На 1 января 1974 г. состав Ленинградского отделения секции истории авиации и космонавтики почти количественно не изменился – 60 человек.
30 января 1974 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклады: 1. Поляков Д.Н. «40 лет со времени полёта стратостата “Осоавиахим-1”».
- Прошляков А.И., Бадюлин Я.В. «70 лет со дня рождения В.П. Чкалова».
Как и на первом заседании 1973 года, с первым и основным докладом первого заседания 1974 года выступил Д.Н. Поляков. Доклад был посвящён 40-й годовщине героического полёта стратостата “Осоавиахим-1”. Докладчик подчеркнул важность и значение изучения атмосферы и стратосферы, а затем остановился на истории постройки в Ленинграде этого стратостата. Он рассказал, что инициаторами и руководителями постройки, а также подготовки к полёту стратостата являлись П.Ф. Федосеенко, А.Б. Васенко и И.Д. Усыскин. Как известно, они же составили затем и его экипаж. Далее в докладе была дана техническая характеристика стратостата, рассказана история его полёта и причины катастрофы.
Со вторым докладом выступили А.И. Прошляков и Я.В. Бадюлин, которые рассказали о жизни и деятельности В.П. Чкалова. Оба выступавшие долгое время служили с В.П. Чкаловым и в своем сообщении, посвященном 70-летию со дня рождения В.П. Чкалова, они поделились своими впечатлениями о нем, как очевидцы и современники тех событий и того времени.
6 марта 1974 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Четвериков И.В. «Прошлое и будущее гидроавиации».
На заседании прозвучал один доклад известного советского авиаконструктора И.В. Четвериков, посвященный истории и перспективам гидроавиации. Ныне Четвериков (с 1948 г.) на научно-преподавательской работе в Ленинградской Краснознаменной военно-инженерной академии (ЛКВИА, с 1955 им. А.Ф. Можайского – от авт.), где он возглавляет кафедру “Конструкция самолётов”.
Докладчик рассказал коллегам историю создания и развития гидроавиации, остановился на конструктивных особенностях гидросамолётов, на их аэродинамических особенностях, а также на их положительных и отрицательных сторонах. Гидроавиация развивалась и совершенствовалась по мере технического прогресса. Как и сухопутная авиация она стремилась летать выше, дальше и быстрее. По мере роста её технического совершенства росла и её грузоподъемность. В результате, уже в конце 30-х и 40-х годов ХХ века появились скоростные и с большой грузоподъемностью самолёты. Так, например, впервые рубеж скорости в 700 км/ч был преодолен, как ни странно на поплавковом самолёте Макки-Кастольди МС-72 итальянской конструкции в 1934 г.
Однако, отметил докладчик, гидроавиации в нашей стране тем не менее уделялось недостаточно внимания. Особенно резким снижение внимания к гидроавиации у нас стало в послевоенные годы после 1945 г., что было преждевременным, по мнению автора доклада.
В дальнейшем же, как сказал И.В. Четвериков, гидроавиация будет развиваться по двум направлениям: а) основываясь на принципе движения с помощью подводных крыльев и б) с использованием экранного эффекта движения над водой.
3 апреля 1974 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Москалёва А.С. «Развитие конструкций сверхзвуковых самолётов в СССР».
Как и на предыдущем заседании Секция заслушала один доклад не менее знаменитого, чем предыдущий докладчик, советского авиаконструктора А.С. Москалёва, который со знанием дела рассказал собравшимся о сверхзвуковом самолётостроении в нашей стране.
Как и И.В. Четвериков, А.С. Москалёв с июля 1948 г. работает в нашем городе, в ЛКВИА. Сначала как ст. преподаватель конструкции, прочности и аэродинамики самолётов на инженерном факультете, где он читает лекции и руководит дипломным проектированием курсантов. В 1954 г. им в ЛКВИА организована проблемная научно-исследовательская лаборатория по теоретическим и экспериментальным исследованиям перспективных сверхзвуковых самолётов. В 1955-58 гг. в этой лаборатории А.С. Москалёв вместе с другими учеными академии провел исследование оценки перспектив развития разных типов ЛА. А в 1956-60-х гг., возглавляемая им научная лаборатория обосновала перспективы создания бомбардировщика с очень высокими тактико-техническими характеристиками. Таким образом, члены секции из первых рук узнали об истории создания, проблемах и перспективах развития сверхзвуковых самолётов в СССР.
16-17 апреля 1974 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Меркулов И.А. «Роль АН СССР в развитии ракетной техники в СССР».
- Олиференко Г.И. «Развитие радиолокации в СССР».
Секция истории авиации и космонавтики участвовала в работе годичной конференции Ленинградского отделения СНО ИЕиТ, которая была посвящена 250-летию АН СССР.
16 апреля на конференции с докладом о роли АН СССР в развитии ракетной техники в СССР выступил видный отечественный конструктор ракетных и воздушно-реактивных двигателей И.А. Меркулов. Он отметил, что наиболее активное и непосредственное участие Академия наук в создании ракетной техники начала принимать с 1934 г. после проведения конференции по изучению стратосферы. Тогда же было положено начало программе космических исследований.
17 апреля Г.И. Олиференко рассказал о развитии радиолокации в СССР. В докладе он дал историческую справку. Основоположником радиолокации в нашей стране является инженер П.К. Ощепков, затем к этим работам подключались другие инженеры, главным образом из Управления ПВО НКО. В начальный период в работе П.К. Ощепкову оказали большую помощь и содействие академики А.П. Карпинский, С.И. Вавилов, А.Н. Крылов, А.Ф. Иоффе, профессор А.Л. Минц – впоследствии академик. Разработке этого важнейшего нового вида техники оказывали содействие С.М. Киров и М.Н. Тухачевский. Как видно из перечня приведенных имен, АН СССР и в деле развития радиолокации стояла в первом ряду.
15 мая 1974 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Поляков Д.Н. «100 лет со дня рождения одного из пионеров авиации – авиаконструктора Я.М. Гаккеля».
Майское заседание ленинградской Секции истории авиации и космонавтики было посвящено 100-летию со дня рождения одного из первых русских авиаконструкторов Я.М. Гаккеля. Докладчик Д.Н. Поляков вначале своего сообщения коротко остановился на биографических сведениях Я.М. Гаккеля, уделив главное внимание его конструкторской и изобретательской деятельности. Он подчеркнул, что Гаккель сконструировал и построил 9 модификаций самолётов, 7 из которых летали. При этом было отмечено, что каждая последующая конструкция отличалась от предыдущей новыми изменениями и улучшениями. Некоторые из самолётов, построенных Я.М. Гаккелем, были лучшими в мировой авиационной технике того времени.
В заключение, докладчик охарактеризовал изобретательскую деятельность Я.М. Гаккеля в других областях техники – электротехнике, тепловозостроении и других областях техники. Он имеет 33 патента на свои изобретения. Так, например, Гаккель построил первый в СССР линейный тепловоз. А в 1928 г. он получил патент 5664 на газовую реактивную турбину и в этой области стал одним из первых в нашей стране.
30 октября 1974 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклад: 1. Кайтанов К.Ф. «Конструкторская деятельность П.И. Гроховского (к 75-летию со дня рождения)».
На данном заседании К.Ф. Кайтанов посвятил свой доклад 75-летию со дня рождения выдающегося конструктора П.И. Гроховского. Остановившись в начале коротко на биографии Гроховского, докладчик основное внимание уделил его конструкторской деятельности в области авиационной, а главное воздушно-десантной техники.
П.И. Гроховский – военный лётчик. Проходя службу в ВВС, он много занимался рационализаторством и конструкторской деятельностью и проявил себя весьма талантливым, пытливым и инициативным командиром и изобретателем. Понимая значение в войне, особенно в наступательных операциях, десантирования в тылу противника, Гроховский начал свою работу над проблемами воздушно-десантной техники. Можно с уверенностью сказать, что в деле создания парашютной и десантной техники Гроховскому принадлежит одна из ведущих ролей. Кроме того, он занимался конструированием различных приборов. Совершенно бесспорно, что заслуги Гроховского в деле создания парашютно-десантной техники в нашей стране очень велики и он с полным правом должен занять одно из первых мест в истории наших воздушно-десантных войск.
27 ноября 1974 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Заседание Секции было посвящено организационным вопросам, главными из которых стали и были всесторонне обсуждены на этом заседании. В связи с уменьшением количества активных членов секции с 90 чел. в 1967 г. до 55 чел. в текущем первым вопросом для рассмотрения стал вопрос об активизации работы Секции.
Вторым вопросом стал вопрос “О более широком и активном выступлении членов секции в печати, в изданиях по истории авиации и космонавтики и периодической печати”. В процессе обсуждения второго вопроса было высказано ряд критических замечаний в адрес сборника “Из истории авиации и космонавтики” и ежегодного сборника “Наука и техника (Вопросы истории и теории)”, издающегося Ленинградским отделением Советского национального объединения историков естествознания и техники.
Наряду с этими на заседании были обсуждены также и другие организационные вопросы.
25 декабря 1974 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклады: 1. Шатоба И.Я. «Деятельность Н.А. Морозова в воздухоплавании, авиации и космонавтике».
- Прянишников В.И. «У истоков космонавтики».
Заключительное заседание 1974 г. было посвящено многогранной деятельности пропагандиста, ученого и изобретателя Н.А. Морозова.
С первым большим докладом на эту тему выступил ветеран и один из авторитетных члена секции И.Я. Шатоба. В докладе было отмечено, что дать полную, исчерпывающую характеристику его жизни и деятельности в одном сообщении невозможно. Поэтому в докладе была дана характеристика Морозова, как талантливого ученого, при этом упор был сделан, на его работах в области воздухоплавания и авиации. Его деятельность в этом направлении началась в 1908 г. со вступлением в члены Всероссийского Аэроклуба. С целью пропаганды значения авиации в жизни страны Н.А. Морозов в 1910-14 гг. совершил поездки в 51 город России и в каждом из них выступал с докладами на тему «Научное и культурное значение воздухоплавания и авиации». Кроме того, он работал во Всероссийском аэроклубе в трех комитетах – в Медицинском, Организационном и в Научно-техническом.
Сам Н.А. Морозов совершил немало полётов с научными целями на аэростатах и самолётах. Так, например, он летал с доктором Цитовичем на аэростате “Треугольник” с целью проверки давления крови, пульса, температуры тела и мускульной силы – по мере подъема на высоту, т.е. организовал и проводил полёты по вопросам молодой тогда науки – авиационной медицины. Затем Морозов совершил полёты с целью изучения атмосферы, с целью наблюдения за затмением Солнца, с целью спектрофотографирования и т.д.
Н.А. Морозов много занимался также изобретательством. Предложенный им в 1912 г. экваториальный пояс для аэростатов, как средство, обеспечивающее безопасность полётов, был применен и оправдал себя. Так в 1921 г. он с воздухоплавателями Н.Д. Анощенко и Мейснер на подобном аэростате с экваториальным поясом совершил успешный полёт.
Очень много внимания и времени уделял Н.А. Морозов научной работе, связанной с воздухоплаванием и авиацией. Он написал 17 работ по этим вопросам. В своей научной деятельности он был связан и лично дружен с Н.Е. Жуковским, В.П. Ветчинкиным, А.Н. Крыловым, Н.А. Рыниным и другими.
На заре создания советской авиации в 1921 г. Н.А. Морозов обратился с письмом к В.И. Ленину и предложил свои услуги в деле организации научных полётов. В последующие годы он активно работал в ОДВФ, в Научно-техническом комитете, в Аэроклуб-музее в Ленинграде вместе с А.А. Саткевичем, Н.А. Рыниным, Л.П. Боклевским и другими. Связь с авиацией Н.А. Морозов не прерывал до конца своей жизни.
Со вторым докладом о Н.А. Морозове, о его деятельности в области космонавтики выступил В.И. Прянишников. Он отметил его большую работу в этом направлении, которую он проводил еще с 20-х годов ХХ в. Докладчик особенно подчеркнул активную научную связь Н.А. Морозова и К.Э. Циолковского по вопросам создания ракет и межпланетным полётам. Он вел переписку в 1924 г. с американским ученым Р. Годдардом. В 1924 г. Морозов начал активно работать по вопросам пропаганды межпланетных полётов – он организовал специальную группу лекторов при Всероссийском Обществе любителей мироведения. Эта группа разъезжала по стране и читала лекции по межпланетным полётам м покорению космического пространства. В эту группу входили также Н.А. Рынин, автор доклада В.И. Прянишников, Я.И. Перельман и другие.