Деятельность Секции в 1971 г.

В 1971 году произошли кадровые изменения в руководстве Секции. Новым председателем Секции был избран профессор С.В. Солонин из Метеорологического института, который сменил на этом посту профессора П.П. Квадэ.

В 1971 г. работа Ленинградского отделения секции проходила несколько активнее, чем в 1970 г. За год было проведено 7 заседаний, на которых было заслушано 9 докладов и сообщений:

 24 февраля 1971 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Кудинов А.А. «Состояние и пути развития Гражданской авиации СССР».

На заседании Секции был заслушан один доклад. К.т.н. А.А. Кудинов рассказал прошлом, настоящем и будущем советского Гражданского воздушного флота. Касаясь истории создания, докладчик более подробно изложил роль и деятельность Гражданской авиации (ГА) в годы Великой Отечественной войны. Перейдя к рассказу о современном состоянии ГА, он обратил внимание собравшихся на особенности конструкций современных пассажирских самолётов. В заключении, автор доклада поведал о перспективах и путях дальнейшего развития ГА СССР. А именно, о широкофюзеляжных самолётах и переходе на сверхзвуковые скорости полёта. Первенец сверхзвукового пассажирского парка Ту-144 уже поднялся в воздух.

31 марта 1971 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Адрианов Я.С. «50 лет Ленинградской Высшей школы летнабов».

С большим докладом на заседании Секции выступил генерал-майор инженерно-технической службы Я.С. Адрианов. В честь полувекового юбилея, докладчик, бывший курсант школы, доложил как создавалась Ленинградская Высшая школа летнабов. Он рассказал, как первая советская штурманская школа приступила к подготовке штурманов советской авиации. Их подготовка была поставлена на самом высоком уровне, т.к., например, для теоретической подготовки по общеобразовательным предметам привлекались квалифицированные преподаватели из ленинградских вузов, а для преподавания специальных военных предметов привлекались опытные специалисты из РККА. Для практического обучения курсантов школы в области ориентировки, аэрофотосъёмки и т.д. при школе была учебная авиаэскадрилья, имевшая в своём составе самолёты: “Вуазен”, “Сопвич”, “Фоккер” D-IV, DH-9с и Т-4 с весьма квалифицированными лётчиками, что способствовало подготовке квалифицированных специалистов для нашей авиации.

28 апреля 1971 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Шатоба И.Я. «Вклад ЛенГИРДа в отечественное ракетостроение».

В связи с исполняющимся в 1971 г. 40-летием с момента организации Ленинградской Группы изучения реактивного движения (ЛенГИРД) старейший и авторитетный член секции, историк И.Я. Шатоба сделал обзорный доклад о работах ЛенГИРДа и его вкладе в развитие отечественного ракето- и двигателестроения. Докладчик подробно остановился на истории работы ЛенГИРДа: с момента её возникновения весной 1931 г., когда группа вошла в состав Бюро Военной Техники Военно-научного комитета Ленинградского областного Совета Осоавиахима, и до 1939 г., когда она вошла в состав созданного Реактивного Научно-исследовательского института.

Всю деятельность ЛенГИРД докладчик разделил на два периода: 1) 1931-34 гг., когда группой руководил В.В. Разумов; и 2) 1934-39 гг., когда во главе группы стоял проф. М.В. Мачинский.

Если в первый период наблюдались больше тенденция к проектированию и постройке ракет, то во второй наблюжался процесс увлечения конструкциями реактивных двигателей, как на жидком, так и на твёрдом топливе.

И.Я. Шатоба отметил, что в работе ЛенГИРДа принимали активное участие виднейшие ленинградские учёные, инженеры и командиры Красной Армии: профессора Н.А. Рынин, А.А. Саткевич, Д.А. Вентцель и др., инженеры В.А. Артемьев, В.В. Разумов, В.Д. Горбунов, И.Н. Самарин, С.М. Гольдштик и др., командиры РККА – командарм 2-го ранга В.И. Шорин, воен­инженер 1-го ранга Б.С. Петропавловский, авиаинженер С.Н. Лоцманов и др., известный популяризатор межпланетных полётов Я.И. Перельман и многие другие.

Первая экспериментальная ракета ЛенГИРДа конструкции Разумова-Штерна с двигателем на твёрдом топливе была запущена под Ленинградом в сентябре 1932 г. Кроме проектно-конструкторской деятельности, ЛенГИРД проводил опыты по воздействию перегрузок на животных, занимался пропагандистской работой. В 1932 г. при Ленинградском Доме Техники ЛенГИРДом были организованы курсы по теории реактивного движения, которыми руководил Н.А. Рынин и М.В. Гажала.

Докладчик особенно подчеркнул хорошее взаимодействие ЛенГИРДа с ГДЛ и оказание большой помощи со стороны последней.

29 сентября 1971 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Дудаков В.И. «О применении стартовых ракетных ускорителей в авиации СССР».

  1. Шатоба И.Я. «О работе XIII Международного конгресса историков науки».

Продолжая ракетную тему предыдущего заседания, на первом заседании Секции после “летних каникул” с первым основным докладом о применении стартовых ракетных ускорителей в советской авиации выступил участник описываемых событий В.И. Дудаков. С этим докладом В.И. Дудаков выступал на XIII Международном конгресса по истории науки, и он был опубликован в Вып. 17-18 сборника “Из истории авиации и космонавтики” (М.: ИИЕТ, 1972, с.44-46).

Как известно, ещё в начале 1930-х гг. в нашей стране, в основном, были только грунтовые аэродромы, без взлётных полос. Взлёт с таких аэродромов тяжёлых самолётов был затруднителен, особенно весной и осенью, когда аэродромы размокали и часто выходили из строя на длительное время. Поэтому самолёты как военной, так и гражданской авиации, взлетали с грунтовых аэродромов с недогрузками. Необходимо было решить эту задачу. А именно кратковременное увеличение тяги самолёта в период взлёта. В 1928 г. ленинградские инженеры В.И. Дудаков и В.А. Константинов предложили “Устройство с ракетным движителем для облегчения взлёта самолётов” и получили на это изобретение патент (№ 439с от 8.10.1928 г.). Научно-технический Комитет УВВС принял изобретение Дудакова-Константинова и направил их в ГДЛ для опытной разработки стартового ускорителя. Разработка ракетного двигателя для ускорителя велась в ГДЛ конструктором Е.С. Петровым под руководством Б.С. Петропавловского. Для практических испытаний ускорителя по указанию Командующего войсками Ленинградского Военного округа (ЛВО) М.Н. Тухачевского был выделен самолёт У-1 (Авро-504), на котором в 1931-32 гг. прикомандированным к ГДЛ лётчиком-инструктором С.И. Мухиным, с помощью авиатехника А.А. Грицкевича, было произведено около 100 весьма успешных вылетов с ускорителем. Во всех полётах на втором сиденье участвовал в испытаниях В.И. Дудаков.

Положительные результаты испытаний по применению ускорителей позволили перейти к экспериментам на тяжёлом самолёте. Для этих целей командование ЛВО выделило тяжёлый бомбардировщик ТБ-1 конструкции КБ А.Н. Туполева, весом 7 т. Анализ взлёта ТБ-1 показал, что применение ускорителей при весе самолёта 7 т уменьшало длину разбега с 330 м до 80 м, а при весе 8 т с 480 до 110 м. Взлётный вес в 8 т – это перегрузка полётного веса на 1 т, что позволяло значительно увеличить полезную нагрузку самолёта.

Во всех полётах ТБ-1 также участвовал автор работ и данного доклада – В.И. Дудаков.

За границей же подобные работы со стартовыми ускорителями проводились значительно позже. Так, в Германии в 1937 г. проводил эксперименты В. фон Браун со своим ускорителем на самолёте “Кадет” фирмы Хейнкель. Хотя в своей кн. «Полёт в мировое пространство» (М.-Л., 1936 г.) М. Валье приводит сведения о попытке проведения таких работ в 1929 г. фирмой Юнкерс (Германия). В США такие работы были проведены на самолёте “Консолидейтед” известным американским учёным Р. Годдардом только в 1942 г.

В заключении заседания с сообщением о работе XIII Международного конгресса историков науки, который состоялся в августе 1971 г. в Москве, выступил И.Я. Шатоба. Он отметил, что в работе конгресса приняло участие около 2 тыс. чел. из 40 стран. На конгрессе впервые была организована Секция по проблемам истории авиационной и ракетно-космической науки и техники. Поэтому И.Я. Шатоба, как член секции, принимавший участие в работе конгресса, подробно рассказал о её работе. Он сообщил, что на заседаниях секции было заслушано более 20 докладов. Кроме того, в рамках секции был проведён специальный симпозиум на тему: «Роль отдельных учёных и научных школ в развитии ракетно-космической техники». В заключении, свого доклада И.Я. Шатоба подчеркнул, что при исследовании любых вопросов истории авиации и космонавтики, исследователи, как это отмечалось на конгрессе, должны соблюдать историческую точность, достоверность и документальную обоснованность исследуемого вопроса, основываясь на подлинных документах и материалах.

28 октября 1971 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Михайлов О.И. «Состояние и перспективы развития авиационного приборного бортового оборудования самолётов».

Темой этого заседания стала не часто поднимаемый на Секции, но от этого не менее важный вопрос состояния и перспектив развития авиационного приборного бортового оборудования самолётов. С докладом об этом выступил к.т.н., доцент О.И. Михайлов. Сначала он изложил историю развития приборного оборудования. На конкретных примерах он показал какие приборы применялись на поршневых самолётах в период с Великой Отечественной войны до 1950-х гг., т.е. до того, как в гражданскую авиацию начали поступать реактивные самолёты. Затем в докладе было показано оборудование реактивных лайнеров, вплоть до современных Ил-76 и Ту-144. Автор доклада отметил успехи и значительные трудности в создании новейшего приборного оборудования для современных самолётов, поступающих в эксплуатацию в гражданскую авиацию. Докладчик подчеркнул, что в настоящее время и в будущем авиационное приборное оборудование будет создаваться комплексно. Так, он привёл примеры сравнения советского комплексного авиационного оборудования с иностранным, показав при этом превосходство нашего над заграничным по надёжности и точности. В заключении, автор сказал, что в настоящее время усилия конструкторов прибористов направлены на усовершенствование посадочного (аэродромного) оборудования.

24 ноября 1971 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады:   1. Гуревич Г.И. «Новые достижения космической медицины».

  1. Квадэ П.П. «90 лет со дня рождения первого русского лётчика М.Н. Ефимова».

Продолжая тему космонавтики в этом году – году 10-летия со дня полёта в космос Ю.А. Гагарина, положившему начало пилотируемых полётов в космос, проф. Г.И. Гуревич рассказал о последних достижениях космической медицины. Он напомнил, что за прошедшие 10 лет в космосе с разными задачами и приборами побывало более 40 чел.

Докладчик отметил, что освоение космоса можно разделить на 4 этапа. На первом этапе большую роль имела автоматика, на втором этапе выявлялась роль человека, его возможности, в частности, отработки мягкой посадки вручную. 3-й этап – это выход человека в открытый космос и отраблтка ручного управления космическим кораблём. И последний, 4-й этап – это создание и пилотирование орбитальной станции и все работы, связанные с этим. За это время космической медициной проделана огромная работа, которая принесла и большие достижения.

Вся деятельность учёных СССР, в том числе и учёных медиков, направлена на то, чтобы для полёта человека в космос создавать такие условия, которые позволили бы обеспечить ему безопасность и максимально хорошие условия для работы и жизни на космическом корабле или орбитальной станции.

В заключении, на заседании в качестве второго доклада было заслушано сообщение проф. П.П. Квадэ, посвящённое 90-летию со дня рождения первого русского лётчика М.Н. Ефимова. В своём выступлении профессор Квадэ дал характеристику М.Н. Ефимову как лётчику, изобретателю и патриоту своей страны. Кроме того, он привёл новые, до сих пор неизвестные сведения о Ефимове, уточняющие опубликованное ранее в авиационной литературе. В частности, согласно архивным документам М.Н. Ефимов ушёл из Севастопольской школы авиации весной 1917 г. и служил потом в Воздушной дивизии Черноморского флота в разных должностях.

22 декабря 1971 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Затонский К.Н. «О книге А.А. Новикова “В небе Ленинграда”».

На заключительном заседании 1971 года был заслушан доклад К.Н. Затонского, в котором он поделился своими впечатлениями о недавно вышедшей книге главного маршала авиации А.А. Новикова “В небе Ленинграда”. Докладчик отметил, что эта книга посвящена в основном боевым действиям ВВС Ленинградского флота, и что автор подробно и исторически достоверно изложил обстановку под Ленинградом в годы Великой Отечественной войны. Особенно тяжёлой эта обстановка была осенью 1941 г. и зимой 1941-42 гг. В это время имелась большая нехватка самолётов, многие самолёты были устаревших конструкций. Однако, несмотря на это, ставившиеся перед авиацией задачи довольно успешно выполнялись. В книге “В небе Ленинграда” правильно отмечается массовый героизм, отвага авиаторов, не выпячиваются отдельные личности, а их боевые дела показываются на фоне тесного содружества всей массы авиаторов и в этом большая ценность этой книги. Тем не менее, наряду с положительными стронами книги докладчик отметил ряд недостатков исторического и хронологического порядка, которые при последующих переизданиях необходимо устранить.

Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *