Роберт Людовикович [1] Бартини, известный советский ученый и авиационный конструктор, коммунист, приехавший в Советский Союз около полувека назад в качестве политэмигранта, активно участвовал в становлении социалистической авиационной промышленности [2].
Родился Бартини 14 мая 1897 г. в Италии, образование по авиационной специальности получил в Миланском политехническом институте.
В 1921 г. Бартини вступил в Итальянскую коммунистическую партию и активно вел подпольную партийную работу. С приходом к власти Муссолини Роберта Людовиковича стали настойчиво разыскивать. Итальянская компартия пошла навстречу его желанию работать в Стране Советов, и в 1923 г. он нелегально покидает Италию.
В конце 1923 г. Бартини был направлен в НОА /Научно-опытный аэродром/, где работает сначала инженером, потом начальником научно-исследовательского отдела и моторной лаборатории. В 1925 г. его, по состоянию здоровья, переводят в Севастополь, где он работает инженером эскадрильи морских самолетов ЮГ-1 и ДВ, а в 1927 г. его назначают старшим инженером Военно-Воздушных Сил Черного моря. В 1929 г. Бартини готовил самолет «Страна Советов» к перелету в США, будучи ответственным за морскую часть.
За эти годы Бартини разработал ряд аэродинамических профилей крыльев самолета /продувки их были выполнены в ЦАГИ/, представил в НТК УВВС несколько проектов самолетов и осуществил ряд рационализаторских предложений и мероприятий по эксплуатации, в частности по борьбе с коррозией морских самолетов. НТК проекты одобрил и возбудил ходатайство перед Реввоенсоветом о переводе Бартини в авиапромышленность на конструкторскую работу. Ходатайство было удовлетворено и Бартини весной 1930 г. получил в свое распоряжение небольшое опытное конструкторское бюро на одном из заводов. Несколько позже, в связи с образование единого Центрального конструкторского бюро /ЦКБ/, куда были переданы небольшие КБ, Роберт Людовикович был переведен в Научно-исследовательский институт Гражданского воздушного флота.
Среди советских авиаконструкторов Бартини является одним из наиболее талантливых. Всесторонне образованный человек, свободно владеющий шестью языками, обладающий широкой научной эрудицией, большой специалист в области физики, он глубоко понимал нужды авиации сегодняшнего и завтрашнего дня, и его предвидения и суждения неоднократно подтверждались практикой.
В НИИ ГВФ Бартини построил три самолета. Это прежде всего «Сталь-6» – экспериментальный скоростной самолет, показавший в 1933 г. впервые в нашей стране скорость 420 км/час (до него было 320 км/час).
Вторым был ДАР – дальний арктический разведчик – летающая лодка, двухмоторная, выполненная из нержавеющей стали с применением новых приемов электрической сварки роликовой и точечной. В 1935 г. был создан третий самолет «Сталь-7» – двухмоторный пассажирский низкоплан с оригинальным крылом типа обратной чайки /впервые в мире/, что обеспечивало наименьшее лобовое сопротивление. Конструкция смешанная, с широким применением стыковой электросварки. Самолет, выпущенный в 1937 г. обладал отличными летными качествами и на его основе был создан бомбардировщик Ер-2, выпускавшийся во время войны серийно и успешно выполнявший такие стратегические боевые операции, как бомбардировка Берлина. На «Сталь-7» 28 августа 1939 г. был выполнен перелет по замкнутому треугольнику Москва – Свердловск – Севастополь – Москва протяжением 5068 км со средней скоростью 405 км/час – рекордной для этого класса самолетов.
Четвертым самолетом Бартини был «Сталь-8» – истребитель на основе экспериментального «Сталь-6», обещавший рекордную скорость более 600 км/час, но не законченный постройкой по независящим от конструктора причинам.
Во время Великой Отечественной войны Бартини работал над реактивными истребителями с ЖРД, предложив для них схемы бесхвостки и стреловидного крыла /1942 г./. Эти проекты значительно опережали свое время и в то время реализованы не были.
После войны Бартини разработал несколько проектов двухмоторных гражданских самолетов нормальных схем, но со многими элементами новизны в их конструкции. Проекты рассматривались, были одобрены, но самолеты не строились, поскольку в качестве стандартного пассажирского был уже внедрен самолет Ил-12.
В 1948-1952 гг. Бартини вел исследовательскую работу по аэродинамике сверхзвуковых самолетов, по профилям и новым очертаниям их крыльев, управлению пограничным слоем и др. Одновременно под его руководством были разработаны несколько проектов сверхзвуковых самолетов.
Кроме исследований в области авиационной науки и техники, Бартини глубоко интересуется вопросами физики, газовой динамики, теории относительности, квантовой теории и ряда других областей науки.
И в настоящее время Р.Л. Бартини полон творческих сил и продолжает вести дальнюю разведку на авиастроительном фронте. В последние годы он работает над самолетом укороченного взлета /безаэродромным “экранолетом”/.
В.Б. Шавров
Литература:
- «Unita» (газета), 1967, 17 октября;
- «Московский комсомолец», 1969, 16 марта;
- «Литературная газета», 1971, 18 августа.
Источник: Шавров В.Б. 75 лет со дня рождения Р.Л. Бартини // Из истории авиации и космонавтики. М., 1972. Вып. 14. С. 50-53:
ПРИМЕЧАНИЯ:- Здесь и далее сохранена орфография первоисточника. [↩]
- Иллюстрации www.ivak.spb.ru; [↩]