Швецов А.Д.: Жизнь, отданная Небу

К 130-летию со дня рождения советского конструктора авиационных двигателей
Аркадия Дмитриевича Швецова, 25 (13) января 1892 г.

Течёт река времени, летит и наш Авиационный хронограф [1]. Сегодня на его страницах предлагаем вспомнить Аркадия Дмитриевича Швецова известного советского конструктора, создателя семейства поршневых авиационных двигателей – “сердца” любого летательного аппарата. И мало просто перечислить все звания и заслуги нашего героя: Героя Социалистического Труда, лауреата четырёх Сталинских премий, генерал-лейтенанта инженерно-технической службы, доктора технических наук, и т.д., и т.п., – так как это целая эпоха нашего авиационного двигателестроения. И вот началу этой эпохи 25 января исполнилось бы 130 лет. Дата достойная, чтобы не пройти мимо.

А началась эта история 25 (13 – по старому стилю) 1892 года на Урале, в посёлке Нижне-Сергинского завода, в семье народного учителя. Окончив в Перми Алексеевское реальное училище, уральский юноша, как говорят у нас на Руси – “уральский самородок”, поступил на механическое отделение Московского высшего технического училища. В 1921 году Швецов блестяще окончил МВТУ, после чего стал преподавать в Военной академии. Но затем, поняв, что преподавание – это не его, он поступил на работу на московский авиационный завод ГАЗ № 4 «Мотор», где вскоре возглавил заводское техническое бюро. Так началась жизнь Творца.

Считается, что первым замечательным творением Швецова стал 5-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-11 (100 л.с.). Этот двигатель победил на конкурсе моторов для учебных самолётов, объявленном в 1923 году. Но важной заслугой Швецова, отмеченной страной орденом, стало то, что М-11, стал первым советским серийным мотором воздушного охлаждения. Он сыграл огромную роль в истории советской авиации, так как им оснащались одни из самых массовых и долгоживущих в истории нашей авиации самолёты, это: поликарповский “кукурузник” У-2 (По-2), неприхотливая амфибия В.Б. Шаврова Ш-2 и яковлевская “воздушная парта” Як-18. А ещё много других самолётов, которые благодаря этому простому и неприхотливому двигателю (построено более 150 000 моторов), стали на многие годы своими в небе среди птиц.

После этого успеха Швецов действительно создаёт свой первый опытный двигатель: водяного охлаждения М-8-Рам (Русский авиационный мотор) мощностью 750 л.с. Однако всемирную известность ему всё-таки принесли, созданные под его руководством авиадвигатели воздушного охлаждения. Кроме М-11, ими стали лицензионный М-25, и его модификации и варианты: М-26, М-62 и М-63.

В 1934 году Швецова назначают техническим директором (начальником) и главным конструктором строящегося в Перми крупного моторостроительного завода (ныне это – АО «Авиадвигатель»). В результате, здесь он проработал всю жизнь, создав Пермскую школу конструкторов авиационных двигателей, построил моторы для пятнадцати типов самолётов и вертолётов. Началом практической деятельности ОКБ Пермского моторостроительного завода № 19 явилось освоение мотора М-25. В 1936 году началась его эксплуатация на истребителях Поликарпова И-15. На основе М-25 в короткое время конструкторским коллективом Швецова были разработаны 9-тицилиндровые моторы воздушного охлаждения М-25А и М-25В увеличенной мощности (для истребителей И-15, И-15бис и И-16), моторы: М-62 (для И-16, И-153), М-62ИР (для транспортных самолётов Ли-2, Ан-2), М-63 (для И-16). Взлётная мощность этих моторов по сравнению с исходным М-25 возросла с 630 до 1000 л.с. при значительном увеличении ресурса. В 1939 году на базе ОКБ и подразделений опытного моторостроительного завода было образовано КБ во главе с А.Д. Швецовым. В 1941 году ему присваивается звание Генерального конструктора, а двигатели с 1944 года получают обозначение «АШ».

Перед самой войной прошёл госиспытания 14-цилиндровый мотор М-82 (АШ-82) мощностью 1700 л.с. Его значение для советской авиации огромно. Швецов впервые внедрил в производство двигатель, не имевший прямого американского аналога, в значительной мере оригинальную конструкцию. И при этом по мощности мотор был вполне конкурентоспособен, на уровне того, что делали союзники и противники. Он уступал лишь по ресурсу и экономичности. Но на фронте самолёт долго не “живёт”, и это считали приемлемой платой за возросшую тягу.

М-82 превратил истребитель ЛаГГ-3 в легендарный Ла-5, позволил продолжить выпуск дальних бомбардировщиков Пе-8, устанавливался и на штурмовики Су-2. Его дальнейшее совершенствование завершилось созданием форсированного АШ-82Ф для новых модификаций истребителей Ла-5, бомбардировщиков Ту-2. Следующая модификация АШ-82ФН (1850 л.с.) поступила в эксплуатацию в 1943 году и устанавливалась на Ла-5ФН, Ла-7 и Ту-2. Проверка этого двигателя в боевых условиях показала, что он был надёжным, и продолжал работать даже после попадания снаряда в некоторые его детали. Лётчики с фронта писали А.Д. Швецову, что его моторы «работали безотказно», что на самолёте с таким мотором они «чувствуют себя как за броневой плитой».

Другая модификация этого мотора – АШ-62ИР устанавливалась на самый массовый военно-транспортный самолёт того времени Ли-2. Поэтому роль М-82 в повышении боеспособности советских ВВС и наконец в Победе над врагом трудно переоценить. Я уже не говорю о самолётах Ан-2, которые даже спустя 70 лет после своего рождения, до сих пор бороздят небесные просторы, увлекаемые в верх благодаря двигателям Швецова.

В послевоенные годы КБ Швецова стало главным центром развития поршневых авиационных моторов воздушного охлаждения в стране. В эти годы здесь были созданы 18-тицилиндровый АШ-73ТК для высотного стратегического бомбардировщика Ту-4, АШ-82Т для пассажирского Ил-14 и его модификация – АШ-82В с серией редукторов Р-1 для вертолётов Ми-4 и Як-24. Последним поршневым мотором, созданным под руководством А.Д. Швецова, был 28-тицилиндровый 4-хтактный звёздообразный мотор АШ-2К мощностью 4700 л.с. с турбокомпрессором ТК-2, использующим энергию выхлопных газов.

Но 19 марта 1953 года жизненный путь “сердечных дел” авиационного мастера прервался. Он ушёл от нас в расцвете творческих сил. Однако двигатели, созданные им, намного пережили своего создателя, и до сих пор их гул можно услышать в небесах. А память Аркадия Дмитриевича Швецова сегодня бережно хранится на пермской земле. В областном краеведческом музее есть экспозиция, посвящённая его жизни и деятельности. В честь Швецова в Перми названа улица, а в сквере, напротив ПО «Моторостроитель», установлен бюст А.Д. Швецова. Пермский авиационный техникум, готовящий специалистов по моторостроению носит его имя.

На этом можно было бы и закончить наш рассказ о знаменательных событиях этой недели, если бы не 95-летие основания (23 января 1927 года) оборонно-технической организации – ДОСААФ. Или 114-я годовщина (29 (16) января 1908 года) создания Императорского Всероссийского Аэроклуба, о котором мы уже писали год назад. Но это такие “глыбы” нашей истории, которым надо посвящать книги и отдельные монографии, а не абзацы газетных статей. Поэтому одно упоминание их в нашей Хронологии, уверен, взбудоражит воспоминания многих гатчинцев, и не только. Так что — вспоминайте вместе с нами, да не забыты будете…

В.В. ЛебедевЛебедев Виталий Владиславович

Председатель Секции истории авиации и космонавтики
Национального Комитета по истории и философии науки и техники
Санкт-Петербургского отделения Российской Академии наук

ПРИМЕЧАНИЯ:
  1. Статья опубликована в газете «Гатчина-ИНФО» (г. Гатчина, Ленинградская обл.), № 4 (4), 27.01.-02.02.2022 г. []
Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *