Взлёт и падение «ЛАКМа»

…Прошло то время, когда руководитель ВСНХ Ю.М. Ларин заявил, что советской власти не нужны предприятия, подобные фабрикам духов и помады. В список этих предприятий он включил и авиапромышленность.

Наступили 20-е годы. С газетных и журнальных страниц представители новой власти били тревогу: «Война будущего – война в воздухе», «Кто владеет воздухом, тот владеет землей», «Будь другом Воздушного флота», «Перед СССР стоит первоочередная задача – создание мощного Воздушного флота, как для целей экономическо-культурных, так и для защиты Союза….».

Не правда ли, знакомые слова? Преданные Отечеству деятели авиации заявляли об этом накануне Первой Мировой войны. Их почерк и здесь знаком: прежде всего, – обороноспособность Отечества.

Не обошлось в этих призывах и мечты о «светлом будущем». Одна из таких публикаций начиналась словами: «Владычество человека над воздухом обещает светлое будущее…. Его будущее, можно смело сказать, будущее нашей культуры, когда человек по-настоящему сделается повелителем природы и создаст, наконец, всем и себе ту счастливую жизнь, о которой мечтается».

И всё же в этих словах есть крупица главного стержня для сегодняшнего времени, а именно «владычество человека над воздухом». Особенно оно актуально в гражданской авиации, является острейшей первоочередной задачей. Создание современного пассажирского лайнера, отвечающего всем требованиям мировой авиации, – это показатель мощи и высокой культуры государства. Ни для кого не является секретом, что в самолётостроении сосредоточены высокие технологии, самые последние достижения науки и технического прогресса. Но вернёмся к многочисленным призывам и митингам, целью которых было воссоздать заново отечественную авиапромышленность, разрушенную в годы братоубийственной войны и разрухи.

Итак, на волне этих призывов создаётся общественная организация – Общество друзей воздушного флота (ОДВФ), сыгравшее огромную роль в строительстве «красных» крыльев. Надо отдать должное авиауголкам, аэроклубам и аэроклубам-музеям, сыгравшим в становлении лётного дела в Союзе заметную роль. Об одном из таких аэроклубов-музеев и будет наш рассказ.

Но, прежде всего ещё коснёмся немного роли ОДВФ в воссоздании авиапромышленности и лётных кадров. Как известно, после выступления газеты «Известия», поместивший обращение «Русский народ, строй Воздушный флот!» 1 марта 1923 года, вскоре и было создано ОДВФ. Датой создания общества считается 8-е марта. За первый год деятельности Общества по информации журнала «Самолёт» (1924, № 3) в него вступило 700 тысяч человек, собрано 3 миллиона золотых рублей. На собранные деньги построили 55 самолётов и начали строительство ещё 65 машин.

Не стоял в стороне от этого важного государственного дела и Петроград – колыбель русского военного воздухоплавания и авиации. Созданное в апреле 1923 года ОДВФ в Петрограде и губернии на 1-е января 1924 года насчитывало в своих рядах 49078 человек.

Кроме постройки самолётов, Петроградское и губернское Общества проводили ремонт старых аэропланов, их оборудования, а также оснащали новые посадочные площадки и аэродромы.

В этой деятельности Общества назрела необходимость создания центра просветительско-практической его работы. В рядах старых работников лётного дела эта идея возникла с первых дней создания Общества. Сведения об этом находим на страницах мартовского номера журнала «Аэро» за 1923 год. Названы здесь и имена инициаторов: К.Е. Вейгелин, Е.Д. Карамышев, Г.С. Скрябин, А.П. Иванов, А.Н. Журавченко, А.Н. Воробьёв, Н.И. Скворцов, В.Н. Фирсов, Н.А. Морозов, Ю.Н. Герман, Н.И. Утешев, А.А. Родных и др. Среди этих известных деятелей лётного дела и активных в прошлом деятелей Императорского Всероссийского аэроклуба (ИВАК), был начальник Воздушного флота Петроградского военного округа Е.С. Студзинский.

К сожалению, эта ценная идея создания центра в бюрократических руководящих кругах Общества на долгое время затянулась. И только 1-го декабря 1924 года, – как извещали публикации тех дней, – ОДВФ организовало в городе на Неве аэроклуб-музей в доме №49 по Литейному проспекту. «Для Ленинграда и губернии, – писал по этому поводу журнал «Красные Крылья» в январском номере за 1925 год, – открыл широчайшие перспективы в отношении расширения работы. Открытие в Ленинграде первого (без преувеличения) в СССР Аэро-Музея-Клуба1 говорит за то, что Общество переходит на путь планомерной предметной пропаганды». Организованному Ленинградскому аэроклубу-музею (ЛАКМ) на первых порах оказали неоценимую помощь студенты воздушного факультета Института путей сообщения. Они передали часть экспонатов, собранных в своё время их предшественниками, членами воздухоплавательного кружка. Много материалов передали аэро-клубу-музею ветераны лётного дела, участники Первой мировой и Гражданской войн, родственники первопроходцев российского неба. Среди переданных материалов были уцелевшие реликвии ИВАК и ОВШ (Офицерской воздухоплавательной школы).

По воспоминаниям бывшего начальника аэроклуба-музея Я.Л. Зархи была собрана богатая библиотека по вопросам воздухоплавания и авиации, которой заведовал писатель и историк А.А. Родных, а его коллега Лев Успенский трудился в музее методистом. Аэроклуб-музей объединил многих членов общества, почитателей и работников авиации. Здесь были конструктор Д. Григорович, будущие строители крылатых машин О. Антонов, В. Шавров, А. Бедункович, В. Крылов, профессор Н.А. Рынин, работал в лётном секторе Валерий Чкалов.

О колоссальной работе ЛАКМ, проделанной в годы его деятельности, широко известно. Он вырастил ряд известных деятелей авиации, инженеров, лётчиков-героев, лётчиков-спортсменов, парашютистов, планеристов. Не остался он в стороне, когда рождалась так называемая «маломощная авиация».

Как известно в двадцатые годы во всех странах Европы весьма широкое развитие получил авиационный спорт. В нашей стране массовое развитие планеризма повлекло за собой необходимость снабдить аэроклубы и гражданские авиашколы недорогими самолётами, простыми по конструкции и дешёвыми в эксплуатации. Перед работниками ОДВФ (позже переименованного в Осоавиахим) и авиаконструкторами встала трудноразрешимая по тому времени проблема – создать для небольших самолётов недорогой двигатель, лёгкий и надёжный.

Авиетка «ЛАКМ», 1937 г.

Л.Я. Пальмен, 1937 г. (мотор АМБ-2)

Слева направо: конструктор авиетки Я.Л. Зархи, Н.А.Николаев, 1932 г.

Конструктор авиетки М.В. Смирнов, поручик, 1917 г.

Один из таких двигателей в 29 л.с. для «маломощной авиации», авиеток (так их тогда называли) сконструировала и построила жительница нашего города Л.Я. Пальмен. Автору этих строк посчастливилось встречаться в 80-е годы с Лидией Яковлевной. Подарила судьба и знакомство с одним из создателей и строителей авиетки, названной в честь Ленинградского аэроклуба-музея «ЛАКМ», Я.Л. Зархи.

По воспоминаниям Якова Лазаревича «добро» на конструирование и строительство авиетки было получено от начальника ВВС ЛенВо П.Х. Межераупа. В сжатые сроки главные конструктора авиетки Я.Л. Зархи и бывший военлёт «Ильи Муромца» М.В. Смирнов спроектировали и построили авиетку «Лакм» из “кладбищенской” свалки списанных и разбившихся самолётов. 14 октября 1927 года состоялся на Комендантском аэродроме первый полёт авиетки, который совершил лётчик-инструктор А.К. Иосб, он же выполнил и перелёт с Комендантского аэродрома в Гатчину и обратно. Летал на авиетке и В.П. Чкалов, собирался совершить даже перелёт в Москву, но при облёте обнаружилась трещина в картере мотора. Более подробно об авиетке «ЛАКМ» можно прочесть в десятом номере журнала «Нева» за 1984 год. О первом вылете авиетки из Ленинграда, см. статью [Ленинградская правда, 16 июня 1928 г.].

…Во второй половине 30-х годов для аэроклуба-музея наступило трагическое время. Сменив место расположения на Литейном проспекте, аэроклуб-музей перебазировался по адресу Адмиралтейский проспект, 12, затем переехал в здание музея А.В. Суворова и наконец в здание бывшей Биржи, а вскоре его экспонаты переместились в подвальное помещение этого здания. Работа «ЛАКМ» постепенно угасала. Об этом трагическом времени для работников «ЛАКМ» сохранилась переписка с местными хозяевами города, и даже письмо начальника Ленинградского Центрального аэроклуба бригадного комиссара Коночука самому «хозяину».

В защиту аэроклуба-музея выступали в печати профессор П. Молчанов, доцент И. Зеленский, лётчики-инструкторы аэроклуба, в числе которых была О. Ямщикова (в последствии первая женщина-испытатель реактивных самолётов), начальник штаба ПВО Веселов, начальник аэроклуба Антонов, конструктор парашюта Г. Котельников и др. Последняя публикация «Почему закрыли аэромузей» появилась в газете «За оборону» 21 апреля 1938 года.

…В августе 1986 года я обратился в Главное управление культуры города Ленинграда, в котором кратко изложил историю рождения воздухоплавания и авиации в городе на Неве. В письме содержалась просьба открыть городской авиамузей, предлагалось и место его расположения: бывшее здание ОВШ или «Вилла Роде», в которой часто бывали авиаторы после полётов на Комендантском аэродроме.

В ответном письме сообщалось, что «аэроклуб-музей был закрыт в 1936 году. Фонды музея были расформированы в штаб ПВО, КБ Кулагина, часть перевезена в Москву»… И далее сообщалось, что в «перспективном плане музея истории Ленинграда предусмотрено обновление существующих экспозиций, а также пополнение их новыми материалами, в том числе по истории воздухоплавания и авиации».

И ещё. В сохранившихся документах переписки имеется «Список экспонатов Ленинградского Аэромузея, передаваемых Центральному Аэромузею им. Фрунзе в Москве от 23 сентября 1937 года». В этом списке перечислено 125 наименований экспонатов.

Некоторые экспонаты (авиационные журналы, пригласительные билеты на полёты, снимки, переписка И.И. Сикорского с Т.В. Шиловским и др.) хранились у Я.Л. Зархи. Часть их Яков Лазаревич передал Генеральному конструктору Олегу Константиновичу Антонову для его заводского музея.

Вот на такой грустной ноте заканчивается наш рассказ о «ЛАКМе», разделивший не менее трагичную участь своих предшественников – музеев ИВАК и ОВШ… И только радует то, что славное прошлое Петербурга, как колыбели воздухоплавания и авиации, сегодня не забыто. Свидетельством этого являются Объединённый музей авиапредприятия «Пулково» и Университета ГА, Народный музей «ИКАР», Музей авиации и ПВО Лен. В.О., экспозиция Государственного музея истории Петербурга…

Источники:

  • В.В. Король. Воздушная гавань Петербурга, СПб., 2002 г.
  • Журнал «Аэро», 1923, № 3.
  • Журнал «Красные крылья», 1925, № 1.
  • Журнал «Техника воздухоплавания», 1927, № 11.
  • Журнал «Авиация и химия», 1927, № 12.
  • Журнал «Экран», 1928, № 10.
  • Журнал «Нева», 1984, № 10.
  • Газета «Ленинградская правда» 16 июля 1928 г.

Приложение к докладу

Для В.В. Короля

3 листа №№1-126

май 1982 г.2

СПИСОК

экспонатов Ленинградского Аэромузея, передаваемых Центральному Аэромузею им. Фрунзе в Москве /приложение к акту комиссии от 23.09.37 г./.

№ п/п Наименование Балансовая стоимость, руб.
1. Доска с разрезом мотора «Испано-Сюиза» 150 H.P. 250-00
2. Свечи авиамоторные 32 шт. 50-00
3. Доска с разр. мотора М-5 500-00
4. Фотографий смонтированных 150 шт. 34-00
5. Рисунки воздушных шаров 2 шт. 10-00
6. -«- дирижабля «Альбатрос» 30-00
7. Тоже «Копчик» 1 шт. 30-00
8. Тоже «Ястреб» 30-00
9. Гравюра «Доктор Джефриз» 1 шт. 5-00
10. Рисунок «Ореол вокруг аэростата 1 шт. 25-00
11. Тоже «Зарисовка майора Гросса» 2 шт. 50-00
12. Рисунок «Брокенское видение» 25-00
13. Тоже «Падение аэростата «Гумбольдт» 1 шт. 25-00
14. Фотографии дирижабля 27 шт. 81-00
15. Рисунок дирижабля «Клеман Байар» 1 шт. 5-00
16. То же «Парсеваль» 1 шт. 5-00
17. Портрет Шарля 1 шт. 5-00
18. Гравюра «Полёт Бланшара» 1 шт. 5-00
19. -«- «Первый полёт Монгольфье» 5-00
20. Мотор Кастовича 1 шт. 100-00
21. Мотор Дансе-Жилет 1 шт. 200-00
22. Мотор «Клеман Байар». 1 шт. 300-00
23. Копия с миниатюры 1320 г. 1 шт. 10-00
24. Фото – рисунки Леонардо Да Винчи 1 шт. 10-00
25. Копия гравюры Дедал и Икар 25-00
26. Фотографии 500 шт. 500-00
27. Рисунок Авиона Адера 1 шт. 10-00
28. -«- летательной машины Ланглея 1 шт. 25-00
29. Рисунок парового аэроплана Гемпсона 1 шт. 25-00
30. Рисунок Авиона Адера 1 шт. 25-00
31. -«- аэроплана Ланглея 25-00
32. -«- аппарата Спрингфелло 25-00
33. -«- мультиплана «Максима» 25-00
34. Гравюра «Проэкт Гендсона» 25-00
35. Портрет Блерио 25-00
36. Модель с-та «Илья Муромец» в 1/10 1000-00
37. Модель с-та «Демуазель» 150-00
38. -«- -«- «Блерио» 150-00
39. -«- -«- «Райт» 100-00
40. -«- -«- «Моран Же» 100-00
41. -«- -«- «Фарман XVI» 250-00
42. Модель с-та «Фарман IV» 250-00
43. -«- -«- «М-…» 250-00
44. -«- -«- М-15 250-00
45. -«- -«- Виккерс Въюльчур» 250-00
46. -«- -«- Юнкерс XIII 600-00
47. -«- -«- Супермарин-Саутгемптон. 1000-00
48. -«- -«- АНТ-9 2500-00
49. -«- -«- Ньюпор 122 300-00
50. -«- -«- Савойя 55 1500-00
51. -«- -«- Джи-Би 200-00
52. -«- -«- Супермарин 6 бис 350-00
53. -«- планера Г-9 125-00
54. Мотор Дьютейль Чальмерс 100-00
55. -«- Ньюпор 100-00
56. -«- Райт 100-00
57. -«- Анзани 2 цил. 100-00
58. -«- Анзани 3 цил. 100-00
59. Плакат «Скоростные состязания» 100-00
60. -«- «Автожир Сиерра-Лепер» 100-00
61. -«- «Самолет супермарин» 100-00
62. Фотографии самолёта Юнкерс 6 шт. 50-00
63. Рисунки самолётов остекленные военных типа 1929-30 г. 30 шт. 600-00
64. Плакат «Налёты Германских ВВС на Лондон» 25-00
65. Рисунок самолёта Хоукер-Харт 50-00
66. Диаграммы «Авиация в гражданской войне» 2 шт. 40-00
67. Модель с-та «Симб» 150-00
68. -«- -«- «Спад….» 250-00
69. -«- -«- «Девуатин 27» 150-00
70. Плакат «Мечты и действительность» 40-00
71. Плакаты «Работа герм. аэростатов в мировой войне» 3 шт. 60-00
72. Плакат «Работа герм. возд. сил» 25-00
73. -«- «Работа англ. возд. сил» 25-00
74. -«- «Работа франц. возд. сил» 25-00
75. -«- «Бомбардировщик Илья Муромец» 30-00
76. -«- «Огневые зоны развед. и истеб. самолетов». 2 шт. 50-00
77. -«- «Фокер Ц-8» 30-00
78. -«- «Схема средств возд. нападений на земные цели» 25-00
79. -«- «Историческое развитие истребит. авиации» 45-00
80. -«- «Штурмовая авиация» 45-00
81. -«- «Классовый состав боевых отр. царск. армий» 30-00
82. -«- «Социальн. состав лётчиков к 1917 году» 30-00
83. -«- «Современный истреб. Ньюпор Делаж» 50-00
84. -«- «Бомбовоз ХВ-2» 50-00
85. -«- «Разведч. Потез 39-А-2» 50-00
86. -«- «С-т Вослинд ПВ-6» 50-00
87. -«- «Схема обстрела Юнкерс К-47» 50-00
88. -«- «Амис 140» (непонятно название – прим.ред.) 50-00
89. -«- «Прицельные приборы» 10-00
90. -«- «Самол. Фокер Ц-9» 50-00
91. -«- -«- Фоккер Д-18» 50-00
92. Плакат «Самолёт Бристоль 118» 50-00
93. -«- «Самолёт Бригге 27» 50-00
94. Оболочка зажигат. бомбы Лепинга 10-00
95. Прицельный прибор Сикорского 60-00
96. Модель лестницы Вальдгруббе 40-00
97. Плакат «Аэростат Шварца» 10-00
98. -«- « -«- Парсиваль» 10-00
99. -«- « -«- Кречет» 10-00
100. -«- «Аэростатов итальянских» 10-00
101. -«- «Рекорды полётов управляемых аэростатов 15-00
102. -«- «Рекорды полётов сферических аэрост. 10-00
103. -«- «Управляем. аэрост. цепелин 4 20-00
104. -«- « -«- -«- Костович» 10-00
105. -«- « -«- -«- Сокол» 15-00
106. -«- « -«- -«- Гриф» 15-00
107. -«- « -«- -«- Голубь» 15-00
108. -«- « -«- -«- Чайка» 15-00
109. -«- « -«- -«- Лебедь» 15-00
110. -«- « -«- -«- Кречет» 15-00
111. -«- « -«- -«- Учебный 1» 15-00
112. -«- « -«- -«- Учебный 2» 15-00
113. -«- « -«- -«- Учебный 3» 15-00
114. Гравюр и рисунков по истории воздухоплавания 18 шт. /копии/ 90-00
115. Ткань от шара, на котором погибла Бланшар б/ц.
116. Входной билет на полёт Бланшар б/ц.
117. Письма воздушной почты с осаждённого Парижа 24 шт. б/ц.
118. Копия с рисунка пускания змея Дракона 5-00
119. Витрины с китайскими змеями 2 шт. 50-00
120. Марки почтовые и образцы штемпелей воздушной почты 50-00
121. Альбом завода Дукс 50-00
122. Витрина со значками о-ва 25-00
123. Фото гидросамолёта М-11 3-00
124. Альбом Севастопольской авиационной школы 50-00
125. Витрина с мотором «Калеп» б/ц.

ПРИМЕЧАНИЕ: Цена экспонатов взята со старой инвентарной ведомости, переоценка не проводилась.

1924 – 1926 гг начальник ЛАКМ Дубровский-Эмке Борис Владимирович (ушёл режисдом)

1926 – 1928 гг Смирнов Михаил Владимирович (2-й пилот «И.М.»)

1928 – 1936 гг Яков Лазаревич Зархи

Доклад «Взлёт и падение «ЛАКМа»» состоялся на VIII Международных научных чтениях, посвящённых памяти И.И. Сикорского и творческому наследию выдающихся российских авиаторов // Сб. «Петербург – колыбель российской авиации». 8-е Международные научные чтения, посвящённые памяти И.И. Сикорского. – СПб., 2006 г. С.241-249;

Король В.В.

историк и литератор, ФГУАП «Пулково», Санкт-Петербург

 

 

  1. От авт.: В 1927 году по решению ОДВФ в Москве был создан Центральный Дом авиации и космонавтики. В феврале-марте 2002 года в средствах массовой информации в связи с 75-летием этого события ошибочно утверждалось, что он стал первым российским авиамузеем []
  2. Написано рукой Зархи, на записи вверху документа стоит № 126, поскольку документ напечатан через копирку и 5 – «расплывчатая» – прим.ред. []
Закладка Постоянная ссылка.


Понравилась статья? Поделись ссылкой с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *