Деятельность Секции в 1992 г.

22 января 1992 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Бардышев Ф.И. «История спецшкол ВВС».

  1. Чесноков Г.П. «Знаменательные даты по истории авиации в 1992 г.».

Докладом «История спецшкол ВВС» Ф.И. Бардышев открыл первое заседание Секции в 1992 г. Докладчик осветил историю создания советских спецшкол ВВС, остановился на особенностях разработки методик преподавания, показал значение спецшкол в истории отечественной авиации.

Выступление Г.П. Чеснокова было посвящено памятным датам авиации на 1992 г.

19 февраля 1992 г.

Председатель заседания – Гуляев С.А.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Рябошапка П.П. «Человек, ученый, конструктор».

  1. Гуляев С.А. «Итоги работы Секции в 1991 г.».

Очередное заседание Секции было посвящено памяти авиаконструктора и ученого С.А. Москалёва, работавшего с июля 1948 г., сначала как ст. преподаватель конструкции, прочности и аэродинамики самолётов на инженерном факультете Ленинградской Краснознаменной военно-инженерной академии (ЛКВИА, с 1955 г. им. А.Ф. Можайского, ныне Военный инженерно-космический краснознаменный институт (ВИККИ) им. А.Ф. Можайского – от авт.). С основным докладом о нем выступил ученый и преподаватель ВИККИ, активный член секции П.П. Рябошапка. Он рассказал о непростой биографии этого выдающегося отечественного авиаконструктора. Особенно подробно автор остановился на ленинградском периоде работы ученого и конструктора С.А. Москалёва. В своем выступлении Рябошапка подчеркнул большой вклад С.А. Москалёва в развитие перспективных направлений авиационной и ракетно-космической науки и техники. Он рассказал, что в 1950 г. Москалёв защитил в ЛКВИА диссертацию по теории крыльев малого удлинения, читал лекции курсантам и руководил их дипломным проектированием. В 1954 г. он организовал в ЛКВИА проблемную научно-исследовательскую лабораторию по теоретическим и экспериментальным исследованиям перспективных сверхзвуковых самолётов, где 1955-58 гг. вместе с другими учеными академии провел исследование оценки перспектив развития разных типов ЛА. В 1956-60 гг., возглавляемая Москалёвым научная лаборатория обосновала перспективы создания бомбардировщика с очень высокими тактико-техническими характеристиками. А в 1958-62 гг. эта лаборатория провела исследования, которые легли в основу тактико-технических требований к новым видам вооружения. В 1968 г. инженер-подполковник С.А. Москалёв ушел в отставку, но продолжил работу в академии.

Сообщения Б.И. Бойченко, А.А. Куландина были посвящены анализу многогранной деятельности С.А. Москалёва.

В заключении заседания председатель Секции С.А. Гуляев подвел итоги работы секции за 1991 г. Он отметил, что в прошедшем году было проведено 12 заседаний секции, на которых членами секции было сделано 32 доклада и сообщения. А.И. Беляков подготовил на Петербургском телевидении передачу «Три жизни И.И. Сикорского». Работу над рукописями книг завершили А.И. Беляков, В.П. Иванов, В.В. Король и В.С. Соколов.

18 марта 1992 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Смирнов А.А. «Потери воюющих сторон в Великой Отечественной войне».

  1. Иванов В.П. «Пушка Курчевского АПК-4».
  2. Солодкий Т.С. «Роль Петербурга в зарождении отечественной военно-морской авиации».

На первом весеннем заседании Секции 1992 г. заслушано три доклада.

Авиамоделист, историк авиации 2-й Мировой войны А.А. Смирнов выступил с докладом о соотношении потерь советских ВВС и немецких Люфтваффе в воздушных боях 1941-45 гг. Докладчик отметил взаимосвязь особенностей конструкций самолётов воюющих стран с тактикой их боевого применения. Он показал, что появившиеся в отечественной и зарубежной печати сведения о победах немецких лётчиков-асов не соответствуют действительности, т.к. методики подсчета потерь в разных странах были разные.

Историк деятельности авиаконструктора Н.Н. Поликарпова В.П. Иванов на этот раз рассказал собравшимся об истории проектирования и особенностях конструкции авиационной пушки Л.В. Курчевского АПК-4.

С третьим, заключительным докладом выступил Т.С. Солодкий, который показал коллегам роль Петербурга в зарождении отечественной военно-морской авиации.

16 апреля 1992 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Рябошапка П.П. «Движущие причины запуска человека в космос».

  1. Соколов В.С. «Эволюция ракетных топлив».
  2. Даев В.Г. «Авиация на полюсе».

Как обычно, апрельское заседание Секции посвящено Дню космонавтики и проходило в Музее «Газодинамическая лаборатория».

Первый доклад П.П. Рябошапки был посвящен научным и техническим аспектам запуска человека в космос. В нем он убедительно доказал, что полёт человека в космическое пространство стал возможным благодаря целеноправленному развитию фундаментальных и технических наук.

Со вторым сообщением выступил ветеран ГДЛ В.С. Соколов, который рассказал об эволюции ракетных топлив.

Продолжил выступления В.Г. Даев докладом «Авиация на полюсе», в котором он рассказал об эксплуатации авиационной техники в приполярных районах в 1947-56 гг.

19 мая 1992 г.

Председатель заседания – С.А. Гуляев.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Гуляев С.А. «Действия авиации Северного флота в Великой Отечественной войне».

  1. Мельников В.Т. «Действия авиации Балтийского флота в Великой Отечественной войне».

В предверии Дня Победы заседание Секции было посвящено Великой Отечественной войне, а именно истории боевых действий авиации в годы с 1941 по 1945 гг. С воспоминаниями о действиях на Северном флоте выступил непосредственный участник этих боев, председатель секции, Герой Советского Союза С.А. Гуляев. Об авиации на Балтике рассказал бывший в годы войны морской лётчик В.Т. Мельников.

25 мая 1992 г.

Доклады: 1. Кубарев В.Н. «Самолёт У-2 в моей жизни».

  1. Иванов В.П. «Жизненный путь Н.Н. Поликарпова».
  2. Беляков А.И. «Роль И.И. Сикорского в становлении Н.Н. Поликарпова как авиационного инженера».
  3. Кужим М.Ф. «Восстановления самолётов Н.Н. Поликарпова».
  4. Представитель Троицкого собора Александро-Невской Лавры «Служение Богу, как семейная традиция Поликарповых».

В честь 100-летия со дня рождения Н.Н. Поликарпова Секция провела заключительное свое заседание этого года (1991/1992 гг.) в Академии Гражданской авиации, которое было посвящено этому замечательному событию. С.-Петербургская Секция истории авиации и космонавтики приняла активное участие в подготовке и проведению данного мероприятия, которое было озаглавлено как: «Выдающийся авиаконструктор Н.Н. Поликарпов: личность в контексте своего времени (1892-1944)».

Герой Советского Союза В.Н. Кубарев выступил с докладом-воспоминанием о годах и полётах, проведенных им на легендарном самолёте Н.Н. Поликарпова – У-2 (По-2).

Историк авиации и биограф Н.Н. Поликарпова В.П. Иванов рассказал о жизненном пути выдающегося отечественного конструктора.

На роли И.И. Сикорского в становлении Н.Н. Поликарпова как авиационного инженера в период работы в авиационном отделении Русско-Балтийского вагонного завода (1916-17 гг.) остановился в своем выступлении А.И. Беляков.

Курсант Академии ГА, энтузиаст реставрации и восстановления старых ЛА М.Ф. Кужим рассказал присутствующим о программе восстановления самолётов конструкции Н.Н. Поликарпова.

В работе конференции принял участие представитель Троицкого собора Александро-Невской Лавры, который выступил с докладом месте Бога в семье Поликарповых.

27 мая 1992 г.

Доклады: 1. Иванов В.П. «Авиаконструктор Н.Н. Поликарпов».

  1. Мельников В.Т. «Применение самолётов Н.Н. Поликарпова в морской авиации в 1923-45 гг.».
  2. Игнатьев Н.П. «Опыте боевого применения самолёта И-16 и фронтовые испытания истребителя И-185».
  3. Храмов Ю.В. «В боях на И-16».
  4. Минаков В.И. «Применение самолётов Н.Н. Поликарпова в системе “Звено” В.С. Вахмистрова».
  5. Пирогов В.И., Завьялов А.В. «Малоизвестные страницы использования самолётов У-2 и И-5 в Великой Отечественной войне».
  6. Сидоренко С.Л. «Н.Н. Поликарпов – студент Петроградского политехнического института».
  7. Король В.В. «“Небесный тихоход” У-2».
  8. Поликарпова М.Н. «Воспоминания дочери».

В честь 100-летия со дня рождения Н.Н. Поликарпова в большом актовом зале ВМА им. Н.Г. Кузнецова состоялась военно-историческая конференция. С докладами на конференции выступили и члены С.-Петербургская Секции истории авиации и космонавтики ИИЕТ РАН.

С основным докладом от секции выступил В.П. Иванов, который рассказал курсантам и преподавателям академии, ветеранам и коллегам по секции о жизни и деятельности авиаконструктора Н.Н. Поликарпова, особенно отметив большое влияние творчества этого выдающегося конструктора на развитие отечественной авиации.

Лётчик морской авиации В.Т. Мельников посвятил свой доклад применению самолётов конструкции Н.Н. Поликарпова в авиации Военно-морского флота СССР с 1923 по 1945 гг.

Герой Советского Союза Н.П. Игнатьев рассказал об опыте боевого применения самолёта-истребителя И-16 в Великой Отечественной войне, о фронтовых испытаниях одного из последних истребителей Н.Н. Поликарпова И-185, в которых он лично принимал участие.

Ю.В. Храмов выступил с воспоминаниями о проведенных им боях на самолёте Н.Н. Поликарпова И-16.

Доклад ветерана морской авиации, Героя Советского Союза, генерал-майора авиации в отставке В.И. Минакова был посвящен использованию самолётов Н.Н. Поликарпова в системе “Звено” В.С. Вахмистрова.

Сообщения В.И. Пирогова, А.В. Завьялова касались малоизвестных страниц использования самолётов У-2 и И-5 на фронтах Великой Отечественной войны.

С.Л. Сидоренко рассказала о студенческих годах жизни и учебы Н.Н. Поликарпова в Петроградском политехническом институте.

В.В. Король доложил о “небесном тихоходе” У-2.

В заключении с теплыми словами к собравшимся и своими воспоминаниями об отце выступила дочь авиаконструктора М.Н. Поликарпова.

Моделист и историк А.А. Смирнов организовал в зале конференции выставку моделей самолётов Н.Н. Поликарпова, а С.М. Петрова и С.Л. Сидоренко – выставку книг о выдающемся авиаконструкторе.

15 октября 1992 г.

Председатель заседания – С.А. Гуляев.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Иванов А.В. «Роль В.Я. Климова в развитии отечественного авиамоторостроения».

  1. Соколов Е.И. «Научно-технические аспекты полёта корабля “Буран”».
  2. Фитцев В.Н. «Лётчик В.Л. Галышев».
  3. Король В.В. «Роль авиации в балканской войне 1912 г.».

На первом заседании Секции после “летних каникул” было заслушано сразу четыре доклада.

С основным докладом выступил историк авиации из г. Ломоносова А.В. Иванов, который в своем сообщении отметил роль конструктора В.Я. Климова в развитии отечественного авиамоторостроения.

Со вторым сообщением выступил Е.И. Соколов, рассказавший коллегам о научных и технических аспектах полёта орбитального космического корабля “Буран”.

О заслуженном лётчике В.Л. Галышеве рассказал в своем сообщении В.Н. Фитцев.

Заключительный доклад В.В. Короля был посвящен роли авиации в балканской войне 1912 г.

19 ноября 1992 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Рябошапка П.П. «Причины и проблемы создания искусственного спутника Земли».

Очередное заседание Секции было посвящено 35-й годовщине запуска первого искусственного спутника Земли. С докладом на эту тему выступил сотрудник ВИККИ им. А.Ф. Можайского, член секции П.П. Рябошапка. Он рассказал о научных и технических аспектах запуска первого ИСЗ и отметил, что это выдающееся событие в жизни планеты было предопределено всем предшествующим ходом развития человечества, науки, техники и культуры.

15 декабря 1992 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Лесниченко В.А. «Составные самолёты».

  1. Смирнов А.А., Чесноков Г.П., Фитцев В.Н. «Памятные даты 1993 года».

На заключительном заседании Секции прозвучал один обстоятельный доклад В.А. Лесниченко о составных самолётах. Он показал причины и историческую обусловленность появления составных летательных аппаратов, и выявил закономерности их развития.

С сообщением о памятных датах и событиях предстоящего 1993 г. выступили А.А. Смирнов, Г.П. Чесноков, В.Н. Фитцев.

В заключении заседания информационное сообщение сделал П.П. Рябошапка.

В закладки: постоянная ссылка.


Понравилась статья? Поделись ссылкой с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *