К 150-летию со дня рождения русского и советского изобретателя, создателя авиационного ранцевого парашюта Глеба Евгеньевича Котельникова, 30 (18) января 1872 г.
Этим рассказом мы продолжаем полёт нашего Гатчинского авиационного хронографа. Но в этот раз наш полёт будет направлен, образно говоря, не вверх, а вниз, так как речь пойдёт о парашютах и их творце – Глебе Евгеньевиче Котельникове, в судьбе которого Гатчина сыграла не последнюю роль.
Котельников родился 30 (18 – по старому стилю) января 1872 года в Санкт-Петербурге в семье профессора механики и высшей математики Е.Г. Котельникова. Таким образом, в этом году мы отмечаем 150-летний юбилей со дня его рождения. Он вошёл в историю авиации, как русский и советский изобретатель, создатель авиационного ранцевого парашюта.
Становление молодого Глеба проходило на украинской земле, куда в Полтаву в сентябре 1889 года он переехал с родителями из Петербурга. Осенью 1890 года он поступает в Киевское военное училище, которое оканчивает летом 1894 года. После чего, началась его ратная служба офицером-артиллеристом в крепости Ивангород Санкт-Петербургской губернии. Но вскоре поняв, что «это не его», осенью 1897 года Котельников в чине поручика ушёл в запас, и поступил на службу в акциз – службу сборщиков акцизных налогов в казну. Весной 1910 года он возвращается в город на Неве, но не в качестве госчиновника, а как профессиональный театральный актёр. Осенью того же года он был принят в состав драматической труппы Народного дома на Петроградской стороне, в котором потом располагался ленинградский кинотеатр «Великан», а теперь в этом здании работает знаменитый театр «Мюзик-Холл».
Однако рамки простого актёра ему оказались также тесны, творческое начало переполняет его. И зимой 1912 года он пишет пьесу «Роковые миллионы, или наследство Гардингов», а в ноябре 1913 года издаётся его либретто комической оперы «Каменный жених», музыку к которой, он также сочинил сам. Всего же Котельниковым было написано более 20 пьес, оперетта, комическая опера, 8 романсов и несколько песен.
Вот такой «романтик по жизни» оказался 7 октября (24 сентября) 1910 года среди многих тысяч петербуржцев на Комендантском аэродроме Петербурга, где проходил Первый Всероссийский праздник воздухоплавания. К несчастью, эта дата стала трагической в истории русского пути в Небо. На его глазах разбился один из первых, и выдающийся русский авиатор Лев Макарович Мациевич (1877-1910).
Придя домой, Глеб Евгеньевич не находил себе место: «Как же так? Ведь должен же быть хоть какой-то шанс на спасение?». Под влиянием этой трагедии он и пришёл к мысли о создании средства спасения для лётчиков. 23 (10) августа 1911 года он написал докладную записку военному министру В.А. Сухомлинову об изобретённом им приборе для спасания авиаторов при аварии самолёта.
9 ноября (27 октября) 1911 года подал патентную заявку на «Спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом», получив на неё охранное свидетельство № 50 103. Этот парашют позже получил наименование РК-1 (Русский, Котельникова, 1-я модель).
После подачи Котельниковым заявки 16 (3) января 1912 года на авиационный парашют во Франции, 1 апреля (20 марта) 1912 года он получает французский патент № 438 612 на «Спасательный аппарат для авиаторов с парашютом автоматического действия».
19 (6) июня 1912 года в деревне Сализи (Салюзи), под Гатчиной состоялись первые испытания ранцевого парашюта Котельникова с привязного аэростата. В своём повторном обращении к военному министру он сообщает, что при испытании в июне 1912 г. «…после выбрасывания парашют вполне раскрылся на третьей секунде, то есть пролетев всего 12-15 м, и без всяких колебательных движений опустился в 70-80 саженях, имея скорость около 1,5 м/сек, причём спуск куклы произошёл настолько плавно, что она несколько мгновений стояла на ногах, и трава на месте спуска оказалась едва примятой».
Парашюты Котельникова испытывались не только под Гатчиной. Так первый дипломированный русский лётчик М.Н. Ефимов (1881-1929) при полётах на биплане «Фарман» в Севастопольской авиационной школе 19 (6) сентября 1912 года сбросил куклу-манекен авиатора с парашютом. Затем 9 октября (27 сентября) с взлетевшего Гатчинского аэродрома моноплана «Блерио» снова сбросили манекен на парашюте. Причём результаты этих испытаний также оказались, вполне удовлетворительными.
Однако Котельников, не имея средств на их продолжение и изготовление парашютов, вынужден был заключить кабальный договор с владельцем Товарищества русского воздухоплавания «В.А Ломач и Ко», открывшего сой небольшой заводик в Петербурге. Оно изготовило опытную партию парашютов и демонстрировало их в начале 1913 года в Париже, сбрасывая его с аэростата, и с моста через реку Сена в Руане. Надо отметить, что в 1913 году за границей уже изготовлялись лёгкие парашюты ранцевого типа, но менее надёжные, чем парашюты Г.Е. Котельникова.
Но Котельников и после этого не смог добиться внедрения изобретения в России. Французы же, досконально изучив два парашюта, оставшиеся по воле Ломача во Франции использовали, заложенные в нём прогрессивные идеи для совершенствования своих ранцевых парашютов, которые не заставили себя долго ждать и были поставлены на поток уже в 1914 году.
Только в дни, когда разгоралась Первая мировая война (1914-1918), 11 августа (30 июля) 1914 года Главное военно-техническое управление по инициативе известного гатчинского лётчика Г.В. Алехновича (1886-1918) дало Котельникову заказ на изготовление партии ранцевых парашютов (70 шт.) для экипажей четырехмоторных бомбардировщиков «Илья Муромец». Но самого же К.Е. Котельникова с началом войны мобилизовали и зачислили в постоянный состав Офицерской автошколы. Поэтому создатель русского парашюта не смог участвовать в судьбе своего детища. Командование же не приняло мер для ознакомления членов лётных экипажей с новым средством спасения в полёте. Поэтому лётчики опасались пользоваться им. В результате парашюты Котельникова были переданы в воздухоплавательные отряды для аэронавтов привязных аэростатов, где на практике доказали свою пользу. При этом российское правительство в ходе войны заказало во Франции партию из 100 парашютов Жюкмеса, представляющих собой плохую имитацию русского парашюта. Но так как никакой парашютной подготовки в Военном Воздушном Флоте России тогда не проводилось, то русские лётчики так и шли в бой, надеясь только на себя и на Бога.
В армии же К.Е. Котельников занимался организацией школ военных офицеров и мотоциклистов. В мае 1916 года участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве. После буржуазной революции 1917-го года Котельникова отозвали в Петроград для организации мастерских 3-й запасной автороты.
Затем была Октябрьская революция большевиков. В первые годы Советской власти Глеб Евгеньевич работает инспектором Центральной автосекции Всероссийского Совета Народного Хозяйства (ВСНХ), где он сконструировал оригинальную запальную свечу и устройство для запуска автомобильных двигателей. 12 февраля 1921 года комиссия Комитета по делам изобретений при ВСНХ присудила Котельникову поощрительную премию (500 тыс. руб.).
Получив стимул для своей творческой деятельности, Г.Е. Котельников снова занялся парашютами. Он значительно усовершенствовал свою конструкцию, создав новые модели: РК-2 с полужёстким ранцем (1923), РК-3 (1924) с мягким ранцем, корзинный парашют РК-4 (1925), ряд грузовых парашютов и другие, которые были приняты на вооружение советских ВВС.
Так в августе 1925 года под Москвой начались испытания корзинного парашюта для спасания воздухоплавателей – пилотов аэростатов. 12 апреля 1926 года Котельников передал все свои патенты на изобретения в области парашютостроения в дар Советской республике, продолжив свою работу в этом направлении. Так, например, он получил патенты: 31.07.1926 г. № 1469 на «Приспособление для отрывание гондолы от аэростата в несчастных случаях и спуска ее на парашюте»; 31.08.1926 г. № 1607 на «Костюм с приспособлением для укладки парашюта»; 30.04.1927 г. № 2701 на «Устройство для спасания пассажиров при аварии самолёта»; 31.05.1928 г. № 5280 на «Прибор для сбрасывания почты с ЛА». В декабре 1935 г. он подал заявку на патент (свидетельство № 182 427) на управляемый с рифованным куполом парашют. Парашют СК-5 (советский, Котельникова, 5-я модель) со стабилизирующим парашютиком остался в эскизах и рисунках изобретателя. Весной 1942 года в соавторстве с Б.М. Юскевичем-Красковским он разработал «Приспособление для автоматического раскрывания парашютного ранца» (патент № 65 681).
Однако это не значит, что Котельникова интересовали только парашюты. Неутомимый творческий человек-изобретатель, он обращал свои взоры и на другие области науки и техники. Так, в мае 1927 года он принял участие в 1-й радиовыставке и за свой 4-х ламповый радиоприёмник был отмечен дипломом. Г.Е. Котельников оставил много изобретений и в области почтовых машин, 14 января 1929 года подал заявку на устройства для трамвая подачи песка на рельсы в случае буксования колёс и для смазки нефтяными остатками рельс на поворотах. Ряд его изобретений был также связан и с военной техникой, с такими как: учебная авиабомба (патентная заявка от 09.07.1923 г.); противогазная коробка (осень 1929 г.); заградительная сеть из воздушных змеев для защиты боевых морских кораблей от нападения с воздуха (весна 1941 г.).
За свои изобретения и работу Г.Е. Котельникову в 1927 году была назначена персональная пенсия, а в декабре 1935 года он избран председателем Экспертно-конструкторской секции при Ленинградском аэроклубе. В ноябре 1936 года его награждают специальным нагрудным знаком ЦС Осоавиахима «Конструктор-1». Награждён он был и другими русскими, и советскими наградами, в том числе и орденом Красной Звезды (22.01.1944).
10 декабря 1941 года Г.Е. Котельников был эвакуирован самолётом из блокадного Ленинграда в Москву, где 22 ноября 1944 году он и закончил свой жизненный путь. Похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве, где позже на его могиле был установлен памятник работы знаменитого скульптора Г.Н. Постникова. 17 декабря 1948 года благодарными потомками на доме, где он жил (Ленинград, В.О., 14-я линия, д.31-33) была установлена мемориальная доска. А в августе 1949 года дер. Салюзи Гатчинского района Ленинградской области переименовали в дер. Котельниково Гатчинского района, где в 1972 году был установлен памятный знак в честь Г.Е. Котельникова и его изобретения.
Вот такова была судьба Глеба Евгеньевича Котельникова большого Человека, неутомимого Творца, который однажды не смог пройти мимо гибели одного человека, и всю свою жизнь он делал всё, чтобы это никогда не повторилось.
Председатель Секции истории авиации и космонавтики
Национального Комитета по истории и философии науки и техники
Санкт-Петербургского отделения Российской Академии наук
Статья опубликована в газете «Гатчина-ИНФО» (г. Гатчина, Ленинградская обл.), № 5, 03.02.02.2022 г.
Также предлагаем Вам статьи об изобретении Г.Е. Котельникова:
— Семенкевич Н.Н. 9 ноября (27 октября) – 60 лет со дня подачи Г.Е. Котельниковым заявки на изобретение авиационного парашюта (1911 г.) // Сб. «Из истории авиации и космонавтики». Вып.12. – М.: АН СССР, СНО ИЕиТ, 1971 г. Стр.65-67;
— Юнг Д. «Советский парашют» // г-та «Авиационная газета» (СССР), № 2, 9 апреля 1940 г.