Деятельность Секции в 1976 г.

 23 января 1976 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Кудинов А.А. «70 лет со дня рождения генерального авиаконструктора О.К. Антонова».

На первом заседании Секции в 1976 г. прозвучал доклад А.А. Кудинов, посвященный 70-летию со дня рождения генерального авиаконструктора О.К. Антонова. Вначале своего повествования докладчик кратко изложил биографию О.К. Антонова, затем подробно рассказал о его творческой деятельности. Конструкторскую деятельность Антонова докладчик разделил на два периода. Первый – это строительство планеров, сначала в Саратове, а затем в Ленинграде. При этом следует отметить, что планеры Антонова использовались не только как спортивные, но и как десантные в годы Великой Отечественной войны. Второй период работы О.К. Антонова начался с участия его в строительстве самолёта связи СС-1 «Аист» в 1940 г. на базе немецкого самолёта Fi-156 «Шторьх» фирмы «Физелер». Вплотную же он начал заниматься проектированием и строительством самолётов с 1943 г. в КБ. А.С. Яковлева. В 1946 г. О.К. Антонов возглавляет новое КБ и с этого времени начинается история самолётов с маркой «Ан» – с Ан-2 до Ан-30 (на 1976 г. – от авт.).

31 марта 1976 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Поляков Д.Н. «110 лет со времени разработки дирижабля с реактивным двигателем системы Н.М. Соковнина».

  1. Шатоба И.Я. «Испытание модели реактивного самолёта А.В. Эвальда».

На этом заседании с первым докладом выступил Д.Н. Поляков, посвятив его 110-й годовщине разработки дирижабля Н.М. Соковнина с реактивным двигателем системы. Вначале докладчик дал короткий исторический обзор развития дирижаблестроения в России, проиллюстрировав его таблицей – перечнем построенных дирижаблей до Соковнина и для сравнения немного после. Затем он остановился на конструкции проекта летательного аппарата Соковнина, отметив при этом его особенности. Проект Н.М. Соковнина, по мнению докладчика, был заметным прогрессивным шагом в области воздухоплавания, но, к сожалению, не получил поддержки и не был осуществлен.

Вторым докладом стало сообщение И.Я. Шатоба об испытании модели реактивного самолёта А.В. Эвальда. Докладчик сообщил коллегам, что вопросами воздухоплавания Эвальд начал заниматься ещё в 1863 г. Сначала это были модели самолётов, первая из которых была модель с часовым механизмом. Кроме того, он занимался разработкой проектов управляемых аэростатов, а также научно-теоретическими исследованиями. Так например, в своей статье «Воздухоплавание», опубликованной в газете «Голос» № 266 от 9 октября 1863 г. и в статье «О наилучшем типе летательных машин», опубликованной в «Очерках по истории воздухоплавания» 1867 г., ч.II, стр. 216-220, Эвальд подробно изложил свои взгляды на развитие авиации в России – он был сторонником аппаратов тяжелее воздуха. К испытаниям своей модели реактивного самолёта он приступил в 1866 г. и успешно провел их.

10 апреля 1976 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Копанев В.И. «Успехи медико-биологических исследований в космических полётах».

  1. Солонин С.В. «Космические исследования и их влияние на развитие науки и техники».

В честь Дня космонавтики заседание Секции истории авиации и космонавтики Лен. отделения ИИЕТ АН СССР состоялось в Музее «Газодинамическая лаборатория» в Иоановском равелине Петропавловской крепости. Было заслушано два доклада, посвященных космическим исследованиям. Докладчики остановились на истории космических полётов и кратко дали характеристику тех научных проблем, которые решались в этой области за последние 15 лет.

С основным докладом об отечественных достижениях в области медико-биологических исследований в космических полётах выступил В.И. Копанев.

Затем тему заседания продолжил С.В. Солонин. Он повторил свой доклад, прозвучавший на секции 26 декабря 1973 г., но немного расширил его и дополнил в свете последних успехов в этой области.

29 сентября 1976 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Кудинов А.А. «70 лет со дня рождения генерального авиаконструктора А.С. Яковлева».

Заседание и доклад А.А. Кудинова на нем были посвящены 70-летию со дня рождения авиаконструктора А.С. Яковлева. После краткого сообщения биографии выдающегося конструктора и организатора авиационной промышленности докладчик подробно остановился на конструкторской деятельности А.С. Яковлева.

29 октября 1976 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Затонский К.Н. «История создания тяжелой бомбардировочной авиации в России и развитие её в дальнюю бомбардировочную авиацию».

На заседание был заслушан большой основательный доклад К.Н. Затонского, посвященный истории развития отечественной бомбардировочной авиации. Основанием для этого доклада послужила книга А.Д. Цыкина «От Ильи Муромца до ракетоносца», которая была издана в 1975 г. в Воениздате. К.Н. Затонский начал свой доклад с рассмотрения этой книги, при этом он показал, что её автор подошел к изложению процесса формирования и развития отечественной бомбардировочной авиации исторически нпоследовательно, а во многих случаях и неточно, в результате чего эта книга, по мнению докладчика, не дает правильного представления об истории бомбардировочной авиации в нашей стране. Вслед за этим докладчик изложил правильную, по его мнению, историю развития бомбардировочной авиации, последовательно раскрывая её от Эскадры воздушных кораблей до настоящего времени, при это свой доклад автор проиллюстрировал составленной им хронологической таблицы различных реорганизаций в системе нашей авиации. Доклад вызвал неподдельный интерес собравшихся. В прениях по докладу выступили П.П. Квадэ и И.В. Четвериков, которые внесли дополнения и уточнения к докладу.

25 ноября 1976 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Мухин О.П. «Проект реактивной летательной машины А.Д. Горохова».

  1. Шатоба И.Я. «70 лет со дня рождения С.Н. Лоцманова».

С первым докладом на заседании выступил О.П. Мухин. Он рассказал о проекте А.Д. Горохова реактивной летательной машины, который ещё будучи студентом Петербургского технологического института занялся проблемами воздухоплавания. В 1911 г. он разработал проект реактивного летательного аппарата. Докладчик подчеркнул, что отличительной особенностью работы Горохова был научный подход к проблеме, которую он ставил перед собой. Прежде, чем приступить к разработке своей машины, он изучил все известные ему в то время работы по этой теме. Накопив материалы, он детально изучал и анализировал их, и только потом приступил к разработке своего проекта. О.П. Мухин отметил, что по замыслу автора проект реактивной летательной машины был смелым для тех лет и имел достаточно оригинальную конструкцию, но, к сожалению, не получил поддержки и не был осуществлен.

Второй доклад на заседании был посвящен 70-летию С.Н. Лоцманова – конструктора ракет в ЛенГИРДе. С обстоятельным докладом об этом выступил И.Я. Шатоба. Он сообщил, что Лоцманов был активнейшим участником проектирования ракет в ЛенГИРДе, будучи одновременно курсантом Ленинградского авиационно-технического училища (школы). Он работал под непосредственным руководством В.В. Разумова – первого председателя ЛенГИРДа. Следует заметить, что Лоцманов в ЛенГИРДе познакомился с Н.А. Рыниным, с помощью которого познакомился с трудами и идеями К.Э. Циолковского. После окончания Авиатехнической школы в 1932 г. Лоцманов, как имеющий склонность к научно-исследовательской работе, был оставлен преподавателем в этой авиашколе на отделении по конструкции самолётов. Как известно, в те годы в авиационной промышленности очень остро стояла проблема использования в авиации алюминия и его сплавов. Работая в школе на отделении конструкции самолётов, С.Н. Лоцманов не мог не интересоваться проблемой алюминия, более того, он был убежден, что за этим “крылатым металлом” будущее и не только в авиации, но и других областях воздушной и ракетной техники. Поэтому он взял для разработки очень важную тему «Пайка алюминия и его сплавов», начав её разработку на очень ограниченной производственной базе Авиатехнической школы, т.е. фактически в примитивных мастерских.

В 1933 г. Лоцманова откомандировали в Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, где проблеме “крылатого металла” уделялось очень большое внимание и была очень хорошая научно-техническая база. Здесь, сразу после поступления, он включился в работу по избранной теме. За долгие годы исследований были проведены сотни опытов и испытаний и было найдено принципиальное решение проблемы алюминия и его сплавов. Было найдено решение пайки этих металлов не только в условиях промышленного производства, но и в условиях полевого и войскового ремонта авиационной техники. Эти работы прошли суровую проверку в суровых условиях войны с белофинами в 1939-40 гг. и в годы Великой Отечественной войны, получив высокую оценку командования ВВС. После доклада докладчик подытожил, что С.Н. Лоцманов заложил основы теории и практики пайки алюминия и его сплавов.

10 декабря 1976 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Сергеев А.А. «О первых исследованиях влияния ускорений на организм».

  1. Поляков Д.Н. «Д.И. Менделеев и воздухоплавание».

Состоялось совместное заседание Секции истории авиации и космонавтики СНО ИЕиТ, Физиологического общества, Секции воздухоплавания и дирижаблестроения при Доме ученых им. А.М. Горького. На заседании было заслушано два доклада.

С первым докладом выступил член Физиологического общества А.А. Сергеев, который рассказал собравшимся о первых исследованиях в нашей стране влияния ускорений на организм животных и человека. Этот доклад фактически был повторением его же доклада, сделанного им 30 января 1975 г.

Второй доклад заседания Д.Н. Полякова был посвящен работам выдающегося ученого по химии, метеорологии, естествоиспытателя и общественного деятеля Д.И. Менделеева в области воздухоплавания. Он сыграл большую роль в деле становления воздухоплавания и авиации в России. Менделеев – непосредственный участник разработки теоретических трудов в области воздухоплавания, а также разработке проектов и практических полётов на воздушных шарах и аэростатах. Им написан ряд научных работ в области сопротивления среды, он лично участвовал в разработке проекта стратостата с герметичной кабиной и он первым предложил использовать в аэростатах водород вместо применявшегося в те годы светильного газа, и т.д. В 1887 г. Д.И. Менделеев в одиночку совершил полёт на воздушном шаре для наблюдения за солнечным затмением. Поэтому имя Д.И. Менделеева теснейшим образом связано с развитием воздухоплавания и становлением авиации в России.

29 декабря 1976 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Коровченко А.С. «125 лет со дня рождения выдающегося ученого, аэролога, воздухоплавателя и авиатора М.М. Поморцева».

Состоялось плановое очередное заседание Секции, на которой был заслушан доклад А.С. Коровченко, посвященый 125 годовщины со дня рождения М.М. Поморцева. В своем докладе докладчик отметил, что теоретические работы Поморцева и его практическая деятельность, особенно в области воздухоплавания и авиации, малоизвестны и заслуживают большего изучения. Так например, Поморцев долгое время руководил VII отделом Русского Технического общества, он являлся одним из крупных специалистов в области воздухоплавания и ему принадлежит ряд теоретических исследований в этой области. В частности, им написана интересная научная работа «40 воздушных путешествий, сделанных в России» и др. С 1885 г. он организовывал подъемы на аэростатах для изучения атомсферых явлений.

М.М. Поморцев разрабатывал проекты самолётов, в том числе самолёта с автоматической стабилизацией. В начале ХХ в . Поморцев усиленно занимался проблемой улучшения баллистических свойств ракет. Так им были предложены вместо деревянного хвоста совершенно новые стабилизаторы – кольцевые и звездообразные, что увеличило дальность полёта ракет: боевых с 4 км до 8 км, а осветительных с 1 км до 4 км. Поморцев был также видным и разносторонним ученым и много сделал для развития различных областей науки и техники нашей страны. Он автор первого русского учебника по метеорологии и изобрел ряд аэронавигационных и других приборов.

Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *