Деятельность Секции в 1998 г.

20 января 1998 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Ганин С.М. «Экранопланы СССР и России».

На заседании, в качестве основного, был заслушан большой обстоятельный доклад «Экранопланы СССР и России». Докладчик – С.М. Ганин, начальник сектора ЦНИИ им. А.Н. Крылова, по долгу службы и творческим интересам занимается вопросами экранного полёта и является крупным авторитетом по истории развития экранопланов в нашей стране. Поэтому он со знанием дела раскрыл перед собравшимися богатую историю и широту работ по экранопланостроению в нашей стране.

Со вторым небольшим докладом выступил авиаконструктор и член секции Ю.С. Баканов. Он рассказал о конструировании им в начале 1990-х гг., на заре кооперативного движения в СССР, постройке и испытаниях самодельного гидросамолёта САБАК уникальной аэродинамической схемы.

17 февраля 1998 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Петров Г.Ф. «Гидросамолёты, созданные в Петрограде».

  1. Тарутин Г.А. «Конструктор авиационного вооружения А.Е. Нудельман».
  2. Каплюк А.Е. «Командующий авиации Балтфлота М.Л. Порцель».

На этом очередном заседании секции было заслушано три доклада. Первым выступил Г.Ф. Петров, который рассказал о малоизвестных конструкциях гидросамолётов, созданных в Петрограде накануне Октябрьской революции.

Творческой биографии конструктора авиационного вооружения А.Е. Нудельмана был посвящён второй доклад, автор которого – Г.А. Тарутин, долгие годы работал под руководством Нудельмана.

С третьим, интересным и обстоятельным докладом, выступил бывший лётчик Ту-95, член нашей секции А.Е. Каплюк. Он рассказал о своей работе в архивах по воссозданию биографии одного из первых командующих авиацией Балтфлота на заре советской власти М.Л. Порцеля.

17 марта 1998 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Кессених В.Н. «110 лет со дня рождения немецкого авиаконструктора Э. Хейнкеля».

Заседанием Секции было посвящено 110-летию выдающегося немецкого авиаконструктора Э. Хейнкеля. Это заседание существенно расширило поднимаемые членами секции темы исследований, заслушав доклад об иностранном, и тем более немецком конструкторе. Это стало возможным благодаря, царящему ныне в обществе плюрализму и толерантному отношению к прошлому. Доклад о его вкладе в развитие авиационной науки и техники сделал В.Н. Кессених.

? апреля 1998 г.

Председатель заседания – А.И. Беляков; Сопредседатель заседания – В.Н. Куприянов.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. ? «Вклад НПО “Арсенал” в развитие космической техники».

Уже по сложившейся традиции апрельское заседание С.-Петербургской Секции истории авиации и космонавтики ИИЕТ РАН было посвящено космонавтике. И было проведено совместно с Секцией истории ракетной техники и космонавтики С.-З. отделения Федерации космонавтики РФ (председатель В.Н. Куприянов) в Музее политической истории (бывший особняк М.Ф. Кшесинской; ул. Куйбышева, д.2-4).

В ходе заседания был заслушан доклад Зам. Гл. конструктора НПО “Арсенал” ? о вкладе это известного петербургского предприятия в развитие космической техники.

? апреля 1998 г.

Председатель заседания – М.Е. Тихомиров.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. ?.

Члены секции А.И. Беляков, В.С. Суслов и М.Е. Тихомиров выступили с докладами, посвящёнными Всемирному Дню авиации и космонавтики в С.-Петербургском университете аэрокосмического приборостроения (ул. Большая Морская, д.67) перед студентами этого ВУЗа.

? апреля 1998 г.

Председатель заседания – М.Е. Тихомиров.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. ?

Члены секции А.И. Беляков, В.С. Суслов и М.Е. Тихомиров в честь Дня космонавтики провели устные журналы в двух средних школах Санкт-Петербурга.

21 апреля 1998 г.

Члены Секции приняли участие в торжественном открытии на авиационном отделении ВМА им. Н.Г. Кузнецова первого в стране Музея Морской авиации ВМФ России. Сбор материалов осуществляли ветераны морской авиации Т.С. Солодкий, А.И. Беляков и др. Многократные попытки ранее создать в Санкт-Петербурге Государственный музей морской и полярной авиации России по ряду причин не увенчались успехом. Созданный в ВМА музей, насчитывающий уже сегодня более 20 000 единиц хранения, по заключению комиссии Комитета по культуре мэрии Санкт-Петербурга, ознакомившейся с коллекцией и экспозицией музея, признан полностью удовлетворяющий всем требованиям, предъявляемым к полноценным музеям. Кроме большой научной и исторической ценности материалов музея (музей владеет архивами и подлинными вещами многих выдающихся деятелей морской авиации, таких как конструктор Д.П. Григорович, Дважды Герой Советского Союза маршал авиации И.И. Борзов, Герой Советского Союза И.Г. Романенко, один из создателей морской авиации в СССР С.Э. Столярский и др.) комиссия отметила удачную архитектонику экспозиции.

После открытия Музея в Актовом зале академии для всего личного состава ВУЗа, членов нашей секции и приглашённых гостей был организован просмотр вышедших на экраны первых трёх серий пятисерийного документального фильма «Моя крылатая Россия» по истории отечественной авиации и космонавтики. Научным консультантом и соавтором сценариев серий: «Моя крылатая Россия», «Всё выше и выше» и «Грозное небо великой войны», – является представивший их член секции А.И. Беляков.

19 мая 1998 г.

Председатель заседания – А.И. Беляков; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Лебедев В.В. «Диплом Ю.А. Гагарина».

  1. Каплюк А.Е. «История создания и эксплуатация Ан-8».
  2. Фитцев В.Н. «100-летние юбилеи В.Б. Чухновского, В.Б. Шаврова и И.Т. Спирина».

На заседании были заслушаны два доклада и одно сообщение.

Открыл заседание доклад В.В. Лебедева. Кропотливо занимаясь историей отечественных многоразовых авиационно-космических систем, он раскрыл членам секции одну из интересных страниц этой истории, а именно диплом первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина и других космонавтов первого набора. В качестве темы своей дипломной работы после обучения в Военно-Воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского ими был выбран проект многоразового космического самолёта, который уже в наши годы, после полёта ОК “Буран” в космос, был назван журналистами – “Буран-68”. По 1968 г. – году выпуска первых космонавтов из академии. Лебедев подробно рассказал о периоде учёбы Ю.А. Гагарина, о специализации космонавтов во время работы над дипломом, который был общий для всех.

Со вторым докладом выступил А.Е. Каплюк, который рассказал об истории создания и лётной эксплуатации транспортного самолёта конструкции ОКБ О.К. Антонова – Ан-8, на котором докладчику довелось много летать. Доклад был интересный и изобиловал примерами из конкретной жизни.

В заключении заседания В.Н. Фитцев сделал небольшое сообщение о предстоящих 100-летних юбилеях знаменитых лётчиков и конструкторов: В.Б. Чухновского, В.Б. Шаврова и И.Т. Спирина.

В конце заседания, перед уходом секции на “летние каникулы”, А.И. Беляков подвёл итоги работы секции за отчётный период 1997-1988 гг. и предложил проект плана работы на следующий 1998-1999 гг., одобренный секцией.

15 сентября 1998 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Петров Г.Ф. «Санкт-Петербург и морская авиация».

  1. Морин А.Б. «Развитие первых советских авианесущих кораблей Российского ВМФ и корабельной авиации».
  2. Галли Г.В. «Эволюционный сопоставительный анализ проектных, конструктивных и гидродинамических характеристик катеров и аэропланов».

На первом заседании Секции начавшегося сезона 1998-1999 гг. было заслушано три доклада. Все они были посвящены использованию авиационной техники двух стихий – Воды и воздуха.

С анализом развития конструкций первых отечественных гидросамолётов выступил Г.Ф. Петров. Свой доклад он широко проиллюстрировал уникальными фотодокументами начала века, вошедшими во многие книги, созданные при участии Петрова, а также выполненными им графическими изображениями проекций гидросамолётов (Этот доклад и иллюстративный материал был частью книги «Гидросамолеты и экранопланы России. 1910-1999», вышедшей в издательстве “РусАвиа” в 2000 г. Тезисы доклада напечатаны в Сборнике тезисов XIX годичной конференции С.-Пб. отделения НК ИФНиТ, 23-27 ноября 1998 г. – от авт.).

Второй доклад сделал конструктор первого советского авианесущего корабля “Москва” А.Б. Морин. Как очевидец и непосредственный участник событий, он рассказал о первых шагах создания советских авианесущих кораблей и этапах развития корабельной авиации для них. Сказанное, докладчик проиллюстрировал большой чертёжной и фотографической коллекцией. Помимо большого, вызванного докладом, интереса слушателей, это выступление вызвало широкое обсуждение относительно нового для секции направления техники.

С заключительным докладом на заседании выступил аспирант Академии Гражданской авиации Г.В. Галли. Своим докладом он, по существу, подводил итоги многолетней работы автора над кандидатской диссертацией (защита успешно состоялась на Учёном совете Санкт-Петербургского Государственного морского технического университета в январе 1999 г. – от авт.). Автор доложил о разработанных им инженерных методиках отбора оптимальных решений из числа тех, которые были реализованы в практике создания конструкций быстроходных катеров и легкомоторных аэропланов в начальный период деятельности катеростроителей и авиаконструкторов.

20 октября 1998 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Лозыченко Ю.М. «У истоков Российского воздухоплавания».

  1. Бирюлёв В.И. «Современное состояние воздухоплавания».

Заседание Секции было посвящено истории и современному состоянию мирового воздухоплавания. Открыл его доклад Ю.М. Лозыченко, который рассказал о первых годах становления воздухоплавания в России. Автор доклада является преданным энтузиастом покорения воздуха аэростатическими летательными аппаратами и организатором создания первого в России Музея отечественного воздухоплавания. Музей расположен на месте зарождения российского воздухоплавания в здании бывшего Главного штаба Учебного Воздухоплавательного парка и Офицерской воздухоплавательной школы (УВП-ОВШ) в Московском районе г. Санкт-Петербурга (ул. Парковая, д.7), рядом с ж/д станцией “Воздухоплавательный парк”. Докладчик особенно подробно осветил деятельность организатора и бессменного руководителя русского воздухоплавания А.М. Кованько и вклад руского офицерства в создание и освоение воздухоплавательной техники.

Обзор современного состояния воздухоплавания сделал В.И. Бирюлёв. Он рассказал об использовании воздухоплавательных аппаратов в годы Второй мировой войны и в послевоенные годы. Так, в частности, он остановился на применении аппаратов легче воздуха в войнах в Корее и Вьетнаме, применении аэростатов в период “холодной войны” для разведки с больших высот, привёл примеры применения дирижаблей в настоящее время и изложил перспективы их использования в будущем. Докладчик сообщил также о своей работе над проектом дисколёта. На этот новый вид ЛА автором получен ряд свидетельств на изобретения. На аэродроме в г. Пушкин автором успешно проведены лётные испытания модели его ЛА, в качестве которого был использован мотодельтаплан, вместо обычного крыла, которого использовалась дисковая поверхность. Испытания подтвердили концепцию автора нового типа ЛА, созданного автором доклада.

17 ноября 1998 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Кужим М.Ф. «История развития средств отображения в авиации».

  1. Финкельштейн А.В. «Развитие дельтапланеризма в России».

На заседании было заслушано два интересных доклада, которые каждый по себе отражают темы, малоподнимаемые в исторических исследованиях в нашей стране вообще, и в Петербурге, в частности. Так, с докладом об истории развития средств отображения в авиации выступил аспирант Академии ГА М.Ф. Кужим (Тезисы доклада напечатаны в Сборнике тезисов XIX годичной конференции С.-Пб. отделения НК ИФНиТ, 23-27 ноября 1998 г. – от авт.).

Доклад одного из ветеранов отечественного дельтапланеризма А.В. Финкельштейна по истории развития дельтапланеризма в нашей стране явился, по существу, результатом первых в стране исследований по этой проблеме и вызвал большую и весьма плодотворную доброжелательную дискуссию.

26 ноября 1998 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Галли Г.В. «Анималистические принципы проектирования современных ультралайтов».

  1. Исаев С.А. «О начальном периоде становления ленинградской школы вычислительной гидродинамики».
  2. Калинин Н.К., Галли Г.В., Сафронова Н.М. «Из истории Санкт-Петербургской любительской авиации».
  3. Коваленко Г.В. «Построение обучающих программ на базе экспертных систем для предтренажерной подготовки лётного состава с учетом психологии обучения».
  4. Король В.В. «Крылья братьев Фирсовых».
  5. Кужим М.Ф. «Анализ развития средств отображения и обработки навигационной информации на воздушных судах».
  6. Куклев Е.А. «Развитие Академии гражданской авиации России в русле идей ИКАО».
  7. Лозыченко Ю.М. «Организация в России первого учебного заведения для подготовки кадров военно-воздушных сил».
  8. Петров Г.Ф. «Санкт-Петербург и морская авиация».
  9. Сафронова Н.М. «История Академии гражданской авиации: Новый взгляд».
  10. Шаронов А.Ю. «Проблемы современности и образование».

Заседание Секции истории авиации и космонавтики проходило в рамках XIX годичной конференции С.-Петербургского отделения Национального комитета по истории и философии науки и техники, проходившей 23-27 ноября 1998 г. и были напечатаны в Сборнике тезисов конференции. Основная тема конференции была «Санкт-Петербург как научный центр (к 275-летию Академии наук и 300-летию Санкт-Петербурга)».

15 декабря 1998 г.

Председатель заседания – А.И. Беляков.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Николаев Г.А. «История создания С.-Петербургского регионального центра любителей авиации».

  1. Сафронова Н.М. «История развития самодеятельных авиационных конструкторских бюро Санкт-Петербурга».

На заседании, посвящённом проблемам малой авиации, было заслушано два доклада, касающихся этой темы.

Начальник штаба С.-Петербургского регионального центра любителей авиации (СПбРЦЛА) Г.А. Николаев выступил с докладом об истории создания Центра и планах по развитию авиации общего назначения (АОН) в Северо-западном регионе. Докладчик широко осветил проблемы, тормозящие развитие в регионе АОН.

Тему выступления Г.А. Николаева значительно расширил доклад директора Объединённого музея С.-Петербургской Академии ГА и ГУАП “Пулково” Н.М. Сафроновой. Свой очень подробный и интересный доклад Н.М. Сафронова «История развития самодеятельных авиационных конструкторских бюро Санкт-Петербурга» проиллюстрировала большим количеством исторических документов и фотоматериалов.

В закладки: постоянная ссылка.


Понравилась статья? Поделись ссылкой с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *