Деятельность Секции в 2001 г.

16 января 2001 г.

Председатель заседания – Беляков А.И.; Учёный секретарь – Лебедев В.В.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Лебедев В.В. «История создания истребителя Мессершмитт Ме-163 “Комет”».

  1. Ганин С.М. «Взаимосвязь развития зенитной артиллерии и авиации».
  2. Кужим Ф.М. «Цели и задачи Группы восстановления исторической авиационной техники».

На первом заседании Секции в XXI веке было заслушано два доклада и одно сообщение. Первый основной доклад был посвящён 60-летию первого в мире сверхзвукового полёта. Доклад подготовлен В.В. Лебедевым на основе рукописи о Ме-163, написанной им во время совместной работы с замечательным питерским писателем А.Н. Томилиным над книгой «Реактивная авиация».

Свой первый ракетный полёт прототип Ме-163 – DFS-194 конструкции А. Липпиша совершил в августе 1940 г. В первых же полётах в июле 1941 г. на Ме-163А V-1 с “холодным двигателем”, удалось достигнуть скорость 800-900 км/ч, что на 300 км/ч было больше скоростей, стоявших тогда на вооружении истребителей. Тем не менее, было ясно что самолёт может летать ещё быстрее. Ему просто нехватало времени для этого, а точнее, топлива. Ограниченный объём топливных баков и большой расход топлива ракетного двигателя сводил весь полёт вместе с взлётом до нескольких минут. Поэтому решено было запустить двигатель не на земле, а в воздухе, подняв самолёт на определённую высоту с помощью буксировщика, как планёр, тем более эта операция уже отработана на предварительных испытаниях самолёта без двигателя.

2 октября 1941 г. лётчик-испытатель Х. Диттмар на высоте 3600 м отцепился от буксировщика и запустил ракетный двигатель своего перехватчика Ме-163А V-4. В результате, Диттмару удалось превысить заветный рубеж с тремя нулями, впервые достигнув фантастическую по тем временам скорость – 1003 км/ч. За этот рекорд Х. Диттмар был награждён премией имени Отто Лилиенталя за исследования в области авиации. Но этот результат не стал тогда достоянием гласности, т.к. работы по Ме-163 были строго засекречены. Поэтому несколько лет это достижение было неофициальным абсолютным рекордом скорости.

Со вторым, интересным докладом о взаимосвязи развития зенитной артиллерии и авиации выступил С.М. Ганин. Автор доклада впервые доложил результаты своих исследований по этому вопросу.

В заключении заседания Ф.М. Кужим сообщил о деятельности группы восстановления исторической авиационной техники.

20 февраля 2001 г.

Председатель заседания – Синяков А.Н.; Сопредседатели – Беляков А.И., Тихомиров М.Е.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Синяков А.Н. «?».

  1. Тихомиров М.Е. «?».

Очередное заседание Секции состоялось снова на “выезде”, в СПбГУАПе и было посвящено 60-летию кафедры № 11 этого ВУЗа. Декан Синяков и доцент кафедры, и член секции Тихомиров выступили с докладами, посвящёнными истории кафедры, определившей название и профиль подготовки специалистов ВУЗа. Тихомиров основное внимание уделил сотрудникам кафедры, прославившим её в разные годы существования: основателю кафедры П.А. Молчанову, А.А. Фридману, Р. Чачикяну и др. За время своего существования кафедра выпустила 5,5 тыс. специалистов.

20 марта 2001 г.

Председатель заседания – Беляков А.И.; Учёный секретарь – Лебедев В.В.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Иванов В.П. «Особенности конструкции истребителя И-17».

  1. Лесниченко В.А. «От подводных авианосцев до подводных самолётов».

На заседании Секции было заслушано два доклада.

В.П. Иванов рассказал о некоторых особенностях конструкции истребителя И-17 Н.Н. Поликарпова.

А В.А. Лесниченко сделал доклад на тему “От подводных авианосцев до подводных самолётов”.

Оба доклада были рекомендованы к опубликованию в сборнике трудов секции.

11 апреля 2001 г.

Председатель заседания – ?.

Доклад: 1. Будулуков В.А. «Первый шаг от Земли».

  1. Сапожников В.И. «Пути развития космической техники в КБ “Арсенал” и проект “Обзор”».
  2. Афанасьев Н.Ф. «Онтологический подход в развитии теории и методов исследования природных ресурсов Земли из космоса».
  3. Мазец Е.П. «Космические исследования ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН на космических аппаратах КБ “Арсенал”».
  4. Петровский Г.Т. «Космическая оптика и её перспективы».
  5. Меламед Е.Р. «Крупногабаритные оптико-электронные телескопические комплексы – перспективы развития».
  6. Финкельштейн А.М. «Радиоинтерферометрический комплекс “Квазар” – задачи, методы, техника, результаты».

Члены Секции приняли активное участие в Юбилейной научно-практической конференции, посвящённой 40-летию первого полёта человека в космос, организованной Северо-Западным региональным научным объединением Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского и Военным инженерно-космическим университетом им. А.Ф. Можайского (ВИКУ им. А.Ф. Можайского).

17 апреля 2001 г.

Председатель заседания – Лустин С.И., сопредседатель – Беляков А.И.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Лустин С.И. «Кафедра авиационной и космической медицины Российской Военно-медицинской академии».

  1. Колосов И.А. «Медицинская подготовка первого отряда космонавтов».

В насыщенном мероприятиями апреле 2001 года, в честь 40-летия полёта Ю.А. Гагарина в космос, состоялось очередное, 2-е по счёту заседание Секции. Оно прошло на базе кафедры авиационной и космической медицины Российской Военно-медицинской академии.

Начальник кафедры д.м.н., проф. С.И. Лустин подробно осветил историю кафедры, её задачи в настоящее время и перспективы её развития.

Врач первого отряда космонавтов к.м.н. И.А. Колосов рассказал об особенностях медицинской подготовки и медицинского контроля первой группы космонавтов, поделился своими личными впечатлениями о начальном периоде развития Центра подготовки космонавтов и первых лётчиках-космонавтах.

В заключении встречи И.А. Колосов провёл подробную экскурсию по аудиториям и лабораториям кафедры, которая была очень познавательна для членов секции.

15 мая 2001 г.

Председатель заседания – Лебедев В.В.

Присутствовало: 18 чел.

Доклад: 1. Савищенко Н.П. «Кафедра аэродинамики ВИКУ им. А.Ф. Можайского».

Очередное заседание Секции истории авиации и космонавтики прошло на кафедре аэродинамики ВИКУ им. А.Ф. Можайского. Перед собравшимися членами секции выступил начальник кафедры, д.т.н., проф., полковник Н.П. Савищенко. Заседание началось экскурсией по аудиториям и лабораториям кафедры. Членам секции с большим интересом ознакомились с богатейшим научно-исследовательским и учебным оборудованием кафедры. Так, в частности, были продемонстрированы уникальные аэродинамические трубы, в том числе гиперзвуковая труба с немецкой фирмы В. Мессершмитта (полученная после войны по репарациям – от авт.), позволяющую проводить исследования до 17 Мах’ов. В заключении, в своём сообщении Савищенко рассказал о истории и сегодняшнем дне старейшей в стране кафедры аэрогидродинамики, её задачах в учебном процессе Университета.

18 сентября 2001 г.

Председатель заседания – Беляков А.И.; Учёный секретарь – Лебедев В.В.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Ганин С.М., Лебедев В.В., Фитцев В.Н. «МАКС-2001».

  1. Иванов В.П. «О новых находках в архивах Москвы о Н.Н. Поликарпове».

Первое заседание отчетного периода 2001/2002 года было посвящено прошедшему в августе 2001 г. в г. Жуковский, Московская обл. очередном Международном авиакосмическом салоне – МАКС-2001. О результатах салона и своих впечатлениях рассказали члены секции С.М. Ганин, В.В. Лебедев, В.Н. Фитцев, которые на нем побывали.

Со вторым сообщением заседания выступил известный историк авиации, биограф авиаконструктора Н.Н. Поликарпова В.П. Иванов, который рассказал о своих новых находках о Н.Н. Поликарпове, обнаруженных им в архивах г. Москвы. Как всегда собравшиеся с увлечением выслушали интересный рассказ Владимира Петровича.

16 октября 2001 г.

Председатель заседания – Беляков А.И.; Учёный секретарь – Лебедев В.В.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Греков М.Д. «Перспективы и проблемы частной авиации Северо-Западного региона Российской Федерации».

  1. Иванов В.П. «Последние бомбардировщики Н.Н. Поликарпова».
  2. Бирюлев В.И. «Обзор состояния авиаперевозок России».

О перспективах и проблемах современной частной авиации в нашей стране и в Северо-Западном регионе страны, в частности, рассказал сотрудник фирмы «ReFly» М.Д. Греков. Фирма одна из первых в стране и единственная на данный момент в нашем городе специализируется на материально-техническом снабжении частной и малой авиации. А поскольку данный бизнес в России только встает на ноги, то кому как не им, непосредственно связанным с этим сегментом транспортной и спортивной техники, лучше знать все проблемы развития малой и частной авиации в стране, а также их перспективы.

Со вторым докладом, как всегда с большим увлечением, выступил В.П. Иванов, рассказавший о реализованных и нереализованных последних проектах бомбардировщиков “короля истребителей” Н.Н. Поликарпова.

Секция с большим вниманием заслушала интересное сообщение В.И. Бирюлева. Он сделал обзор состояния авиаперевозок в нашей стране, на основании которого он сделал вывод о необходимости осуществления части перевозок аэростатическим транспортом. Так для решения проблем перевозки грузов в труднодоступные места, особенно в северных широтах России, он предложил использовать современные дирижабли и другие воздухоплавательные аппараты, в том числе с использованием запатентованного им аэростатического аппарата.

20 ноября 2001 г.

Председатель заседания – Беляков А.И.; Учёный секретарь – Лебедев В.В.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Куприянов В.Н. «Человек и “Луноход”. К 80-летию Главного конструктора луноходов проф. А.Л. Кемурджиана».

  1. Донцов П.Т. «Авиаремонтные заводы Северо-Западного региона России».
  2. Лебедев В.В. «САКС-2001».

С интересным и чрезвычайно информативным докладом выступил председатель родственной нашей секции – Секции истории космонавтики и ракетной техники Сев.-Зап. отд-я Федерации космонавтики РФ В.Н. Куприянов. По случаю 80-летнего юбилея выдающегося конструктора страны и прекрасного человека, проживающего и проработавшего всю жизнь в нашем городе Александра Леоновича Кемурджиана он рассказал о его жизни и его работах в области проектирования шасси планетоходов.

П.Т. Донцов, долгое время проработавший на авиаремонтном заводе в г. Пушкине затронул тему, которая ранее практически не поднималась в исторических работах по авиации – авиаремонтная промышленность, в данном случае докладчик рассказал об авиаремонтной сети предприятий Северо-Запада России.

Живой интерес и дискуссию вызвало сообщение В.В. Лебедева о первом Сибирском авиакосмическом салоне 2001 г., который в декабре этого года пройдет в г. Красноярске.

18 декабря 2001 г.

Председатель заседания – Беляков А.И.; Учёный секретарь – Лебедев В.В.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Морин А.Б. «История комплекса НИТКА в Крыму».

  1. Иванов В.П. «Производство У-2 на авиазаводах страны».

С чрезвычайно интересным первым докладом выступил Главный конструктор первых советских авианесущих кораблей А.Б. Морин. В своем обстоятельном докладе он рассказал об истории создания и задачах комплекса НИТКА, сооруженного в советское время на крымской базе ГЛИЦ в г. Саки, Украинская ССР. Как непосредственный участник событий он рассказал слушателям об особенностях создания первого в России отработочного морского авиационного комплекса, вкладе комплекса НИТКА в подготовку лётного состава корабельной авиации. Доклад был обильно проиллюстрирован чертежами и уникальными фотографиями, и вызвал большой интерес и массу заинтересованных вопросов членов секции.

Со вторым докладом выступил В.П. Иванов. Продолжая освещать свою работу исследования жизни и творчества авиаконструктора Н.Н. Поликарпова, он рассказал собравшимся о производстве легендарного поликарповского самолёта У-2 (По-2) на авиазаводах страны. Кроме сухих чисел выпущенных в разные годы машин слушатели узнали увлекательнейшие подробности об испытаниях, производстве различных серий и модификаций этого замечательного самолёта.

В закладки: постоянная ссылка.


Понравилась статья? Поделись ссылкой с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *