На 1.01.1972 г. Ленинградское отделение Секции истории авиации и космонавтики насчитывало 60 чел. В составе бюро отделения осталось 3 чел., т.к. 2 его члена выбыли: В.Л. Корвин – скончался, И.Ф. Фанечкин – по состоянию здоровья. В связи с этим, в 1972 г. бюро было доизбрано. При этом сама работа отделения в 1972 г. проходила более активно, чем в предыдущем году. Одним из больших мероприятий, в котором Ленинградская секция принимала участие, была подготовка и проведение в мае в Ленинграде 2-х чтений, посвящённых разработке научного наследия и развитию идей Ф.А. Цандера.
Несмотря на то, что в 1972 г. было проведено меньше заседаний Секции (их было 6), количество докладов и сообщений было заслушано – 10, т.е. больше, чем в предыдущем году.
26 января 1972 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклады: 1. Вальков Ю.А. «Н.Е. Жуковский – основоположник аэродинамики (К 125-летию со дня рождения)».
- Кайтанов К.Ф. «Изобретатель ранцевого парашюта Г.Е. Котельников».
Открыл заседание доклад Ю.А. Валькова о Н.Е. Жуковском, посвящённый 125-летию со дня рождения выдающегося отечественного аэродинамика. В своём выступлении докладчик сначала коротко остановился на важнейших этапах биографии учёного, а затем подробно охарактеризовал его научно-педагогическую деятельность, уделив при этом основное внимание разработанным Н.Е. Жуковским основам аэродинамики.
Со вторым докладом выступил К.Ф. Кайтанов. Он рассказал о жизни и деятельности Г.Е. Котельникова, как изобретателя ранцевого парашюта. Сначала докладчик коротко остановился на истории применения парашютов. В частности, хорошо известно, что парашюты широко применялись в воздухоплавании до изобретения Котельникова. С появлением авиации возникла необходимость в новых конструкциях парашютов. Особенно эта необходимость подтвердилась после ряда катастроф, происшедших в авиации. Так на ускорение изобретения ранцевого парашюта Г.Е. Котельникова огромное влияние оказала трагическая 24 сентября (7 октября) 1910 г. Л.М. Мациевича, который стал первой жертвой отечественной авиации. Далее К.Ф. Кайтанов рассказал об усовершенствованиях и дальнейшем развитии парашютов и широкого их применения в СССР.
11 февраля 1972 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклады: 1. Кудинов А.А. «Перспективы развития самолётостроения в СССР».
- Шатоба И.Н. «Вклад петербургских-ленинградских учёных и инженеров в развитие ракетной техники в СССР».
О перспективах развития советского самолётостроения в первом докладе рассказал А.А. Кудинов. В начале своего повествования он остановился на разнице в развитии военных и гражданских самолётов. У военных самолётов одно назначение, боевое применение, поэтому увеличение скоростей, потолка и других элементов диктуются этим назначением. Здесь не может быть коммерческих выгод, комфортабельности и т.д. Что же касается гражданских самолётов, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов, то в данном случае на первый план выступают: экономическая целесообразность и коммерческая выгодность появления сверхзвуковых самолётов в Гражданской авиации, докладчик отметил особенности конструкций этих самолётов, в частности конструкции фюзеляжа и крепления крыльев к нему.
Второй доклад на заседании И.Я. Шатоба о вкладе петербургских-ленинградских учёных и инженеров в развитие ракетной техники в СССР разделил на два периода. В первом – он дал краткий исторический обзор деятельности учёных инженеров Петербурга-Петрограда до 1917 г. В этой части доклада он сообщил о деятельности, работах и изобретениях А.Д. Засядко, В.И. Внукова, К.А. Шильдера, К.И. Константинова, Н.А. Телешова, М.И. Иванина, Н.И. Кибальчича, А.П. Фёдорова, И.В. Мещерского и др.
Во второй части доклада – о деятельности учёных в послеоктябрьский период. В частности, речь шла о работах В.А. Артемьева, Н.И. Тихомирова о деятельности ГДЛ и ЛенГИРДа, о взаимодействии этих двух организаций и отдельных их работников.
29 марта 1972 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклады: 1. Солонин С.В. «История, современное состояние и перспективы развития авиационной метеорологии (к 100-летию со дня организации службы погоды в России)».
На заседании был заслушан один доклад. С.В. Солонин посвятил его 100-летию со дня организации службы погоды в России. В нём он рассказал об истории, современном состоянии и перспективах развития авиационной метеорологии. И прежде всего докладчик подчеркнул, что авиационная метеорология значительно отличается от общей метеорологии – “Она ближе к авиации, чем к метеорологии”.
Затем С.В. Солонин коротко охарактеризовал 100-летний путь развития службы погоды в нашей стране, особо остановился на деятельности крупнейших учёных – академика Я.Д. Захарова, Д.И. Менделеева, М.М. Поморцева и др. учёных, которые внесли огромный вклад в метеорологию, как науку, своими исследованиями верхних слоёв атмосферы и другими исследованиями. История метеорологии вообще и авиационной в частности, обогащалась научными познаниями параллельно развитию воздухоплавания, и особенно авиации.
Сейчас, когда самолёты летают на 20000 м и выше, когда спутники Земли, в частности метеорологические, бороздят просторы космоса – учёные могут разрабатывать такие проблемы, о которых раньше даже не мечтали. Таким образом, авиация и космические ракеты, по мере своего развития, дают всё больше возможностей учёным исследовать атмосферу, прогнозировать погоду не только для авиации, но и для всего народного хозяйства. В настоящее время технические достижения позволяют ставить и решать вопрос об автоматических метеостанциях, в частности о полной автоматизации авиационной метеорологии.
26 апреля 1972 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклады: 1. Сергеев А.А. «Первые опыты влияния воздействия ускорения на организм человека».
- Прянишников В.И. «Н.И. Перельман – популяризатор космонавтики».
Первый доклад на очередном заседании Секции был посвящён авиационно-космической медицине. О первых опытах влияния воздействия ускорения на организм человека доложил А.А. Сергеев. Он сообщил, что вопросами авиационной медицины он начал заниматься в 1924 г., будучи врачом школы лётчиков-наблюдателей в Ленинграде. В это же время он начал заниматься вопросами влияния ускорений на организм человека; причём к изучению и разработке проблемы влияния ускорения на человека привлёк автора известный учёный-авиатор Н.А. Рынин.
А.А. Сергеев отметил, что, приступая к изучению ускорений, медики не имели никакого опыта и почти никакой литературы по этому вопросу. Тем не менее, к работе приступили активно. Была организована Секция авиационной медицины, началось чтение курса авиационной медицины на воздухоплавательном факультете при Ленинградском институте инженеров путей сообщения (ЛИИПС). В связи с организацией в 1930 г. Ленинградского института Гражданского воздушного флота (ЛИИГВФ) и переходом в этот институт воздухоплавательного факультета ЛИИПСа – чтение курса авиационной медицины продолжилось в новом институте. Начались также опыты над птицами, мелкими животными. Сами преподаватели – инженеры и медики изобретали приборы для опытов хороших центрифуг. Над разрешением проблемы конструкций нужных центрифуг много работал Н.А. Рынин и др. Этот доклад А.А. Сергеева был позже опубликован в Вып. 15 сборника “Из истории авиации и космонавтики” (М.: ИИЕТ, 1972, с.43-52).
Второй доклад был посвящён Я.И. Перельману, как популяризатору космонавтики. Об этом рассказал член секции В.И. Прянишников. Он сам, как и Я.И. Перельман, в 1930-х гг. был популяризатором науки и техники. И даже выпустил несколько книг на эту тему. Поэтому Прянишников со знанием дела, и как современник Перельмана, рассказал о нём. Сначала он коротко познакомил членов Секции с биографией Я.И. Перельмана, а затем подробно остановился на его научно-пропагандистской деятельности, рассказал о его научных трудах по занимательной физике и математике, о его популярном труде “Межпланетные путешествия” и т.д. Перельман был одним из инициаторов и активистов в организации, а затем и работе ЛенГИРД, он в очень большой степени содействовал успехам деятельности ЛенГИРД.
9 ноября 1972 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклады: 1. Затонский К.Н. «75 лет со дня рождения Я.И. Алксниса – одного из организаторов и руководителей ВВС СССР».
После полугодового перерыва состоялось очередное заседание Секции, на котором был заслушан один доклад, посвящённый 75-летию со дня рождения Я.И. Алксниса. В своём докладе К.Н. Затонский, отметил, что деятельность Алксниса в авиации имеет характерные особенности, свойственные только ему. Как известно, он освоил лётное дело благодаря только воле, настойчивости и невероятной работоспособности – уже будучи заместителем начальника Воздушных сил СССР.
Следует заметить, что освоение им лётного дела шло параллельно с глубоким изучением теоретических дисциплин по авиации. Таким образом, Я.И. Алкснис освоил и теорию и практику полётов глубоко и всесторонне, что позволяло ему умело руководить Военно-Воздушными Силами. Очень большое внимание он уделял научно-исследовательской и изобретательской работе в ВВС. За время его работы в качестве начальника Управления ВВС РККА были достигнуты значительные успехи во всех областях ВВС.
21 декабря 1972 г.
Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.
Присутствовало: ? чел.
Доклады: 1. Квадэ П.П. «80 лет со дня рождения П.И. Баранова – одного из организаторов советской авиапромышленности».
- Шатоба И.Я. «Составной самолёт “Звено” конструкции В.С. Вахмистрова».
Продолжая тему предыдущего заседания, посвящённую юбилеям руководителей советской авиации, первый доклад последнего заседания 1972 г. был посвящен П.П. Квадэ 80-й годовщине со дня рождения одного из организаторов советской авиапромышленности П.И. Баранова. Докладчик познакомил членов секции с биографией П.И. Баранова, с его политической деятельностью до Октябрьской социалистической революции, как большевика с 1913 г., рассказал о деятельности его в годы гражданской войны, как члена реввоенсоветов армии и фронта, о его работе совместно с М.В. Фрунзе и В.В. Куйбышевым и др. Будучи назначен в 1923 г. заместителем начальника Управления Военно-Воздушного Флота СССР, П.И. Баранов со свойственной ему энергией и напористостью руководит этим важнейшим делом. Он успешно освоил лётную подготовку – сдал экзамены и стал квалифицированным военным лётчиком. При этом следует отметит, что лётную подготовку он осуществил уже будучи начальником Управления ВВС. Исключительно большое внимание П.И. Баранов уделял работе научно-исследовательских организаций ВВС.
В 1931 г. решением ЦК ВКП(б) П.И. Баранов выдвигается на работу во Всесоюзное авиационное объединение и назначается его начальником, а вскоре становится зам. наркома тяжёлой промышленности и начальником Главного управления авиационной промышленности. На этом посту он внёс огромный вклад в развитие авиационной промышленности СССР и, таким образом, в оборону СССР. В 1933 г. П.И. Баранов трагически погиб.
Со вторым докладом составном самолёте “Звено” конструкции В.С. Вахмистрова выступил И.Я. Шатоба. Он подробно охарактеризовал все известные варианты конструкций “Звена” В.С. Вахмистрова, при этом иллюстрируя все их фотографиями, одновременно рассказывал об экипажах, принимавших участие в испытаниях всех вариантов “Звена”. В докладе было подчёркнутото огромное оборонное значение, которое придавали разработке вариантов “Звена” виднейшие начальники, в частности Я.И. Алкснис, и особенно М.Н. Тухачевский.
В заключение И.Я. Шатоба рассказал о боевом применении в первый период Великой Отечественной войны варианта “Звено”-СПБ (составной пикирующий бомбардировщик), где носителем был ТБ-3, к нему подвешивалось два И-16, а к последним – по две 250 кг бомбы. Особенно успешно применялись СПБ на Черноморском военно-морском флоте, в операции на Констанце – 26 июля 1941 г. и в операции по Черноводскому ж/д мосту через р. Дунай – 10 августа 1941 г. Обе операции были проведены очень успешно. Применялись СПБ также в подавлении тяжёлых батарей противника в районе Перекопа. Этими операциями и закончилось применение системы СПБ.