Продолжаем знакомить вас с историей покорения воздушного океана Вильнюса и циклом исторических зарисовок известного журналиста Николая ЖУКОВА об основных этапах этой части нашей общей истории. Первая публикация из этого цикла была в статье «Зарождение авиации в Вильне. Первые шаги».
Первый показательный полёт
Кружок создан, устав утверждён, и взятые обязательства необходимо выполнять. Основное из них – это организация демонстрационных полётов в Вильне. Первым, с кем «виленские энтузиасты воздухоплавания» вступили в переговоры, был русский пилот Николай Евграфович Попов. Сын московского купца-суконщика, в недавнем прошлом – зарубежный корреспондент газеты «Новое время», он стал вторым русским летуном, который 19 апреля 1910 года получил диплом французского аэроклуба. Его пилотское свидетельство «бреве де пило» зарегистрировано под №50.
Господин Франк пишет: «Мы натолкнулись на несговорчивого Попова, заломившего несуразную цену – 12 000 рублей! Вильна не смеет об этом и мечтать».
Николай Попов оказался не по карману виленским организаторам. В кассе кружка на 17 августа 1910 года наличности было всего на сумму 473 рубля 71 копейка. Тем не менее, поклонники моторной авиации надежд не теряли.
С 26 июня по 2 июля представители кружка находились в Варшаве, где проходили международные авиационные соревнования, в которых принимал участие любимец публики, известный русский лётчик Сергей Исаевич Уточкин.
Ему было предложено полетать в Вильне. Пилот не возражал и с благодарностью принял предложение. В виленских газетах появилась реклама о предстоящих гастролях известного пилота, но из-за большой занятости авиатора полёты не состоялись. Только на следующий 1911 год, 29 и 30 мая, жители Вильны смогли воочию убедиться в мастерстве авиатора (подробности виленских гастролей Сергея Уточкина смотрите в этой статье).
В то время после окончания парижских авиационных школ в Россию возвратились два воздухоплавателя – граф М.Ф. Сципио дель Кампо и А.М. Габер-Влынский. Им было предложено продемонстрировать своё лётное мастерство в небе над Вильной. Условия организаторов их устроили. Лётчики должны были заплатить в кассу местного воздухоплавательного клуба 5% от прибыли.
Граф Мишель или, как писали российские газеты того времени – Михаил Фадеевич, родился 26 января 1887 года в городке Райки, что под украинским городом Бердичев.
Итальянский графский титул купил отец авиатора – киевский богач. Его унаследовал сын, окончивший в Киеве реальное училище, а во французском Лилле – политехнический институт. В 1910 году во Франции он получил международное пилотское свидетельство № 210.
Адам Мечиславович Габер-Влынский родился в 1883 году во Львове в польской семье. Обучался во Франции у Блерио, затем у Фармана. В 1910 году возвращается в Россию с самолётом «Фарман-IV». Полёты в Вильне были первыми показательными выступлениями для будущего знаменитого авиатора. Впоследствии он стал едва ли не самым популярным пилотом-профессионалом в России перед Первой мировой войной.
…Первые авиационные полёты напоминали скорее цирковое представление. Смотреть на это чудо ХХ века собиралось немало людей. Увидеть собственными глазами, как аппарат тяжелее воздуха оторвётся от земли, – это был настоящий праздник.
Самолёт. Лётчик. Хорошая погода. Указатель направления и силы ветра. Небольших размеров, относительно ровное поле. Как правило, для этих целей подходили ипподромы. Здесь тебе и поле, откуда пилот мог взлететь и показать своё мастерство, и трибуны, где могла разместиться почтеннейшая публика, и главное – забор, то, что позволяло контролировать публику и брать со зрителей плату за просмотр.
В Вильне таким местом было беговое поле в Поспешках, что в конце Антакальниса (сегодня это территория напротив бывшей Литовской киностудии, рядом со студенческим городком). Именно здесь в сентябрьские дни 1910 года граф М. Сципио дель Кампо на моноплане «Блерио» и Адам Габер-Влынский на биплане «Фарман-IV» выполнили свои первые показательные полёты в вильнюсском небе.
Вот как описывали эти полёты местные газеты.
«Lietuvos Žinios»: «В субботу 4 сентября около 5 часов пополудни должен был показаться со своим бипланом Габер-Влынский. Но сильный дождь и ветер ему помешали. Только около 7 часов, по требованию публики, он поднялся в воздух два раза. Первый раз поднялся от земли на высоту 15-18 саженей (1 сажень равна 2,16 метра. – Прим. «Обзора») и продержался в воздухе две с половиной минуты. Пролетел почти две версты. Поднявшись второй раз, он очень красиво облетел весь ипподром и мастерски приземлился перед трибуной с публикой.
В воскресенье оба авиатора имели большие успехи, чем в субботу. Радость собравшихся нескольких тысяч зрителей была неописуема, когда моноплан и биплан летели над горами и лесом. Моноплан за 13 минут пролетел около 25 вёрст. Красивый полёт человека-птицы, шум мотора вызвали большой энтузиазм публики.
В понедельник Габер-Влынский на своём биплане поднимался два раза. Первый раз пробыл в воздухе 9 мин. 38 сек., второй раз – 7 мин. 20 сек. Поднялся до высоты 70 саженей.
Моноплан Сципио дель Кампо в первый раз пролетел полторы минуты и приземлился на горе, по-видимому, было трудно бороться с ветром. Поднявшись второй раз, он пролетел 23 мин. 40 сек., преодолев почти 60 вёрст».
«Северо-Западное слово»: «5 сентября в г. Вильне состоялись очень удачные полёты авиаторов Сципио дель-Кампо и Габера-Влынского.
Первая попытка полёта Сципио окончилась неудачно, моноплан, прокатившись по подмоченному ливнем полю, не поднялся с места.
После него Габер-Влынский быстро вскочил в свой «Фарман», сделал раскат и на глазах тысячной толпы восхищённых зрителей легко отделился от земли, сделал красивый поворот и плавно взвился над лесом.
Публика замерла от восторга. Раздались радостные крики, шумные аплодисменты. А Габер забирался всё выше и выше … Моментально он спускается, и с трибун кажется, что он летит над самыми головами людей.
Он сидит на своей птице-Формане, как в креслах у себя дома и, проехав мимо трибун, приветствует публику рукой. Ещё делает круг – и в заключение после поворота невиданной красоты блестящий, спокойный спускается посреди поля против судейской беседки. Гром оваций приветствует авиатора.
Полет продолжался 7 мин. 15 сек., средняя высота 40 саженей. Пройденное расстояние около 7 вёрст.
Счастливого Габера сменяет Сципио дель Кампо. На этот раз авиатор при второй попытке поднялся. Он взлетает всё выше и выше. Как гигантская бабочка, моноплан «Блерио», распластав изящные крылья, быстро скользит, музыкально жужжа. Он поднимается на огромную высоту и утопает в сияющих лучах уже низкого солнца. Один момент – он совсем скрылся, потом снова появился.
Сципио дель Кампо вылетел далеко за поле. Несколько минут кружит в воздухе красавец-моноплан и наконец спускается там же, где Габер, в центре поля, изумительным, невероятным, лёгким, как воздух, присестом…
Дель Кампо продержался в воздухе около 13 минут, средняя высота полёта около 50 саженей, пройденное расстояние достигает 15-18 вёрст».
«Наконец-то и Вильна дождалась воздухоплавателей. (…) И Вильна увидела то, чего ещё не видела», – констатировала на своих страницах газета «Viltis».
Таким образом, день 4 сентября 1910 года – начало эры моторной авиации в нынешней литовской столице. Для истинных любителей авиации – это исторический факт, ибо тишина ВИЛЬНЮССКОГО неба была впервые нарушена шумом самолётных двигателей. Начала сбываться мечта Казимира Шарского о том, «что недалеко то время, когда сотни аэропланов, подобных стае гигантских белых птиц, будут парить в заоблачной выси над древнею столицей Гедимина».
За всю историю авиации в Вильнюсе было три аэродрома. Первый – ипподром Поспешки. Второй – лётное поле в Северном городке на плацу 169-го Ново-Троицкого пехотного полка. Историческим подтверждением этого факта служит сохранившаяся до сих пор улица Лакуну (Лётчиков). Третий – неподалёку от железнодорожной станции Порубанок, она же Киртимай, где и по сей день находится Международный Вильнюсский аэропорт.
© Н.В. Жуков, 2015.
Статья была опубликована в газете «Обзор» (Литва), 2015, № 23 (960), 4-10.06.2015