Хронологически в первой половине ХХI века мы отмечаем 100-летние юбилеи исторических событий, оставивших свой след в истории в начале ХХ века. Одной из главных причин, повлиявших на историю, стало бурное развитие науки и техники, транспорта, главной составляющей которого стала – Авиация.
Россия была в тот период одной из передовых стран мира и её вклад в развитие мировой авиации огромен. Она не только шла в авангарде развития авиационной науки и техники, но и располагала на тот период наиболее сильным Воздушным Флотом.
До 1918 года Санкт-Петербург был столицей нашего государства. И здесь были сосредоточены основные административные, военные, экономические, научные и образовательные ресурсы России, позволившие ей стать передовой авиационной державой.
Но с приходом к власти большевиков в 1917 г., в то время Петроград, лишился столичных функций, а лозунг о разрушении старой власти до основания привёл к уничтожению, как человеческой памяти о нашей истории, так и артефактов связанных с ней.
За десятилетия такого беспамятства в стране произошло коренное изменение сознания об истинной родине отечественного Воздушного Флота. Но если раньше этому были идеологические причины, то сегодняшнее отношение власти к этой истории определяется абсолютным её нежеланием восстановить неразрывность исторического сознания нации. Именно из-за этого образовавшийся провал между современностью и дореволюционной историей страны не позволяет нынешним чиновникам трепетно относиться к сохранению нашей истории.
В нашем случае, это сохранение архитектурно-исторического облика Петербурга и мест захоронения предыдущих поколений. Т.е. наших предков, которым мы обязаны нашей жизнью и тем достоянием, которое унаследовали от них. Именно наследие делает нас гордыми за свою страну и даёт силы для новых свершений. А иначе, мы каждый раз так и будем строить всё с нуля и на костях друг друга.
Сегодня вещественные признаки этой памяти ещё можно встретить… на кладбище. Как ни странно, но пока у нас нет авиационных музеев, то только здесь мы можем в концентрированном виде соприкоснуться с настоящей историей, которая есть за каждым человеком, который здесь покоится. И среди этих героев немало тех, кто сделал неоценимый вклад в развитие отечественной авиации, кто защищал родное небо и нашёл свое упокоение в петербургской земле.
Центральным местом такого последнего пристанища в Санкт-Петербурге является – Никольское кладбище Александро-Невской лавры.
Здесь похоронено несколько известных первых русских покорителей пятого океана. Первооткрывателем этого скорбного списка является Лев Макарович Мациевич (1877-1910 гг.).
Ему была уготована “честь” стать первой жертвой авиационной катастрофы в России. Он разбился 24 сентября (7 октября) 1910 г. во время очередного своего полёта на “Фармане” в дни проведения Первого Всероссийского праздника воздухоплавания, открывшегося на Комендантском аэродроме 8 (20) сентября 1910 г.
На похороны пилота пришли десятки тысяч петербуржцев. Длинная траурная процессия на Невском проспекте превратилась в народную демонстрацию скорби и любви к погибшему крылатому сыну своей Родины.
На могилу Мациевича было возложено 350 венков, в т.ч. один серебряный. На собранные общественностью Санкт-Петербурга деньги на его могиле был установлен добротный памятник в виде высокой каменной колонны с бронзовой урной и рельефным портретом героя в лётном шлеме. В память о выдающемся лётчике был учреждён ежегодный приз имени Л.М. Мациевича за высоту полётов.
На месте же его гибели (ныне сквер Мациевича в Приморском районе Петербурга) сначала был установлен деревянный крест, который в мае 1911 г. был заменён мемориальной плитой, представляющую собой саркофаг из чёрного мрамора длиной 1,2, шириной 0,7 и высотой 0,4 метра.
Однако, к сожалению, нынешнее место нахождения плиты лишь условно показывает место падения аэроплана Мациевича, а плита вообще могла бы не сохранится до наших дней. В годы интенсивной застройки Комендантского аэродрома бдительные граждане, ленинградцы, нашли её в груде строительного мусора. А ведь это был первый в России памятник авиатору.
Что уж говорить о сохранности других памятников первым авиаторам России.
***
Следующим известным лётчиком, нашедшим своё последнее пристанище на Никольском кладбище лавры, является пилот и изобретатель Всеволод Михайлович Абрамович (1890-1913 гг.).
Это первый русский лётчик, совершивший в 1912 г. сверхдальний международный перелёт Берлин-Санкт-Петербург, и не один, а с пассажиром.
Он получил диплом лётчика в “Обществе аппаратов Райт” и был энтузиастом аэроплана данного типа. Желая доказать жизнеспособность данной конструкции он внёс в неё ряд усовершенствований и в результате, получил принципиально новый аппарат бипланной компоновки, который стал называться – “Райт-Абрамович”.
Погиб он на Иоганистальском аэродроме в Германии, совершая полёт с одной из первых русских лётчиц, княгиней Е.М. Шаховской. Произошло это 11 апреля 1913 г., хотя на могиле указана дата – 12 апреля. Слава богу, памятник неплохо сохранился, хотя видно, что за ним никто не ухаживает: вокруг всё поросло травой.
А в Германии, на территории бывшего аэропорта Йоханнисталь именем Абрамовича названа одна из созданных там аллей.
***
Но если его могилу ещё можно найти, то где ныне могила первой русской женщины-авиатриссы – Лидии Виссарионовны Зверевой (1890-1916 гг.)? А ведь известно, что она похоронена здесь.
Во время её похорон в мае 1916 г. над кладбищем кружили аэропланы. Это лётчики с Комендантского аэродрома отдавали последний долг памяти покойной.
В честь первой российской авиатриссы на бывшем гатчинском аэродроме, где сейчас тоже жилой микрорайон – одна из улиц носит имя Зверевой. А ведь надо бы хотя бы цветочки иногда положить на её могилку.
Ещё одним великим первым лётчиком страны, лежащим здесь, является Сергей Исаевич Уточкин (1876-1916 гг.).
Благодаря полётам С.И. Уточкина, “заразились” небом такие известные авиаконструкторы, как Н.Н. Поликарпов, П.О. Сухой, будущие конструкторы авиамоторов В.Я. Климов, и многие-многие другие.
Эти полёты собирали тысячи людей. Однако, на заре авиации это всё же было пока уделом смельчаков, век которых не всегда был долог. Не обошла эта трагическая участь и С.И. Уточкина. Во время перелёта из Петербурга в Москву, 100 лет которому мы будем отмечать в этом году, в июле 1911 г. он потерпел аварию и попал в госпиталь с сотрясением мозга и многочисленными переломами. После этой трагедии удача отвернулась от “короля воздуха”, как называли его газетчики. Здоровье его резко ухудшилось, а любимая жена ушла к крупному одесскому финансисту и авиапромышленнику А.А. Анатре.
Недолгой оказалась память и у страны, которую он поднимал на крыло.
Проявившиеся у Уточкина признаки душевной болезни закончились тем, что он попытался прорваться к Императору Николаю II, но был скручен охраной и в июле 1913 г. отправлен в психиатрическую лечебницу. После выписки Уточкин жил игрой на бильярде и безуспешно пытался поступить на службу в военную авиацию. В декабре 1915 г. полуголодный и плохо одетый С.И. Уточкин простудился и заболел воспалением лёгких. И вскоре тихо и незаметно скончался в одной из петроградских больниц для бедных. И лишь, благодаря одноимённой улице в Приморском районе, память о великом лётчике сохранится ещё на долгие годы в сердцах петербуржцев.
Чего не скажешь о его могиле. Несмотря на то, что в соответствии с правительственными постановлениями и Указу Президента РФ (№ 176 от 20.02.1995 г.) могила С.И. Уточкина внесена в Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и является памятником федерального значения, найти её не так-то просто. Хоть и находится она практически напротив известной всем могилы Л.М. Мациевича. Но, на другой, менее помпезной, её стороны: у самой стены кладбища, примыкающей к лавре. Лицевая сторона надгробного обелиска с могилой также смотрит в стену, до которой буквально метра два.
Честно говоря, не думал я, что один из величайших лётчиков России будет покоиться в столь заброшенном, поросшем высокой травой, как и сама могила, неухоженном месте. Однако, и смерть его 31 декабря 1915 г. стала для Отчизны-матушки столь же малозаметна.
Как выясняется, высокий статус захоронения здесь не помощник, т.к. даже он не уберёг надгробный обелиск от вандализма, с которого сбито овальное изображение лётчика. А уж когда в последний раз красилась ограда этого захоронения, история умалчивает. Если бы не стилизованные под винты накладки на входной части оградки могилы, то нашим современникам, не знающим историю, данный памятник ни чем не привлечёт своё внимание.
Хочется надеется, что взятое в 1991 г. на приуроченной к 110-летию со дня рождения первого русского дипломированного лётчика М.Н. Ефимова конференции “Из истории российской авиации”, Академией (ныне Государственным университетом) Гражданской авиации шефство над могилами русских лётчиков (Л.М. Мациевич, С.И. Уточкин, Г.В. Алехнович, В.М. Абрамович), похороненных на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, станет когда-нибудь не простыми словами. В подтверждение сказанному тогда руководитель реставрационной мастерской “Наследие” И. Пчелова рассказала присутствующим на конференции о том, что планируется сделать для реставрации надгробий могил этих авиаторов.
Как видим, не всё было сделано, что было обещано. Хотя прошло уже 20 лет с этого момента. Мне кажется, что честь Отчизны должна защищаться не только на полях боевых сражений, но и в наших каждодневных, праведных делах, каковыми являются также забота за ухоженностью могил наших предков.
Никольское кладбище созданное и обустроенное в 1859-1861 гг. под руководством архитектора Г.И. Карпова, и сегодня является действующим, поэтому, несмотря на свою долгую историю здесь до сих пор происходят захоронения.
Хотя в его истории были трудные времена. Так, например, кладбище было сильно разорено в постреволюционные годы ХХ-го века. К примеру, в церкви была попытка устроить крематорий. Дорогие могилы были разграблены. Было даже время, когда в склепах жили бомжи и беспризорники.
Сегодня многие захоронения Никольского кладбища, в том числе и могилы первых авиаторов, как и само кладбище, внесены в Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и являются памятниками федерального значения (в соответствии с постановлениями Совета министров РСФСР, Правительства РФ и Указам Президента РФ). Однако, как видно, данный высокий статус, к сожалению, никоим образом не влияет на сохранность данных захоронений отечественных первопроходцев пятого океана. А если мы не заботимся о них сейчас, то где гарантии того, что когда-нибудь на этом месте не появиться очередной газоскрёб?
“Прохожий, помолись над этою могилой.
Он в ней нашёл приют от всех земных забот.”
Руководитель Комиссии воздухоплавания РГО,
Председатель Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН
Доклад «Память о первых авиаторах России и проблемы сохранности их захоронений в С.-Петербурге через 100 лет создания её Воздушного флота» на конференцию “Исторические кладбища Санкт-Петербурга: Места памяти или площадки под застройку?” (Дом архитектора, С.-Петербург, ул. Большая Морская, д.52) 27 января 2011 г.
Доклад так же был опубликован под названием «Последний приют русских Икаров» в Газете «Вестник Александро-Невской лавры» (г. С.-Петербург), № 1-2 (69-70), 2011 г.
Виталий, фото могилы Якова Ивановича Серова (Седова) сюда же можно поместить.
С уважением, А.К.
Андрей, конечно можно. Даже нужно! Но только в написанную тобой статью о поисках могилы Я.И. Серова.
Данная же статья о захоронениях на Никольском кладбище, а Серов похоронен на Серафимовском