…Прошло то время, когда руководитель ВСНХ Ю.М. Ларин заявил, что советской власти не нужны предприятия, подобные фабрикам духов и помады. В список этих предприятий он включил и авиапромышленность.
Наступили 20-е годы. С газетных и журнальных страниц представители новой власти били тревогу: «Война будущего – война в воздухе», «Кто владеет воздухом, тот владеет землей», «Будь другом Воздушного флота», «Перед СССР стоит первоочередная задача – создание мощного Воздушного флота, как для целей экономическо-культурных, так и для защиты Союза….».
Не правда ли, знакомые слова? Преданные Отечеству деятели авиации заявляли об этом накануне Первой Мировой войны. Их почерк и здесь знаком: прежде всего, – обороноспособность Отечества.
Не обошлось в этих призывах и мечты о «светлом будущем». Одна из таких публикаций начиналась словами: «Владычество человека над воздухом обещает светлое будущее…. Его будущее, можно смело сказать, будущее нашей культуры, когда человек по-настоящему сделается повелителем природы и создаст, наконец, всем и себе ту счастливую жизнь, о которой мечтается».
И всё же в этих словах есть крупица главного стержня для сегодняшнего времени, а именно «владычество человека над воздухом». Особенно оно актуально в гражданской авиации, является острейшей первоочередной задачей. Создание современного пассажирского лайнера, отвечающего всем требованиям мировой авиации, – это показатель мощи и высокой культуры государства. Ни для кого не является секретом, что в самолётостроении сосредоточены высокие технологии, самые последние достижения науки и технического прогресса. Но вернёмся к многочисленным призывам и митингам, целью которых было воссоздать заново отечественную авиапромышленность, разрушенную в годы братоубийственной войны и разрухи.
Итак, на волне этих призывов создаётся общественная организация – Общество друзей воздушного флота (ОДВФ), сыгравшее огромную роль в строительстве «красных» крыльев. Надо отдать должное авиауголкам, аэроклубам и аэроклубам-музеям, сыгравшим в становлении лётного дела в Союзе заметную роль. Об одном из таких аэроклубов-музеев и будет наш рассказ.
Но, прежде всего ещё коснёмся немного роли ОДВФ в воссоздании авиапромышленности и лётных кадров. Как известно, после выступления газеты «Известия», поместивший обращение «Русский народ, строй Воздушный флот!» 1 марта 1923 года, вскоре и было создано ОДВФ. Датой создания общества считается 8-е марта. За первый год деятельности Общества по информации журнала «Самолёт» (1924, № 3) в него вступило 700 тысяч человек, собрано 3 миллиона золотых рублей. На собранные деньги построили 55 самолётов и начали строительство ещё 65 машин.
Не стоял в стороне от этого важного государственного дела и Петроград – колыбель русского военного воздухоплавания и авиации. Созданное в апреле 1923 года ОДВФ в Петрограде и губернии на 1-е января 1924 года насчитывало в своих рядах 49078 человек.
Кроме постройки самолётов, Петроградское и губернское Общества проводили ремонт старых аэропланов, их оборудования, а также оснащали новые посадочные площадки и аэродромы.
В этой деятельности Общества назрела необходимость создания центра просветительско-практической его работы. В рядах старых работников лётного дела эта идея возникла с первых дней создания Общества. Сведения об этом находим на страницах мартовского номера журнала «Аэро» за 1923 год. Названы здесь и имена инициаторов: К.Е. Вейгелин, Е.Д. Карамышев, Г.С. Скрябин, А.П. Иванов, А.Н. Журавченко, А.Н. Воробьёв, Н.И. Скворцов, В.Н. Фирсов, Н.А. Морозов, Ю.Н. Герман, Н.И. Утешев, А.А. Родных и др. Среди этих известных деятелей лётного дела и активных в прошлом деятелей Императорского Всероссийского аэроклуба (ИВАК), был начальник Воздушного флота Петроградского военного округа Е.С. Студзинский.
К сожалению, эта ценная идея создания центра в бюрократических руководящих кругах Общества на долгое время затянулась. И только 1-го декабря 1924 года, – как извещали публикации тех дней, – ОДВФ организовало в городе на Неве аэроклуб-музей в доме №49 по Литейному проспекту. «Для Ленинграда и губернии, – писал по этому поводу журнал «Красные Крылья» в январском номере за 1925 год, – открыл широчайшие перспективы в отношении расширения работы. Открытие в Ленинграде первого (без преувеличения) в СССР Аэро-Музея-Клуба [1] говорит за то, что Общество переходит на путь планомерной предметной пропаганды». Организованному Ленинградскому аэроклубу-музею (ЛАКМ) на первых порах оказали неоценимую помощь студенты воздушного факультета Института путей сообщения. Они передали часть экспонатов, собранных в своё время их предшественниками, членами воздухоплавательного кружка. Много материалов передали аэро-клубу-музею ветераны лётного дела, участники Первой мировой и Гражданской войн, родственники первопроходцев российского неба. Среди переданных материалов были уцелевшие реликвии ИВАК и ОВШ (Офицерской воздухоплавательной школы).
По воспоминаниям бывшего начальника аэроклуба-музея Я.Л. Зархи была собрана богатая библиотека по вопросам воздухоплавания и авиации, которой заведовал писатель и историк А.А. Родных, а его коллега Лев Успенский трудился в музее методистом. Аэроклуб-музей объединил многих членов общества, почитателей и работников авиации. Здесь были конструктор Д. Григорович, будущие строители крылатых машин О. Антонов, В. Шавров, А. Бедункович, В. Крылов, профессор Н.А. Рынин, работал в лётном секторе Валерий Чкалов.
О колоссальной работе ЛАКМ, проделанной в годы его деятельности, широко известно. Он вырастил ряд известных деятелей авиации, инженеров, лётчиков-героев, лётчиков-спортсменов, парашютистов, планеристов. Не остался он в стороне, когда рождалась так называемая «маломощная авиация».
Как известно в двадцатые годы во всех странах Европы весьма широкое развитие получил авиационный спорт. В нашей стране массовое развитие планеризма повлекло за собой необходимость снабдить аэроклубы и гражданские авиашколы недорогими самолётами, простыми по конструкции и дешёвыми в эксплуатации. Перед работниками ОДВФ (позже переименованного в Осоавиахим) и авиаконструкторами встала трудноразрешимая по тому времени проблема – создать для небольших самолётов недорогой двигатель, лёгкий и надёжный.
Один из таких двигателей в 29 л.с. для «маломощной авиации», авиеток (так их тогда называли) сконструировала и построила жительница нашего города Л.Я. Пальмен. Автору этих строк посчастливилось встречаться в 80-е годы с Лидией Яковлевной. Подарила судьба и знакомство с одним из создателей и строителей авиетки, названной в честь Ленинградского аэроклуба-музея «ЛАКМ», Я.Л. Зархи.
По воспоминаниям Якова Лазаревича «добро» на конструирование и строительство авиетки было получено от начальника ВВС ЛенВо П.Х. Межераупа. В сжатые сроки главные конструктора авиетки Я.Л. Зархи и бывший военлёт «Ильи Муромца» М.В. Смирнов спроектировали и построили авиетку «Лакм» из “кладбищенской” свалки списанных и разбившихся самолётов. 14 октября 1927 года состоялся на Комендантском аэродроме первый полёт авиетки, который совершил лётчик-инструктор А.К. Иосб, он же выполнил и перелёт с Комендантского аэродрома в Гатчину и обратно. Летал на авиетке и В.П. Чкалов, собирался совершить даже перелёт в Москву, но при облёте обнаружилась трещина в картере мотора. Более подробно об авиетке «ЛАКМ» можно прочесть в десятом номере журнала «Нева» за 1984 год. О первом вылете авиетки из Ленинграда, см. статью [Ленинградская правда, 16 июня 1928 г.].
…Во второй половине 30-х годов для аэроклуба-музея наступило трагическое время. Сменив место расположения на Литейном проспекте, аэроклуб-музей перебазировался по адресу Адмиралтейский проспект, 12, затем переехал в здание музея А.В. Суворова и наконец в здание бывшей Биржи, а вскоре его экспонаты переместились в подвальное помещение этого здания. Работа «ЛАКМ» постепенно угасала. Об этом трагическом времени для работников «ЛАКМ» сохранилась переписка с местными хозяевами города, и даже письмо начальника Ленинградского Центрального аэроклуба бригадного комиссара Коночука самому «хозяину».
В защиту аэроклуба-музея выступали в печати профессор П. Молчанов, доцент И. Зеленский, лётчики-инструкторы аэроклуба, в числе которых была О. Ямщикова (в последствии первая женщина-испытатель реактивных самолётов), начальник штаба ПВО Веселов, начальник аэроклуба Антонов, конструктор парашюта Г. Котельников и др. Последняя публикация «Почему закрыли аэромузей» появилась в газете «За оборону» 21 апреля 1938 года.
…В августе 1986 года я обратился в Главное управление культуры города Ленинграда, в котором кратко изложил историю рождения воздухоплавания и авиации в городе на Неве. В письме содержалась просьба открыть городской авиамузей, предлагалось и место его расположения: бывшее здание ОВШ или «Вилла Роде», в которой часто бывали авиаторы после полётов на Комендантском аэродроме.
В ответном письме сообщалось, что «аэроклуб-музей был закрыт в 1936 году. Фонды музея были расформированы в штаб ПВО, КБ Кулагина, часть перевезена в Москву»… И далее сообщалось, что в «перспективном плане музея истории Ленинграда предусмотрено обновление существующих экспозиций, а также пополнение их новыми материалами, в том числе по истории воздухоплавания и авиации».
И ещё. В сохранившихся документах переписки имеется «Список экспонатов Ленинградского Аэромузея, передаваемых Центральному Аэромузею им. Фрунзе в Москве от 23 сентября 1937 года». В этом списке перечислено 125 наименований экспонатов.
Некоторые экспонаты (авиационные журналы, пригласительные билеты на полёты, снимки, переписка И.И. Сикорского с Т.В. Шиловским и др.) хранились у Я.Л. Зархи. Часть их Яков Лазаревич передал Генеральному конструктору Олегу Константиновичу Антонову для его заводского музея.
Вот на такой грустной ноте заканчивается наш рассказ о «ЛАКМе», разделивший не менее трагичную участь своих предшественников – музеев ИВАК и ОВШ… И только радует то, что славное прошлое Петербурга, как колыбели воздухоплавания и авиации, сегодня не забыто. Свидетельством этого являются Объединённый музей авиапредприятия «Пулково» и Университета ГА, Народный музей «ИКАР», Музей авиации и ПВО Лен. В.О., экспозиция Государственного музея истории Петербурга…
Источники:
- В.В. Король. Воздушная гавань Петербурга, СПб., 2002 г.
- Журнал «Аэро», 1923, № 3.
- Журнал «Красные крылья», 1925, № 1.
- Журнал «Техника воздухоплавания», 1927, № 11.
- Журнал «Авиация и химия», 1927, № 12.
- Журнал «Экран», 1928, № 10.
- Журнал «Нева», 1984, № 10.
- Газета «Ленинградская правда» 16 июля 1928 г.
Приложение к докладу
Для В.В. Короля
3 листа №№1-126
май 1982 г. [2]
СПИСОК
экспонатов Ленинградского Аэромузея, передаваемых Центральному Аэромузею им. Фрунзе в Москве /приложение к акту комиссии от 23.09.37 г./.
№ п/п | Наименование | Балансовая стоимость, руб. |
1. | Доска с разрезом мотора «Испано-Сюиза» 150 H.P. | 250-00 |
2. | Свечи авиамоторные 32 шт. | 50-00 |
3. | Доска с разр. мотора М-5 | 500-00 |
4. | Фотографий смонтированных 150 шт. | 34-00 |
5. | Рисунки воздушных шаров 2 шт. | 10-00 |
6. | -«- дирижабля «Альбатрос» | 30-00 |
7. | Тоже «Копчик» 1 шт. | 30-00 |
8. | Тоже «Ястреб» | 30-00 |
9. | Гравюра «Доктор Джефриз» 1 шт. | 5-00 |
10. | Рисунок «Ореол вокруг аэростата 1 шт. | 25-00 |
11. | Тоже «Зарисовка майора Гросса» 2 шт. | 50-00 |
12. | Рисунок «Брокенское видение» | 25-00 |
13. | Тоже «Падение аэростата «Гумбольдт» 1 шт. | 25-00 |
14. | Фотографии дирижабля 27 шт. | 81-00 |
15. | Рисунок дирижабля «Клеман Байар» 1 шт. | 5-00 |
16. | То же «Парсеваль» 1 шт. | 5-00 |
17. | Портрет Шарля 1 шт. | 5-00 |
18. | Гравюра «Полёт Бланшара» 1 шт. | 5-00 |
19. | -«- «Первый полёт Монгольфье» | 5-00 |
20. | Мотор Кастовича 1 шт. | 100-00 |
21. | Мотор Дансе-Жилет 1 шт. | 200-00 |
22. | Мотор «Клеман Байар». 1 шт. | 300-00 |
23. | Копия с миниатюры 1320 г. 1 шт. | 10-00 |
24. | Фото – рисунки Леонардо Да Винчи 1 шт. | 10-00 |
25. | Копия гравюры Дедал и Икар | 25-00 |
26. | Фотографии 500 шт. | 500-00 |
27. | Рисунок Авиона Адера 1 шт. | 10-00 |
28. | -«- летательной машины Ланглея 1 шт. | 25-00 |
29. | Рисунок парового аэроплана Гемпсона 1 шт. | 25-00 |
30. | Рисунок Авиона Адера 1 шт. | 25-00 |
31. | -«- аэроплана Ланглея | 25-00 |
32. | -«- аппарата Спрингфелло | 25-00 |
33. | -«- мультиплана «Максима» | 25-00 |
34. | Гравюра «Проэкт Гендсона» | 25-00 |
35. | Портрет Блерио | 25-00 |
36. | Модель с-та «Илья Муромец» в 1/10 | 1000-00 |
37. | Модель с-та «Демуазель» | 150-00 |
38. | -«- -«- «Блерио» | 150-00 |
39. | -«- -«- «Райт» | 100-00 |
40. | -«- -«- «Моран Же» | 100-00 |
41. | -«- -«- «Фарман XVI» | 250-00 |
42. | Модель с-та «Фарман IV» | 250-00 |
43. | -«- -«- «М-…» | 250-00 |
44. | -«- -«- М-15 | 250-00 |
45. | -«- -«- Виккерс Въюльчур» | 250-00 |
46. | -«- -«- Юнкерс XIII | 600-00 |
47. | -«- -«- Супермарин-Саутгемптон. | 1000-00 |
48. | -«- -«- АНТ-9 | 2500-00 |
49. | -«- -«- Ньюпор 122 | 300-00 |
50. | -«- -«- Савойя 55 | 1500-00 |
51. | -«- -«- Джи-Би | 200-00 |
52. | -«- -«- Супермарин 6 бис | 350-00 |
53. | -«- планера Г-9 | 125-00 |
54. | Мотор Дьютейль Чальмерс | 100-00 |
55. | -«- Ньюпор | 100-00 |
56. | -«- Райт | 100-00 |
57. | -«- Анзани 2 цил. | 100-00 |
58. | -«- Анзани 3 цил. | 100-00 |
59. | Плакат «Скоростные состязания» | 100-00 |
60. | -«- «Автожир Сиерра-Лепер» | 100-00 |
61. | -«- «Самолет супермарин» | 100-00 |
62. | Фотографии самолёта Юнкерс 6 шт. | 50-00 |
63. | Рисунки самолётов остекленные военных типа 1929-30 г. 30 шт. | 600-00 |
64. | Плакат «Налёты Германских ВВС на Лондон» | 25-00 |
65. | Рисунок самолёта Хоукер-Харт | 50-00 |
66. | Диаграммы «Авиация в гражданской войне» 2 шт. | 40-00 |
67. | Модель с-та «Симб» | 150-00 |
68. | -«- -«- «Спад….» | 250-00 |
69. | -«- -«- «Девуатин 27» | 150-00 |
70. | Плакат «Мечты и действительность» | 40-00 |
71. | Плакаты «Работа герм. аэростатов в мировой войне» 3 шт. | 60-00 |
72. | Плакат «Работа герм. возд. сил» | 25-00 |
73. | -«- «Работа англ. возд. сил» | 25-00 |
74. | -«- «Работа франц. возд. сил» | 25-00 |
75. | -«- «Бомбардировщик Илья Муромец» | 30-00 |
76. | -«- «Огневые зоны развед. и истеб. самолетов». 2 шт. | 50-00 |
77. | -«- «Фокер Ц-8» | 30-00 |
78. | -«- «Схема средств возд. нападений на земные цели» | 25-00 |
79. | -«- «Историческое развитие истребит. авиации» | 45-00 |
80. | -«- «Штурмовая авиация» | 45-00 |
81. | -«- «Классовый состав боевых отр. царск. армий» | 30-00 |
82. | -«- «Социальн. состав лётчиков к 1917 году» | 30-00 |
83. | -«- «Современный истреб. Ньюпор Делаж» | 50-00 |
84. | -«- «Бомбовоз ХВ-2» | 50-00 |
85. | -«- «Разведч. Потез 39-А-2» | 50-00 |
86. | -«- «С-т Вослинд ПВ-6» | 50-00 |
87. | -«- «Схема обстрела Юнкерс К-47» | 50-00 |
88. | -«- «Амис 140» (непонятно название – прим.ред.) | 50-00 |
89. | -«- «Прицельные приборы» | 10-00 |
90. | -«- «Самол. Фокер Ц-9» | 50-00 |
91. | -«- -«- Фоккер Д-18» | 50-00 |
92. | Плакат «Самолёт Бристоль 118» | 50-00 |
93. | -«- «Самолёт Бригге 27» | 50-00 |
94. | Оболочка зажигат. бомбы Лепинга | 10-00 |
95. | Прицельный прибор Сикорского | 60-00 |
96. | Модель лестницы Вальдгруббе | 40-00 |
97. | Плакат «Аэростат Шварца» | 10-00 |
98. | -«- « -«- Парсиваль» | 10-00 |
99. | -«- « -«- Кречет» | 10-00 |
100. | -«- «Аэростатов итальянских» | 10-00 |
101. | -«- «Рекорды полётов управляемых аэростатов | 15-00 |
102. | -«- «Рекорды полётов сферических аэрост. | 10-00 |
103. | -«- «Управляем. аэрост. цепелин 4 | 20-00 |
104. | -«- « -«- -«- Костович» | 10-00 |
105. | -«- « -«- -«- Сокол» | 15-00 |
106. | -«- « -«- -«- Гриф» | 15-00 |
107. | -«- « -«- -«- Голубь» | 15-00 |
108. | -«- « -«- -«- Чайка» | 15-00 |
109. | -«- « -«- -«- Лебедь» | 15-00 |
110. | -«- « -«- -«- Кречет» | 15-00 |
111. | -«- « -«- -«- Учебный 1» | 15-00 |
112. | -«- « -«- -«- Учебный 2» | 15-00 |
113. | -«- « -«- -«- Учебный 3» | 15-00 |
114. | Гравюр и рисунков по истории воздухоплавания 18 шт. /копии/ | 90-00 |
115. | Ткань от шара, на котором погибла Бланшар | б/ц. |
116. | Входной билет на полёт Бланшар | б/ц. |
117. | Письма воздушной почты с осаждённого Парижа 24 шт. | б/ц. |
118. | Копия с рисунка пускания змея Дракона | 5-00 |
119. | Витрины с китайскими змеями 2 шт. | 50-00 |
120. | Марки почтовые и образцы штемпелей воздушной почты | 50-00 |
121. | Альбом завода Дукс | 50-00 |
122. | Витрина со значками о-ва | 25-00 |
123. | Фото гидросамолёта М-11 | 3-00 |
124. | Альбом Севастопольской авиационной школы | 50-00 |
125. | Витрина с мотором «Калеп» | б/ц. |
ПРИМЕЧАНИЕ: Цена экспонатов взята со старой инвентарной ведомости, переоценка не проводилась.
1924 – 1926 гг начальник ЛАКМ Дубровский-Эмке Борис Владимирович (ушёл режисдом)
1926 – 1928 гг Смирнов Михаил Владимирович (2-й пилот «И.М.»)
1928 – 1936 гг Яков Лазаревич Зархи
Доклад «Взлёт и падение «ЛАКМа»» состоялся на VIII Международных научных чтениях, посвящённых памяти И.И. Сикорского и творческому наследию выдающихся российских авиаторов // Сб. «Петербург – колыбель российской авиации». 8-е Международные научные чтения, посвящённые памяти И.И. Сикорского. – СПб., 2006 г. С.241-249;
историк и литератор, ФГУАП «Пулково», Санкт-Петербург
ПРИМЕЧАНИЯ:
- От авт.: В 1927 году по решению ОДВФ в Москве был создан Центральный Дом авиации и космонавтики. В феврале-марте 2002 года в средствах массовой информации в связи с 75-летием этого события ошибочно утверждалось, что он стал первым российским авиамузеем [↩]
- Написано рукой Зархи, на записи вверху документа стоит № 126, поскольку документ напечатан через копирку и 5 – «расплывчатая» – прим.ред. [↩]