Ленинградская Секция истории авиации и космонавтики в 1975 году насчитывала в своём составе 52 чел., за год выбыло 8 человек и было принято 5 новых членов. Научно-историческая работа в секции проводилась по плану, составленному на основе перечня знаменательных дат на 1975 год.
За отчётный период было проведено 8 заседаний, на которых было заслушано 9 докладов на следующие темы:
30 января 1975 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклады: 1. Сергеев А.А. «Влияние ускорений на кровообращение и значение его в космических полётах».
На первом заседании секции в 1975 г. был заслушан доклад А.А. Сергеева, который рассказал о влиянии ускорений на кровообращение и значение его в космических полётах. По мнению докладчика, история этого вопроса берёт своё начало с конца XIX в., когда впервые начались исследования в этой области. Особое значение приобрёл этот вопрос с развитием авиации. По мере роста скоростей в авиации, проблема влияния ускорений на организм человека приобрела всё более актуальное значение. Докладчик считает, что исследовательская работа в этой области была начата в России и что приоритет в этом вопросе принадлежит нашей стране. В Ленинграде в 30-х гг. занимались исследованиями этой проблемы многие учёные, в этом числе и автор доклада вместе с С.А. Рыниным.
26 февраля 1975 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклады: 1. Шарлыгин Н.А. «О конструкторской деятельности известного советского конструктора авиационных двигателей А.А. Микулина».
На заседании с докладом о конструкторе авиационных двигателей А.А. Микулине выступил Н.А.Шарлыгин. В первой части своего доклада он остановился на биографии конструктора, затем дал подробную характеристику его многолетней деятельности. Докладчик отметил, что по поршневым двигателям Микулин наиболее успешно работал в 30-х годах, в конце которых он начал работать по созданию реактивных двигателей. Созданные под руководством Микулина реактивные двигатели в эксплуатации показали очень хорошие результаты. Докладчик подчеркнул, что А.А. Микулин имеет огромные заслуги перед советской авиацией.
26 марта 1975 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклады: 1. Затонский К.Н. «150 лет со дня рождения А.Ф. Можайского».
Заседание было посвящено полуторавековому юбилею выдающегося отечественного инженера и изобретателя А.Ф. Можайского, родившегося 9(21) марта 1825 в г.Роченсальм (б. Выборгская губ., ныне Котка, Финляндия). С самого начала докладчик изложил биографию А.Ф. Можайского (1825-1890) и дал подробную характеристику его изобретательской и научной деятельности. Он особо отметил, что Можайский прежде, чем приступить к проектированию и созданию самолёта, провёл очень большую исследовательскую работу по изучению полёта птиц, по постройке и испытанию различных моделей и планёров. К сожалению, работа А.Ф. Можайского не нашла должного внимания со стороны правительственных кругов и военного ведомства царской России, несмотря на очевидную её ценность.
А.Ф. Можайский, как истинный патриот родины, пытался закончить работу по созданию самолёта на личные средства, но их было мало и он не смог завершить эту работу. Однако значение его деятельности в истории авиации нашей страны огромно.
14 мая 1975 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклады: 1. Поляков Д.Н. «Воздухоплавательный крейсер “Русь” (К 70-летию со дня его постройки)».
- Шатоба И.Я. «Из истории корабельной авиации в России: к 60-летию со дня вступления авиаматки “Орлица” в состав боевых кораблей».
Отечественная история богата на знаменательные даты. И данное заседание секции полностью посвящено юбилеям нашей богатой авиационной и морской истории. А именно становлению отечественного авианосного флота и морской авиации.
С первым докладом на эту тему выступил Д.Н. Поляков. Он посвятил его 70-й годовщине со дня постройки первого нашего “авианосца” – воздухоплавательного крейсера “Русь”. Поляков рассказал коллегам о первом применении аэростатов в Военно-Морском флоте, о важности и значении этого применения. Было отмечено, что на применение и организацию воздухоплавательной техники на флоте сильно повлияло и ускорила её начавшаяся русско-японская война. Воздухоплавательный крейсер “Русь” был ускоренно построен (переоборудован из торгового судна) и должен был сопровождать эскадру Рождественского из Кронштадта на Дальний Восток. Задачи, которые должен был выполнять крейсер, имели очень большое значение для успешного выполнения боевых задач эскадрой как на переходе, так и на театре военных действий.
Со вторым докладом на эту тему на заседании выступил И.Я. Шатоба, который по случаю 60-летия со дня вступления авиаматки “Орлица” в состав боевых кораблей российского флота, доложил собравшимся о зарождении корабельной авиации России. Так, он рассказал, что в годы первой мировой войны наш военно-морской флот не имел специальных авианосцев, поэтому на Черноморском театре применялись крейсера, которые брали на свою палубу 2-3 самолёта. Подходили к намеченной цели и на тросе со специального приспособления спускали на воду самолёты, которые и выполняли главным образом разведывательные задачи, или вели корректировку артогня кораблей. По выполнении задач самолёты совершали посадку у кораблей и на тросах поднимались на палубу.
На Черноморском флоте таких кораблей крейсеров действовало 3: “Кагул”, “Николай” и “Александр”. В 1915 г. на Балтике была специально построена т.н. авиаматка “Орлица” – это был первый в России корабль, приспособленный для несения на палубе (в специально построенных ангарах) 6 самолётов, но спускались они на воду так же, как и с крейсеров.
9 октября 1975 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклады: 1. Володченко И.А. «90 лет со дня рождения одного из пионеров советского ракетостроения В.А. Артемьева».
После “летних каникул” очередное заседание секции состоялось не в сентябре, а в начале октября, т.к. было приурочено к 17-й годовщине со дня запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г., т.е. космической теме. Поэтому, продолжая традицию и основные задачи Ленинградской секции истории авиации и космонавтики о раскрытии и сохранении истории науки и техники, в основном, нашего города, в честь 90-летия со дня рождения одного из пионеров советского ракетостроения с докладом об известном ленинградском конструкторе ракетной техники Владимире Андреевиче Артемьеве (1885-1962) выступил И.А. Володченко. В его докладе было отмечено, что Артемьев начал увлекаться созданием осветительных ракет ещё со школьной скамьи, но серьёзно ракетной техникой он начал заниматься после окончания Михайловского Артиллерийского училища, когда начал службу в Брест-Литовской крепости. Там В.А. Артемьев уже по должности работал над порохами и одновременно конструировал осветительные ракеты. Именно с этого времени началась его активная деятельность в области ракетной техники, в которой он затем и посвятил всю жизнь. Ещё в 1921 г. он вместе с Н.И. Тихомировым организовали в Москве лабораторию, в которой и начали работу над созданием ракет. Затем лаборатория была переведена в Ленинград и получила нименование – Газо-Динамическая Лаборатория (ГДЛ), где они продолжили свою работу. В ГДЛ Артемьев занимался конструированием ракетных двигателей для самой ГДЛ, а также для ЛенГИРДа. Кроме того Владимир Андреевич участвовал в конструировании первых советских ракет на дымном и бездымном порохах. В 1934 г. ГДЛ была снова переведена в Москву, где вместе с московской ГИРД “дала жизнь” первому в мире Реактивному Научно-исследовательскому институту (РНИИ). На работу в РНИИ, в Москву, переехал и В.А. Артемьев. Здесь он продолжил свою работу в той же области. Заслуги В.А. Артемьева в создании ракет в СССР очень велики, за свою работу он удостоен Государственных премий СССР, его именем назван кратер на обратной стороне Луны.
29 октября 1975 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклады: 1. Кудинов А.А. «50 лет советского вертолётостроения».
Плановое октябрьское заседание секции состоялось 29 октября. На нём с докладом в честь 50-летия советского вертолётостроения выступил А.А. Кудинов. Докладчик подробно показал исторический полувековой путь развития советского вертолётостроения, указав при этом на огромные успехи советских конструкторов и на особенности конструкций каждого из них. Начало работ по геликоптёрам в нашей стране положил Б.Н. Юрьев ещё до первой мировой войны. Советское вертолётостроение началось в 1926 г. с момента организации геликоптёрной группы, преобразованной затем в Секцию особых конструкций. К числу выдающихся конструкторов вертолётов в СССР относятся: И.П. Братухин, М.Л. Миль, Н.И. Камов. Строил вертолёты также А.С. Яковлев.
28 ноября 1975 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклады: 1. Соколов В.С. «Создатели первых боевых ракет А.Д. Засядко и К.А. Шильдер».
На данном заседании В.С. Соколов рассказал об одних из первых отечественных создателях боевых ракет А.Д. Засядко (1779-1837) и К.А. Шильдере (1785-1854). В первой части своего повествования В.С. Соколов, сам работавший в своё время в ГДЛ над первыми советскими ракетами, со знанием сути вопроса, изложил биографии этих выдающихся русских изобретателей. А затем подробно остановился на истории создания боевых ракет в России вообще, и изобретениях А.Д. Засядко и К.А. Шильдера, в частности.
О А.Д. Засядко Соколов сказал, что он взяв за основу типовую фейерверочную ракету сконструировал боевые ракеты четырех калибров (50,8, 63,5, 76,2 и 101,6 мм) и разработал технологию их изготовления, создал пусковые станки, позволяющие вести залповый огонь (до 6 ракет), и приспособления для наведения. В 1817 г. он продемонстрировал свои разработки сначала в С.-Петербурге, а затем в Могилеве, где его ракеты достигали дальности свыше 2670 м и показали себя как надёжное и эффективное оружие. Засядко также разработал рекомендации по выбору оптимальных параметров ракет, определению дальности их полёта и рассеивания в зависимости от углов запуска, методы транспортировки и тактику боевого применения ракетного оружия, рассмотрел возможность и эффективность запуска связки ракет. Засядко впервые организовал производство ракет в специальном “ракетном заведении” и сформировал первое в русской армии ракетное подразделение.
В отношении работ К.А. Шильдера докладчик подчеркнул, что он ещё в 1834 г. впервые в мире предложил установить боевые ракеты на подводную лодку, которую затем сам же и построил. И 29 августа 1834 г. в районе г. Санкт-Петербурга провёл её первое испытание.
В заключении, он рассказал о применении в России ракет в 1825 г. А также в сентябре 1828 г., когда ракеты Засядко были успешно использованы при осаде и захвате крепости Варна (Болгария), а чуть позднее – для уничтожения турецких судов на акватории Дуная. Особенно успешно они применялись в русско-турецкой войне 1838-1839 гг.
24 декабря 1975 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклады: 1. Квадэ П.П. «Е.Н. Крутень – основоположник истребительной авиации в России».
На заключительном заседании Секции 1975 года с большим докладом выступил бывший председатель секции, авторитетнейший историк П.П. Квадэ. Он рассказал о жизни и деятельности Е.Н. Крутеня. Так Квадэ сообщил собравшимся, что Е.Н. Крутень ещё будучи летнабом у П.Н. Нестерова внимательно наблюдал и воспринимал у последнего всё лучшее по технике пилотирования. Таким образом, Нестеров по существу является его первым учителем.
Будучи курсантом Гатчинской школы авиации Е.Н. Крутень проявил незаурядные способности как в технике пилотирования, так и в тактических вопросах. Ещё в школе он обдумывал вопросы перестройки русской авиации. После окончания авиашколы, на фронте Крутень в каждом полёте внимательно наблюдал за действиями противника и делал свои выводы. На основе личных наблюдений и экспериментов он уже в 1915 г. стал настойчиво добиваться создания отдельных групп истребительной авиации и поставил вопрос о постройке особого типа самолёта-истребителя.
В своей работе «Тип аппарата истребителя», изданной в 1916 г., Е.Н. Крутень подробно изложил требования к самолёту-истребителю. Вслед за этим он написал работу «Создание истребительных групп в России», в которой изложил принципы организации и тактику истребительной авиации того времени.