22 января 1992 г.
Председатель заседания – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Бардышев Ф.И. «История спецшкол ВВС».
- Чесноков Г.П. «Знаменательные даты по истории авиации в 1992 г.».
Докладом «История спецшкол ВВС» Ф.И. Бардышев открыл первое заседание Секции в 1992 г. Докладчик осветил историю создания советских спецшкол ВВС, остановился на особенностях разработки методик преподавания, показал значение спецшкол в истории отечественной авиации.
Выступление Г.П. Чеснокова было посвящено памятным датам авиации на 1992 г.
19 февраля 1992 г.
Председатель заседания – Гуляев С.А.
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Рябошапка П.П. «Человек, ученый, конструктор».
- Гуляев С.А. «Итоги работы Секции в 1991 г.».
Очередное заседание Секции было посвящено памяти авиаконструктора и ученого С.А. Москалёва, работавшего с июля 1948 г., сначала как ст. преподаватель конструкции, прочности и аэродинамики самолётов на инженерном факультете Ленинградской Краснознаменной военно-инженерной академии (ЛКВИА, с 1955 г. им. А.Ф. Можайского, ныне Военный инженерно-космический краснознаменный институт (ВИККИ) им. А.Ф. Можайского – от авт.). С основным докладом о нем выступил ученый и преподаватель ВИККИ, активный член секции П.П. Рябошапка. Он рассказал о непростой биографии этого выдающегося отечественного авиаконструктора. Особенно подробно автор остановился на ленинградском периоде работы ученого и конструктора С.А. Москалёва. В своем выступлении Рябошапка подчеркнул большой вклад С.А. Москалёва в развитие перспективных направлений авиационной и ракетно-космической науки и техники. Он рассказал, что в 1950 г. Москалёв защитил в ЛКВИА диссертацию по теории крыльев малого удлинения, читал лекции курсантам и руководил их дипломным проектированием. В 1954 г. он организовал в ЛКВИА проблемную научно-исследовательскую лабораторию по теоретическим и экспериментальным исследованиям перспективных сверхзвуковых самолётов, где 1955-58 гг. вместе с другими учеными академии провел исследование оценки перспектив развития разных типов ЛА. В 1956-60 гг., возглавляемая Москалёвым научная лаборатория обосновала перспективы создания бомбардировщика с очень высокими тактико-техническими характеристиками. А в 1958-62 гг. эта лаборатория провела исследования, которые легли в основу тактико-технических требований к новым видам вооружения. В 1968 г. инженер-подполковник С.А. Москалёв ушел в отставку, но продолжил работу в академии.
Сообщения Б.И. Бойченко, А.А. Куландина были посвящены анализу многогранной деятельности С.А. Москалёва.
В заключении заседания председатель Секции С.А. Гуляев подвел итоги работы секции за 1991 г. Он отметил, что в прошедшем году было проведено 12 заседаний секции, на которых членами секции было сделано 32 доклада и сообщения. А.И. Беляков подготовил на Петербургском телевидении передачу «Три жизни И.И. Сикорского». Работу над рукописями книг завершили А.И. Беляков, В.П. Иванов, В.В. Король и В.С. Соколов.
18 марта 1992 г.
Председатель заседания – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Смирнов А.А. «Потери воюющих сторон в Великой Отечественной войне».
- Иванов В.П. «Пушка Курчевского АПК-4».
- Солодкий Т.С. «Роль Петербурга в зарождении отечественной военно-морской авиации».
На первом весеннем заседании Секции 1992 г. заслушано три доклада.
Авиамоделист, историк авиации 2-й Мировой войны А.А. Смирнов выступил с докладом о соотношении потерь советских ВВС и немецких Люфтваффе в воздушных боях 1941-45 гг. Докладчик отметил взаимосвязь особенностей конструкций самолётов воюющих стран с тактикой их боевого применения. Он показал, что появившиеся в отечественной и зарубежной печати сведения о победах немецких лётчиков-асов не соответствуют действительности, т.к. методики подсчета потерь в разных странах были разные.
Историк деятельности авиаконструктора Н.Н. Поликарпова В.П. Иванов на этот раз рассказал собравшимся об истории проектирования и особенностях конструкции авиационной пушки Л.В. Курчевского АПК-4.
С третьим, заключительным докладом выступил Т.С. Солодкий, который показал коллегам роль Петербурга в зарождении отечественной военно-морской авиации.
16 апреля 1992 г.
Председатель заседания – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Рябошапка П.П. «Движущие причины запуска человека в космос».
- Соколов В.С. «Эволюция ракетных топлив».
- Даев В.Г. «Авиация на полюсе».
Как обычно, апрельское заседание Секции посвящено Дню космонавтики и проходило в Музее «Газодинамическая лаборатория».
Первый доклад П.П. Рябошапки был посвящен научным и техническим аспектам запуска человека в космос. В нем он убедительно доказал, что полёт человека в космическое пространство стал возможным благодаря целеноправленному развитию фундаментальных и технических наук.
Со вторым сообщением выступил ветеран ГДЛ В.С. Соколов, который рассказал об эволюции ракетных топлив.
Продолжил выступления В.Г. Даев докладом «Авиация на полюсе», в котором он рассказал об эксплуатации авиационной техники в приполярных районах в 1947-56 гг.
19 мая 1992 г.
Председатель заседания – С.А. Гуляев.
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Гуляев С.А. «Действия авиации Северного флота в Великой Отечественной войне».
- Мельников В.Т. «Действия авиации Балтийского флота в Великой Отечественной войне».
В предверии Дня Победы заседание Секции было посвящено Великой Отечественной войне, а именно истории боевых действий авиации в годы с 1941 по 1945 гг. С воспоминаниями о действиях на Северном флоте выступил непосредственный участник этих боев, председатель секции, Герой Советского Союза С.А. Гуляев. Об авиации на Балтике рассказал бывший в годы войны морской лётчик В.Т. Мельников.
25 мая 1992 г.
Доклады: 1. Кубарев В.Н. «Самолёт У-2 в моей жизни».
- Иванов В.П. «Жизненный путь Н.Н. Поликарпова».
- Беляков А.И. «Роль И.И. Сикорского в становлении Н.Н. Поликарпова как авиационного инженера».
- Кужим М.Ф. «Восстановления самолётов Н.Н. Поликарпова».
- Представитель Троицкого собора Александро-Невской Лавры «Служение Богу, как семейная традиция Поликарповых».
В честь 100-летия со дня рождения Н.Н. Поликарпова Секция провела заключительное свое заседание этого года (1991/1992 гг.) в Академии Гражданской авиации, которое было посвящено этому замечательному событию. С.-Петербургская Секция истории авиации и космонавтики приняла активное участие в подготовке и проведению данного мероприятия, которое было озаглавлено как: «Выдающийся авиаконструктор Н.Н. Поликарпов: личность в контексте своего времени (1892-1944)».
Герой Советского Союза В.Н. Кубарев выступил с докладом-воспоминанием о годах и полётах, проведенных им на легендарном самолёте Н.Н. Поликарпова – У-2 (По-2).
Историк авиации и биограф Н.Н. Поликарпова В.П. Иванов рассказал о жизненном пути выдающегося отечественного конструктора.
На роли И.И. Сикорского в становлении Н.Н. Поликарпова как авиационного инженера в период работы в авиационном отделении Русско-Балтийского вагонного завода (1916-17 гг.) остановился в своем выступлении А.И. Беляков.
Курсант Академии ГА, энтузиаст реставрации и восстановления старых ЛА М.Ф. Кужим рассказал присутствующим о программе восстановления самолётов конструкции Н.Н. Поликарпова.
В работе конференции принял участие представитель Троицкого собора Александро-Невской Лавры, который выступил с докладом месте Бога в семье Поликарповых.
27 мая 1992 г.
Доклады: 1. Иванов В.П. «Авиаконструктор Н.Н. Поликарпов».
- Мельников В.Т. «Применение самолётов Н.Н. Поликарпова в морской авиации в 1923-45 гг.».
- Игнатьев Н.П. «Опыте боевого применения самолёта И-16 и фронтовые испытания истребителя И-185».
- Храмов Ю.В. «В боях на И-16».
- Минаков В.И. «Применение самолётов Н.Н. Поликарпова в системе “Звено” В.С. Вахмистрова».
- Пирогов В.И., Завьялов А.В. «Малоизвестные страницы использования самолётов У-2 и И-5 в Великой Отечественной войне».
- Сидоренко С.Л. «Н.Н. Поликарпов – студент Петроградского политехнического института».
- Король В.В. «“Небесный тихоход” У-2».
- Поликарпова М.Н. «Воспоминания дочери».
В честь 100-летия со дня рождения Н.Н. Поликарпова в большом актовом зале ВМА им. Н.Г. Кузнецова состоялась военно-историческая конференция. С докладами на конференции выступили и члены С.-Петербургская Секции истории авиации и космонавтики ИИЕТ РАН.
С основным докладом от секции выступил В.П. Иванов, который рассказал курсантам и преподавателям академии, ветеранам и коллегам по секции о жизни и деятельности авиаконструктора Н.Н. Поликарпова, особенно отметив большое влияние творчества этого выдающегося конструктора на развитие отечественной авиации.
Лётчик морской авиации В.Т. Мельников посвятил свой доклад применению самолётов конструкции Н.Н. Поликарпова в авиации Военно-морского флота СССР с 1923 по 1945 гг.
Герой Советского Союза Н.П. Игнатьев рассказал об опыте боевого применения самолёта-истребителя И-16 в Великой Отечественной войне, о фронтовых испытаниях одного из последних истребителей Н.Н. Поликарпова И-185, в которых он лично принимал участие.
Ю.В. Храмов выступил с воспоминаниями о проведенных им боях на самолёте Н.Н. Поликарпова И-16.
Доклад ветерана морской авиации, Героя Советского Союза, генерал-майора авиации в отставке В.И. Минакова был посвящен использованию самолётов Н.Н. Поликарпова в системе “Звено” В.С. Вахмистрова.
Сообщения В.И. Пирогова, А.В. Завьялова касались малоизвестных страниц использования самолётов У-2 и И-5 на фронтах Великой Отечественной войны.
С.Л. Сидоренко рассказала о студенческих годах жизни и учебы Н.Н. Поликарпова в Петроградском политехническом институте.
В.В. Король доложил о “небесном тихоходе” У-2.
В заключении с теплыми словами к собравшимся и своими воспоминаниями об отце выступила дочь авиаконструктора М.Н. Поликарпова.
Моделист и историк А.А. Смирнов организовал в зале конференции выставку моделей самолётов Н.Н. Поликарпова, а С.М. Петрова и С.Л. Сидоренко – выставку книг о выдающемся авиаконструкторе.
15 октября 1992 г.
Председатель заседания – С.А. Гуляев.
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Иванов А.В. «Роль В.Я. Климова в развитии отечественного авиамоторостроения».
- Соколов Е.И. «Научно-технические аспекты полёта корабля “Буран”».
- Фитцев В.Н. «Лётчик В.Л. Галышев».
- Король В.В. «Роль авиации в балканской войне 1912 г.».
На первом заседании Секции после “летних каникул” было заслушано сразу четыре доклада.
С основным докладом выступил историк авиации из г. Ломоносова А.В. Иванов, который в своем сообщении отметил роль конструктора В.Я. Климова в развитии отечественного авиамоторостроения.
Со вторым сообщением выступил Е.И. Соколов, рассказавший коллегам о научных и технических аспектах полёта орбитального космического корабля “Буран”.
О заслуженном лётчике В.Л. Галышеве рассказал в своем сообщении В.Н. Фитцев.
Заключительный доклад В.В. Короля был посвящен роли авиации в балканской войне 1912 г.
19 ноября 1992 г.
Председатель заседания – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Рябошапка П.П. «Причины и проблемы создания искусственного спутника Земли».
Очередное заседание Секции было посвящено 35-й годовщине запуска первого искусственного спутника Земли. С докладом на эту тему выступил сотрудник ВИККИ им. А.Ф. Можайского, член секции П.П. Рябошапка. Он рассказал о научных и технических аспектах запуска первого ИСЗ и отметил, что это выдающееся событие в жизни планеты было предопределено всем предшествующим ходом развития человечества, науки, техники и культуры.
15 декабря 1992 г.
Председатель заседания – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Лесниченко В.А. «Составные самолёты».
- Смирнов А.А., Чесноков Г.П., Фитцев В.Н. «Памятные даты 1993 года».
На заключительном заседании Секции прозвучал один обстоятельный доклад В.А. Лесниченко о составных самолётах. Он показал причины и историческую обусловленность появления составных летательных аппаратов, и выявил закономерности их развития.
С сообщением о памятных датах и событиях предстоящего 1993 г. выступили А.А. Смирнов, Г.П. Чесноков, В.Н. Фитцев.
В заключении заседания информационное сообщение сделал П.П. Рябошапка.