Деятельность Секции в 1991 г.

16 января 1991 г.

Председатель заседания – С.А. Гуляев.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Иванов В.П. «Деятельность Н.Н. Поликарпова по созданию манёвренных истребителей».

  1. Иванов А.В. «Авиационная деятельность Т. Калепа».
  2. Гуляев С.А. «Отчёт о работе секции за 1990 год».

С основным докладом на секции выступил В.П. Иванов. Докладчик осветил осветил историю создания манёвренных истребителей И-16, И-15бис, И-153 Н.Н. Поликарпова и их модификаций.

Со вторым не анонсированным докладом выступил А.В. Иванов, который рассказал о деятельности Т. Калепа и дал глубокий анализ его работ в области авиации, особо отметив его вклад в авиационное моторостроение.

В заключении председатель Секции С.А. Гуляев подвел итоги работы секции за 1990 год.

20 февраля 1991 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. ?

  1. ?

Очередное заседание Секции прошло в стенах Военно-морской академии им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова (Ушаковская наб., д.17/1) и было посвящено лётчику, Герою Советского Союза Л.Г. Белоусову, который воевал в годы Великой Отечественной войны без ступней ног. В декабре 1941 г. он был подбит и получил тяжелейшее ранение, после которого ему ампутировали ноги. Но в 1944 г. ему удалось вновь приступить к полётам; имел звание майора и служил в 4-м ГвИАП КБФ. К февралю 1945 г. Белоусов имел на своём счету 300 боевых вылетов и одержал 3 победы, к которым к концу войны добавил ещё две.

В Актовом зале академии состоялось обсуждение книги бывшего (?) генерал-лейтенанта авиации, Героя Советского Союза В.Ф. Голубева «На последнем дыхании», воевавшего в годы Великой Отечественной войны лётчиком-истребителем в составе 13-го иап КБФ (с 18 января 1942 г. – 4-й ГвИАП), а в 1951 г., окончившего Военно-морскую академию. От секции с докладами выступили морские лётчики В.Т. Мельников и С.А. Гуляев.

Перед заседанием члены секции посетили Музей Академии.

20 марта 1991 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Тарутин Г.А. «Развитие авиационного стрелкового вооружения до 1945 г.».

  1. Лаврентьев Н.М. «Развитие отечественной корабельной авиации».

На очередном заседании секции прозвучало два доклада. С первым сообщением выступил Г.А. Тарутин, который проанализировал основные тенденции развития конструкций авиационных пулеметов.

Со вторым докладом о развитии отечественной корабельной авиации выступил Н.М. Лаврентьев.

27 марта 1991 г.

Доклад: 1. Рябошапка П.П. «Комплексные исследования по авиации и космонавтике в ВИККИ им. А.Ф. Можайского в конце 50-х начале 60-х годов».

Секция приняла участие в торжествах по случаю 50-летия со дня основания Военного-инженерно-космического краснознаменного института им. А.Ф. Можайского (ВИККИ им. А.Ф. Можайского). По этому случаю члены секции посетили институт и ознакомились с экспонатами его музея. На заседании, посвященном юбилейной дате, с сообщением о развертывании комплексных исследований в ВУЗе в конце 50-х начале 60-х годов ХХ в. выступил П.П. Рябошапка.

28 марта 1991 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Феоктистов К.П. «Основные направления развития пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций».

  1. Чичеватов Н.М., Тимашев С.В. «Вклад учёных Военного инженерно-космического института им. А.Ф. Можайского в развитие авиационно-космической техники».
  2. Мозжорин Ю.А. «Создание командно-измерительного комплекса для обеспечения первого полёта человека в космос».
  3. Рябошапка П.П. «Полёт человека в космос – новый этап в развитии обитаемых ракетно-космических систем».
  4. Лесков Л.В. «К.Э. Циолковский и обитаемый космос».

Члены Секции приняли активное участие в Международной конференции по истории авиации и космонавтики (23-31 марта 1991 г.), посвящённой 30-летию первого полёта человека в космическое пространство. Конференция проходила сначала в Москве, а затем все участники, в том числе и иностранные гости приехали в Ленинград.

На пленарном заседании в Ленинграде, которое состоялось 28 марта 1991 г. (начало в 11.00) в Большом конференц-зале Ленинградского Научного центра АН СССР (Университетская наб., д.5). В этот день было заслушано пять докладов.

После приветственных речей своим докладом открыл заседание ведущий конструктор ракетно-космической техники ОКБ-1, д.т.н., лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза К.П. Феоктистов. Он рассказал об основных направлениях развития пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций в СССР.

В подготовке следующего доклада о вкладе ученых Военного инженерно-космического краснознаменного института им. А.Ф. Можайского (ВИККИ, г. Ленинград) в развитие авиационно-космической техники, зачитанного д.т.н., проф. С.В. Тимашевым, принимал участие начальник ВИККИ к.в.н., ген.-лейтенант Н.М. Чичеватов.

С четвёртым докладом выступил д.т.н., ген.-лейтенант Ю.А. Мозжорин, а ныне главный научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш, до 1967 г. НИИ-88 – от авт.). Он, как бывший руководитель (01.08.1961-22.11.1990 гг.) ЦНИИмаш и участник этой работы, поведал о создании командно-измерительного комплекса (КИК) для обеспечения первого полёта человека в космос. При Мозжорине этот КИК стал основой для Координационно-вычислительного центра, который вступил в строй в 1969 г., став затем первым полноценным Центром управления полётами (ЦУП). В июле 1975 г. этот ЦУП прекрасно выполнил свои задачи по советско-американской программе ЭПАС, получив, по существу, международную сертификацию. А в 1986 г. в ЦНИИмаш построен и введён в строй ЦУП орбитального корабля «Буран», который сейчас вместе с американским ЦУПом успешно сегодня выполняет задачи по управлению Международной космической станции.

О полёте Ю.А. Гагарина в космос и открывшейся новой эры в развитии ракетно-космических систем рассказал к.т.н. П.П. Рябошапка, работающий в ВИККИ.

С заключительным докладом выступил д.ф-м.н. Л.В. Лесков, который рассказал о К.Э. Циолковском и его теоретических и философских работах по обживанию космоса.

29 марта 1991 г.

Доклады: 1. Куландин А.А. «К истории разработок энергетических установок космических кораблей».

  1. Захаров А.Г. «О вкладе коллектива космодрома Байконур в подготовку и осуществление первых пилотируемых космических полётов».
  2. Шебшаевич В.С. «К истории создания навигационных ракетно-космических систем».
  3. Рябошапка П.П. «Разработка концепции многоразовых транспортных ракетно-космических систем на первом этапе создания ракетно-космической техники».

В помещениях Ленинградского отделения Института истории естествознания и техники АН СССР (Таможенный пер., д.2) состоялось секционное заседание, проходящей в нашем городе второй части Международной конференции по истории авиации и космонавтики (23-31 марта 1991 г.).

С первым докладом на заседании выступил проф. ВИККИ им. А.Ф. Можайского А.А. Куландин (г. Ленинград), который рассказал об истории разработок энергетических установок космических кораблей.

Со вторым докладом «О вкладе коллектива космодрома Байконур в подготовку и осуществление первых пилотируемых космических полётов» выступил гость из Москвы А.Г. Захаров.

Об истории создания навигационных ракетно-космических систем выступил В.С. Шебшаевич (г. Ленинград).

С заключительным докладом выступил постоянный и активный член ленинградской секции П.П. Рябошапка. Он рассказал о разработке концепции многоразовых транспортных ракетно-космических систем на первом этапе создания ракетно-космической техники. Эта тема ему особенно близка и понятна по роду своей деятельности в ВИККИ им. А.Ф. Можайского. В подготовке этого доклада ему помогал его коллега по работе – А.А. Куландин.

17 апреля 1991 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Петров Г.Ф. «Воздушные торпеды».

  1. Рябошапка П.П. «К 30-летию полёта Ю.А. Гагарина».
  2. Король В.В. «Историк авиации Родных».

Несмотря на график с первым докладом выступил П.П. Рябошапка, который посвятил свой доклад 30-летию полёта Ю.А. Гагарина в космос.

Продолжил заседание известный историк авиации, моделист и коллекционер авиационных исторических фотографий Г.Ф. Петров, который рассказал об истории создания воздушных торпед, послуживших прообразом нынешних крылатых ракет.

С заключительным докладом выступил В.В. Король, который посвятил его историку авиации А.А. Родных.

15 мая 1991 г.

Председатель заседания – С.А. Гуляев.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Гуляев С.А. «?».

  1. Минаков В.И. «?».
  2. Мельников В.Т. «?».

Заседание Секции было посвящено предстоящему в июне 50-летию со дня начала Великой Отечественной войны. С докладами на эту тему выступили Герои Советского Союза, морские лётчики, участники ВОВ С.А. Гуляев, В.И. Минаков, а также В.Т. Мельников.

30 мая 1991 г.

Совместно с Академией ГА Секцией истории авиации и космонавтики в Актовом зале академии проведена встреча студентов и членов секции с исследовательской группой историков из Великобритании, изучающих русскую и советскую авиации. В рамках данного мероприятия в Академии ГА организована выставка моделей самолётов периода Второй мировой войны из коллекций членов секции: А.А. Гармашева и А.А. Смирнова, а В.Н. Фитцев сделал экспозицию первых дореволюционных книг по авиации и воздухоплаванию.

16 октября 1991 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Иванов А.В. «Об ошибках в книге Виноградова Р.И. и Пономарева А.Н. “Развитие самолётов мира”».

  1. Коротеев В.М. «Перелёт 1911 г. С.-Петербург-Москва».
  2. Иванов В.П. «О самолёте Н.Н. Поликарпова ОДБ (одномоторный дневной бомбардировщик) 1941 г.».

Открыл осеннее заседание Секции А.В. Иванов, который провел анализ новой книги по истории авиации – «Развитие самолётов мира», принадлежащей перу известных авторов Р.И. Виноградова и А.Н. Пономарева. Как всегда дотошно А.В. Иванов изучил книгу и рассказал собравшимся о найденных им ошибках и неточностях в этом произведении.

Далее В.М. Коротеев доложил о перелётах, предпринятых русскими лётчиками в 1911 г. и о выдающемся перелёте этого года из Санкт-Петербурга в Москву.

В заключении выступил В.П. Иванов, который, как всегда интересно, с использованием архивных документов рассказал на этот раз об интересном проекте Н.Н. Поликарпова одномоторного дневного бомбардировщика (ОДБ) в 1941 г.

23 октября 1991 г.

Председатель заседания – Крыжановский Г.А.

Присутствовало: ? чел.

Заседание Секции прошло в рамках международной конференции в Академии Гражданского воздушного флота «Из истории российской авиации», посвящённой 110-летию со дня рождения одного из первых русских дипломированных лётчиков – М.Н. Ефимова, и зарождению русской авиации. Перед началом конференции её участники приняли участие в панихиде в Александро-Невской лавре по погибшим и умершим русским лётчикам. После чего члены Секции и другие участники конференции собрались а Актовом зале Академии ГВФ.

Работу конференции возглавил начальник Академии ГВФ, проф. Г.А. Крыжановский, выступивший со вступительным словом. Обращаясь к присутствующим Георгий Александрович отметил, что в наше непростое время силы для жизни, опору в ней мы черпаем в нашем славном историческом прошлом. С приветствием к участникам конференции обратился от Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова слушатель выпускного курса авиационного факультета подполковник В. Семенов.

В работе конференции приняли участие племянница Михаила Ефимова – дочь его старшего брата Владимира Ефимова – автор книг «Соперники орлов», «Небесные побратимы» и «Окрыленные мечтой» – Е.В. Королёва и соавтор книги «Небесные побратимы» – дочь первого болгарского лётчика Сотира Черкезова – М. Черкезова-Савова, которые выступили с воспоминаниями о своих знаменитых родственниках.

Присутствующие ознакомились с сообщением о том, что Академия ГВФ взяла шефство над могилами русских лётчиков, похороненных на Никольском кладбище Александро-Невской лавры – Л.М. Мациевича, С. Уточкина, Г.В. Алехновича, В.М. Абрамовича.

Руководитель реставрационной мастерской «Наследие» И. Пчелова рассказала присутствующим о том, что планируется сделать для реставрации надгробий могил первых русских лётчиков.

С докладами по теме конференции выступили также члены Секции истории АиК историк В.В. Король, первый директор и автор экспозиции музея истории ленинградской гражданской авиации В.И. Николаев, председатель Секции, Герой Советского Союза С.А. Гуляев, Герой Советского Союза полковник в отставке М.А. Суханов, лётчик морской авиации, полковник в отставке В.Т. Мельников и др.

На конференции была развернута также выставка первых поступлений в фонды вновь создаваемого Гатчинского мемориального музея русского лётчика Н.П. Нестерова. О планах по созданию этого музея рассказал генеральный директор товарищества «Гамаюн» преподаватель Академии ГВФ И.Л. Зворыгин.

27 ноября 1991 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Тарасов Б.Ф. «Н.А. Рынин и его деятельность в Санкт-Петербургском институте путей сообщения».

  1. Обсуждение книги Б.Ф. Тарасова «Николай Алексеевич Рынин».

Заседание Секции прошло на кафедре “Начертательная геометрия и графика” в ауд. 209 Ленинградского Института железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) и была посвящена основателю отечественной инженерной графики, авиационного образования в России – Николаю Алексеевичу Рынину.

В начале встречи перед членами секции выступил Б.Ф. Тарасов – автор книги «Николай Алексеевич Рынин», сотрудник ЛИИЖТ, который рассказал об истории создания этого учебного заведения и о роли Н.А. Рынина в становлении транспортного образования в России. Докладчик с большим знанием дела раскрыл деятельность Рынина по развитию отечественного воздухоплавания, создания специализированного – воздушных путей сообщения, – факультета в Санкт-Петербургском Политехническом институте, послужившего в дальнейшем основой для создания Ленинградского института путей сообщения, предшественника нынешнего ЛИИЖТа. Тарасов поведал собравшимся и о большой популяризаторской деятельности Рынина, его огромном вкладе в учебную, научную и энциклопедическую литературу, в особенности в области воздухоплавания, авиации и ракетной техники.

Сообщение о жизни и деятельности Н.А. Рынина вызвало большой интерес у членов секции, которые выступили с искренней благодарностью за его труд, а также сделали ряд существенных комментариев. Среди выступавших были В.П. Иванов, Л.А. Моторина, П.П. Рябошапка, А.С. Коровченко и др.

С заключительным словом выступил автор – Б.Ф. Тарасов, который поблагодарил собравшихся за интерес к отечественной истории и высказанные пожелания и комментарии. По окончании желающие смогли приобрести книгу «Николай Алексеевич Рынин» с автографом автора.

18 декабря 1991 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Иванов А.В. «Вертолёт ЦАГИ-1-ЭА».

  1. Рябошапка П.П. «Основные направления исследований по истории ракетно-космической техники».
  2. Черненко Г.Т. «Методика работы по истории авиации и космонавтики».

На заключительном заседании Секции в 1991 г. было заслушано 3 доклада.

С первым сообщением выступил техник а/к “Пулково”, энтузиаст и историк авиации из г. Ломоносова Ленинградской области А.В. Иванов, который рассказал об уникальном достижении нашей довоенной авиации – вертолёте ЦАГИ-1-ЭА конструкции замечательного советского конструктора в области самолёто- и вертолётостроеня А.М. Черемухина. Он рассказал об истории создания, особенностях конструкции и выдающемся мировом рекорде высоты 605 м, достигнутой лично пилотировавшим вертолёт Черемухиным 14 августа 1932 г.

Во втором докладе П.П. Рябошапка рассказал об основных направлениях исследований по истории ракетно-космической техники, которые, по его мнению, надо исследовать в первую очередь.

В заключении выступил старейший член секции, историк и писатель Г.Т. Черненко, который поведал собравшимся о своей методике работы в области истории авиации и космонавтики.

Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *