7 октября прошлого года в здании Администрации Приморского района Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония занесения в Золотую книгу города имени Л.М. Мациевича — одного из первых российских летчиков. ((Региональная общественная организация, осуществляющая проект, получивший название «Летопись Славы Великого города в именах и деяниях — Золотая Книга Санкт-Петербурга». В нее заносятся достойные имена и организации, прославившие С.-Петербург, и производятся в связи с этим памятные записи. По уставу Золотой Книги право инициативы внесения того или иного имени имеют государственные, религиозные и общественные учреждения. Среди лауреатов Книги флотоводец адмирал А.Г. Спиридов, начальник Соловецкой школы юнг капитан 1 ранга Н.Ю. Авраамов, писатель-моряк В.С. Пикуль и другие выдающиеся люди.))
Широкой публике Лев Макарович Мациевич известен, прежде всего, как один из первых Российских авиаторов. Он всегда упоминается в одном ряду с К. Акашевым, Б. Дановским, М.Н. Ефимовым, Л. Зверевой, П.Н. Нестеровым, С.И. Уточкиным. А трагическая гибель Л.М. Мациевича 24 сентября 1910 года стала своеобразной точкой отсчета в истории отечественной авиации.
Это была первая катастрофа в нашей авиации. Гибель Л.М. Мациевича подвигла Г.Е. Котельникова на создание уже в следующем году ранцевого парашюта.
В качестве летчика он удостоился чести быть внесенным в летопись города. Хотя в этой записи и отмечена его роль в предвосхищении путей развития морской корабельной авиации, но о том, что он яркий представитель флотских изобретателей-конструкторов, знают немногие. Вот об этой стороне его деятельности как талантливого корабельного инженера и хотелось бы рассказать. [1]
***
Лев Макарович Мациевич родился в 1877 году. В июне 1901 года, по окончании Харьковского технологического института Императора Александра III со званием инженера-технолога, он отправляется в Севастополь, где по вольному найму поступает старшим чертежником на Лазаревское адмиралтейство, где на тот момент строился крейсер I ранга «Очаков».
Выбор морской профессии был не случайным. Дело в том, что когда его отчислили из института за участие в студенческих волнениях, образовался свободный год (до зачисления в студенты вновь), во время которого он работал в Русском обществе пароходства и торговли, ходил в рейсы на судах, а потом еще трудился в Севастопольском порту. Кораблестроением Лев Макарович заинтересовался уже с первых лет учебы в институте. За год работы в Севастополе он собрал материалы и составил проект коммерческого парохода. Именно эта работа сыграла главную роль в успешном получении инженерного диплома. При строительстве крейсера «Очаков» он занимался судостроительными расчетами и наблюдал за исполнением работ.
Непосредственную работу на верфи Мациевич совмещает с разработкой проекта броненосного крейсера. Когда же он защитил свой проект броненосца в Морском инженерном училище Императора Николая I, его, по экзамену, зачислили на службу в Корпус корабельных инженеров флота.
В сентябре 1902 года Л.М. Мациевича прикомандировывают к Главной конторе над портом. В январе следующего года приказом капитана над портом он назначается заведующим ремонтом канонерских лодок, крейсеров и паровых катеров со всех судов Севастопольского порта, а с марта — утвержден членом приемной комиссии этого же порта.
В июне последовал ряд новых назначений: младшим помощником судостроителя порта, исправляющим (исполняющим) должность старшего помощника судостроителя, а со следующего месяца Лев Макарович исполняет обязанности строителя при постройке эскадренного броненосца «Иоанн Златоуст».
В августе он возвратился на прежнюю должность. В сентябре зачисляется штатным слушателем кораблестроительного отдела Николаевской морской академии, однако ввиду болезни, по личной просьбе откомандировывается в Севастополь к исполнению прежних обязанностей, с правом по возвращении держать переходные экзамены на следующий курс.
В январе 1905 года Л.М. Мациевич премируется за разработку проекта бона для Севастопольского порта, 17 апреля за отличие по службе зачисляется в старшие помощники судостроителя и в том же году направляется за границу для ознакомления с иностранным судостроением.
По возвращении в Россию вновь становится слушателем Николаевской морской академии, а летом 1906 года состоит временным слушателем уже школы подводного плавания на учебном судне «Хабаровск», базировавшемся на порт императора Александра III (Либава).
По окончании академии по 1-му разряду его оставляют в Санкт-Петербурге для участия в постройке подводных лодок, для чего он теперь становится уже обязательным слушателем Учебного отряда подводного плавания (УОПП), проходя обучение на том же «Хабаровске», а также подводных лодках «Сиг» и «Карп».
По окончании УОПП Льва Макаровича зачисляют в списки офицеров подводного плавания и направляют на Балтийский судостроительный и механический завод для наблюдения за постройкой подводных лодок. В феврале 1907 года он дважды премируется за разработку проектов противоминного заграждения.
19 марта 1907 года в связи с переименованием корабельных инженеров из званий в воинские чины он производится в штабс-капитаны Корпуса корабельных инженеров (ККИ), а за участие в постройке и спуске на воду эскадренного броненосца «Иоанн Златоуст» получает вознаграждение.
С июня по октябрь того же года Л.М. Мациевич — наблюдающий за постройкой на верфи Круппа «Германия» в Киле трех подводных лодок («Камбала», «Карась» и «Карп») для Российского флота. По возвращении его назначают (в ноябре) на должность старшего производителя работ Кораблестроительной чертежной Морского технического комитета (МТК), а спустя год он становится помощником ее начальника.
В 1908 году Л.М. Мациевич начинает интересоваться воздухоплаванием и, как моряк, он сразу же задумывается над возможностью применения аэропланов во флоте и в то же время, по возвращении в УОПП, читает лекции по теории подводного плавания слушателям.
1 февраля 1909 года в журнале «МИРЪ» публикуется статья Л.М. Мациевича «О подводном плавании», в которой он дает подробный обзор истории подводного кораблестроения и боевого применения подлодок в различных странах, в заключительной части которой он пишет: «…все элементы подводной лодки были определены; оставалась лишь конструктивная сторона задачи в дальнейшем усовершенствовании намеченный путей; — удовлетворительное решение проблемы подводного плавания не заставило себя ждать».
И такую работу он активно проводил. На счету Льва Макаровича оригинальные проекты 14 подводных лодок, в том числе в соавторстве с Б.М. Журавлевым. В январе 1910 года он получил премию за их разработку. В качестве примера в нижеследующей таблице приведены тактико-технические элементы по двум из них.
Тактико-технические элементы проектов подводных лодок, разработанных Л.М. Мациевичем (малая) и в соавторстве с В.М. Журавлевым (большая) по заданиям МГШ, утвержденным 1 декабря 1908 года и 10 апреля 1909 года
Примечание. ЦГБ — цистерна главного балласта; ДЦ — дифферентная цистерна.
Из них совместный проект Л.М. Мациевича и В.М. Журавлева большой подводной лодки предусматривал применение на ней дизеля для подводного хода, работающего по замкнутому циклу, в которой использовались из выхлопных газов азот и избыток кислорода, а углекислота поглощалась щелочью (поташом), вода же конденсировалась.
К очищенным таким образом кислороду и азоту добавлялось новое количество кислорода, запас которого принимался лодкой с береговых или судовых станций. По сравнению с подлодками с электродвигателем, район плавания лодки с таким единым двигателем был бы (по расчету) больше в 3,75–4 раза.
В материалах проекта указывалось, что при установке на подлодке дизелей мощностью 2500 л. с., она могла бы развить надводную скорость 19 уз, подводную — 15 уз, причем район подводного плавания этой скоростью составит 75 миль. Заявленные продолжительность постройки и стоимость — 24 месяца и 1 млн 290 тыс. руб.
По мнению комиссии по рассмотрению проектов лодок, внедрение на них энергетической установки с двигателями, работающими по замкнутому циклу Мациевича–Журавлева, могло быть принято только после длительной эксплуатации такой установки на берегу.
В марте 1909 года Л.М. Мациевич состоит в комиссии по экзаменованию корабельных гардемарин, 29 числа того же месяца он производится в капитаны, а в апреле получает первую премию за проект защиты боевых судов от атак самодвижущимися минами (торпедами). В том же году выступает с докладом «О типе морского аэроплана» в частном морском кружке, где впервые выдвигает идею использования морских судов в качестве носителей летательных аппаратов.
Не ограничившись указанным докладом, Лев Макарович 23 октября 1909 года подает в ГМШ докладную записку, в которой, в частности, пишет:
«Качество аэропланов позволяет думать о возможности применения их к морскому делу. При помещении одного или нескольких аэропланов на палубе корабля они могут служить в качестве разведчиков, а также для установления связи между отдельными судами эскадры и для сообщения с берегом. Кроме того, возможен специальный тип корабля, снабженного большим количеством аэропланов (до 25). Техническая сторона создания морского типа аэропланов, …а также возможность помещения на палубе военных кораблей, по-видимому, не представляет непреодолимых затруднений и мной уже разрабатывается.
Не представляет затруднений устроить в носу и корме судна особые площадки, на которые помещались бы аэропланы, с которых они бы поднимались. Подъем аэропланов производился бы от хода судна или же при посредстве особо приспособленных рельсов…
На судне специального типа можно было бы устроить легкую навесную в виде тента палубу, на которой находились бы аэропланы и на которую садились бы аэропланы …В обыкновенных случаях аэроплан садится на воду вблизи судна и подходит к нему под действием воздушных винтов, как гидроплан, или буксируемый катером. На палубу судна аэроплан поднимается стрелой».
Тем самым, он впервые в нашем Отечестве высказал мысль о специальном корабле для взлета и посадки самолетов с его палубы корабля с использованием катапульты, сделал предложения по конструкции авианесущих кораблей и разработал катапультное устройство. Это по праву сделало его и основоположником морской авиации корабельного базирования России и отечественного авианесущего флота.
Предложение это было признано целесообразным, но денег на реализацию не выделили. В приложении к докладной записке была приложена схема перестройки старого броненосца «Адмирал Лазарев» в авианосец.
Великий князь Александр Михайлович, задумывавшийся над использованием аэропланов в военном деле, пригласил Л.М. Мациевича вступить в члены Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования [2] и войти в образованный по его инициативе Отдел воздушного флота.
В марте 1910 года Льва Макаровича послали с группой офицеров во Францию для изучения авиационного дела, а также для наблюдения за постройкой аэропланов для России. Кроме того, он посещает авиационную выставку в Брюсселе, знакомится с системами аэропланов в Англии, а также параллельно обучается вождению автомобиля.
А главное, он осуществил свою мечту — обучился во французском аэроклубе на самолетах «Антуанетт» и «Фарман» пилотажу и 9 августа получил звание пилота-авиатора.
13 сентября А.М. Мациевич возвращается в Петербург, а 24 сентября (по старому стилю) погибает при совершении демонстрационного полета на аэроплане во время 1-го Всероссийского праздника воздухоплавания в С.-Петербурге.
Его трагическая гибель стала потрясением как для всей России, так и для ее друзей за рубежом. Отдав свою жизнь во имя прогресса, он позвал в небо сотни тысяч граждан нашей страны и для миллионов навечно стал символом мужества и преданности своему делу. Смерть Л.М. Мациевича стала точкой отсчета для осмысления опасности покорения воздушного океана, поиска путей и эффективных средств обеспечения безопасности полетов.
Покинув нас в возрасте Христа, он успел проявить себя также и как настоящий военный стратег, создав теорию и практику отечественной морской авиации. Он впервые в нашем Отечестве высказал мысль о корабле-авианосце для взлета и посадки самолетов с палубы корабля с использованием катапульты, сделал предложения по конструкции таких кораблей. Это по праву сделало его и основоположником корабельной авиации отечественного флота.
Хоронили Льва Макаровича на Никольском кладбище Александро-Невской лавры как национального героя. В последний путь его провожали оркестр Морского кадетского корпуса и рота Гвардейского экипажа, улицы российской столицы были заполнены народом, над траурной процессией летел дирижабль «Кречет», а Александр Блок на смерть Л.М. Мациевича откликнулся стихотворением «Авиатор», первые строки которого появились сразу в сентябре 1910 года:
Летун отпущен на свободу.
Качнув две лопасти свои,
Как чудище морское в воду,
Скользнув в воздушные струи…
Правда, авиатором он был всего лишь полгода. Погиб в расцвете жизненных и творческих сил замечательный талантливый человек, оставивший заметный след в истории военно-морского флота и авиации. Нередко его называют морским летчиком, каковым он на самом деле не являлся. Эта перспектива перед ним открывалась, но судьба распорядилась иначе.
На месте гибели в 1912 году установили памятный камень (архитектор И.А. Фомин; ныне на углу Аэродромной ул. и Серебристого бульвара). А спустя более столетия после этого трагического события, 7 октября 2014 года, как уже говорилось в начале публикации, по зову сердца и по поручению общественности С.-Петербурга, председатель Секции истории авиации и космонавтики С.-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, руководитель Комиссии воздухоплавания РГО В.А. Лебедев занес имя Л.М. Мациевича в Золотую книгу Санкт-Петербурга.
Именем Льва Макаровича в Приморском районе С.-Петербурга названы площадь и сквер, где в последнем из них Муниципальным образованием «Комендантский аэродром» каждое лето проводятся авиационные праздники.
Источники:
- РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 5. Д. 1477. Л. 4–11. Полный послужной список капитана Корпуса корабельных инженеров Льва Мациевича.
Статья «Корабельный инженер Лев Мациевич» была опубликована в журнале «Гангут» №90, 2015, с.131-139.
© Ю.Н. Колесников, 2015.
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Все иллюстрации, кроме оговоренных, предоставлены автором. [↩]
- Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования учрежден 6 февраля 1904 г. в целях установления наиболее правильного использования пожертвований на военный флот, которые начали поступать со всех концов России, когда его постигло несчастье под Порт-Артуром. Комитет был учрежден под почетным председательством августейшего брата императора, великого князя Михаила Александровича и под председательством великого князя Александра Михайловича. Особым комитетом на флот по 6 февраля 1910 г. было собрано по одной копейке свыше 17 млн 100 тыс. руб., на которые, при хранении в Волжско-Камском и Московском купеческом банках, набежало в виде процентов еще около миллиона рублей. На эти деньги построено 19 крейсеров и 4 подводные лодки. [↩]