Литовцы смотрят в небо

Предисловие от IVAK.SPb.RU

Благодаря активной позиции и участию в большом количестве научных и обществен­ных мероприятий у нас сложились тесные дружеские и деловые отношения с историками, коллекционерами, общественными деятелями и даже представителями власти не только в России, но и за рубежом. Некоторые из них уже представлены в нашем списке ИВАК, а некоторые только на пути к этому. Кому-то не хватает времени, чтобы сделать этот шаг, а для кого-то общественная ситуация в их стране не располагает к открытому и честному диалогу о нашей общей истории.

И мы рады каждой возможности, рассказать вам о людях, которые где бы они ни жили, руководствуются общими гуманистическими принципами и разделяют нашу любовь к истории и к Небу.

Одним из таких людей стал Галим Ситдыков – Председатель Русского литературного клуба им. Г. Державина в г. Каунас (Литва), бывший офицер ВДВ и постоянный участник научно-исторических конференций по Первой и Второй мировым войнам, организуемых ОО “Институтом военной истории” (г. Вильнюс), которые и стали точкой отсчёта нашей дружбы и творческого союза.

16 мая 2017 года, благодаря неустанной работе Г. Ситдыкова, в Вильнюсе был представлен очередной труд наших литовских товарищей – «Каунасский литературный альманах». Очередная его презентация состоялась буквально на днях, 29 июня, в Каунасе – городе тесно связанном с историей авиации в Литве.

Поэтому здесь, на страницах нашей рубрики «Коллекция», мы решили предложить вашему вниманию очень интересное интервью Г. Ситдыкова с крупным советским и литовским коллекционером-филателистом Генрикасом Кебейкисом, из которого вы не только узнаете много интересных фактов о космосе, но и откроете для себя необъятный и яркий Космос филателии!

Генрикас Кебейкис: Моя цель – сохранить подлинную историю

Генрикас Кебейкис – инженер-дорожник Литовской Республики, много лет отдавший строительству дорог и мостов Литвы, родился в 1939 г. в Каунасе, здесь окончил среднюю школу № 18 (ныне – средняя школа «Вершву»), удостоен звания Почётного учащегося школы. В 1963 г. окончил Каунасский политехнический институт (КПИ, ныне Каунасский технологический университет), получил специальность инженера-дорожника. С юных лет занимался велоспортом, добился звания мастера спорта, учился летать на планёрах, мечтал стать лётчиком.

Еще во время учёбы в политехническом институте Генрикас увлёкся филателией. Основная тема коллекции – полёт человека в космос. Коллекция почтовых марок и других интереснейших раритетов истории Г. Кебейкиса известна в США, Канаде, России, Польше, Англии, Испании и других странах, в которых он неоднократно выставлял свои почтовые марки, посвящённые истории развития космонавтики, людям, которые, рискуя жизнью ради науки, отправляются в космические полёты.

Участие Генрикаса во многих международных выставках отмечено по заслугам – он удостоен более 80 медалей, а благодарственным письмам и почётным грамотам – нет числа. Поэтому вполне естественно, что он является одним из лидеров в Литве и мире как коллекционер, филателист, избран членом Правления Союза филателистов Литвы, в 1996 г. ему присвоено звание Международного филателиста.

Он является также активным членом Общества XXVII любителей книги. Благодаря председателю этого общества Дале Пошкене и состоялось наше знакомство. При первой встрече, узнав об интересе Генрикаса к теме человека в космосе, я высказал сожаление, что ни одному литовцу не удалось слетать в космос. Я знал, что готовился к полёту в космос на многоразовом корабле «Буран» военный лётчик, литовец Римантас Станкявичюс, но он трагически погиб.

Однако Г. Кебейкис тут же энергично возразил: «Удалось полететь и не одному…». И назвал фамилии космонавтов, имеющих литовские корни. Впрочем, наше знакомство началось с мероприятия, посвящённого не космическим достижениям.

Генрикас Кебейкис был приглашён на литературно-музыкальный вечер Русского литературного клуба имени Г. Державина, посвящённый 25-летию восстановления независимости Литовского государства, на котором он стал одним из основных докладчиков по этой исторической теме. И здесь нас также ожидали открытия.

Коллекционер Генрикас Кебейкис показал себя знатоком всего исторического пути Литвы к восстановлению независимого Литовского государства, потерянного в результате трёх разделов территории польско-литовского государства (Речи Посполитой) между Прусским королевством, Российской империей и Австрийской монархией в конце XVIII века (1772-1795 гг.). Первый раздел произошёл в 1772 г., второй – в январе 1793 г., третий – в октябре 1795 года.

Г. Кебейкис демонстрировал исторические документы, которые свидетельствуют о том, что путь Литвы к восстановлению государственности начался не 16 февраля 1918 года, а значительно ранее, причём, в том же 1795 году, сразу после раздела польско-литовского государства. Рассказывая об этих событиях, Генрикас подчеркнул: «Моя цель – сохранить подлинную историю».

В целом всё XIX столетие шла духовная, образовательная, культурная деятельность литовских просветителей, направленная на восстановление Литовской государственности. Эта деятельность ещё более активизировалась с началом Первой мировой войны: в 1916-18 гг. несколько литовских обществ и групп начали смелее поднимать вопрос о восстановлении государственности Литвы. В швейцарской Лозанне в эти годы прошли три конференции, посвящённые этой исторической теме, которая нашла отражение в коллекции Г. Кебейкиса «Возрождение Литвы на почтовых марках».

Знакомство с Генрикасом Кебейкисом, прикосновение к его энциклопедическим знаниям пробудило желание сделать с ним интервью, которое представляется ниже. Беседа была интересной, познавательной. Нашей читательской аудитории будут достойны внимания его заслуги в области коллекционирования почтовых марок, исторических документов, исследования истоков и развития общественных процессов, продолжающихся на протяжении столетий, а так же повороты его личной судьбы.

На пороге жизни: трудный выбор

Уважаемый Генрикас, прежде всего, расскажите, когда Вам пришла мысль коллекционировать почтовые марки об авиации, космонавтике? Это было чисто детское увлечение, которое у многих проходит с возрастом, или серьёзный выбор?

С детства мне очень была близка к сердцу авиация, мечтал пилотировать самолёт. Ещё в 7 классе я сдал экзамен на права пилотирования планёра. Меня учил этому известный мастер-планерист Бронюс Ожкинис.

Почтовые марки о космонавтике начал коллекционировать в студенческие годы. 12 апреля 1961 года советский лётчик, русский, родом из Гжатского района, Юрий Гагарин первым в мире поднялся в космос. В то время я был студентом 3-го курса Каунасского политехнического института. В тот день в нашу большую аудиторию вошёл секретарь партийной организации института и торжественно произнёс: «Первый космический полёт совершил советский человек, военный лётчик Юрий Гагарин!»

Все студенты поднялись и начали горячо аплодировать, все сердечно радовались этому событию. Этот полёт стал огромной сенсацией, отражаемой в то время не только в средствах массовой информации, но и на конвертах, открытках, почтовых марках. С того времени вспыхнула моя страсть к филателии и сопровождает меня всю жизнь. Причём, космонавтике я уделяю особое внимание. Коллекция почтовых знаков «Гагарин» – малая часть того, что мне удалось собрать за большую жизнь. Коллекция о Юрии Гагарине и космонавтике включает почтовые марки, тексты, фотографии, открытки, конверты, конверты «первого дня», автографы, личные письма. Стали очень популярными открытки с портретом Гагарина и других космонавтов. Этой темой особенно увлеклась молодежь, многие в те годы мечтали стать космонавтами.

Марка № 2560 (Каталог почтовых марок СССР 1918-1980. – М., 1983) с портретом Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР Ю.А Гагарина (1934-1968) из серии «Первый в мире космический полёт, совершённый 12/IV 1961 Ю.А. Гагариным на корабле «Восток» (№№ 2560, 2561 и 2562). Рис. И. Левина.

Значительное место в Вашей космической коллекции занимает тема «Литовцы смотрят в небо». Расскажите подробнее

Тематическая коллекция «Литовцы смотрят в небо» состоит из нескольких сотен экспонатов, объединяющих период с 1650 года до настоящего времени.

 Это значит, что путь литовцев в космос начался с такого давнего времени, XVII века?

Да, в 1650 году в Амстердаме литовский байорас (дворянин), военный инженер армии Великого княжества Литовского, теоретик артиллерии Казимерас Симонавичюс издал книгу «Artis Magnae Artilleriae Pars prima» (в переводе на русский – «Великое мастерство артиллерии»). Автор наряду с теоретическими основами артиллерии предложил проект создания многоступенчатой ракеты, изобразил эту идею схематически и в рисунках. Книга была написана на латинском языке, переведена на многие европейские языки, в том числе, французский, английский, немецкий, голландский, стала широко известной в Европе. Как фигура европейского масштаба, Казимерас Симонавичюс попал в Британскую энциклопедию.

Думаю, что Константин Циолковский – основатель русского ракетостроения – не мог не знать о книге Симонавичюса. Эта книга, как и другие источники по этой проблеме, могли оказать влияние на теоретические и конструкторские идеи Циолковского, направленные на освоение космического пространства, опираясь на силу реактивной тяги.

А что затруднило Вам посвятить себя профессии летчика?

В школьные годы я занимался также велосипедным спортом, со школьной командой участвовал в Каунасской городской спартакиаде учащихся, занял первое место в городе, попал на Республиканскую спартакиаду. В то же самое время надо было ехать в Кулаутуву, в лагерь планеристов, где мог получить высшую категорию лётчика-планериста. Я поговорил об этой дилемме с учителем по физкультуре. Учитель посоветовал мне ехать на спартакиаду по велоспорту в Вильнюс, а не в Кулаутуву. Он пояснил, что, скорее всего, мне не удастся стать лётчиком, потому что литовцев в авиацию не принимают. Лучше будет, если станешь спортсменом.

И как удалась спортивная карьера?

В Вильнюсе стал чемпионом среди учащихся республики. Участвовал в других соревнованиях, получил звание мастера. Так началась моя спортивная карьера, закончилась карьера лётчика. Несбывшуюся мечту стать лётчиком я воплотил в коллекционирование почтовых марок об авиации и космонавтике. А начал с Юрия Гагарина. Первая моя коллекция так была и названа – «Гагарин».

Мосты и дороги

Известно, что Вы коллекционер и в профессиональной области. Мосты… дороги… Недавно открыт Панемунский мост в Каунасе

Да, строительство дорог и мостов – это моя профессия. По окончании КПИ начал работать в Алитусе. Участвовал в восстановлении разрушенного во время войны моста Юозапавичюса. Строительство мостов вызвало профессиональный интерес к этой теме в коллекционировании. Начал собирать фотографии, открытки, почтовые знаки о мостах. Со временем сложил, собранные материалы, в альбомы, оформил стенды для их демонстрации в выставках.

Не затрудняло ли увлечение коллекционированием трудовой деятельности?

Коллекционирование мне помогало в работе, а ныне, когда нахожусь на пенсии, не позволяет зачерстветь, открывает новые стимулы, идеи, жизненные цели. Как заметил один великий человек, «коллекционирование – это школа воли». Значит, коллекционирование как увлечение, не помеха, а подкрепление сил в трудовой и общественной деятельности.

Хотелось бы знать Ваше мнение, а действительно ли Панемунский мост в Каунасе нуждался в том, чтобы его взорвали и отстроили вновь?

Панемунский мост – хороший подарок жителям Каунаса, хотя и пришлось потерпеть трудности, пока велась его реконструкция. Разрушение моста и его восстановление было совершено точно вовремя. У меня были выводы шести комиссий, что мост находится в аварийном состоянии. Я лично ежегодно тщательно осматривал его узлы, ясно видел, что мост исчерпал свои резервы прочности. Тогдашний мэр Каунаса Купчинскас спрашивал моё мнение о состоянии Панемунского моста. Я сказал, что наступило время его разрушить взрывным способом и строить новый.

Почему именно взрывать?

Точно такой же конструкции был мост в Калининградской области. Там приняли решение разрушать мост краном. Мост не выдержал веса крана и рухнул, произошла страшная авария, погибли четыре человека.

Благодаря правильному решению мы избежали такой аварии, а литовское терпение помогло нам выдержать трудности и дождаться открытия нового Панемунского моста через три года, 30 октября 2015 года. Гарантировано безопасное движение общественного и личного транспорта по Панемунскому мосту. Как известно, первым испытал безопасность проезда по мосту мэр Каунаса Висвалдас Матийошайтис на своем Ferrari.

И снова в космос

Через земные мосты вернемся в космос. Ваша коллекция «Литовцы смотрят в небо» была представлена в Каунасе в городской библиотеке имени Винцаса Кудиркаса, в Каунасском центре культур разных народов, а затем в Мариампольском культурном центре. Расскажите подробнее.

Заслуженный лётчик-испытатель, подполковник Римантас Антанас-Антано Станкявичюс (1944-1990). Фото с сайта testpilot.ru

Прежде всего, я хочу поблагодарить за помощь в организации этих выставок председателя Общества книголюбов XXVII Далю Пошкене. Значительная часть тематической выставки «Литовцы смотрят в небо» – автографы, конверты, фотографии, почтовые знаки – была посвящена 70-летию со дня рождения и 25-летию гибели космонавта Римантаса Станкявичюса. Он был мариямполетис, окончил здесь среднюю школу, после окончания  Черниговского высшего военного лётного училища служил в авиации, причём, не только в СССР, но и за рубежом, и даже участвовал в боевых действиях. Высокое лётное мастерство, профессионализм Римантаса Станкявичюса удивлял даже опытных специалистов Советского Союза. Он с высокой оценкой прошёл весь курс наземной подготовки для полёта в космос, что можно было присвоить ему звание лётчика-космонавта. В 1989 году он получил звание Заслуженного лётчика-испытателя СССР. К сожалению, в связи с неблагоприятными обстоятельствами полёт на космическом многоразовом корабле «Буран» неоднократно откладывался. Многоразовый корабль «Буран» совершил единственный полёт в космос в 1988 году, но без экипажа, с автоматическим управлением взлёта и посадки, а впоследствии проект «Энергия-Буран» был и вовсе заброшен.

Римантас трагически погиб в сентябре 1990 года, совершая показательный полёт на самолёте Су-27, на авиационном празднике на аэродроме Салгареда в Италии.

Могила Римантаса Станкявичюса на Военном мемориальном кладбище в г. Каунас (Литва), 27.11.2014 г. Фото В.В. Лебедева

Больше всего меня удивила в Вашем списке русская фамилии Елисеева, имя тоже русское – Алексей. Не приходилось ни слышать, ни читать, где-либо о том, что Алексей – литовец.

Дело в том, что фамилия этого космонавта известна по матери, а фамилия отца – Курайтис – известна только для знатоков.

Как же так случилось, что Алексей Курайтис стал Елисеевым?

Случилось это в 30-годы, когда его отец – литовец Станисловас Курайтис – был репрессирован. Как иностранец, в 1935 году он попал под размах первой волны борьбы с «врагами народа», начавшейся после убийства С.М. Кирова в 1934 году.

В те годы фамилия репрессированного отца могла значительно повредить карьере талантливого юноши. Валентина, жена Станисловаса, была вынуждена подать на развод и восстановить девичью фамилию. В 16 лет Алексей принял фамилию матери. Так одним из выдающихся космонавтов СССР стал литовец с русской фамилией Алексей Елисеев. Он окончил в Москве среднюю школу, затем Высшую техническую школу имени Баумана, где получил диплом инженера-механика. В дальнейшем Алексей защитил кандидатскую диссертацию, участвовал в проектировании космических кораблей, стал кандидатом в космонавты-испытатели и совершил три полёта в космос. 20 лет он руководил полётами всех советских космических кораблей, готовился совершить полёт на Луну.

Поддерживает ли он связи с Литвой?

Ныне Алексей Елисеев живет в Москве, но приезжает и в Литву. Во время встречи я подарил ему свою книгу «Взгляд на мосты Литвы» с пожеланием, чтобы «не забывал землю своих предков».

Генрикас Кебейкис и Алексей Елисеев. Из личного архива Г.Кебейкиса.

Итак, продолжим список космонавтов литовского происхождения.

Радует, что в 1969 году по американской программе НАСА астронавтом стал Каролис Бобко. Его мама литовка, а отец поляк. Он успешно участвовал в советско-американском проекте «Союз–Апполон». Это был первый исторический международный полёт в космос, совершенный в 1975 году. Каролис Бобко трижды летал в космос. Астронавт приезжал в Литву, посетил Каунас, Вильнюс, Тракай, Кедайняйский район, где живут его дальние родственники. В Кедайняй астронавт встретился и с родственниками, прибывшими из других стран – из Австралии и Швейцарии.

Астронавт Каролис Бобко. Фото из интернета

Спасибо, уважаемый Генрикас, за столь полезный просветительский дискурс по истории космонавтики, тесно связанный с Литвой. Хотелось бы поинтересоваться, какой или какие экспонаты из Ваших коллекций для Вас наиболее дороги, ценны?

Ценнейшими и редчайшими экспонатами своей коллекции считаю письма лётчика-испытателя Римантаса Антанаса Станкявичюса, автографы космонавта Алексея Курайтиса-Елисеева. Не менее ценными являются конверты, изображающие три полёта в космос астронавта Каролиса Бобко с его автографами, полученными от него мною лично.

Одним из новых и очень дорогих для меня экспонатов в коллекции стал сертификат Национальной Космической Миссии, подтверждающий, что Генрикасу Кебейкису присвоен уникальный пиксель первой литовской фотографии, сделанной в космосе. Координаты пикселя – 257, 269.

Уважаемый Генрикас, что бы Вы хотели пожелать молодому поколению нашей страны?

Жизнь показывает, что в связи с переменами на международной арене, изменениями во властных структурах внутри страны меняются трактовки истории Литвы, меняются ориентиры в настоящем, которые влияют на будущее. Например, коллекция почтовых знаков показывает, что путь Литвы к независимости начался ещё тогда, когда в сознании людей идея независимости никем не была признана. Для меня важно, чтобы молодёжь знала настоящую историю.

Когда на мои выставки приходит молодежь, учащиеся, гимназисты, слушают мои рассказы, я советую молодёжи интересоваться прошлым, историей своих отцов и дедов, собирать историю семьи, пока есть свидетели, бережно собирать и сохранять семейные архивы.

И второе, я советую молодёжи мечтать и ставить перед собой высокие цели и достигать их, чтобы могли сказать – я счастливый человек, я могу гордиться своими трудами на благо Родины.

P.S.

Пролетели годы. В 2016 юбилейном году – 55-летия полёта Юрия Гагарина в космос – известный космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов в журнале «Загадки истории» рассказал правду о гибели Юрия Гагарина и инструктора полковника Владимира Серёгина. Этот материал не ускользнул от внимания коллекционера Генрикаса Кебейкиса, и он познакомил меня с ним. По утверждению А. Леонова, авиационная катастрофа произошла вследствие того, что на очень близком расстоянии от учебного самолёта Гагарина и Серёгина пролетел на форсаже со сверхзвуковой скоростью другой реактивный самолёт. Вихревые воздушные потоки, возникшие при этом, сорвали учебный самолёт в штопор, выйти из которого не позволила низкая высота (Выводы и высказывания авторов и др. лиц могут не совпадать с мнением ivak.spb.ru).

Вокруг трагической гибели первого в мире космонавта возникло много версий, вплоть до самых фантастических. Важно знать правду для того, чтобы её отсутствие не приводило к домыслам, выдаваемым за правду. Правда, какая бы она ни была горькая, лечит сознание людей так же, как горькое лекарство лечит физические недомогания.

Генрикас Кебейкис всегда рад гостям на своих выставках, и приглашает посетить свою коллекцию в виртуальном пространстве, познакомиться с экспонатами, которые расскажут об авиации и космосе, мостах и дорогах, о сложной и трудной дороге Литвы к возрождению государственности, восстановлению независимости, о людях, которые не щадя своих сил служили и служат своему Отечеству не ради славы, а во имя жизни: http://www.genealogy.lt/album/

Источник: Ситдыков Г. «Генрикас Кебейкис: Моя цель – сохранить подлинную историю» // Каунасский литературный альманах. Сост.: Г. Ситдыков. – Каунас: Рус. лит. клуб им. Г. Державина, 2017. С.348-358.

В закладки: постоянная ссылка.


Понравилась статья? Поделись ссылкой с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *