18 января 2000 г.
Председатель заседания – Беляков А.И.; Учёный секретарь – Лебедев В.В.
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Иванов В.П. «История создания самолёта Н.Н. Поликарпова Р-1».
- Лебедев В.В. «К 90-летию Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского».
- Чесноков Г.П. «Знаменательные даты по истории авиации в 2000 г.».
На заседании было заслушано два доклада и одно сообщение. К.т.н. В.П. Иванов, как всегда интересно, рассказал об история создания одного из первых самолётов конструктора Н.Н. Поликарпова – Р-1. Докладчик рассмотрел в историческом аспекте разработку самолётов английского авиаконструктора Дж. де Хевилленда DH-4 и DH-9, которые стали прототипами поликарповского учебного биплана и самолёта-разведчика Р-1. Он рассказал об условиях при которых эти машины попали в Россию и подробно остановился на работе Н.Н. Поликарпова по разработке Р-1 и морского варианта МР-1.
С докладом, посвящённым 90-летнему юбилею Г.Е. Лозино-Лозинского – главного конструктора ОК “Буран”, и с подробным освещением творческого пути этого учёного и инженера выступил В.В. Лебедев. По приглашению НПО “Молния”, Генеральным директором и конструктором которого был Лозино-Лозинский со дня основания НПО, В.В. Лебедев принял участие в торжественных мероприятиях по случаю чествования 90-летия Глеба Евгеньевича, проходивших 25 декабря 1999 г. в Мэрии г. Москвы, бывшем здании СЭВ. После подробного изложения биографии и конструкторской деятельности Г.Е. Лозино-Лозинского написанной автором доклада на основе подлинных и ранее малоизвестных документов, Лебедев рассказал о ходе юбилейных торжеств.
На этом же заседании секция заслушала и обсудила перечень знаменательных дат в истории авиации и космонавтики на 2000 г., подготовленный Г.П. Чесноковым. В силу своего здоровья и возраста Чесноков уже не может позволить себе ездить на заседания из г. Сестрорецка под С.-Петербургом, но тем не менее активно продолжает работу в секции: следит за её мероприятиями и по традиции в начале каждого года анонсирует памятные даты истории авиации и космонавтики на предстоящий период. Даты зачитал председатель секции А.И. Беляков.
15 февраля 2000 г.
Председатель заседания – Беляков А.И.; Учёный секретарь – Лебедев В.В.
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Ганин С.М. «Жизнь и деятельность констуктора ЖРД А.С. Мевиуса».
- Соколов Е.И. «О посещении Музея авиации и космонавтики в Ле Бурже (Франция)».
На очередно заседании 2000 года секция с большим вниманием заслушала и обсудила интересный доклад начальника сектора ЦНИИ им. Крылова, одного из авторов и создателей питерского военно-исторического сборника «Невский Бастион» и активного члена секции, к.т.н. С.М. Ганина. На основании проведённых им кропотливых исследований, общений с родственниками и коллегами по работе героя своего доклада, он впервые расскрыл собравшимся малоизвестного широким кругам, но достаточно выдающегося конструктора нашего города – А.С. Мевиуса. Докладчик подробно рассказал о жизни и творческом пути этого конструктора Ленинградского ОКБ-115 по организации строительства в нашем городе ЖРД для ракет ПВО. На заседании секции присутствовала дочь конструктора и его родные, которые также поделились своими воспоминаниями.
После основного доклада секция заслушала сообщение к.т.н. Е.И. Соколова, который рассказал о своих впечатления после посещении Музея авиации и космонавтики в Ле Бурже (Франция), под Парижем.
21 марта 2000 г.
Председатель заседания – Беляков А.И.; Учёный секретарь – Лебедев В.В.
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Иванов А.В. «Жизнь и деятельность констуктора ЖРД А.С. Мевиуса».
- Каплюк А.Е. «История создания и эксплуатации летающих лабораторий Ил-18».
- Опарин Г.И. «Современное состояние отечественного воздухоплавании».
На секции были заслушаны и обсуждены два доклада. С результатами первой в стране попытки систематизации семейства самолётов И.И. Сикорского «Илья Муромец» и анализом динамики конструкций этих машин выступил авиатехник авиакомпании «Пулково», квалифицированный и авторитетный историк авиации Алексей Владленович Иванов.
Со вторым докладом выступил бывший военный лётчик самолёта-разведчика Ту-142 и член секции А.Е. Каплюк. Александр Евгеньевич окончил Академию Гражданской авиации в 1974 г. и Школу лётчиков-испытателей в г. Жуковском Московской области в 1982 г. Поэтому он со знанием дела рассказал об эксплуатации летающих лабораторий Ил-18, на которых ему пришлось не мало полетать за Полярным кругом. В начале своего доклада он коснулся также истории создания Ил-18 и летающих лабораторий на его базе. В прениях после доклада сделали ценные дополнения о созданных на базе Ил-18 летающих лабораториях А.И. Иванов и Г.Ф. Петров.
В заключении заседания с интересом было заслушано сообщение практического руководителя полётов на аппаратах легче воздуха в России, участника многих рекордных полётов и перелётов на этих ЛА Г.И. Опарина о современном состоянии дел в отечественном воздухоплавании.
18 апреля 2000 г.
Председатель заседания – Беляков А.И.; Учёный секретарь – Лебедев В.В.
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Ерёмин Ю.Г. «Аварии советских дирижаблей в 30-х – 40-х годах».
- Ефимов В.А. «Первая телепередача из космоса».
С первым докладом об авариях советских дирижаблей в 30-х – 40-х годах на очередном заседании секции выступил учёный секретарь и член Воздухоплавательной секции при Географическом обществе, а также член Секции истории авиации и космонавтики ИИЕТ РАН Ю.Г. Ерёмин. Докладчик ознакомил слушателей с архивными документами и схемами аварийных ситуаций отечественых дирижаблей в 1930-40-е годы, и дал подробный анализ этих проишествий.
Со вторым докладом выступил В.А. Ефимов, который рассказал о первой телевизионной передаче с космического аппарата на землю. Виктор Арсентьевич непосредственный участник этих событий, поэтому собравшиеся узнали много нового и малоизвестного для себя об этих работах и событиях.
19 апреля 2000 г.
Члены Секции приняли активное участие в Военно-исторической конференции «Боевая деятельность морской авиации в Великую Отечественную войну», которая прошла в стенах Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова. Конференция посвящена 55-й годовщине Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
С обстоятельным докладом, содержащим анализ и обобщение роли и места морской авиации в годы войны выступил ген.- майор авиации Э.С. Катаев. Его доклад был фактически развит и дополнен анализом боевых действий авиации флотов участником войны ген.-майором авиации А.И. Коробицыным, полковниками В.Д. Егоровым, Ф. Ореховым и А. Киндулиным.
Опыт работы инженерно-авиационной службы в годы войны обобщил в своём докладе Ю. Свечин.
О вкладе военно-морских авиационных учебных заведений в дело оперативной подготовки авиационных кадров для флотов в годы войны сделал доклад полковник авиации в отставке В.Т. Мельников.
Отличительной и очень важной особенностью конференции было то, что все докладчики и выступающие осветил в своих выступлениях не только положительный опыт боевых действий в воздухе над морями, но и обстоятельно разобрали недостатки в организации и проведении их.
16 мая 2000 г.
Председатель заседания – Беляков А.И.; Учёный секретарь – Лебедев В.В.
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Иванов В.П. «История создания самолёта ТБ-2 конструкции Н.Н. Поликарпова».
- Кульнев А.П. «Воспоминания об одном из первых российских военно-морских лётчиков, герое первой мировой войны И.И. Кульневе».
Прошло заключительное в сезоне 1999/2000 года заседание секции. На заседании с основным докладом выступил к.т.н. В.П. Иванов, который рассказал об истории создания малоизвестного самолёта конструкции Н.Н. Поликарпова – тяжёлого бомбардировщика ТБ-2.
С интересным сообщением о жизни и деятельности одного из первых российских военно-морских лётчиков, герое первой мировой войны И.И. Кульневе выступил на секции родственник этого замечательного лётчика – А.П. Кульнев. Он продемонстрировал собравшимся малоизвестные документы из истории знаменитого в России древнего рода потомственных военных Кульневых, которые вызвали неподдельный интерес членов секции, и рассказал о своём предке.
19 сентября 2000 г.
Председатель заседания – Беляков А.И.; Учёный секретарь – Лебедев В.В.
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Лебедев В.В. «Экранопланы. Сигнал бедствия. Будет ли Россия в ХХI веке иметь крылатые суда?».
- Петров Г.Ф. «Третий гидроавиасалон “Геленджик-2000”».
На Секции было заслушано два доклада. Открыл заседание доклад В.В. Лебедева, на злободневную дискуссионную тему о состоянии уникальной отрасли транспортного машиностроения – отечественного экранопланостроения. Всем известно какие достижения имеет наша страна в этой области. Научно-технический потенциал, накопленный Советским Союзом при создании экранопланов сравним с нашими успехами в космосе. Последним нашим триумфом на этом пути стали испытания боевого экраноплана-ракетоносца “Лунь” с практической стрельбой КР типа “Москит”. Но годы забвения и упадка развития данного транспортного направления в 1990-е годы не могут оставить равнодушными многих людей, которые искренне гордились этими достижениями. Эта боль и неравнодушие и заставили В.В. Лебедева сделать данный доклад, который был написан им ещё в 1997 г., но увидел свет лишь в первом номере санкт-петербургской газеты «Морская столица» (№ 1, 2000 г.) после встречи автора с редактором газеты на конференции по вопросам экранопланостроения (С.-Петербургский кораблестроительный университет, июнь 2000 г.).
Статья вызвала множество положительных откликов и была вынесена на слушание членов Секции истории авиации и космонавтики, где также была встречена позитивно. Так, например, о положительной реакции ЦНИИ им. А.Н. Крылова на статью, сообщил в своём дополнении С.М. Ганин.
В.В. Лебедев подробно остановился на истории развития отечественных экранопланов, современном состоянии этой техники и проблемам финансирования. Также им были подробно освещены перспективы развития экранопланов с точки зрения решения спасательных и оперативных задач.
Продолжив тему основного доклада, вызвавшего живую дискуссию, выступил с небольшим обзором работ по экранопланостроению в США, Китае и Великобритании С.М. Ганин. Затем интересное дополнение сделал В.П. Иванов, рассказавший о работах Голенищева-Кутузова в начале ХХ век над проектом корабля с подводными и воздушными крыльями.
В заключительной части заседания с сообщением о 3-ем гидроавиасалоне “Геленджик-2000” выступил Г.Ф. Петров. Он сообщил о представительности салона и выставленных на салоне ЛА, отметив при этом неудачный выбор времени проведения салона: 6-10 сентября 2000 г.
20 сентября 2000 г.
Члены Секции приняли участие в читательской конференции по новой книге морского лётчика, Героя Советского Союза, ген.-майора авиации В.И. Минакова – «Мужество черноморских соколов». Конференция проведена совместно с Научно-исследовательским центром морской авиации на наб. р. Фонтанки, д.10. Все выступавшие отметили важный вклад автора в дело военно-патриотического воспитания и постоянный рост писательского мастерства автора (эта книга является уже 14-й опубликованной книгой автора) и рекомендовали В.И. Минакова в члены Союза писателей России.
17 октября 2000 г.
Председатель заседания – Беляков А.И.; Учёный секретарь – Лебедев В.В.
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Грилихес В.А. «История, состояние и перспективы развития солнечной энергетики».
- Иванов В.П. «Особенности аэродинамической компоновки истребителя Н.Н. Поликарпова И-15».
Секция заслушала доклад д.т.н., проф. В.А. Грилихеса о солнечной энергетике. Грилихес, непосредственно участвовавший в работах по становлению космической солнечной энергетики, последовательно изложил историю, состояние и перспективы её развития. Так, в частности, он остановился на работах К.Э. Циолковского, довоенных работах Ленинградского физико-технического института. Март 1958 г. является днём рождения солнечных батарей (СБ), которые в нашей стране были запущены в космическое пространство на четвёртом спутнике, а в США – на ИСЗ “Авангард”. Докладчик подробно осветил технические характеристики и возможности СБ из кремния и арсенида галлия. Последние устанавливались на космических аппаратах, запущенных к Луне и Венере, а также на орбитальной станции “Мир”. Обсуждались концентраторы солнечной энергии на основе линзы Френеля для фокусировки света на небольшой участок полупроводника. Солнечная энергия может быть прямо преобразована в механическую при использовании так называемого “солнечного паруса”. В.А. Грилихес также осветил проблемы передачи солнечной энергии из космического пространства на Землю, более 30 лет обсуждается идея космических энергетических станций.и проблема беспроволочной СВЧ-энергии.
На этом же заседании со вторым докладом выступил В.П. Иванов. Он рассказал об особенностях аэродинамической компоновки истребителя-биплана И-15 конструкции Н.Н. Поликарпова. По мнению докладчика, в Испанию эта машина была послана как самолёт, не нужный советским ВВС. Между тем истребитель на высоте 1000 м делал вираж за 8 с, чего не мог сделать ни один истребитель мира. В.П. Иванов также подробно остановился на особенностях аэродинамики схемы “чайка”, по которой построен самолёт. Благодаря принятой Поликарповым этой аэродинамической схемы, самолёт мог устойчиво летать “на боку”, т.е. с креном 90°.
24 октября 2000 г.
Секция почти в полном составе приняла участие в исторической конференции в ВМА им. Н.Г. Кузнецова, посвящённой 85-летию со дня рождения Героя Советского Союза Маршала авиации И.И. Борзова. С докладом о жизни и деятельности замечательного морского лётчика выступил генерал-майор авиации Э.С. Катаев. С воспоминаниями о Борзове высткпили его сослуживцы и коллеги: А.И. Коробицын, В.Д. Егоров, А.И. Разгонин, Г.Т. Аванесов.
11 ноября 2000 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Булкин А.К. «100 лет А.А. Новикову».
- Сафронова Н.М. «Роль П.С. Лабазина в организации и становлении ВАУ».
- Степанов В.А. «Вклад академии в развитие воздушного права России».
- Тихомиров М.Е. «60 лет Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения».
- Лебедев В.В. «Военмех – “альма-матер” отечественного ракетостроения».
- Куприянов В.Н. «30 лет отечественному луноходу».
- Донцов П.Т. «Пятая Всероссийская авиационная неделя».
- Галли Г.В., Кужим М.Ф., Лаврентьев С.А., Зворыгин И.Л. «Перспективы развития технической экспозиции Объединённого музея Академии ГА и ГУАП “Пулково”».
По случаю 100-летия со дня рождения дважды Героя Советского Союза, маршала авиации А.А. Новикова – бывшего командующего ВВС и первого начальника Высшего авиационного училища Гражданского Воздушного Флота (ВАУ ГВФ; в то время Академии ГА, а ныне Университет ГА – от авт.), 45-летие, которого также отмечается в это время, состоялись торжественные мероприятия, посвящённые этим событиям. Члены секции приняли участие в этих мероприятиях, которые проходили в Академии ГА (ул. Пилотов, д. 38) и в Авиационно-техническом училище (Литейный пр., д. 48/50; ныне Авиационно-транспортный колледж ГА – от авт.), которому присвоено имя А.А. Новикова и установлена мемориальная доска по этому случаю.
На конференции, ставшей очередным выездным заседанием секции, было заслушано восемь докладов.
20 ноября 2000 г.
Секция приняла участие в торжественном собрании, посвящённом 30-летию со дня начала успешной работы на Луне “Лунохода-1”. Обстоятельный доклад на эту тему сделал главный конструктор шасси “Лунохода”, д.т.н. А.Л. Кемурджиан.
19 декабря 2000 г.
Председатель заседания – Беляков А.И.; Учёный секретарь – Лебедев В.В.
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Тихомиров М.Е. «60 лет Ленинградского институту авиационного приборостроения».
- Сенкевич В.П. «Академия космонавтики им. К.Э. Циолковского».
Темой заседания, стало 60-летие ЛИАП (ныне Санкт-Петербургский Государственный университет аэрокосмического приборостроения, СПбГУАП). С докладом об этом выступил доцент кафедры “Аэрокосмические приборы и измерительно-вычислительные комплексы” этого ВУЗа М.Е. Тихомиров.
На заседании присутствовала делегация из Москвы от Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского во главе с президентом д.т.н., проф. В.П. Сенкевичем, рассказавшем о задачах и современном состоянии работ в Академии.