Инженерный гений Гаккеля

Яков Модестович Гаккель

Сегодня, “когда космические корабли бороздят просторы Большого театра”, говоря словами известного персонажа кинокомедии «Операция “Ы”…», мы только в круглые юбилеи вспоминаем людей, внёсших свою неоценимую лепту в то или иное дело. А вот так, чтобы просто оглянуться назад, в прошлое, и пролистать страницы нашей истории, в суматохе современной жизни могут позволить себе, пожалуй, только историки в своём каждодневном труде, которые не только по роду своей профессии, но и по зову сердца доносят до нас по крупицам опыт предыдущих поколений и память о наших предках.

Вот и сегодня мне хочется поведать вам о человеке, который не просто стоял у истоков нашей авиации, а творил эту историю своим каждодневным и самоотверженным трудом и талантом – Якове Модестовиче Гаккеле. Во многом, благодаря его деятельности, как инженера, авиаконструктора и промышленника Петербург стал родиной отечественного воздушного флота. А нам, жителям Приморского района, приятно сознавать, что многие его деяния в авиации происходили на нашей земле, где несмотря на обилие современных построек есть много место и для истории. Надо только помнить и не забывать.

А всё началось в далёком сибирском городе – Иркутске, где 30 апреля (12 мая – по новому стилю) 1874 г. родился маленький Яша. Но, всё же связать свою судьбу ему пришлось с другим городом – Петербургом. Хотя на этом пути в столицу у молодого Гаккеля было немало препятствий. Но такое уж было тогда время, когда рождалась эта взаимная привязанность друг к другу. Человечество вступало в век машин и электричества, а воздух был наэлектризован высоким потенциалом революционности не только в науке и технике, но и в политике.

Не обошёл этот ветер перемен и ещё свободный от научно-технических догматов ум молодого студента Я.М. Гаккеля. Уже, практически закончив Петербургский электротехнический институт, Яков Модестович в 1897 г. был сослан за участие в студенческих революционных организациях на 5 лет в Пермь.

Здесь, на Урале, он впервые проявил себя, как инженер. Несмотря на свою революционную биографию, будущему электротехнику было доверено руководство постройкой близ пос. Бодайбо, а затем и эксплуатацией одной из первых в России гидроэлектростанций. ГЭС на р. Ныгра предназначалась для питания электроэнергией Бодайбенских золотых приисков.

Приехав в 1900 г. в С.-Петербург в отпуск, Гаккель всё же успел защитить диплом электротехника по теме – «Трамвай на трёхфазном токе». После чего снова убыл в своё изгнание.

Но, слава богу, ссылка была не вечной и Гаккель возвращается из неё в столицу в 1906 г., будучи уже инженером с богатым практическим опытом. Здесь он поступает на работу в петербургское отделение английской технической конторы «Вестингауз», где занялся проектированием, постройкой (1907 г.) и эксплуатацией первого петербургского трамвая. Одновременно Яков Модестович начал преподавать курс электрической тяги в своей Alma Mater – Электротехническом институте.

Однако, напомню, что это было также время становления на крыло авиации во всём мире. В декабре 1903 г. совершил свой прыжок в небо аэроплан братьев Райт. Многие конструкторы ринулись покорять Пятый океан. Организовали свою мастерскую на Сабировской улице и братья Гаккель, где в 1908 г. они приступили к постройке своего первого самолёта – биплана ЯМГ («Гаккель-I»).

Остов будущей летательной машины был изготовлен из бамбука, который широко использовался тогда для постройки аэропланов. Наверное, поэтому к этому чуду техники в то время приклеилось название – этажерка, поскольку ажурностью своей конструкции из реек, бамбука и проволоки аэропланы тех лет напоминали книжные этажерки.

Первый аэроплан Я.М. Гаккеля в мастерской, 1909 год.

Боковая проекция аэроплана «Гаккель-I».

Закончив в 1909 г. строительство аэроплана, братья Гаккель перевезли его с Сабировской на Коломяжский ипподром, ставший первым аэродромом России. Но пока этому не суждено было случиться: при запуске двигателя от выхлопа в карбюраторе загорелось нижнее крыло. Пожар быстро погасили, но аппарат был уже не пригоден к полётам.

Впрочем Яков Модестович был не из тех, кто отступает при первых неудачах, и в том же 1909 г., организовывает вместе с С.С. Щетининым и М.А. Щербаковым на паевых началах Первое Российское товарищество воздухоплавания. Первое в России промышленное авиационное производство расположилось в доме 73 по Большой Гребецкой улице. В 1932 г. по просьбе пионерской организации Ленинграда она была переименована в Пионерскую, что по сути описываемых событий, тоже правильно.

В 1910 г. Яков Модестович спроектировал и построил второй свой аэроплан – «Гаккель-II». Однако, войти в историю и подняться в воздух смог только третий вариант его конструкции. 24 мая (6 июня) 1910 г. биплан «Гаккель-III», совершил полёт, который стал одним из первых полётов самолёта в России отечественной постройки.

В 1911 г. Я.М. Гаккель построил ещё несколько конструкций: одностоечный биплан «Гаккель-IV»; первый в России самолёт-амфибию «Гаккель-V»; бипланы «Гаккель-VI», -VII», 2-й экземпляр которого в 1912 г. получил большую золотую медаль на Международной воздухоплавательной выставке в Москве. На организованных после выставки состязаниях авиатор Г.В. Алехнович на «Гаккель-VIII» установил национальный рекорд высоты полёта – 1350 м. Последним самолётом Я.М. Гаккеля стал, построенный в 1912 г. первый в мире подкосный моноплан «Гаккель-IХ». Однако, его последующие проекты самолётов реализованы не были, хотя на этом авиационное творчество Я.М. Гаккеля не прекратилось.

Я.М. Гаккель (сидит на шасси) с товарищами у своего аэроплана «Гаккель-III», во время испытаний в Гатчине, 1911 год.

Первый в России самолёт-амфибия «Гаккель-V», модель.

Моноплан «Гаккель-IX» на Корпусном аэродроме, С.Петербург, 1912 год.

Но бурное время метаморфоз начала ХХ века захлестнуло практически весь мир. Сначала грянула Первая мировая война, а затем две русские революции надолго ввергли нашу страну в пучину перемен. Однако инженерный талант Гаккеля был востребован во многих областях техники, тем более как электротехника. Он перешёл на работу техническим директором на завод аккумуляторов «Рэкс», где разработал новую конструкцию отечественного аккумулятора для подводных лодок и наладил их серийное производство. Затем занялся проектированием и постройкой первых отечественных тепловозов. Всего же им было создано их более 20-ти. Так, например, по проекту 1920-1921 гг. Я.М. Гаккелем был построен в 1924 г. в СССР один из первых в мире мощных (735 кВт) работоспособных тепловозов.

Тепловоз конструкции Я.М. Гаккеля.

С 1934 г. Я.М. Гаккель преподаёт в Ленинградском институте инженеров ж/д транспорта, где в 1938 г. получает звание профессора. В период блокады Ленинграда он построил передвижную электростанцию для обслуживания прифронтовых участков ж/д. Я.М. Гаккель стал также автором многочисленных научных работ и изобретений, например таких как – винт изменяемого шага. Многие его конструктивные идеи, в частности, о сочленённой конструкции тепловоза, получили дальнейшее развитие в современных локомотивах. За свой труд он был награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

А 4 апреля 1988 г. фамилия Гаккель легла в основу названия улицы. В Приморском районе С.-Петербурга, недалеко от Комендантского аэродрома появилась улица Гаккелевская.

Своим названием она обязана собственно Якову Модестовичу Гаккелю (1874-1945 гг.) и его сыну, полярному исследователю Я.Я. Гаккелю (1901-1965 гг.), который долгие годы руководил отделом географии Ленинградского института Арктики и Антарктики, участвовал в полярных экспедициях «Сибирякова» и «Челюскина» в 1930-е годы и создал первую батиметрическую карту Арктики. За челюскинскую эпопею он был награждён 20 апреля 1934 г. орденом Красного Знамени. Именем Я.Я. Гаккеля назван также подводный хребет в Северном Ледовитом океане.

Вот такие знаменитые люди жили и творили на нашей земле. И забывать об этом нельзя.

В.В. ЛебедевВ.В. Лебедев

Председатель Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН

Статья «Инженерный гений Гаккеля» была опубликована в газете «Комендантский аэродром» (Орган Муниципального совета МО Комендантский аэродром), № 38 (257), Ноябрь 2011 г., с.3-4.

В закладки: постоянная ссылка.


Понравилась статья? Поделись ссылкой с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *