Деятельность Секции в 1999 г.

18 января 1999 г.

Председатель заседания – А.И. Беляков.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Скороходов Ю.И. «Вакуумный дирижабль».

  1. Шаргей Д.М. «Кондратюк Юрий Васильевич. Кто он?».

На очередном заседании Секции академического периода 1998-1999 гг., первом в этом 1999 году, состоялись два доклада.

Изобретатель нового типа ЛА “вакуумного дирижабля” Ю.И. Скороходов обстоятельно рассказал о своём запатентованном изобретении – комбинации ЛА “вертолёт-дирижабль-парашют”. В области правомочности идеи создания столь оригинального ЛА доклад вызвал большой интерес у аудитории, отметившей отсутствие лежащих на поверхности противоречий в предложенной автором идее.

Во второй половине встречи с сообщением о своих исследованиях и находках о Ю.В. Кондратюке (1897-1941) сделал родственник учёного (троюродный брат – от авт.) к.т.н. Д.М. Шаргей. Д.М. Шаргей, который ранее не занимался вопросами авиации и космонавтики, выйдя на пенсию, решил восстановить свою родословную. И обнаружил свою родственную связь с одним из корифеев и первопроходцев начального этапа развития космонавтики – Александром Игнатьевичем Шаргеем, более известным всему миру, как Юрий Васильевич Кондратюк, автор трассы полёта Земля-Луна-Земля, по траектории которой летали на наш небесный спутник американские “Аполлоны”. Ю.В. Кондратюк является также автором известной книги: «Завоевание межпланетных пространств» (Новосибирск, 1929, 1996 (на рус. яз.), 1997 (на англ. яз.) гг.; М., 1947, 1964, 1996 (на рус. яз.) гг.; Полтава (на укр. яз.), 1996 г.). А также таких работ, как: «Тем, кто будет читать, чтобы строить» (Новосибирск, 1919 г.) и др. Узнать об этом и других неизвестных страницах биографии из уст родственника великого учёного и конструктора было чрезвычайно интересно.

16 февраля 1999 г.

Совместно с Советом ветеранов морской авиации ВМФ России и авиационным отделением ВМА им. Н.Г. Кузнецова наша Секция истории авиации и космонавтики организовала и провела военно-историческую конференцию, посвящённую 90-летию со дня рождения Дважды Героя Советского Союза, профессора, д.в.-м.н., ген.-майора авиации В.И. Ракова. Конференция прошла в Актовом зале ВМА и собрала большое количество участников: кроме более 60 членов секции и большой группы ветеранов морской авиации в ней приняли участие профессорско-преподавательский состав академии и её слушатели, учителя и ученики подшефных школ, представители СПб. Академии ГА.

С докладом о боевой биографии знаменитого балтийского лётчика выступил Герой Советского Союза М.А. Суханов, летавший в годы Великой Отечественной войны крылом к крылу с В.И. Раковым. С воспоминаниями о нём выступили его коллеги: Герой Советского Союза, ген.-майор авиации В.И. Минаков, полковники Н.М. Лаврентьев и А.И. Беляков. Перед участниками конференции также выступили председатель Объединённого совета ветеранов ВМФ России контр-адмирал Б.В. Смирнов, капитан I-го ранга В.В. Пыж, слушатель ВМА майор О.В. Полушкин. С воспоминаниями об отце выступила дочь лётчика С.В. Ракова.

Надо отметить, что в Музее Морской авиации ВМФ России (в ВМА) есть стенд, посвящённый славному лётчику, а на Алее Героев в Парке Победы стоит бюст Дважды Героя Советского Союза В.И. Ракова.

Конференция завершилась демонстрацией документального фильма о В.И. Ракове.

16 марта 1999 г.

Председатель заседания – А.И. Беляков.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Лесниченко В.А. «Подводные лодки, оснащённые самолётами. Европейские работы».

  1. Петров Г.Ф. «Самолёт СПЛ И.В. Четверикова и проект летающей подводной лодки ЛПЛ Б.П. Ушакова».

Первое весеннее заседание Секции было посвящено теме использования подводных лодок в качестве носителя ЛА, в данном случае самолётов. С первым обстоятельным докладом о европейских проектах в этой области выступил, ставший уже специалистом в этом деле – В.А. Лесниченко. Он, продолжая разговор начатый его докладом на эту тему 16.12.1997 г., доложил о подобных двухсредных проектах, созданных на Западе, сопроводив свой доклад большим количествомфотографий и чертежей. Докладчиком был исследован целый исторический пласт, ранее никем не исследованный и не систематизированный. Выступление В.А. Лесниченко было выслушано с большим интересом присутствующих членов секции.

В продолжении этой темы, с содокладом выступил Г.Ф. Петров. Он рассказал о малоизвестных материалах по советским работам в области использования самолётов на ПЛ. Одним из ярких примеров советских работ в этом направлении стали разработка авиационным конструктором в 193? г. И.В. Четвериковым самолёта подводной лодки – СПЛ, и проект подводной лодки-самолёта ЛПЛ инженера Военно-морской академии Б.П. Ушакова.

20 апреля 1999 г.

Председатель заседания – А.И. Беляков.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Лесниченко В.А. «Подводные лодки, оснащённые самолётами. Тихоокеанские работы».

На заседании Секции была продолжена тема предыдущего мартовского заседания “Самолёт и подводная лодка”. На этот раз В.А. Лесниченко рассказал коллегам об осуществлённых и нет проектах оснащения подводных лодок самолётами, предпринятых странами Тихоокеанского региона, а именно Японией и США. В заключении своих докладов в марте и апреле, докладчик провёл интересный анализ эволюции использования подводных средств для базирования и эксплуатации ЛА. Оба доклада, кроме большого количества заинтересованных вопросов, вызвали большой положительный интерес и Секция рекомендовала работу В.А. Лесниченко к изданию (кн.: Лесниченко В.А., Гусев А.Н. «Самолёт и подводная лодка (Очерки к истории подводной авиации) ». – СПб.: Галея Принт, 2001 г. – от авт.).

Весной 1999 г. в Санкт-Петербургском Доме учёных им. А.М. Горького успешно прошла тематическая выставка “Подводные лодки, оснащённые самолётами”, организованная В.А. Лесниченко.

18 мая 1999 г.

Председатель заседания – А.И. Беляков.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Лебедев В.В. «История развития отечественных авиационно-космических систем».

На заключительном заседании Секции сезона 1998-1999 гг. перед “летними каникулами” был заслушан один, но обстоятельный доклад по истории развития отечественных авиационно-космических систем. Автор с 1987 г. занимается разработкой этой темы и накопил много интересного материала. Заслушанный членами секции доклад, отличается высокой насыщен­ностью, фактурой и глубоким научным её анализом. Докладчик охватил период развития ракетопланов с момента зарождения идеи полёта в космос до настоящего времени и детально проанализировал работы К.Э. Циолковского, С.П. Королёва, Е.К. Зенгера. В качестве иллюстрации сказанного, вместе с докладом автор развернул интересную выставку своей коллекции значков на тему “Многоразовые авиационно-космические системы”.

21 сентября 1999 г.

Председатель заседания – Беляков А.И.; Учёный секретарь – Лебедев В.В.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Лебедев В.В. «Роль Рынина в становлении отечественной школы инженеров воздушных сообщений».

  1. Иванов А.В. «И.И. Сикорский – штрихи к биографии».
  2. Фитцев В.Н. «Московский авиационно-космический салон-1999».

На первом заседании начавшегося сезона 1999/2000 г. секция заслушала три доклада. С обстоятельным анализом деятельности петербургского ученого Н.А. Рынина и оценкой той роли, которую он сыграл в становлении и развитии отечественной школы инженеров воздушных сообщений выступил В.В. Лебедев. Свой доклад автор проиллюстрировал тремя рефератами-подлинниками курсового проекта, одного из ближайших учеников учёного – студента В.И. Егорова, обучавшегося непосредственно у Н.А. Рынина. Автор доклада привёл также ряд ранее неизвестных подробностей постановки курсов воздухоплавания в Санкт-Петербургском институте инженеров путей сообщения и создании в нем факультета воздушных сообщений в 20-е годы ХХ в.

Со следующим докладом выступил А.В. Иванов. Он осветил вопросы кадровой политики М.В. Шидловского на Русско-Балтийском вагонном заводе. Автор также показал в динамике рост и зависимость лётно-технических характеристик самолётов “Гранд”, “Русский витязь” и различных модификаций “Ильи Муромца”, создаваемых И.И. Сикорским на РБВЗ, от количества и качества, устанавливаемых на них моторов. В заключении своего доклада, А.В. Иванов рассказал об интересном анализе, выполненном им по статистике творческих возрастов известных отечественных авиаконструкторов (И.И. Сикорского, А.С. Яковлева, С.В. Ильюшина, Н.Н. Поликарпова и др.).

Закрыл заседание доклад В.Н. Фитцева, рассказавшего собравшимся о прошедшем в августе 1999 г. в г. Жуковском, очередном международном Московском авиасалоне – МАКС-99, и поведавшем коллегам о своих впечатлениях о нем. Он подробно рассказал о программе салона, об экспонентах, не забыв упомянуть и новых участников выставки. В заключении, он сообщил коллегам о печатных новинках, впервые появившихся в продаже в дни работы салона.

5 октября 1999 г.

Члены секции приняли активное участие в читательской конференции по книге ген.-полковника авиации В.И. Воронова «Небо и море», проходившей в стенах Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова. Автор книги – лётчик-истребитель, участник Великой Отечественной войны, участник обороны Кавказа и освобождения Севастополя. Повесть «Небо и море» была с интересом обсуждена на конференции и вызвала искреннее внимание собравшихся, среди которых было много ветеранов, преподавателей и слушателей академии.

19 октября 1999 г.

Председатель заседания – Беляков А.И.; Учёный секретарь – Лебедев В.В.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Тимашев С.В. «Хронология создания и перспективы развития ядерных космических установок».

На очередном заседании секции был заслушан большой и иформационно-насыщенный доклад д.т.н., проф. С.В. Тимашева по малоизвестной пока тематике – о космических ядерных энергетических установках (ЯЭУ). Докладчик построил свой доклад на хронологическом развитии космической энергетики, развернув обстоятельную историческую картину развития ЯЭУ в США и СССР. В заключении он рассказал о их перспективах. В своём повествовании Тимашев, как крупный научный деятель данного направления в ведущем космическом ВУЗе страны – Военной инженерно-космической академии им. А.Ф. Можайского, обстоятельно рассмотрел конкретные типы ЯЭУ, работавшие в космическом пространстве, и дал критериальную основу, регламентирующую возможности применения их на искусственных небесных телах. Были также подробно рассмотрены задачи, которые рационально решать в космосе с применением ЯЭУ. В конце своего интересного доклада докладчик рассказал о вкладе своего ВУЗа в развитие теории и практики ЯЭУ.

16 ноября 1999 г.

Председатель заседания – Беляков А.И.; Учёный секретарь – Лебедев В.В.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Ефимов В.А. «Путь к “Востоку” или начало космовидения».

  1. Разное.

Секция заслушала доклад ветерана НИИТ, ныне Всероссийского научно-исследовательского института телевидения, В.А. Ефимова «Путь к “Востоку” или начало космовидения». Как участник работ по созданию первых телевизионных систем применямых в космических исследованиях, докладчик в своём сообщении подробно осветил и проанализировал работы отечественных учёных и инженеров по становлению космического телевидения. Автор посвятил свой доклад 40-й годовщине проведения первого фотографирования и передачи на Землю фотоснимков обратной стороны Луны.

После интересного сообщения Ефимова Председатель секции напомнил собравшимся о предстоящей ХХ-й годичной конференции С.-Петербургского отделения Российского Национального комитета по истории и философии науки и техники, на которой Секции истории авиации и космонавтики, как всегда активно выступает с большим блоком докладов.

22 ноября 1999 г.

Ведущий заседание – Лебедев В.В.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Бирюлёв В.И. «Современное состояние воздухоплавания».

  1. Фитцев В.Н. «А.Г. Бедункович – инженер, педагог, конструктор авиационной техники».
  2. Лебедев В.В. «Н.А. Рынин – роль учёного в становлении и развиии отечественной школы воздушных сообщений».
  3. Иванов А.В., Каменев А.А. «Достижения отечественной космонавтики по исследованию Луны в УФ-области спектра».
  4. Шестаков И.Н. «История факультета эксплуатации воздушного транспорта Академии Гражданской авиации».

Члены секции, как всегда, приняли деятельное участие в XX-й годичной конференции С.-Петербургского отделения Российского Национального комитета по истории и философии науки и техники, работавшей с 22-го по 25-е ноября 1999 г.

Работа конференции началась Пленарным заседанием 22 ноября 1999 г. в 10.00 Малом Конференц-зале на Университетской наб., д.5. В этот же день, после перерыва, в 15.00 состоялось заседание Секции «История авиации и космонавтики», которое фактически было очередным заседанием секции. В данном случае за декабрь.

Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *