50 лет назад, 17 ноября 1970 г., впервые в истории, на поверхности Луны появилась колея передвижной автоматической лаборатории «Луноход-1», созданной на Земле. Многие учёные, специалисты и СМИ разных стран признавали это огромное достижение СССР – изучение Луны контактными методами с помощью непилотируемых космических аппаратов (КА) – как сознательно выбранное стратегическое направление. Ведь, накануне, 20 сентября 1970 г. советская автоматическая станция «Луна-16», доставила на Землю 101 г лунного грунта.
За 10,5 месяцев своего активного существования «Луноход-1» доказал возможность управляемого с Земли движения по поверхности Луны и эффективность выполнения научных исследований на территории более 80 000 м², на трассе в 10,5 км. 31 июля 1971 г. к «Луноходу-1» присоединился первый пилотируемый вездеход Lunar Roving Vehicle (LRV-1), доставленный на Луну «Apollo-15». Уже в то время было понятно, что и «Луноход-1», и LRV-1 значительно опередили время. Но пример LRV пока не получил продолжения: время не подошло.
Мобильная космическая робототехника, которая стартовала «Луноходом-1», закрепила успех «Луноходом-2» и получила продолжение в конце XX в., когда на Марсе успешно отработал небольшой, массой 15,6 кг, марсоход «Sojourner». На сентябрь 2020 г. на поверхности Луны и Марса работало 8 мобильных роботов, причём два из них продолжают работу: «Curiosity» на Марсе, а «Yutu-2» на Луне. Развитие исследований небесных тел с помощью планетоходов, которое будет продолжено при создании лунных и марсианских баз, – главный современный итог «Лунохода-1».
История создания «Лунохода-1», в первую очередь, связана с именами Главного конструктора ОКБ-1 С.П. Королёва и Президента АН СССР М.В. Келдыша, которые практически сразу после первого спутника, перевели идею движения по поверхности Луны в практический проект [3, 4]. С.П. Королёв, по воспоминаниям ветеранов ОКБ-1 (ныне – РКК «Энергия»), привлекал к инженерному осмыслению задачи создания лунного самоходного аппарата (ЛСА) сотрудников ещё в конце 50-х гг. прошлого века. В 1959-1960 гг. он обращался с этой задачей в КБ танкового машиностроения Ленинградского Кировского завода, а затем, в 1961 г., в Научный автотракторный институт (НАТИ). Но эта кооперация не сложилась [5].
Летом 1963 г. представитель ОКБ-1 В.П. Зайцев от имени С.П. Королёва предложил создать ЛСА директору ВНИИ-100 (ныне ОАО ВНИИТрансмаш) В.С. Старовойтову, который имел смелость принять это предложение. Руководство этими работами директор возложил на начальника отдела № 25 новых принципов движения А.Л. Кемурджиана. 31 мая 1964 г. С.П. Королёв лично подтвердил свой выбор во время посещения ВНИИ-100 с группой ведущих сотрудников ОКБ-1 [6].
Осенью 1965 г. С.П. Королёв передал тематику космических межпланетных автоматов в ОКБ-301 Машиностроительного Завода им. С.А. Лавочкина (МЗЛ). Главным конструктором «Лунохода-1» стал Г.Н. Бабакин. А.Л. Кемурджиан стал главным конструктором самоходного автоматического шасси (САШ). В новой кооперации работы получили сильный импульс развития. Летом 1968 г. ВНИИ-100 поставил в Химки, на МЗЛ лётные образцы САШ. Именно эти пять лет стали звёздными в судьбе Александра Леоновича, который в процессе создания САШ «Лунохода-1» не только обеспечил выполнение конкретного задания, но и создал высоко профессиональный коллектив, школу космического транспортного машиностроения.
Родился Александр Леонович 4 октября 1921 г. во Владикавказе, где оказались его родители во время Гражданской войны. Когда ему исполнилось пять лет, после многочисленных переездов семья осела в Баку, где прошли его детские и юношеские годы [7].
Учился он очень хорошо. В то время оценки давались не в привычной для нас пятибалльной шкале, а носили “качественный характер”, высшей оценкой было «хорошо». Эта оценка превалирует в итоговых документах каждого года обучения. Другим документом, характеризующим школьные успехи Саши Кемурджиана, является табель ученика 9 «б» класса 26 школы Октябрьского района г. Баку. К этому времени высшей стала оценка «отлично», он получил её по всем предметам, кроме письменной части экзамена по литературе, оцененной на «хорошо». В 1939 г. Александр Леонович делает попытку поступления в Московский авиационный институт, но из-за отсутствия мест в общежитии возвращается в Баку.
В этом же году во время призыва в армию А.Л. Кемурджиан был признан негодным к воинской службе по состоянию здоровья. У него оказалось слабое зрение. Оказавшись дома, он устраивается диктором на азербайджанское радио в его русскоязычную редакцию.
В 1940 г. он поступает в МВТУ им. Н.Э. Баумана (МВТУ) на танковый факультет. С началом Великой Отечественной войны пытается попасть на фронт, но безуспешно. После эвакуации училища его отправили в Ижевск, куда было переведено МВТУ в годы войны. В училище он проучился до 1942 г., там узнал, что в Ижевск переведено Ленинградское артиллерийско-техническое училище. На рапорт, написанный им начальнику МВТУ с просьбой отправить его на фронт, А.Л. Кемурджиан получил отказную резолюцию. Но желание “бить врага” было столь сильным, что с группой таких же белобилетников он смог получить медицинскую справку о годности к воинской службе. После этого его зачислили в артиллерийское училище.После окончания шестимесячных курсов в училище он направляется в 162-ю Среднеазиатскую, впоследствии Новгород-Северскую, Краснознамённую, ордена Суворова II ст. стрелковую дивизию. Дивизия формировалась в Ташкенте в ноябре-декабре 1942 г., а в январе-феврале 1943 г. была выдвинута для дополнительного формирования в Златоуст. В конце марта 1943 г. произошло боевое крещение дивизии при прорыве обороны противника у деревни Плоское, с взятием города Золотое Дно.
После пребывания во втором эшелоне с апреля по июнь 1943 г. дивизия совершила марш-бросок на Молотычи (4-10 июля 1943 г.). Сначала были бои под этим селом, а потом – участие во взятии г. Кромы. Дальнейший боевой путь дивизии таков: участие в Курской битве, освобождение Украины, Белоруссии, Польши, форсирование рек Десна, Днепр, Висла, Одер.
Свой боевой путь А.Л. Кемурджиан завершил в Померании, участвуя 3 мая 1945 г. во взятии г. Бад-Доберана. За участие в боевых действиях А.Л. Кемурджиан был награждён Орденами Красной Звезды (1944), Отечественной войны (1945, 1995), несколькими медалями, в т.ч., и медалью «За боевые заслуги». Демобилизовался из армии в 1946 г. старшим лейтенантом, вернулся в МВТУ, стал Сталинским стипендиатом, работал в студенческом научном обществе, окончил институт с красным дипломом в 1951 г. и был направлен на работу во ВНИИ-100. Фронтовая закалка, личное участие в победных боях – всё это, по мнению авторов, способствовало формированию сильного, волевого характера А.Л. Кемурджиана.
В 47-летнем периоде работы А.Л. Кемурджиана во ВНИИ-100 можно выделить несколько этапов постижения профессии и реализации его таланта специалиста, учёного, научного руководителя, лидера нового направления в технике [7, 8, 9]. 1951-1958 гг.: становление специалиста и учёного в отделах моторных установок, а затем в отделе трансмиссий, защита кандидатской диссертации (1957); 1959-1962 гг.: освоение опыта руководства крупной научной темой – возможность создания боевых транспортных средств на воздушной подушке; 1963-1973 гг.: главные годы жизни – создание САШ и успешная эксплуатация на Луне в составе советских луноходов, создание коллектива космической тематики ВНИИТрансмаш [10]; 1973-1991 гг.: творческая зрелость – руководство работами ВНИИТрансмаш по космической тематике и конверсионным проектам; 1991-1998 гг.: главный научный сотрудник ВНИИТрансмаш, мировое признание его творчества.
К 1963 г. А.Л. Кемурджиан приобрёл большой опыт и навыки руководителя комплексных проектов. Он обладал сильной волей, мгновенной реакцией, проницательным умом и дипломатическими способностями руководить талантливыми, неординарными людьми, которые никогда бы не согласились на подчинённые отношения друг с другом. Это стимулировало генерацию конкурентных идей, порой ожесточённые дискуссии, но приводило не к разрыву отношений, а к принятию единственно верных в тот период, тщательно продуманных решений.
Например, примирить сторонников колёсного и гусеничного движителей казалось невозможным делом. Институт был танковым, так что некоторыми его сотрудниками колесо воспринималось как измена делу их жизни. Но для лунохода с его мизерными, в сравнении с танками, мощностями, приводные колёса оказались более надёжным и лёгким движителем. Независимая подвеска колёс, выбранная колёсная формула 8х8 САШ «Лунохода-1» с бортовым (танковым) способом маневрирования, обеспечивала уверенные повороты на месте и в движении за счёт эффективной работы двух пар средних колёс. Обеспечивалась высокая проходимость на сложном рельефе и слабо связных грунтах. При этом компоновка позволяла перейти на двух гусеничный движитель в случае, если на ходовых испытаниях были бы выявлены недостатки колёс. Это привело к некоторому балансу интересов и именно в группе ходовой части, руководитель которой (М.Б. Шварцбург) был главным сторонником гусеницы, создали лёгкие и прочные колёса, позволявшие «Луноходу-1» двигаться на подъёмах до 25-27°.
В послесловии 2-го издания книги «Планетоходы» (изд. Машиностроение, 1993) А.Л. Кемурджиан написал: «Ведущую роль в создании самоходного шасси лунохода сыграли опытные специалисты П.С. Сологуб, А.Ф. Соловьёв, В.И. Комиссаров, В.К. Мишкинюк, Г.Н. Корепанов, А.В. Мицкевич, И.И. Розенцвейг, А.П. Софиян, В.В. Громов, П.Н. Бродский. К сожалению, назвать здесь всех участников этой работы невозможно…». Но он знал и ценил всех специалистов, которых он принимал в свой отдел, и следил за профессиональным ростом молодежи.А.Л. Кемурджиан поддерживал все тематические научные работы, выполняемые в его коллективе, на предприятиях и в вузах, вовлечённых в научно-техническую кооперацию, предоставляя право соискателям самим определиться в выборе научных руководителей. В 1963-1991 гг. кандидатские диссертации в различных областях знания защитили: Е.В. Авотин (динамическая устойчивость луноходов); И.С. Болховитинов (моделирование рельефа Луны); Л.О. Вайсфельд (магнитно-порошковые смазки); Б.В. Гладких (титановые торсионы подвески лунохода); В.В. Громов (физико-механические свойства (ФМС) и физические модели лунного грунта); А.И. Егоров (модульный четырех гусеничный движитель); В.И. Егоров (работоспособность пар трения в вакууме), И.Ф. Кажукало (колесно-шагающий движитель); Л.А. Кузиниц (высоко вакуумные камеры); М.И. Маленков (моделирование тягово-динамических свойств планетоходов); В.К. Мишкинюк (совершенствование колесных движителей); И.И. Розенцвейг (испытания пар трения на роликовом стенде); В.М. Тарасов (пары трения для работы в вакууме), В.О. Токарев (уплотнения высоковакуумных камер), Ю.А. Хаханов (стенды симулирования гравитации).
Более 20 кандидатских и докторских диссертаций по тематике, разработка которых проводилась по инициативе ВНИИТрансмаш, были защищены в Ленинграде: в ЛПИ им. М.И. Калинина (ныне Политехнический университет Петра Великого), в ЛМИ (ныне Балтийский государственный институт (Военмех) им. Д.Ф. Устинова); Москве: в МВТУ, Институт Машиноведения (ИМАШ); в Киеве: Институт проблем материаловедения (ИПМ) АН УССР; в Харькове: Физико-технический институт низких температур (ФТИНТ АН УССР) и др.Учёная степень «доктор технических наук» была присуждена А.Л. Кемурджиану в 1971 году. Защита по научному докладу состоялась в ИМАШ РАН.
А.Л. Кемурджиан придавал большое значение патентной чистоте технических решений. Самоходное шасси «Лунохода-1», его колёса, подвеска, механизм разблокировки колёс и некоторые другие компоненты, а также отдельные стенды, конструкционные и смазочные материалы защищены авторскими свидетельствами (А.С.) на изобретения. Всего за период с 1963 по 1991 гг. в Отделе 25, а затем в отделении «К» (космическое), численность инженеров которого не превышала 150 чел., было получено более 500 А.С.
В 1971 году Главный конструктор самоходного шасси «Лунохода-1» был награждён орденом Ленина. В 1973 г., после успешной работы «Лунохода-2», А.Л. Кемурджиан стал лауреатом Ленинской премии. В этом же году лауреатами Государственных премий стали его ближайшие соратники П.С. Сологуб, А.Ф. Соловьёв, В.И. Комиссаров и, несколько позже, В.В. Громов. И.И. Розенцвейг и В.Г. Соболев стали лауреатами Государственной премии УССР.
В 1997 году Международный Астрономический Союз присвоил имя Kemurdzhian малому небесному телу Солнечной системы, которое в каталоге малых планет имеет № 5933. 11 апреля 2005 года на Бюро Президиума Федерации Космонавтики (ФК) России было принято решение утвердить медаль ФК имени А.Л. Кемурджиана.
Подтверждением приоритетной роли учёных и специалистов ВНИИТрансмаш в становлении нового направления техники – космического транспортного машиностроения явилось издание ряда монографий, статей и публикация докладов на международных конференциях. Первенцем в этом процессе стала книга «Передвижная лаборатория на Луне – «Луноход-1» (М.: Наука) под редакцией инициатора этого издания академика А.П. Виноградова в 1971 году. В 1978 году под редакцией члена-корреспондента В.Л. Барсукова в том же формате и тем же издательством был издан 2-й том этой книги. В числе авторов статей этих книг – 14 сотрудников засекреченного института, которые опубликовали (под псевдонимами) материалы о создании САШ «Лунохода-1» и выполненных с его помощью исследованиях на Луне. При работе над докладом [13] его автор установил псевдонимы этих сотрудников. Однако статья с материалами доклада на международной конференции была опубликована только на английском [14].
Статьи книги, написанные сотрудниками ВНИИ-100 в соавторстве с сотрудниками ОКБ-301 или имеющими самостоятельный характер, перечислены в том порядке, который принят в соответствующем томе монографии. Том 1: «Общее устройство и компоновка станции «Луна-17», «Управление и результаты выполнения программы», «Определение геометрических размеров и распределение кратеров, преодолённых «Луноходом-1» на поверхности Луны», «Исследования механических свойств лунного грунта на самоходном аппарате «Луноход-1»; том 2: «Самоходное шасси «Лунохода-1» как инструмент для исследования лунной поверхности», «Исследование подвижности «Лунохода-1» при дистанционном управлении», «Исследование работоспособности самоходного шасси на Луне».
Фамилии и псевдонимы авторов из числа сотрудников ВНИИ-100 приведены в порядке очерёдности статей и в соответствии с порядком указания авторов в каждой из этих статей. ФИО авторов приводится один раз независимо от количества псевдонимов:— Александр Леонович Кемурджиан – А.К. Александров, А.К. Леонович;
— Павел Степанович Сологуб – П.С. Семёнов, П.С. Павлов;
— Феликс Павлович Шпак – Ф.П. Павлов, Ф.П. Яковлев;
— Анатолий Фёдорович Соловьёв – А.Ф. Грачев;
— Виктор Иванович Комиссаров – В.И. Комаров, В.П. Комаров;
— Георгий Николаевич Корепанов – Г.Н. Шестернев;
— Вячеслав Константинович Мишкинюк – В.К. Мишкин;
— Анатолий Владимирович Мицкевич – А.В. Рыбаков;
— Раиса Лазаревна Быховская – Р.Л. Быкова;
— Михаил Иванович Маленков – М.И. Большов, М.И. Исаков;
— Михаил Борисович Шварцбург – М.Б. Колесов;
— Пётр Наумович Бродский – П.Н. Наумов;
— Юрий Петрович Китляш – Ю.П. Котлов;
— Лев Николаевич Поляков – Л.Н. Поленов;
— Игорь Сергеевич Болховитинов – Б.И. Гарин, И.С. Гарин;
— Виктор Георгиевич Бабенко – В.Б. Георгиев;
— Валерий Николаевич Петрига – В.К. Петров, В.Н. Петров;
— Виктор Никифорович Плохих – В.Н. Теплов;
— Евгений Викторович Авотин – Е.В. Авотиньш;
— Борис Васильевич Гладких – Б.В. Бородачёв;
— Леонид Оскарович Вайсфельд – Л.О. Вайсберг;
— Владимир Павлович Величко – В.П. Великанов;
— Михаил Николаевич Плигин – М.Н. Владимиров;
— Вячеслав Ефимович Папирный – В.Е. Папирян;
— Израиль Исидорович Розенцвейг – И.И. Розов;
— Семён Алексеевич Шепель – С.А .Швецов;
— Анатолий Фёдорович Кудрявцев – А.Ф. Кулешов;
— Олег Владимирович Минин – О.В. Володин;
— Юрий Иванович Васильев – Ю.И. Васин.
Валерию Васильевичу Громову псевдонимы не требовались, формально он числился сотрудником одного из институтов АН СССР.
Что касается сотрудников ОКБ-301, то среди авторов перечисленных статей хорошо читаются следующие псевдонимы: Георгий Николаевич Бабакин – Г.Н. Николаев, Олег Генрихович Ивановский – О.Г. Иванов.
Статьи 1-го тома, в котором рассматриваются, конечно, не только самоходное шасси, но и все другие системы «Лунохода-1», его научные приборы, а также результаты фундаментальных и прикладных исследований по трассе движения, первыми читали американские коллеги – разработчики LRV. В частности, статья об исследовании механических свойств лунного грунта, наряду с другими статьями российских авторов, включая А.Л. Кемурджиана, имеется в списке литературы итогового отчёта о мобильных характеристиках LRV по результатам наземных испытаний и исследованиях на Луне в ходе работы экспедиции Apollo-15, изданного в 1972 году [15].
Совсем недавно пик интереса к материалам монографии был характерен для китайских специалистов. Несмотря на существенный научно-технический прогресс, который позволяет сейчас по новому решать проблемы проектирования космических аппаратов прошлого века, отдельные положения монографии продолжают оставаться актуальными для специалистов и ученых других стран, подключающихся к исследованиями Луны и Марса контактными методами.
Желательно, чтобы именно с этими трудами знакомились и (или) не забывали и все отечественные историки и специалисты, которые изучают и раскрывают в своих публикациях картину рождения новых космических объектов. Это позволит избежать ошибок, и более точно рассказать не только о конструкции «Лунохода-1», но и о принципиальных подходах главных конструкторов к проектированию «Лунохода-1» и его самоходного шасси. Так, в первой статье первого тома, соавторами которой являются и Г.Н. Бабакин, и А.Л. Кемурджиан, указано, что луноход состоит из «герметичного приборного отсека с аппаратурой и самоходного шасси». Затем подчёркивается, что «приборный отсек с оборудованием установлен на восьмиколёсном самоходном шасси».
Эта статья полностью соответствует реальности: техническое задание (ТЗ) ВНИИ-100 было выдано ОКБ-301 именно на самоходное шасси. В свою очередь, ТЗ отражает представления А.Л. Кемурджиана и его соратников о сути системного подхода к проектированию систем передвижения нового типа, вытекающей из их назначения и условий эксплуатации при одновременном соблюдении ограничений, накладываемых свойствами ракеты-носителя. Казалось бы, зачем править основоположников? Успешная эксплуатация «Лунохода-1» на Луне доказала эффективность системного подхода.
Между тем в публикациях некоторых авторов, в том числе и участников лунных проектов советского времени, самоходное автоматическое шасси лунохода подменяется ходовой частью, которая является одной из его подсистем. Более того, в диаметральной противоположности к цитируемой выше позиции главных конструкторов, утверждается, например, что эта ходовая часть размещается на внешней поверхности корпуса «Лунохода-1» наряду с антеннами, камерами и т.п.
В этой связи уместно напомнить, что, по замыслу разработчиков, одобренного главным конструктором, помимо ходовой части, включающей колёсный движитель и независимую подвеску колёс, в состав самоходного шасси входят: несущая конструкция, на которую замыкаются все внешние силы и моменты, действующие со стороны приборного отсека и опорной поверхности; встроенный в колёса тяговый электромеханический привод с управляемым тормозом (электродвигатель, редуктор, управляющий электромагнит); пиротехнический механизм разблокировки колёс; блок автоматики шасси (БАШ); комплект измерительных датчиков, включающих не только встроенные датчики тока электродвигателей, датчики температуры, датчики оборотов 3-го и 6-го колес, датчики крена и дифферента подрессоренной части, но и датчик пройденного пути в виде 9-го, свободно катящегося колеса, а также датчик прочности лунного грунта – прибор оценки проходимости (ПрОП). Два последних датчика выполнены в виде отдельного блока с независимыми приводами подъёма и опускания 9-го колеса и конусно-лопастного штампа ПрОП.
Совершенно независимо от текущей команды водителя, от качества работы систем технического зрения и телекоммуникаций, датчики крена и дифферента, датчики тока, плата безопасности БАШ обеспечивают автоматическую выдачу команд на экстренную остановку самоходного шасси при возникновении опасности опрокидывания на крутых косогорах и перегрева обмоток электродвигателей при преодолении крутых подъёмов. Благодаря обработке в БАШ информации датчиков оборотов средних колёс и датчика пройденного пути, штурман экипажа может вести практически непрерывный контроль коэффициента буксования колёс и подсказать водителю необходимость остановки и корректировки маршрута в случае превышения буксования сверх допустимого значения. Периодические замеры несущей способности грунта по трассе движения с помощью автоматического ПрОП, позволяют своевременно скорректировать трассу движения.
БАШ максимально упрощает водителю процесс дистанционного вождения. Водитель после визуальной оценки местности по кадрам малокадрового телевидения может отдать одну из 6-ти команд движения, ещё две команды он может дать в процессе движения. Все остальные алгоритмы выполнения команды – растормаживание, выбор полярности и подача питания на каждый из 8-ми электродвигателей, а также квитирование команд, выдача телеметрической информации БАШ реализует в автоматическом режиме.
Всё изложенное и характеризует робототехническую сторону в человеко-машинном интерфейсе дистанционного управления «Луноходом-1». Тщательная отработка интерфейса, автоматических алгоритмов управления в системе местность–машина–пункт управления является важным аспектом творчества коллективов Г.Н. Бабакина и А.Л. Кемурджиана. Поэтому мы не разделяем сомнения авторов [16] в робототехнической природе «Лунохода-1». Напротив, на наш взгляд, именно лунный первопроходец стоит у истоков мобильной космической робототехники, а А.Л. Кемурджиан и Г.Н. Бабакин – основоположники этого направления космической техники.
В последующие годы издательствами «Наука» и «Машиностроение» были изданы книги: «Автоматические станции для изучения поверхностного покрова Луны» (А.Л. Кемурджиан, В.В. Громов, И.И. Черкасов, В.В. Шварёв); «Динамика планетохода» (Е.В. Авотин, И.С. Болховитинов, А.Л. Кемурджиан, М.И. Маленков, Ф.П. Шпак, под ред. академика Б.Н. Петрова и проф. А.Л. Кемурджиана); «Планетоходы» (А.Л. Кемурджиан, В.В. Громов, И.Ф. Кажукало, М.И. Маленков, П.Н. Матвеев, В.К. Мишкинюк, В.Н. Петрига, И.И. Розенцвейг под ред. проф. А.Л. Кемурджиана); «Передвижение по грунтам Луны и планет» (В.В. Громов, Н.А. Забавников, А.Л. Кемурджиан, И.Ф. Кажукало, М.И. Маленков, В.Н. Наумов, Б.П. Назаренко, Ю.Л. Рождественский, под ред. проф. А.Л. Кемурджиана).
Монография «Планетоходы» в 1993 году была переиздана в новой переработанной и дополненной редакции. В неё были включены результаты новых исследований и разработок, включая создание во ВНИИТрансмаш, на базе космического задела, робототехнического комплекса СТР-1. Два специализированных транспортных робота этого комплекса, которые в июле-октябре 1986 г. все участники аварийных работ уважительно звали луноходами, реально расчистили отдельные зоны кровель 3-го энергоблока ЧАЭС. Опасные продукты взрыва 4-го энергоблока сбрасывались вниз для последующего захоронения. Это позволило существенно снизить уровень радиации на кровлях третьего блока и исключить неуправляемое расползание этих продуктов по станции и территории под действием атмосферных процессов. А.Л. Кемурджиан осуществлял общее руководство работами по созданию комплекса, а непосредственным руководителем разработки комплекса и руководителем 1-ой бригады его эксплуатации в августе 1986 года был его ближайший единомышленник П.С. Сологуб [17].
В своей совокупности опубликованные материалы по самоходным автоматическим шасси, которые в значительной мере были инициированы А.Л. Кемурджианом, представляют собой основы проектирования и наземной отработки системы передвижения планетоходов. Понятно, что дальнейшее развитие этого направления в России, например, в части обобщения и реализации в новых объектах наработанного научно-технического задела, в значительной мере зависит от реализации отечественных космических программ. К сожалению, сегодня существует опасность разрыва живой связи поколений специалистов этого профиля.
Однако школа Кемурджиана не закрылась со смертью Александра Леоновича 24 февраля 2003 г., потому что у него были, есть и, мы надеемся, будут ученики – люди, которые признают его творческое наследие и продолжают развитие космического транспортного машиностроения.
Литература:
- Andrew Chaikin «The other Moon Landings. A soviet triumph in Shadow of Apollo» // Air and Space. February/March, 2004. P.30-37;
- «ВНИИтрансмаш, руководители, учёные, специалисты». Энциклопедия, том 1 / Гл. ред. Э.К. Потёмкин. – СПб.: Петровский фонд, 1999. 121 с.;
- Куприянов В.Н. «От лунохода до марсохода: встреча с главным конструктором самоходного шасси луноходов» // г-та «Ленинградская правда» (Л-д), № 33-34, 9 февраля 1991;
- Куприянов В.Н. «Как начинался луноход» // ж-л «MOST». № 52, июль 2002. С.55-57; № 53, ноябрь 2002. С.50-53;
- Маленков М.И. «Новые и малоизвестные факты предыстории создания самоходного автоматического шасси «Лунохода-1» // Сб. «Наука и техника: Вопросы истории и теории». Тезисы XXX Международной годичной конференции СПбО нац. ком-та по истории и философии науки и техники РАН (23-27 ноября 2009 г.). Вып. XXV. – СПб.: СПбФ ИИЕТ РАН, 2009. С.334-335;
- Rozen I. «Луноход-1 и С.П. Королёв» // Сб. «Особенности развития космической отрасли России»: Тезисы докладов Межд. научно-практич. конф. (2-3.10.2007 г., СПб.). – СПб.: БГТУ, 2007. С.159-162;
- Куприянов В.Н. «А.Л. Кемурджиан – главный конструктор самоходного шасси «Лунохода-1» и человек» // Сб. «Планетоходы, космическая робототехника и наземные роверы»: Материалы VII межд. конф. (28-29.09.2010 г., Санкт-Петербург, Ленэкспо). – СПб., 2010. С.24-30;
- Маленков М.И. «Штрихи творческого портрета А.Л. Кемурджиана: К 80-летию со дня рождения» // ж-л «Полёт», № 1, 2002. С.44-49;
- Маленков М.И. «90 лет со дня рождения А.Л. Кемурджиана: вспоминая главного конструктора самоходного шасси «Лунохода-1» // ж-л «Вестник НПОЛ» (г. Химки, Моск. обл.), №1, 2013. С.52-55;
- Маленков М.И. «Создание Лунохода-1 – выдающееся научно-техническое достижение ХХ века» // ж-л «Вестник НПОЛ» (г. Химки, Моск. обл.), № 1, 2011. С.13-21;
- Маленков М.И. «Прошло 40 лет, а результаты «Лунохода-1» так никто и не превзошёл» // ж-л «Новости космонавтики», № 1, 2011. С.56-59;
- Кемурджиан А.Л. «Луноходу 30 лет» // А.Л. Кемурджиан – ученый, гражданин, человек / Сост. В.А. Кемурджиан. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. С. 63-77;
- Маленков М.И. «Самоходное автоматическое шасси Лунохода-1: фрагменты истории создания» // Workshop on History of Mechanism and Machine Science. May 26-28, 2015, St-Petersburg. – St.-Petersburg, Polytechnical University, Russia;
- Mikhail Malenkov «Self-propelled automatic chassis of Lunokhod-1: History of creation in episodes» // Frontiers of Mechanical Engineering, 11(1), 60-86. DOI 10.1007/s11465-016-0370-5;
- Nicholas C. Costes, Jhon E. Farmer and Edwin B. George «Mobility Performance of the Lunar Roving Vehicle: Terrestrial Studies – Apollo 15 Results» // Nasa Technical Report / https://www.lpi.usra.edu/lunar/documents/NTRS/collection2/NASA_TR_R_401.pdf;
- Довгань В.Г., Моишеев А.А. «Первенцы космических робототехнических комплексов (К 50-летию «Лунохода-1») / ж-л «Вестник НПОЛ» (г. Химки, Моск. обл.), № 3, 2020. С.21-29;
- Маленков М.И., Кемурджиан А.Л. «Опыт разработки и эксплуатации робототехнического комплекса СТР-1 при расчистке кровель ЧАЭС в 1986 году» // Труды Х научно-технической конференции «Экстремальная робототехника», СПб ГТУ, С-Петербург, 1999 г.
Д.т.н., проф. БГТУ, СПб ГПУ
Вице-президент СПбО Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского,
Гл. научный сотрудник АО Научно-технический центр «РОКАД» (С.-Петербург)
Председатель Секции истории космонавтики и ракетной техники
Сев.-Зап. МРОО Федерации Космонавтики РФ (С.-Петербург)