Деятельность Секции в 1973 г.

В 1973 г. новым председателем Ленинградской Секции истории авиации и космонавтики избран В.В. Шкварцов, а его заместителем стал И.Я. Шатоба. Всего на 1 января 1973 г. членами секции состояло – 58 чел.

В этом году работа секции проводилась в соответствии с планами, намеченными Бюро и проходила достаточно активно и плодотворно. Всего за год проведено 8 заседаний, на которых заслушано 9 докладов и 3 сообщения.

31 января 1973 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Поляков Д.Н. «С.К. Джевецкий – учёный и изобретатель в области авиации и воздухоплавания».

С первым докладом выступил Д.Н. Поляков. Он, коротко сообщив биографические сведения выдающегося отечественного учёного и изобретателя С.К. Джевецкого (1843-1938), главное внимание уделил научной и изобретательской деятельности учёного. Как известно, в начале своей деятельности Джевецкий увлёкся кораблестроением, а именно постройкой подводных лодок (ПЛ). Его следует считать одним из пионеров в этой области. В частности, по проектам Джевецкого было построено несколько моделей ПЛ. Первая ПЛ его конструкция успешно прошла испытания в Одесской бухте. Следует подчеркнуть, что Джевецкий первым в мире применил в 1884 г. на ПЛ электродвигатель, питавшийся от аккумуляторов.

В те же годы он увлёкся воздухоплаванием, а потом и авиацией. Джевецкий один из основателей, а с 1882 г. товарищ председателя воздухоплавательного отдела Русского Технического общества. В первый период он занялся постройкой змеев, затем аэростатов, а также теоретическими вопросами – аэродинамикой. Опубликовал ряд работ по теории полёта птиц и аэропланов. С.К. Джевецкий совершил несколько полётов на воздушном шаре, в т.ч. для наблюдения солнечного затмения 7.8.1887, стартовав из Твери, вместе с Л.Н. Зверинцевым. Это было первое применение воздушных шаров в астрофизических наблюдениях. В том же 1887 г. в Петербурге вышли его работы “О сопротивлении воздуха в применении к полёту птиц и аэропланов” и “Аэропланы в природе: Опыт новой теории полёта”. А в 1891 г. в Петербурге напечатал “Теоретическое решение вопроса о парении птиц”. Ему также принадлежит теория авиационных винтов, теория расчёта воздушного винта по элементам и т.д. И его конструкции воздушных винтов широко применялись в авиации. Джевецкий проектировал самолёты с различными профилями крыльев, и высказал мысль, что угол атаки крыла не должен превышать 2°. В 1912 г. во Франции он построил и испытал самолёт с тандемным расположением крыльев и толкающим винтом, который был показан на Парижской выставке. В 1914 г. модифицировал его. С 1892 г. он жил в Париже, где в основном занимался коммерческой деятельностью, в т.ч. был переводчиком сочинений Н.Е. Жуковского на французский язык.

21 февраля 1973 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Меркулов И.А. «О некоторых вопросах истории ракетной техники».

  1. Шатоба И.Я. «Деятельность И.В. Мещерского».

С докладом о истории ракетной техники выступил один из пионеров ракетной техники, конструктор ГИРД, активный пропагандист ракетной техники и космонавтики И.А. Меркулов (1913-1991). Он коротко рассказал о путях развития ракетной техники в СССР. При этом он отметил, что в истории отечественного ракетостроения недостаточно хорошо освещается роль общественных организаций, например ГИРДов, вклад которых весьма значителен в развитие ракетной техники в СССР. Он сказал, что не совсем полно показывается роль отдельных учёных и инженеров в этой области. Одновременно И.А. Меркулов обратил внимание коллег на засоренность истории ракетной техники различными домыслами неквалифицированных авторов и журналистов, которые в погоне за эффектом искажают действительность.

Во второй половине заседания И.Я. Шатоба выступил с небольшим сообщением о деятельности И.В. Мещерского. Рассказав о трудном и тяжёлом пути, который прошёл Мещерский, прежде чем стать широко известным учёным, докладчик подчеркнул, какой большой вклад он внёс в отечественную науку, особенно в теоретическую механику. Так, его работа «Динамика точки переменной массы» является класическим трудом, как основа ракетодинамики, она не потеряла своего значения до сих пор.

22 февраля 1973 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Астафьев Г.П. «К истории развития авиационного радиооборудования в Гражданской авиации (К 50-летию Гражданской авиации)».

  1. Срел В.М. «50 лет Гражданской авиации СССР».

По случаю 50-й годовщины со дня образования Гражданской авиации СССР было принято решение о проведении отдельного заседания Секции, посвящённого этой знаменательной дате.

С первым докладом выступил Г.П. Астафьев. Он рассказал о истории развития авиационного радиооборудования в Гражданской авиации. В докладе было показано, как поэтапно шло развитие радиооборудования, вплоть до нынешнего сложного и в то же время надёжного радионавигационного оборудования.

Вторым выступил В.М. Срел, который изложил историю Гражданской авиации, при этом отметил, что за организацией её лично следил В.И. Ленин. Более того, ещё в 1921 г. В.И. Ленин предложил изучить вопрос о возможности международных перелётов. Особо большое внимание докладчик уделил техническому развитию Гражданской авиации за 50 лет, подчеркнув при этом гигантский скачок, который сделала она в послевоенный период. С появлением реактивной авиации и вертолётной, практически произошла коренная техническая революция – полное обновление и реконструкция Гражданской авиации, а в связи с этим возросло и значение её во всех отношениях.

28 марта 1973 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Четвериков И.В. «Выдающийся авиаконструктор Д.П. Григорович (90 лет со дня рождения)».

В честь 90-летия со дня рождения выдающегося отечественного авиаконструктора Д.П. Григоровича (25.1(6.2).1883-26.7.1938), член секции, известный советский авиаконструктор гидросамолётов И.В. Четвериков выступил с докладом о жизни и деятельности Григоровича. При этом докладчик отметил большое значение деятельности Григоровича не только как авиаконструктора, но и как одного из активных участников организации авиационной промышленности как до Октябрьской революции, так и после. Свою конструкторскую деятельность Григорович начал ещё будучи студентом Киевского политехнического института. Переехав в Петербург, он продолжил свою конструкторскую работу, но в новом направлении – начал строить гидросамолёты.

Первым его самолётом был М-1, построенный в 1913 г. на заводе Первого Российского Товарищества Воздухоплавания (ПРТВ) на основе летающей лодки “Донне-Левек” (Франция). За М-1 последовали М-2, -3, -4, -5. При этом последняя модификация М-5 была наиболее удачной и принесла ему заслуженную славу. В последующие годы Григорович построил ещё ряд модификаций летающих лодок – до М-24 (1925 г.). После М-9 он начал строить морские истребители М-11, -12. При этом М-11 стал первым в мире гидросамолётом-истребителем. Далее он построил первый в мире торпедоносец и воздушный крейсер.

После 1923 г. Д.П. Григорович строил истребители наземного базирования для сухопутных ВВС: И-1, -2бис, -3 – были первыми советскими истребителями. В конце 1920-х годов Григорович начал строить металлические самолёты из дюралюминия. Наиболее активная деятельность конструктора относится к 1930-м годам, когда им был построен весьма удачный истребитель И-5, затем штурмовики: ТШ-1, -2, ШОП, четырёхмоторный МДР-3 и др. В заключении доклада, И.В. Четвериков сказал, что заслуги Д.П. Григоровича в создании нашей отечественной авиации очень велики и он по праву считается выдающимся авиаконст­руктором нашей страны.

27 апреля 1973 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Затонский К.Н. «Роль М.Н. Тухачевского в развитии авиационной и ракетной техники в СССР».

В начале своего доклада Затонский привёл биографические сведения М.Н. Тухачевского, особо подчеркнув его талант как полководца. Затем он дал научным трудам Тухачевского, особенно по вопросам стратегии и тактики, а также вопросам технического перевооружения Красной Армии.

Докладчик подчеркнул, что М.Н. Тухачевский весьма внимательно следил за развитием новой военной техники и оснащением ею Красной Армии, особенно своё внимание он обращал на развитие авиационной техники и оснащение ею ВВС, которым он придавал исключительное значение. Но самой большой заботой маршала Тухачевского были работы в области создания ракетной техники. Создание в Ленинграде ГДЛ, а затем организация первого в мире Реактивного Научно-иследовательского института (РНИИ) – это по праву его заслуги. Он всячески поддерживал Московский и Ленинградский ГИРДы, а также отдельных энтузиастов, занимавшихся ракетной техникой. Невозможно переоценить и преувеличить заслуги М.Н. Тухачевского в создании и развитии авиационной и ракетной техники.

31 октября 1973 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Шатоба И.Я. «Первые в мире многомоторные самолёты – “Русский Витязь” и “Илья Муромец” (К 60-летию создания)».

  1. Кайтанов К.Ф. «Мёртвая петля П.Н. Нестерова и её значение (К 60-летию со времени выполнения)».

Докладчик отметил, что созданные в нашей стране первые в мире многомоторные самолёты имели огромное значение для развития авиации как в нашей стране, так и во всём мире. Появление многомоторных самолётов открыло новую, очень важную страницу в истории авиации. В те годы конструкции “Русского Витязя”, а затем главным образом “Ильи Муромца”, были на уровне самых передовых в мировой авиационной технике. После первого многомоторного самолёта “Русский Витязь” было построено несколько модификаций “Илья Муромец”, при этом основная аэродинамическая схема их не менялась, совершенствовались только отдельные узлы и их детали. Самолёты “Илья Муромец” строились для военного ведомства и применялись в Первую мировую войну. Всего было построено несколько десятков “Муромцев”, тактико-технические данные которых были разные. Из самолётов “Илья Муромец” в 1914 г. была организована “Эскадра Воздушных Кораблей”, которая успешно выполняла боевые задачи по разведке и бомбардировке позиций и объектов противника.

После основного доклада И.Я. Шатобы с небольшим сообщением о “мёртвой” петле П.Н. Нестерова в честь 60-й годовщины её совершения выступил К.Ф. Кайтанов. В своём сообщении докладчик остановился на подготовке и выполнении “мёртвой” петли Нестеровым. К.Ф. Кайтанов подчеркнул, что Нестеров научно обосновал возможность выполнения этой фигуры высшего пилотажа. Затем докладчик рассказал о выполнении им лично первого прыжка с парашютом с положения “мёртвой” петли.

28 ноября 1973 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Квадэ П.П. «Участие русских авиаторов в Первой Балканской войне 1912-1913 гг.».

На заседании был заслушан один доклад, который был посвящён истории участия русских авиаторов в Первой Балканской войне в 1912-1913 гг. и освобождению Болгарии от турецкоосманского ига. Докладчик, П.П. Квадэ, отметил, что после начала Балканской войны в России развернулась кампания за посылку добровольцев в помощь Болгарии и Сербии. В Петербурге был организован специальный отряд авиаторов, который состоял из десяти человек – 4 лётчиков, 2 механиков и 4 мотористов. В распоряжении отряда было 4 самолёта Фарман-VII. Отряд успешно выполнял боевые задания. Так, лётчики отряда первыми в России выполняли боевые задачи в условиях войны и первыми приобрели боевой опыт.

26 декабря 1973 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Солонин С.В. «Космические исследования и их влияние на науку и технику».

  1. Шатоба И.Я. «75 лет со дня рождения советского учёного-баллистика Д.А. Вентцеля».

На заключительном заседании Секции в 1973 г., в качестве основного, был заслушан доклад С.В. Солонина о влиянии на науку и техники космических исследований. Докладчик сообщил, что XXIV-й Астронавтический конгресс, который проходил осенью 1973 г. в Баку, подвёл некоторые итоги космических исследований. На основании их стало совершенно очевидно, насколько велико их влияние на развитие науки и техники. Масштабы космических исследований и их темпы настолько велики, что требуют всё больше новых технических достижений и усовершенствований. Затем докладчик отметил, что в настоящее время, некоторые достижения космической техники успешно применяются в земных условиях в некоторых отраслях народного хозяйства, например, в медицине, геологии для исследования земных недр и т.д. В будущем, чем больше будет развиваться космонавтика и космические исследования, тем шире и разнообразнее будет развиваться космическая техника. В такой же мере будет сказываться её влияние на науку и технику.

По окончании заседания с небольшим сообщением по случаю 75-летия со дня рождения выдающегося учёного-баллистика Д.А. Вентцеля выступил И.Я. Шатоба. Он коротко сообщил биографические сведения Д.А. Вентцеля, охарактеризовал его научную деятельность и его научные труды в области внутренней и внешней баллистики. Кроме того, было подчёркнуто участие Д.А. Вентцеля в работе ЛенГИРД как консультанта.

В закладки: постоянная ссылка.


Понравилась статья? Поделись ссылкой с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *