Зарождение авиации в Вильне. Первые полёты

Продолжаем знакомить вас с историей покорения воздушного океана Вильнюса и циклом исторических зарисовок известного журналиста Николая ЖУКОВА об основных этапах этой части нашей общей истории. Первая публикация из этого цикла была в статье «Зарождение авиации в Вильне. Первые шаги».

Первый показательный полёт

Кружок создан, устав утверждён, и взятые обязательства необходимо выполнять. Основное из них – это организация демонстрационных полётов в Вильне. Первым, с кем «виленские энтузиасты воздухоплавания» вступили в переговоры, был русский пилот Николай Евграфович Попов. Сын московского купца-суконщика, в недавнем прошлом – зарубежный корреспондент газеты «Новое время», он стал вторым русским летуном, который 19 апреля 1910 года получил диплом французского аэроклуба. Его пилотское свидетельство «бреве де пило» зарегистрировано под №50.

Господин Франк пишет: «Мы натолкнулись на несговорчивого Попова, заломившего несуразную цену – 12 000 рублей! Вильна не смеет об этом и мечтать».

Николай Попов оказался не по карману виленским организаторам. В кассе кружка на 17 августа 1910 года наличности было всего на сумму 473 рубля 71 копейка. Тем не менее, поклонники моторной авиации надежд не теряли.

С 26 июня по 2 июля представители кружка находились в Варшаве, где проходили международные авиационные соревнования, в которых принимал участие любимец публики, известный русский лётчик Сергей Исаевич Уточкин.

Анонс полётов Уточкина в газете «Северо-западный голос».

Ему было предложено полетать в Вильне. Пилот не возражал и с благодарностью принял предложение. В виленских газетах появилась реклама о предстоящих гастролях известного пилота, но из-за большой занятости авиатора полёты не состоялись. Только на следующий 1911 год, 29 и 30 мая, жители Вильны смогли воочию убедиться в мастерстве авиатора (подробности виленских гастролей Сергея Уточкина смотрите в этой статье).

В то время после окончания парижских авиационных школ в Россию возвратились два воздухо­плавателя – граф М.Ф. Сципио дель Кампо и А.М. Габер-Влынский. Им было предложено продемонстрировать своё лётное мастерство в небе над Вильной. Условия организаторов их устроили. Лётчики должны были заплатить в кассу местного воздухоплавательного клуба 5% от прибыли.

Граф Мишель или, как писали российские газеты того времени – Михаил Фадеевич, родился 26 января 1887 года в городке Райки, что под украинским городом Бердичев.

Авиатор Михаил Фаддеевич Кампо-Сципио.

Итальянский графский титул купил отец авиатора – киевский богач. Его унаследовал сын, окончивший в Киеве реальное училище, а во французском Лилле – политехнический институт. В 1910 году во Франции он получил международное пилотское свидетельство № 210.

Адам Мечиславович Габер-Влынский родился в 1883 году во Львове в польской семье. Обучался во Франции у Блерио, затем у Фармана. В 1910 году возвращается в Россию с самолётом «Фарман-IV». Полёты в Вильне были первыми показательными выступлениями для будущего знаменитого авиатора. Впоследствии он стал едва ли не самым популярным пилотом-профессионалом в России перед Первой мировой войной.

Фото Габера-Влынского

Авиатор Адам Габер-Влынский.

…Первые авиационные полёты напоминали скорее цирковое представление. Смотреть на это чудо ХХ века собиралось немало людей. Увидеть собственными глазами, как аппарат тяжелее воздуха оторвётся от земли, – это был настоящий праздник.

Самолёт. Лётчик. Хорошая погода. Указатель направления и силы ветра. Небольших размеров, относительно ровное поле. Как правило, для этих целей подходили ипподромы. Здесь тебе и поле, откуда пилот мог взлететь и показать своё мастерство, и трибуны, где могла разместиться почтеннейшая публика, и главное – забор, то, что позволяло контролировать публику и брать со зрителей плату за просмотр.

В Вильне таким местом было беговое поле в Поспешках, что в конце Антакальниса (сегодня это территория напротив бывшей Литовской киностудии, рядом со студенческим городком). Именно здесь в сентябрьские дни 1910 года граф М. Сципио дель Кампо на моноплане «Блерио» и Адам Габер-Влынский на биплане «Фарман-IV» выполнили свои первые показательные полёты в вильнюсском небе.

Вот как описывали эти полёты местные газеты.

«Lietuvos Žinios»: «В субботу 4 сентября около 5 часов пополудни должен был показаться со своим бипланом Габер-Влынский. Но сильный дождь и ветер ему помешали. Только около 7 часов, по требованию публики, он поднялся в воздух два раза. Первый раз поднялся от земли на высоту 15-18 саженей (1 сажень равна 2,16 метра. – Прим. «Обзора») и продержался в воздухе две с половиной минуты. Пролетел почти две версты. Поднявшись второй раз, он очень красиво облетел весь ипподром и мастерски приземлился перед трибуной с публикой.

В воскресенье оба авиатора имели большие успехи, чем в субботу. Радость собравшихся нескольких тысяч зрителей была неописуема, когда моноплан и биплан летели над горами и лесом. Моноплан за 13 минут пролетел около 25 вёрст. Красивый полёт человека-птицы, шум мотора вызвали большой энтузиазм публики.

В понедельник Габер-Влынский на своём биплане поднимался два раза. Первый раз пробыл в воздухе 9 мин. 38 сек., второй раз – 7 мин. 20 сек. Поднялся до высоты 70 саженей.

Моноплан Сципио дель Кампо в первый раз пролетел полторы минуты и приземлился на горе, по-видимому, было трудно бороться с ветром. Поднявшись второй раз, он пролетел 23 мин. 40 сек., преодолев почти 60 вёрст».

«Северо-Западное слово»: «5 сентября в г. Вильне состоялись очень удачные полёты авиаторов Сципио дель-Кампо и Габера-Влынского.

Первая попытка полёта Сципио окончилась неудачно, моноплан, прокатившись по подмоченному ливнем полю, не поднялся с места.

После него Габер-Влынский быстро вскочил в свой «Фарман», сделал раскат и на глазах тысячной толпы восхищённых зрителей легко отделился от земли, сделал красивый поворот и плавно взвился над лесом.

Публика замерла от восторга. Раздались радостные крики, шумные аплодисменты. А Габер забирался всё выше и выше … Моментально он спускается, и с трибун кажется, что он летит над самыми головами людей.

Он сидит на своей птице-Формане, как в креслах у себя дома и, проехав мимо трибун, приветствует публику рукой. Ещё делает круг – и в заключение после поворота невиданной красоты блестящий, спокойный спускается посреди поля против судейской беседки. Гром оваций приветствует авиатора.

Полет продолжался 7 мин. 15 сек., средняя высота 40 саженей. Пройденное расстояние около 7 вёрст.

Счастливого Габера сменяет Сципио дель Кампо. На этот раз авиатор при второй попытке  поднялся. Он взлетает всё выше и выше. Как гигантская бабочка, моноплан «Блерио», распластав изящные крылья, быстро скользит, музыкально жужжа. Он поднимается на огромную высоту и утопает в сияющих лучах  уже низкого солнца. Один момент – он совсем скрылся, потом снова появился.

Сципио дель Кампо вылетел далеко за поле. Несколько минут кружит в воздухе красавец-моноплан и наконец спускается там же, где Габер, в центре поля, изумительным, невероятным, лёгким, как воздух, присестом…

Дель Кампо продержался в воздухе около 13 минут, средняя высота полёта  около 50 саженей, пройденное расстояние достигает 15-18 вёрст».

«Наконец-то и Вильна дождалась воздухоплавателей. (…) И Вильна увидела то, чего ещё не видела», – констатировала на своих страницах газета «Viltis».

Таким образом, день 4 сентября 1910 года – начало эры моторной авиации в нынешней литовской столице. Для истинных любителей авиации – это исторический факт, ибо тишина ВИЛЬНЮССКОГО неба была впервые нарушена шумом самолётных двигателей. Начала сбываться мечта Казимира Шарского о том, «что недалеко то время, когда сотни аэропланов, подобных стае гигантских белых птиц, будут парить в заоблачной выси над древнею столицей Гедимина».

Аэропорт «Вильнюс».

За всю историю авиации в Вильнюсе было три аэродрома. Первый – ипподром  Поспешки. Второй – лётное поле в Северном городке на плацу 169-го Ново-Троицкого пехотного полка. Историческим подтверждением этого факта служит сохранившаяся до сих пор улица Лакуну (Лётчиков). Третий – неподалёку от железнодорожной станции Порубанок, она же Киртимай, где и по сей день находится Международный Вильнюсский аэропорт.

Фото Николая Жукова историка из Литвы© Н.В. Жуков, 2015.

Статья была опубликована в газете «Обзор» (Литва), 2015, № 23 (960), 4-10.06.2015

Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *