данного фильма был член С.-Петербургской Секции истории авиации и космонавтики, историк и энтузиаст своего дела М.Е. Тихомиров. Фильм тепло был встречен зрителями и была вынесена высокая оценка проделанной работе. На премьере присутствовало большое количество членов Секции, а также её ряды пополнились новыми двумя членами. Поэтому планируется и в дальнейшем проводить заседания секции в расширенных составах для популяризации её деятельности и истории авиации и космонавтики.

15 марта 2007 г.

Члены секции вместе с ветеранами морской авиации и слушателями Военной-морской академии им. Н.Г. Кузнецова приняли участие во встрече с матерью Героя России, пионера отечественной палубной авиации Тимура Апакидзе. Она рассказала собравшимся биографию своего сына, поведала об истоках характера Тимурика, как она его называла, и представила собравшимся свою книгу о сыне – «Прерванный полёт».

20 марта 2007 г.

Председатель заседания – Лебедев В.В.

Присутствовало: более 150 чел. (в т.ч. 25 членов Секции истории авиации и космонавтики С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН, Секции истории космонавтики Сев.-Зап. отделения Федерации космонавтики РФ).

Доклад: 1. Кузнецов И.И. «Гибель Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина: расследование продолжается».

В С.-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения состоялась организованная Секцией истории авиации и космонавтики С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН встреча с бывшим инженером 13-го НИИ (ныне НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники (ЭРАТ), г. Люберцы, Московская обл.), полковником в запасе И.И. Кузнецовым – участником расследования катастрофы первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина и его лётчика-инструктора В.С. Серегина.

Перед встречей для И.И. Кузнецова была организована экскурсия по учебным классам и лабораториям университета с посещением в т.ч. Военного факультета, оставившего наиболее прекрасное впечатление, особенно от профессиональной преданности преподавателей и организации ими учебного процесса.

После чего, в битком забитом читальном зале библиотеки университета, в начале встречи с приветственным словом к собравшимся выступил председатель Секции истории АиК С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН В.В. Лебедев. Затем слово было предоставлено гостю – Игорю Ивановичу Кузнецову. Он рассказал собравшимся о специфике и методологии расследования данной катастрофы, а также о многочисленных, допущенных ею ошибках и упущениях, которые в свою очередь не позволили сделать Государственной комисии правильный и окончательный вывод о причинах катастрофы. При это докладчик продемонстрировал богатый информационный и иллюстрационный материал, который убедительно свидетельствовал в пользу разрабатываемой автором гипотезы гибели Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина. По-крайней мере, о том, что в свете вновь выявленных обстоятельств на основе экспериментальных исследований, проведённых в 1975-82 гг., высказанной гипотезе и объективной ошибочности принятой методологии первого расследования, можно и нужно говорить о необходимости нового расследования этой катастрофы, которая унесла жизнь Ю.А. Гагарина, являющегося достоянием не только нашей страны, но и всей планеты. Поэтому наша страна тем более должна подойти ответственно к этому вопросу и попытаться расставить все точки над “Ï” в этом вопросе. У собравшихся, среди которых было много молодёжи, доклад вызвал необыкновенный интерес. Они поняли как важно относится ответственно ко всем ньюансам в жизни и что, особенно в Авиации, мелочей не бывает. А это очень важный для них урок. К тому же многие из первых рук услышали о проведённом расследовании и узнали много неизвестных страниц в этой истории.

Забегая вперёд скажу, что информация и фотоотчёт об этой встрече с фотографиями В.В. Лебедева вошли во вторую книгу И.И. Кузнецова – «Расследование… 40 лет спустя», первые экземпляры которой вышли 20 августа 2007 г., в предверии авиасалона МАКС-2007.

17 апреля 2007 г.

Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.

Присутствовало: 23 чел.

Доклад: 1. Лебедев В.В. Вступительное слово.

  1. Иванов В.П. «История создания самолёта ОКО-1 ОКБ В.К.Таирова».

Открыл заседание председатель секции В.В. Лебедев. Он рассказал о прошедшем Дне космонавтики и проведённых по этому поводу накануне 8 апреля традиционных пусках моделей ракет с территории Петропавловской крепости. Затем отчитался о проделанной членами секции работе по участию 10-11 апреля 2007 г. III-х Уткинских чтениях, прошедших в Балтийском Государственном техническом университете им. Д.Ф. Устинова. В связи с этим, он также напомнил собравшимся об активности участия членов секции в XXVIII годичной конференции С.-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории философии науки и техники. В этом году по случаю больших космических юбилеев конференция посвящена теме: «Санкт-Петербург как научный центр исследований в области космоса». И секция, всегда принимавшая в этих конференциях активное участие, как профильная теме конференции, является основным её организатором и соответственно должна выступить достойно. Также В.В. Лебедев сообщил о предстоящих в Университете Гражданской авиации (бывшей Академии ГА) традиционных Сикорских чтениях.

После этого с основным докладом выступил В.П. Иванов. Разрабатывая тему истории жизни и деятельности Н.Н. Поликарпова он также плодотворно изучает деятельность конструкторов поликарповской школы, таких как, например: А.В. Потопалов, М.К. Янгель, М.Р. Бисноват и др. Вот и в этот раз он рассказал о краткой, но насыщенной биографии ОКБ В.К. Таирова и его первенца – самолёта ОКО-1.

КБ было создано в середине 30-х годов на киевском авиазаводе № 43, как опытно-конструкторский отдел (ОКО). И возглавил его в конце 1935 г. опытный конструктор Всеволод Константинович Таиров. Под его руководством коллективу молодых конструкторов из числа выпускников Киевского и Новочеркасского авиаинститутов быстро удалось приступить к проектированию новых конструкций. Так, в заводском отчёте за 1936 г. отмечалось, что «… за первый квартал закончены четыре эскизных проекта: ДКЛ-2 (двигатель ММ-1), ДКЛ-2 (МГ-31), ПП-1 (М-25) – восьмиместный и ПП-1 (М-27) – шестиместный».

Последний проект почтово-пассажирского самолёта ПП-1 был выполнен в 2-х вариантах: одномоторный с двигателем М-27 и двухмоторный с двигателями М-25. Хотя разработчики полагали, что второй вариант более перспективный, руководство ГУАП отдало предпочтение одномоторному шестиместному варианту. В процессе постройки название ПП-1 было заменено на ОКО-1.

Самолёт представлял собой свободнонесущий моноплан с фюзеляжем типа монокок, в конструкции которого угадывались черты поликарповского истребителя И-16. Первый полёт ОКО-1 состоялся в октябре 1937 г., а его Государственные испытания в НИИ ГВФ проводились с 6 марта по 21 июля 1938 г. Общая оценка самолёта была положительной, но в силу многих причин в серийное производство не пошла.

Об этом, а также о многочисленных модификациях ОКО-1, и других мало известных страницах истории нашей авиации и рассказал В.П. Иванов. Как обычно, по окончании доклада, было задано много вопросов, которые показали, что собравшиеся внимательно слушали докладчика и он вызвал у них неподдельный интерес.

Май 2007 г.

В мае 2007 г. отдельное заседание Секции истории авиации и космонавтики С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН не проводилось, т.к. секция приняла активное участие в очередных Сикорских чтениях, прошедших как всегда в С.-Петербургском университете Гражданской авиации.

До этого некоторые члены секции в мае приняли участие также и в других мероприятиях.

Так, по случаю приближающегося Дня Победы, 7 мая 2007 г. в Научно-исследовательском центре по морской авиационной технике (НИЦ МА (с 1991 г.), бывший (с 1960 г.) ЦНИИ № 30 МО СССР; СПб., наб. Фонтанки, д.10) состоялось торжественное заседание и праздничный концерт силами ЦНИИ для ветеранов войны и морской авиации. Центр создан в 1936 г. и в 2006 г. он отметил своё 70-летие. По окончании торжественной части удалось посетить музей НИЦ. Большое количество свободного места и малое количество натурных экспонатов, кроме выставленных стендов с историей работ и подразделений института, говорит о том, что музей, несмотря на то, что был создан ещё в 1972 г. ещё находится в стадии наполнения содержанием. Однако отрадно сознавать, что руководство Центра понимает значение сохранения истории для будущих поколений.

Перед началом встречи перед собравшимися выступил начальник Центра полковник П.В. Скидан. Затем в перерывах между концертными номерами, подготовленными силами сотрудников НИЦ, с воспоминаниями выступали ветераны войны. Одним из первых, по званию и заслугам, выступил ген.-майор авиации, Герой Советского Союза В.И. Минаков, воевавший в годы Великой Отечественной войны в морской авиации и бывший начальником этого славного НИИ с 1971 по 1985 гг. Об этом также рассказано на музейных стендах института и многочисленных книгах представленных на витринах экспозиции, написанных Василием Ивановичем.

26 июня 2007 г.

Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.

Присутствовало: 19 чел.

Доклад: 1. Колосов И.А. «Невесомость».

В честь выдающихся космических юбилеев этого года (50-летия запуска первого ИСЗ, 150-летия и 100-летия со дня рождения К.Э. Циолковского и С.П. Королёва соответственно) решено было провести внеочередное выездное заседание секции. Оно состоялось на кафедре Авиационно-космической медицины Военно-медицинской академии. На заседании присутствовали также члены Секции истории космонавтики и ракетной техники Сев.-Западного отделения Федерации космонавтики РФ. В том числе и её председатель – В.Н. Куприянов. По приглашению председателя секции специально на заседание приехал бывший ведущий конструктор по теме МКС “Буран” в РКК “Энергия” С.В. Кравчинский, ныне работник Корпорации “Так­ти­ческое ракетное вооружение” (г. Королёв, Московская обл.). С докладом о невесомости и её особенностях выступил к.мед.н., доцент кафедры И.А. Колосов. Как всегда, с интересом, из первых рук члены секции получили информацию от участника подготовки наших первых космонавтов. В данном случае, он рассказал о невесомости, о неблагоприятных факторах её воздействия на человеческий организм и способах и методах борьбы с их последствиями.

По окончании доклада, который вызвал массу заинтересованных вопросов, С.В. Кравчинский поблагодарив Секцию за приглашение, проводимую ей работу и за интересный доклад, вручил И.А. Колосову вымпел, значки и другие памятные космические сувениры РКК “Энергия” им. С.П. Королёва”. А председатель секции В.В. Лебедев с удовольствием продемонстрировал коллегам плод долгого труда, недавно изданный сборник «На крыльях Победы», в котором собраны доклады членов секции на прошедших в 2003 и 2005 годах научно-практических конференциях, посвящённых соответственно: 100-летию практической авиации и 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Один из экземпляров этого сборника с дарственной надписью был торжественно вручён И.А. Колосову.

В заключении заседания, Иван Акандьевич провёл собравшихся по учебным аудиториям и лабораториям кафедры, рассказав о выполняемых ими целях и задачах. Многие члены секции, которые были здесь впервые открыли для себя много интересного, ещё раз осознав какой научный потенциал заключён в их городе.

18 сентября 2007 г.

Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.

Присутствовало: 32 чел.

Доклады: 1. Лебедев В.В., Тихомиров М.Е. «Международный авиационно-космический салон – 2007».

  1. Иванов В.П. «Неизвестные страницы биографии Кербера-Корвина».

Как и в 2005 г., председатель Секции В.В. Лебедев и один из активных её членов М.Е. Тихомиров выступили с отчётным докладом об очередном VIII Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2007. Открыл встречу, на правах ведущего заседания, В.В. Лебедев. Перед началом доклада он поблагодарил собравшихся после “летних каникул” членов секции, за интерес проявленный к заседанию. Присутствие на заседании большого количества членов секции говорит о том, что Секция живёт активной жизнью, её доклады встречают неподдельный интерес слушателей и притягивают к себе всё новых и новых членов. О чём говорит присутствие на заседании шести студентов Санкт-Петербургского Государственного университета аэрокосмического приборостроения, четверо из которых впервые находились здесь и выразили готовность стать её членами, заполнив анкеты. На заседании, по приглашению председателя, присутствовал также представитель ГНПП «Сплав» (г. Тула) С.В. Гуров. В качестве вступления к основному докладу, Лебедев рассказал коллегам о прошедших этим летом авиационных событиях, особо отметив прошедшие в июне авиасалон в Ле Бурже и Военно-морской салон в С.-Петербурге, а также обратил внимание на организационные ньюансы прошедшего с 21 по 26 августа этого года салона МАКС-2007 на территории ЛИИ им. М.М. Громова в г. Жуковском, Московской области. Далее доклад продолжил М.Е. Тихомиров, как всегда, уже традиционно используя для наглядной иллюстрации сказанного мультимедийные возможности компьютерной техники. Он рассказал о наиболее интересных образцах авиационной техники и оборудования, выставленных в экспозиции, подтвердив это сделанными Д.В. Евстафьевым, В.В. Лебедевым и др. коллегами на салоне фотографиями. Он также продемонстрировал собравшимся несколько видеороликов. Большое количество участников (787 предприятий и фирм из 39 стран мира) и представленных экспонатов (более 260 ЛА на статической стоянке) не позволяло подробно рассказать о многих из них. Тем не менее сделанный авторами доклада обзор позволил слушателям получить необходимый минимум информации о прошедшем мероприятии и составить своё мнение о направлениях развития авиационной и ракетно-космической техники в мире и в нашей стране. Одним из недостатков, отмеченных докладчиками, прошедшего МАКСа, стал его малозначительный финансовый результат – чуть более 3 млрд. долларов. Для сравнения, прошедший этим летом во Франции авиасалон в Ле Бурже принёс для мировой авиационно-космической индустрии заказов на 100 (!) млрд. долларов.

Несмотря за выход за регламент, из-за чрезвычайно насыщенного первого доклада, члены секции тем не менее проявили большой интерес ко второму докладу. Авторитетный историк В.П. Иванов поведал коллегам, как всегда, исторически неожиданное для многих и интересное сообщение, которое, кстати напрямую касается истории Секции, 50-летний юбилей которой будет отмечаться в 2008 году. Он рассказал о необычных страницах биографии отличного русского лётчика (из обрусевших немцев), грамотного авиационного инженера и конструктора, стоявшего у истоков становления нашей авиационной промышленности, первого учёного секретаря Секции – В.Л. Кербера-Корвина. Как всегда, слушатели узнали много интересного не только из авиационной истории, но и вообще из истории страны, ещё раз убедившись в необходимости проводимой нами работы, чтобы было, как можно, меньше таких малоизвестных, неправильно трактуемых в истории страниц.

В заключении, председатель заседания напомнил собравшимся о планах работы Секции и предстоящих мероприятих, посвящённых празднованию 50-й годовщины запуска первого искусственного спутника Земли, а также о других прошедших в этом году космических юбилеях: 150-летия со дня рождения К.Э. Циолковского и 100-летия со дня рождения С.П. Королёва.

16 октября 2007 г.

Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.

Присутствовало: 13 чел.

Доклады: 1. Петров Г.Ф. «Отчёт о поездке в Англию».

Открыл заседание председатель секции В.В. Лебедев. Он, как обычно, предваряя основной доклад, рассказал собравшимся об авиационно-космических событиях, прошедших за период после последнего заседания. В частности, он рассказал об участии Секции 24 сентября в памятных мероприятиях в Александро-Невской лавре у могилы Л.М. Мациевича по случаю 97-й годовщины его гибели 7 октября (по старому стилю, 24 сентября – по новому стилю) 1910 г. на Первой Всероссийской авиационной неделе, проходившей в Санкт-Петербурге. А также участии Секции в создании памятника А.С. Москалёву в г. Заводоуковске Тюменской области. Так он сказал, что в 2007 г. к председателю секции обратилась Председатель комитета по культуре Муниципального образования Заводоуковского района Тюменской обл. Р.А. Назарова с просьбой о предоставлении фотографий Москалёва для создания его скульптурного изображения. Данный памятник должен стать первым в создаваемой в местном парке Аллее памяти перед проходной Заводоуковского деревообрабатывающего завода. В годы Великой Отечественной войны сюда, на ж/д станцию Заводоуковская были эвакуированы КБ А.С. Москалёва, Гроховского и другие организации. И было налажено авиационное производство планёров и другой авиационной техники. В частности, здесь также строился один из первых наших реактивных истребителей серии БИ, а именно БИ-2. Главным конструктором новой конструкторско-производственной организации был назначен А.С. Москалёв. Здесь же в эти суровые годы работал и будущий космонавт В.М. Комаров. Всем им в будущем планируется поставить памятники и в рамках этой создаваемой мемориальной зоны открыть местный краеведческий музей, в котором была бы отражена и эта страница биографии г. Заводоуковска. В соответствии с просьбой районной администрации, члены секции В.В. Лебедев и Г.Ф. Петров провели поиск и предоставили администрации найденные и имеющиеся у них фотографии А.С. Москалёва. На основе данных материалов за лето были созданы архитектурный проект и памятник, торжественное открытие которого состоялось 29 сентября 2007 г. На данное мероприятие был приглашён В.В. Лебедев. Но в силу различных обстоятельств, ни он, ни Г.Ф. Петров, ни В.П. Иванов (который работал над биографией Москалёва и помог отыскать его дочь), а также ни дочь Москалёва – Вивея Александровна, проживающая в нашем городе, не смогли присутствовать на этом празднике. Тем не менее была достигнута договорённость о продолжении сотрудничества администрации с нашей Секцией.

В честь 50-летия запуска в космос первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) в рамках федеральной программы празднования космических юбилеев 2007 года (50 лет ИСЗ, 100 лет С.П. Королёву, 150 лет К.Э. Циолковскому и др.) в нашем городе 2-3 октября проведена Международная научно-практическая конференция “Особенности развития космической отрасли России и перспективы её дальнейшей интеграции в систему международных экономических связей”, продолжение которой состоялось 4-5 октября в Москве. На конференции, проводившейся в отеле Park Inn (бывшая гостиница “Прибалтийская”) работало 6 секций, на которых было заслушано 116 докладов, 11 из которых были сделаны членами нашей секции. Утром 3 октября 2007 г. состоялась экскурсия в ЦНИИ РТК, а с 17.00 в этот же день в БКЗ “Октябрьский” в рамках этих мероприятий начался торжественный вечер, закончившийся прекрасным концертом. С приветственными речами на конференции и на торжественном вечере выступили наши лётчики-космонавты Г.М. Гречко и С. К. Крикалёв. В фойе БКЗ была развёрнута выставочная экспозиция предприятий города, внёсших большой вклад в развитие отечественной космонавтики. Эти мероприятия были проведены при организации Правительства г. Санкт-Петербурга, Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли и поддержке Космических войск, Федерального космического агентства.

После вышесказанного с основным докладом выступил Г.Ф. Петров. Демонстрируя на большом экране фотографии, он рассказал коллегам о состоявшейся 7-15 сентября этого года его поездке вместе с М. Масловым, В.Р. Котельниковым и Г.О. Слуцким (Москва) в Лондон, в Англию. Поездка была организована большим историком авиации и техники Найджеллом Иствейем и Британским обществом изучения российской авиации. Во время этой командировки наши соратники выступили в здании авиационного исторического общества Air Britten перед членами Британского общества изучения российской авиации с лекциями: М. Маслов о развитии истребителей Н.Н. Поликарпова, а В.Р. Котельников об авиации Ленд-лиза в СССР в годы 2-й мировой войны. Переводил текст Г.О. Слуцкий, а иллюстративный материал был предоставлен Г.Ф. Петровым. В ходе поездки наши коллеги побывали также в гостях у Н. Иствея, где они познакомились с его старинным домом 1564 г. постройки, и с его коллекцией автомобилей, стрелкового оружия, а также богатейшей библиотекой и архивом. В ходе поездки удалось посетить музеи авиации в пригородах Лондона – Хендоне и Даксфорде, и Музей науки. Увиденное безусловно оставило положительный отклик и наглядно было продемонстрированы та любовь и забота с которой британцы относятся к своей истории.

26 ноября 2007 г.

Председатель заседания – Лебедев В.В.

Присутствовало: 14 чел.

Доклады: 1. Авакян С.В. «Оптика солнечно-земных связей: результаты, проблемы и новые подходы».

  1. Бирюлев В.И. «Из истории создания “Мотоплана”».
  2. Куприянов В.Н. «Памятный знак на проспекте Королева».
  3. Гоголев Ю.А., Цыпкин Ю.В. «Работы Государственного оптического института им. С.И. Вавилова в области космической оптики».
  4. Беркутов Р.Н. «Об участии военных моряков в испытаниях ракетно-космиче­ской техники СССР».
  5. Молодцов В.В. «Фототелевизионная аппаратура “Енисей”».
  6. Латыев С.М., Тимощук И.Н. «Телескоп БТА и успех создания космического телескопа».
  7. Ефимов В.А. «О несостоявшемся пилотируемом облёте Луны».

Как уже стало традицией, ноябрьское заседание Секции проходит в рамках ежегодной, на этот раз XXVIII, конференции Санкт-Петербургского отделения национального комитета по истории и философии науки и техники (НК ИФНиТ) РАН (26-30 ноября 2007 г.). Так как 2007 год – это год космических юбилеев: 150 лет со дня рождения К.Э. Циолковского, 100 лет со дня рождения С.П. Королёва и 50 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли, то данная конференция была посвящена истории и достижениям нашего города в ракетной технике, космонавтике и космических исследованиях, и называлась – «Санкт-Петербург как научный центр исследований в области космоса».

Поскольку главная тема конференции созвучна целям и задачам нашей секции, то в этом году основная роль по её организации легла на плечи С.-Петербургского отделения НК ИФНиТ, и на руководящий состав Секции “История авиации и космонавтики”. Это стало знаком признания проводимой секцией работы и доверия к нам, как к секции, которая всегда была в первых рядах, проводимой С.-Петербургским отделением НК ИФНиТ и филиалом ИИЕТ работы. Несмотря на наш общественный статус, наша секция считается авторитетным конгломератом историков в области воздухоплавания, авиации, ракетной техники и космонавтики в С.-Петербурге и в нашей стране, а последний доклад 16 октября 2007 г. свидетельствует и о международном признании.

Поэтому на этой конференции Секции “История авиации и космонавтики” выступила самым активным образом. Было выставлено 3 доклада (1. Р.Н. Беркутов, см. выше; 2. Маленков М.И. «Становление и развитие отечественной школы создания систем передвижения планетоходов»; 3. В.П. Иванов «Авиапромышленность Петрограда в 1918-1924 гг.») на пленарное заседание и 16 докладов на секционное: 1. В.И. Бирюлев, см. выше; 2. В.Н. Выборжанин «Исследования спутников планет-гигантов космическими аппаратами ЕКА и NASA»; 3. В.А. Ефимов, см. выше; 4. А.Б. Железняков «“АИСТ” – Бортовые манипуляторы орбитального корабля “Буран”»; 5. Е.Ф. Колтовой, см. ниже; 6. В.Н. Куприянов, см. выше; 7. В.В. Лебедев «Мост к космическим юбилеям. К 80-летию Первой в мире выставки межпланетных аппаратов и механизмов»; 8. И.И. Кузнецов, см. ниже; 9. Ю.М. Лозыченко «Жизнь короткая, но славная! 120 лет со дня рождения П.Н. Нестерова»; 10. Д.И. Мант «Тезис Бруно»; 11. Д.М. Охочинский «Космический туризм и космическая история России»; 12. М.Н. Охочинский «“Завоевание неба” – неопубликованная работа Н.А. Рынина»; 13. Ю.А. Хаханов «Первый микромарсоход создан в Санкт-Петербурге»; 14. Е.А. Степанов, П.А. Карасёв «Санкт-Петербургский “Арсенал” в создании твердотопливных двигательных установок и ракет для боевых ракетных комплексов Армии и Военно-Морского Флота»; 15. В.Н. Фитцев «Н.А. Рынин (1877-1942). К 130-летию со дня рождения автора первой отечественной энциклопедии по межпланетным сообщениям (космонавтике)»; 16. Ю.А. Хаханов, В.В. Лебедев «Санкт-Петербург и космическое мировоззрение». Из них два доклада коллег из других регионов: 1. И.И. Кузнецов (г. Люберцы, Моск. обл.) «Гибель Ю.А. Гагарина и В.С. Серёгина. Нераскрытая катастрофа ХХ века»; 2. Е.Ф. Колтовой (г. Архангельск) «К вопросу о месте регионов в ракетно-космической деятельности на примере Архангельской области».

Конференции открылась Пленарным заседанием 26 ноября 2007 г. в 10.00 Малом конференц-зале Санкт-Петербургского научного центра РАН со вступительного слова Зам. Председателя С.-Петербургского отделения НК ИФНиТ Э.И. Колчинского.

После обеда состоялись первые секционные заседания. Поскольку ведущий Секции “История оптики” В.А. Зверев не смог присутствовать на заседании, решением Оргкомитета конференции, куда вошёл и председатель Секции “История авиации и космонавтики” В.В. Лебедев, решено было объединить доклады секций в одно заседание, которое вёл – В.В. Лебедев.

На правах гостеприимных “хозяев” право первого доклада было предоставлено “гостям” от оптиков. Им стал видный и авторитетный учёный в своей области, автор многочисленных трудов и монографий С.В. Авакян. В своём докладе он интересно и со знанием дела рассказал о работах ГОИ им. С.И. Вавилова в области наиболее актуальных проблем физики и оптики солнечно-земных связей.

Со вторым докладом, соблюдая ротацию, выступил член нашей секции В.И. Бирюлев, который как участник и инициатор этих работ доложил об истории создания им аэростатического аппарата нового типа – “Мотоплана”.

Далее слово было предоставлено В.Н. Куприянову, который рассказал о теперь уже ставшей историей установке 12 апреля 2007 г. мемориальной доски – памятного знака на д.3 на пр. Королёва. Знак установлен в День космонавтики в честь 100-летия в 2007 году со дня рождения пионера практической космонавтики С.П. Королёва в начале проспекта, названного его именем (2 ноября 1973 г. – ул. Королёва, с 23 февраля 1987 г. – пр. Королёва). В своём докладе Валерий Николаевич подробно остановился на творчестве автора этого памятного знака – А.А. Пальмина.

Право четвёртого доклада было предоставлено членам Секции оптики. Ю.А. Гоголев рассказал о работах Государственного оптического института им. С.И. Вавилова в области космической оптики.

Затем выступил Р.Н. Беркутов, который как непосредствееный участник событий доложил об участии ВМФ СССР в испытаниях ракетно-космиче­ской техники и создании первой отечественной флотилии космических кораблей – Тихоокеанской океанографической экспедиции №4 (ТОГЭ-4), соостоящей из 4-х кораблей “Сибирь”, “Сучан”, “Сахалин” и “Чукотка”. Докладчик также подробно остановился на плотной “опеке” флотилии со стороны американских ВМФ и их разведывательных самолётов.

На нашей секции В.А. Ефимовым уже подробно рассказывалось о фототелевизионной аппаратуре “Енисей”, с помощью которой впервые в мире были получены фотографии обратной стороны Луны. В своём докладе, член секции оптики, как и В.А. Ефимов, бывший сотрудник Всесоюзного научно-исследовательского института телевидения (ВНИИТ) В.В. Молодцов доложил об истории создания этой аппаратуры, сообщив и другие интересные факты из истории становления космического телевидения (космовидения).

С седьмым докладом выступил С.М. Латыев, в котором он рассказал об этапах создания Большого азимутального телескопа БТА, ставшего в своё время выдающемся достижения отечественной оптической промышленности, и позволившего сделать не менее выдающиеся открытия в области астрономии. Частично этот доклад прозвучал также на пленарном заседании с уст другого участника создания этого телескопа. Тем не менее это доклад также вызвал большой интерес у собравшихся.

Продолжая тему оптических и фототелевизионных исследований, в заключении заседания, с 8-м докладом выступил В.А. Ефимов. Он расскал о несостоявшемся пилотируемом облёте Луны, но от этого не менее интересной истории создания во ВНИИТ предназначенной для этого полёта бортовой ТВ-аппаратуры “Кречет КР-80А”, являвшейся для своего времени передовой разработкой отечественной науки и техники, созданной в нашем городе.

В силу ограничения по времени и отсутствия по различным, но уважительным причинам, некоторых докладчиков, остальные доклады будут обязательно заслушаны на других заседаниях секции. Тем не менее, все они нашли своё отражение в Сборнике тезисов докладов «Наука и техника: вопросы истории и теории» (СПб., 2007), как всегда выпущенном к конференции.

18 декабря 2007 г.

Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.

Присутствовало: 20 чел.

Доклады: 1. Иванов В.П. «История развития твердотопливной ракетной техники в СССР в 1948-1967 гг.».

Очередное заседание Секции было полностью посвящено одной теме – развитию твердотопливной ракетной техники в СССР. С докладом на эту тему выступил В.П. Иванов. Он, как один из участников работ в этой области, рассказал об этапе становления твердотопливной ракетной тематики в нашей стране, а именно работах проводимых отечественными НИИ и КБ в период с 1948 по 1967 годы. Основные события в этой истории происходили в нашем городе и на Урале. Главными участниками работ в Ленинграде были КБ “Арсенал” (гл. конструктор П.А. Тюрин), Государственный институт прикладной химии (ГИПХ), а также некоторые высшие учебные заведения города.

Как всегда, доклад Иванова содержал много малоизвестных фактов, благодаря которым соб­рав­шиеся узнали много нового. Однако, некоторые спорные, со стороны коллег, выводы В.П. Иванова вызвали конструктивную дискуссию, что лишний раз подтверждает о необходимости продолжения дальнейших исторических исследований в этой области и преданию им более широкой огласки, чтобы как можно больше исключить возможность неправильного толко­вания нашей истории из-за недостатка информации.

Интересные материалы:

В закладки: постоянная ссылка.


Понравилась статья? Поделись ссылкой с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *