Николай Егорович Жуковский

17 января 2017 года исполнилось 170 лет со дня рождения (1847 г.) основоположника современной гидро- и аэромеханики, “отца русской авиации” Николая Егоровича Жуковского.

Первая научная работа Жуковского вышла в 1876 (магистерская диссертация «Кинематика жидкого тела»). С 1877 г. он член Политехнического общества инженеров и действительный член Математического общества.

В октябре 1879 г. Жуковский стал сверхштатным профессором механики в Московском Техническом училище. В 1882 г. защитил докторскую диссертацию «О прочности движения». С 1885 г. он начал преподавание в Московском университете, где вёл курс нового предмета – гидродинамики.

К 1883 г. относится начало его работы по небесной механике, по теории вычисления планетных орбит и теории кометных хвостов. В 1886 г. выходит его исследование «О движении твёрдого тела, имеющего полости, наполненные однородной капельной жидкостью» было удостоено Московским университетом премии имени проф. Н.Д. Брашмана.

В 1891 г. стал ординарным профессором Московского университета. В 1894 г. Жуковский был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук. В круге его научных интересов – исследования по гидромеханике, гидравлике, гидродинамической теории смазки, теории движения грунтовых вод, теории упругости, механике твердого тела, небесной механики, теории горения, дифференциальным уравнениям, решение задач о форме судов, об артиллерийских снарядах и т.п.

В последнее десятилетие XIX в. он стал заниматься проблемами механики полёта в воздухе. Полученные результаты поставили его имя в ряд основоположников аэродинамики. Его перу принадлежат признанные научным сообществом статьи: «К теории летания» (1890), «О парении птиц» (1891), «Летательный аппарат Отто Лилиенталя» (1895), «О гибели воздухоплавателя Отто Лилиенталя» (1897) и «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов» (1897), «О воздухоплавании» (1898), «О присоединенных вихрях» (1907) и др.

В сентябре 1900 г. Жуковский участвовал в Воздухоплавательном конгрессе в Париже, совершил полёт на воздушном шаре. А осенью 1906 г. ездил на Воздухоплавательный съезд в Милан. Неизменно принимал участие в деятельности трёх всероссийских воздухоплавательных съездов, которые состоялись до Первой мировой войны.

С началом в Первой мировой войны Жуковский вёл различные исследования для военных нужд, руководил Авиационным расчетно-испытательным бюро, работал в Комиссии чугунных снарядов, был председателем Отдела изобретений при Московском военно-промышленном комитете.

После октября 1917 Жуковский возглавил работу по созданию двух крупнейших центров, связанных с развитием авиации и укреплением военной мощи нового государства, – Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и Военно-воздушной академии, носящих теперь имя Жуковского.

17 марта 1921 г. Жуковский скончался в санатории «Усово» и был похоронен в Донском монастыре в Москве.

В закладки: постоянная ссылка.


Понравилась статья? Поделись ссылкой с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *