Авиагруппа «Эльзас»

Эмблема авиагруппы Эльзас

Эмблема авиагруппы

ВВС «Свободной Франции» генерала де Голля официально были созданы 1 июля 1941 г. адмиралом Эмилем Мюселье. Лётчики были одной из наиболее заметных и идейных составляющих «Свободной Франции». С риском для жизни, они начали бежать из оккупированной Франции в Свободную уже с первых дней. 13 лётчиков участвовали в июне-июле 1940 г. в частях британской авиации в “битве за Англию”. В первый месяц в Англию прибыло около 500 лётчиков, техников и обслуживающего персонала ВВС. Британские ВВС, или Королевские Воздушные Силы RAF нуждались в лётчиках.

Подготовку французских лётчиков британское командование расценивало как “средненькое” и обязывало их проходить полугодовую переподготовку на двух полигонах – Сант-Атам в Кардиффе и Сюттон Бридж в Линкольншире. Кроме того серьёзным условием при отборе французов в британскую авиацию было знание английского языка минимум на уровне, достаточном для понимания радиопереговоров. Немало французских лётчиков не смогли поступить в Британские Королевские ВВС только из-за незнания языка. Затем пилоты проходили курс обучения и тренировки.

Создатель ВВС Свободной Франции

Создатель ВВС «Свободной Франции» генерал Марсиаль Вален с пилотами авиагруппы «Эльзас» в Бельгии, 1944 г.

В сентябре из французских лётчиков была сформирована 1-я смешанная группа, состоящая из двух эскадрилий истребителей и двух эскадрилий бомбардировщиков по шесть самолётов в эскадрилье. Группа участвовала в операции в Дакаре, а затем в Камеруне и Габоне. Первоначально группа располагалась в порту Дуала в Камеруне, где самолёты, прибывшие из Англии в разобранном виде, монтировались. Затем истребители были переведены на аэродром Криби, который был подготовлен под руководством будущего героя Советского Союза Ролана де ля Пуапа. В ноябре лётчиков-истребителей отозвали в Англию. Лётчиков-бомбардировщиков передислоцировали в Чад. Их командиром был капитан Астье де Виллят, позднее командующий ВВС Свободной Франции на Ближнем Востоке, один из организаторов авиагруппы «Нормандия».

В конце 1940 г. вся авиация де Голля состояла из двух эскадрилий общим числом 16 самолётов, не считая французских пилотов, задействованных в составе британских ВВС, и несколько самолётов в Эфиопии. Эти части участвовали в составе “колонны Леклерка” в захвате оазиса Куфра в Ливии.

В марте 1941 г. в Лондон прибыл командующий ВВС «Свободной Франции» полковник авиации Марсиаль Вален, которого де Голль произвёл в генералы. Вален получил ранение при посадке неисправного самолёта незадолго до начала Второй мировой войны и был переведён в состав военного атташата Франции в Бразилии. Брат Марсиаля Валена участвовал в работе делегации по заключению военного соглашения с СССР в 1939 г.

Марсиаль Вален фактически и создал авиацию «Свободной Франции», сумев договориться с англичанами о создании чисто французских подразделений в составе RAF. Именно он ввёл обычай называть авиасоединения по названию французских провинций, а авиаэскадрилий по названию городов этих провинций, чтобы отличаться от традиционных номерных названий частей, как это происходило в собственно Франции.

На авиабазу Раяк в Сирии, ставшую с июля 1941 г. основной авиабазой «Свободной Франции» после занятия Сирии, были выведены остатки эскадрильи №1, участвовавшей в операции в Дакаре, затем в Габоне, Египте и Греции. Эскадрилья №1 первой из частей «Свободной Франции» была награждена орденом Освобождения, созданным генералом де Голлем в ноябре 1940 г. На её счету уже было 12 сбитых самолётов противника.

И на её основе в сентябре 1941 г. генерал Вален создал Истребительную Группу №1 получившую название «Эльзас», состоявшую из двух эскадрилий «Страсбург» и «Мюлюз (Мюльхауз)» под командованием майора Жана Тюляна, впоследствии командира «Нормандии». Группа «Эльзас» была вторым после группы «Иль-де-Франс» ядром формирования авиагруппы №3 «Нормандия», а авиамеханики были почти целиком из «Эльзаса».
Группа была вооружена истребителями Харрикейн и интегрирована в состав британских ВВС и принимала участие в обороне Хайфы и боевых действиях в Египте и Ливии. Боевой опыт, полученный в это время в составе иностранной армии, послужил к тому, что французские пилоты «Нормандии» по прибытии в СССР настаивали на советских самолётах, не доверяя английским, которые, по их мнению, были созданы под условия Западной Европы и плохо показали себя в Африке и на Ближнем Востоке.

Фото самолетов авиагруппы Эльзас

Самолёты авиагруппы «Эльзас» в Африке с опознавательным знаком
ВВС «Свободной Франции».

Кроме того, в авиагруппе «Эльзас» эскадрилья «Мюлюз» под командованием будущего героя «Нормандии-Неман» капитана Литольфа обслуживалась французскими механиками и находилась в более менее исправном техническом состоянии. Тогда как эскадрилья «Страсбург» под командованием капитана Дени, обслуживалась английскими механиками и быстро вышла из строя. Это обстоятельство при формировании «Нормандии» заставило Жана Тюляна настаивать на отправке в СССР со своими французскими механиками.

Командир авиагруппы Жан Тюлян

Второй слева Жан Тюлян, в то время командир авиагруппы «Эльзас», будущий командир «Нормандии-Неман», Сирия, 1942 г. Coll. SHD – Département de l’armée de l’Air

В январе 1942 г. майор Тюлян был отозван в Лондон, где был назначен заместителем капитана третьего ранга Жюбелена для формирования французских авиационных частей для Советского Союза. Командиром «Эльзаса» стал капитан Жозеф Пуликен, впоследствии первый командир авиагруппы №3, который и дал ей название «Нормандия».

Под командованием Пуликена авиагруппа принимала участие в битве при Бир-Хакейме и в оброне Александрии. В августе 1942 г. после назначения Жозефа Пуликена командиром «Нормандии», «Эльзас» возглавил майор Джеймс Дени. В это время группа базировалась в Египте, материальная часть была практически полностью изношена, а уход 7 лётчиков в «Нормандию» ставил под вопрос вообще её существование. Что бы сохранить «Эльзас» и «Иль-де-Франс» как боевые единицы, де Голль был вынужден отменить отправку второй эскадрильи «Нормандии», не имея в тот момент необходимого числа пилотов, способных полноценно воевать в составе его частей, не отзывая их из RAF.

В сентябре 1942 г. личный состав группы был переведён в Англию, где после периода неразберихи, связанного в том числе с неудовольствием англичан по поводу отправки «Нормандии» в СССР, личный состав приступил к тренировкам на авиабазе в Шотландии.

В феврале 1943 г. группа была вооружена истребителями Спитфайр, интегрирована как 341 эскадрон в составе RAF. И под командованием майора Рене Мушотта была размещена на аэродроме Биггин Хилл под Лондоном. Сопровождали британские бомбардировщики над территорией Франции и морские конвои.

6 июня 1944 г., в день высадки в Нормандии, группа осуществила 4 боевых вылета. Затем проводила бомбардировки установок Фау – к Спитфайрам прикрепляли 250-килограммовые бомбы, которые пилоты сбрасывали на пусковые установки.

12 июня 1944 г. группа впервые была перебазирована на французскую землю и размещена на аэродроме близ города Байо в Нормандии. Затем осуществляла миссии главным образом на севере Франции, над Бельгией и Голландией. В том числе участвовала в наступательной операции американской армии в Арденнах.

Любопытный момент, 10 октября 1944 г. командиром эскадрильи «Страсбург» авиагруппы «Эльзас» был назначен пилот авиаполка «Нормандия-Неман» Дидье Беген, который в СССР командовал эскадрильей «Гавр». Дидье Беген был в составе первой группы добровольцев «Нормандии», в СССР сбил пять самолётов противника, был награждён орденами «Красного Знамени» и «Отечественной Войны». В битве за Орёл был сбит и получил ранение, но сумел сесть и вернуться в строй. После этого у него стал развиваться невроз, приведший к психологическому срыву, и в феврале 1944 г. он был отправлен из СССР в госпиталь в Британии. Приняв командование эскадрильей «Страсбург» Дидье Беген осуществил несколько десятков боевых вылетов и 26 ноября 1944 г. был подбит и пропал без вести над городом Арнем в Голландии. Это единственный пилот «Нормандии-Неман», который погиб во время войны не на советском фронте.

Войну группа закончила в Германии, имея в своем активе 4500 боевых вылетов, 32 сбитых самолёта противника, 27 потопленых судов и около 500 уничтоженых автомобилей, потеряв 21 пилота из своего состава. Была награждена «Орденом Освобождения» и «Военным крестом» с пальмовой ветвью. 23 пилота группы были награждены высшим французским орденом времён Второй мировой войны «Орденом Освобождения», из них 6 пилотов «Нормандии-Неман». В том числе 2 командира «Нормандии» Жозеф Пуликен и Жан Тюлян.

После войны группа была размещена в Кольмаре.

В 1956 г. участвовала в конфликте вокруг Суэцкого канала. Затем принимала участие в войне в Алжире и в боевых действиях в Югославии и Руанде.

В 2008 году группа была расформирована, а её флаг и боевые регалии были переданы авиаполку «Нормандия-Неман».

Самолет Мираж авиагруппы

«Мираж» авиагруппы «Эльзас», 2000 г.

Мираж в праздничной окраски авиагруппы Эльзас

«Мираж» авиагруппы «Эльзас» в праздничной раскраске по случаю 60-летия формирования группы, 2001, г. Кольмар (Франция)

Фото историка С.В. Дыбова© Дыбов Сергей Владимирович,

Президент ассоциации «MEMOIRE RUSSE»

Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *