Авиагруппа «Иль-де-Франс» была сформирована в 1941 г. в Великобритании как 340-й эскадрон RAF под командованием британского майора Лофта. Четверо пилотов первой группы «Нормандии-Неман» перешли в неё из «Иль-де-Франса». В 1943 г. авиагруппа, состоящая из двух эскадрилий «Версаль» и «Париж» была выведена на переформирование. На базе эскадрильи «Париж» было начато формирование 2-го истребительного полка в СССР, которое так и не было завершено и состав полка в виде 4-й эскадрильи «Каен» был влит в состав «Нормандии-Неман»…
С самого начала, когда по призыву генерала Де Голля в Англию стали приезжать французы, англичане отдавали большее предпочтение лётчикам, в которых нуждалась британская авиация. Лётчики проходили подготовку в составе британских ВВС (RAF) и затем зачислялись в их состав в качестве британских военнослужащих, служивших в британской авиации в британской военной форме (вопрос военной формы для французов весьма чувствительный). Кроме того, от пилотов требовалось знание английского языка, из-за чего некоторое количество французских лётчиков осталось не у дел. Например, заместитель командира «Нормандии» капитан Поль де Форж не был принят в состав RAF из-за незнания английского, который ему не давался. 31 августа 1943 г. капитан де Форж погиб в районе Смоленска.
Де Голль сразу добивался формирования из французов французских частей, на что британцы не согласились. Но впоследствии согласились свести большую часть пилотов в одну часть, 340-й эскадрон RAF под командованием британского офицера. Только после того, как Великобритания захватила у Виши территорию Леванта (ныне Сирия и Ливан) и назначением командующего ВВС «Сражающейся Франции» генерала Валена, вначале удалось сформировать в Сирии авиагруппу №1 «Эльзас» под командованием майора Жана Тюляна, будущего командира авиагруппы №3 «Нормандия» и придать 340-му эскадрону статус французской истребительной авиагруппы №2 «Иль де Франс», которая тем не менее целиком и полностью оставалась под британским командованием.
В июле 1942 г. британским командованием даже было отказано в инспекции авиагруппы. Известно фото будущего Героя Советского Союза Марселя Альбера в самолёте с эмблемой авиагруппы «Иль-де-Франс», который в это время исполнял обязанности командира эскадрильи «Версаль», и в ожидании приезда де Голля назвал свой истребитель в его честь и нанёс на фюзеляже командирского истребителя надпись «генерал де Голль».
С 1 февраля 1942 г. группа перешла под командование французского морского лётчика Филиппа де Скитиво. Филипп де Скитиво был первым из французских лётчиков, сбежавших из Франции в Англию еще в мае 1940 г. из госпиталя г. Булонь-сюр-мер. Один из 13 французских лётчиков в составе РАФ принимавших участие в “битве за Англию”.
10 апреля 1942 г. Филипп Скитиво был сбит над побережьем Па-де-Кале и остаток войны провел в плену. Его сменил майор Бернар Дюперье, под командованием которого группа «Иль де Франс» 19 августа 1942 г. совершила 4 боевых вылета на Дьепп (операция «Юбилей») во время которых потеряла два своих самолёта и сбила 4 самолёта противника.
В ноябре 1942 г. Бернар Дюперье был переведён командиром авиагруппы «Эльзас», выведенной с Ближнего Востока, после того как большая часть её пилотов уехала воевать в СССР в составе «Нормандии». Командиром группы «Иль де Франс» стал капитан Жак Слёзинг.
За год группа сменит 4-х командиров.
Жак Слезинг, в то время самый молодой командир авиагруппы французских ВВС, которому было всего 23 года, был сбит в феврале 1943 г. и его заменил капитан Рейляк. Эжен Рейляк был сбит через месяц. Его сменил майор Жан Фурнье.
В ноябре 1943 г. обе группы «Эльзас» и «Иль де Франс» были выведены на переформирование. Тогда и возник план объединения двух групп в одну и формирование авиаполка «Париж» для отправки в СССР. 10 пилотов «Иль де Франс» были переведены в авиаполк «Париж» под командованием Луи Дельфино. Формирование полка не было завершено, по всей видимости, в результате нехватки пилотов, и в мае 1944 г. пилоты были введены в состав авиаполка «Нормандия» в качестве 4-й эскадрильи «Каен».
В феврале 1944 г. «Иль де Франс» была вооружена «Спитфайрами» Mk.IX и вернулась к боям в составе RAF.
Во время высадки союзников в Нормандии, с первого дня участвовала в боях. Затем в боях над Бельгией и Голландией. Закончила войну 3 мая 1945 г. в г. Дроп в Германии.
Всего за время войны совершила 6029 боевых вылетов, сбила 35 самолётов противника, потеряла 37 пилотов из 78. В том числе из 7 командиров группы 4 сбиты в бою. Ещё один Бернар Дюперье был сбит уже в составе другой группы.
22 пилота группы награждены «Орденом Освобождения», из них 4 уже в составе «Нормандии-Неман». Один из тех, кто начинал службу в этой авиагруппе, Марсель Альбер, стал Героем Советского Союза.
После войны «Иль-де-Франс» была перевооружена на «Кобры» и вместе с «Нормандией-Неман» участвовала в войне в Индокитае. Позднее принимала участие в акциях в Югославии, Ираке и Чаде. В войне в Алжире участия не принимала.
Кроме «Ордена Освобождения» и «Военной медали» награждена Военным Крестом с пятью пальмами и «Военным Крестом за участие в боевых операциях За границей» с тремя пальмами (две за Индокитай и одна за Ирак).
Ныне авиагруппа «Иль-де-Франс» базируется на авиабазе Оранж имени пилота «Нормандии-Неман» капитана Мориса де Сейна.
Президент ассоциации «MEMOIRE RUSSE»