Санкт-Петербургский политехнический институт с момента своего открытия (de fakto в 1902 году) всегда играл видную роль в подготовке специалистов для новых направления отечественной и мировой науки и техники. Не была исключением и авиация.
Уже первые открытые для широкой публики опыты практического летания на аппаратах тяжелее воздуха в 1905-1908 гг. пробудили небывалый интерес практически во всех странах мира к проблемам полета, практическому применению и проблемам развития авиации.
В 1908 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Всероссийский императорский аэроклуб, много сделавший для подготовки первых русских летчиков. В том же году во многих высших и средних учебных заведениях Российской империи появились воздухоплавательные кружки, в которых молодые люди пропагандировали достижения авиации, пытались строить аппараты своих конструкций и летать на них.
Авиация уже стучалась во все двери государственных и общественных организаций. С 1908-1909 гг. авиация как предмет преподавания начала входить в программы вузов Западной Европы. В 1908 году в Политехническом институте Шарлоттенбурга была учреждена специальная кафедра воздухоплавания. Практически одновременно с ней в Париже открылась Высшая школа аэронавтики, а годом позже такая же школа появилась в германском Людвигсгафене.
В России первые шаги к организации подготовки дипломированных инженеров предпринял Н.А. Рынин. 19 мая 1909 года он официально обратился к декану кораблестроительного отделения Санкт-Петербургского политехнического института К.П. Боклевскому с предложением включить преподавание курса авиации и воздухоплавания в программу отделения, мотивируя свои соображения тем, что в законах плавания судна в воде и полете аэроплана существует много общего. После проведения ряда совещаний была создана специальная комиссия под председательством К.П. Боклевского, в состав которой вошли наиболее компетентные специалисты в различных сферах науки и техники: А.А. Лебедев (двигатели внутреннего сгорания), И.В. Мещерский (теоретическая механика), А.П. Фан-дер-Флит (теория корабля), М.А. Шателен (электротехника), И.Г. Есьман (теплоэнергетика), К.Э. Рерих (механика машин), Н.А. Рынин. Позже в состав Комиссии вошли теплоэнергетик Н.С. Грузов, специалист по машиноведению А.К. Зайцев, заведующий змейковым отделом Павловской физической обсерватории В.В. Кузнецов, электротехник В.Ф. Миткевич, профессор Николаевской инженерной академии В.Ф. Найденов, технолог Н.Н. Савин, физик А.А. Шапошников, профессор физической химии В.А. Кистяковский, химик В.И. Тихомиров, математик и механик Г.А. Ботезат, специалист по радиотелеграфии Д.М. Сокольцов, лаборант по курсу аэрологии А.М. Рыкачев, архитектор института В.П. Тавлин.
Комиссия проанализировала динамику развития авиационной промышленности России (напомним, что в 1909 году в Санкт-Петербурге открылся первый русский авиационный завод Петербургского товарищества авиации и воздухоплавания).
Комиссия рассмотрела организационные вопросы, структуру и программу читаемых курсов, увязала их с общей методикой преподавания, принятой в Политехническом институте. По предложению Комиссии в институте предполагалось создать:
- аэродинамическую лабораторию;
- лабораторию двигателей воздухоплавательных аппаратов;
- аэрологическую лабораторию;
- музей воздухоплавания, как непременный атрибут методики преподавания ряда дисциплин;
- специальную библиотеку.
9 июня 1909 года разработанный Комиссией проект был заслушан на заседании Совета кораблестроительного отделения, 11 июня – Совета института. 16 июня он детально рассматривался на заседании Правления.
После их одобрения проект направили в органы государственной власти Российской империи.
Государственные деятели России достаточно трезво оценивали роль и значение авиационного образования, состояние и перспективы российского самолётостроения. В служебной записке министру торговли и промышленности В.И. Тимирязеву, датированной 20 июня 1909 г., председатель Совета Министров Пётр Аркадьевич Столыпин писал:
«Ввиду сего и придавая скорейшему развитию воздухоплавательного дела весьма важное государственное значение, я не мог бы не остановить своего внимания на предположении о том, не представлялось бы целесообразным открыть хотя бы необязательный на первое время курс воздухоплавания при кораблестроительном отделении Санкт-Петербургского политехнического института, который мог бы восполнить наблюдаемый у нас в постановке этого дела недостаток теоретической разработки научной стороны воздухоплавания».
Слова «необязательный на первое время» означали, что ввиду ограниченных потребностей русской экономики в авиационных специалистах курс воздухоплавания должен читаться как факультативный предмет студентам старших курсов Политехнического института для получения второй специальности, а также лицам, окончившим другие высшие учебные заведения, по статусу идентичные с политехникумом.
Новая структура при кораблестроительном отделении получила название «Курсы авиации и воздухоплавания». Она получила право выдавать дипломы о высшем авиационном образовании и, таким образом, являлась первой высшей авиационной школой России. Занятия начались уже с сентября 1909 года до официального утверждения Курсов.
Организация подготовки авиационных специалистов в Петербургском политехническом институте была санкционирована Советом Министров Российской империи в декабре 1909 года. Некоторые другие проекты, выдвинутые в то же время, были им отклонены. К ним относятся создание аэромеханической лаборатории при Донском политехническом институте, аэродинамического института в Москве.
Деканом Курсов был назначен выдающийся учёный-кораблестроитель и блестящий организатор профессор К.П. Боклевский. Большую научно-методическую помощь при их создании оказал Н.Е. Жуковский. При курсах были открыты аэродинамическая и аэрологическая лаборатории, лаборатория воздухоплавательных двигателей, библиотека, музей воздухоплавания, столярно-слесарная мастерская. Занятия по аэрологии проводили В.В. Кузнецов и М.Н. Гроденский, основам физической химии – В.А. Кистяковский и В.И. Тихомиров, аэромеханике – А.П. Фан-дер-Флит и В.А. Слесарев, динамике летательных аппаратов – Г.А. Ботезат, воздухоплаванию и авиации – В.Ф. Найденов, воздухоплавательным двигателям – А.А. Лебедев, материаловедению – В.А. Слесарев, тактике и воздушной разведке – В.Н. Гатовский, радиотелеграфии – Д.М. Сокольцов. Кроме этого читался небольшой курс воздушного права. Занятия по аппаратам легче воздуха (аэростаты и дирижабли) вёл Н.А. Рынин. Аэродинамической лабораторией и мастерскими заведовал В.А. Слесарев. В отдельные годы на Курсах преподавал В.И. Ярковский (впоследствии директор авиационного отделения Русско-Балтийского вагонного завода).
Аэродинамическая лаборатория, открытая в 1911 г., считалась одной из лучших в стране по оборудованию и оснащению. Большая аэродинамическая труба имела диаметр 2 метра со скоростью потока 15-20 м/с, малая – диаметр 0,3 м и скорость до 50 м/с. В лаборатории, помимо учебных занятий, проводился довольно значительный объём экспериментальный исследований в интересах молодой отечественной авиационной промышленности.
Учебный план Курсов авиации и воздухоплавания
На Курсы авиации и воздухоплавания принимались лица, уже имеющие дипломы и свидетельства о высшем техническом образовании, а также студенты старших курсов. Обучение продолжалось четыре семестра. В течение первых трёх слушатели изучали аэрологию, физическую химию, динамику летательных аппаратов, воздухоплавательные двигатели, аэромеханику (куда входила аэростатика, аэродинамика и теория движения), авиацию и воздухоплавание (включая проектирование летательных аппаратов), авиационную радиотелеграфию, материаловедение, воздушное право. Кроме того, студенты должны были пройти летнюю практику на заводах и выполнить проекты аэростата, дирижабля, аэроплана, двигателя к проектируемому ими дирижаблю или аэроплану, «подробно разработанные теоретичеcки и графичеcки». Последний семестр предназначался для дипломной работы.
Были разработаны первые отечественные методики преподавание авиационных дисциплин и первые учебники. В их числе следует упомянуть учебник В.Ф. Найденова «Аэроплан братьев Райт с изложением краткой теории аэропланов», изданный в 1909 г. Эта книга затем была переработана и под названием «Аэропланы», издавалась и переиздавалась, соответственно, в 1913, 1914, 1917 годах. В ней В.Ф. Найденов анализировал основные схемы самолётов тех лет, особенности конструкции, наиболее интересные узлы и агрегаты.
В 1909 г. А.П. Фан-дер-Флит издал «Аэромеханику» – первый отечественный учебник по аэродинамике.
В нём изложены основы гидростатики, гидродинамики, аэрологии, термодинамики, сообщаются сведения о свойствах газов и воздуха, приведены выводы формул подъёмной силы крыла, сопротивления. Интересно отметить, что с разрешения Н.Е. Жуковского Фан-дер-Флит в своем учебнике опубликовал результаты некоторых исследований Николая Егоровича, увидевшие свет в его трудах спустя несколько лет.
На Курсах начали формироваться и свои научные школы.
Г.А. Ботезат разработал первую в мире математическую теорию устойчивости самолёта. А.П. Фан-дер-Флит проводил в числе первых в России исследования по динамике полёта на математических моделях. С.П. Тимошенко закладывал отечественную науку о прочности авиационных конструкций. А.А. Лебедев работал над теорией авиационных двигателей. Об экспериментальных исследованиях В.А. Слесарева мы выше уже упоминали. Петербургская научная школа в области авиации не дублировала московскую, а развивалась своими самобытными путями. Её естественный ход развития был прерван революциями. Г.А. Ботезат, А.П. Фан-дер-Флит, С.П. Тимошенко, А.А. Лебедев оказались в эмиграции.
В 1912 г. на Международной выставке воздухоплавания и автомобилизма в Москве Политехнический институт был награждён Большой золотой медалью «за прекрасную постановку преподавания по воздухоплаванию».
Обязательную практику после второго, третьего и четвёртого года обучения слушатели проходили, как правило, на одном из авиационных предприятий Петербурга (напомним, что перед революциями в городе находилось около 60% авиационных заводов страны).
В стенах этого учебного заведения проходили подготовку будущие главные конструкторы авиационной техники Н.Н. Поликарпов, А.А. Бессонов.
В годы Первой мировой войны, ввиду исключительно большой потребности в кадрах как авиапромышленности, так и Военно-воздушного флота России, стало ясно, что необходимо переформировать «необязательные» Курсы авиации и воздухоплавания в специализированное отделение (факультет). Были проработаны планы создания авиационного отделения, но более детально – автомобильно-авиационного. Последний проходил обсуждение в Министерстве торговли и промышленности, в стенах Государственной Думы. Начавшуюся было подготовку его реализации прервали революционные события.
Система преподавания на Курсах авиации и воздухоплавания была той же самой, что и на других отделениях Политехнического института, т.е. с упором на самостоятельное изучение дисциплин. Это имело большое значение ещё и потому, что в ту пору учебников было мало. К тому же при высоких темпах развития авиации учебный материал устаревал сравнительно быстро.
«Система преподавания в институте… приучила меня к самостоятельной работе по источникам, особенно в области авиации, ибо и преподаватели еще не выкристаллизировались, и курсов, за исключением курса аэродинамики Н.Е. Жуковского, не было. Тем не менее, в области авиации мне удалось получить широкую подготовку по аэронавтике, по моторам и, конечно, по самолетам», – писал в своих воспоминаниях слушатель Курсов, впоследствии выдающийся авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов.
Из выполненных им курсовых проектов дирижабля, аэроплана и воздухоплавательного двигателя в настоящее время частично сохранился лишь один – проект аэроплана типа «Депердюссен» (1915 г.).
Интересно более детально рассмотреть этот проект, так как в нём, как в зеркале, отразились все особенности подготовки авиационных специалистов в дореволюционном Политехническом институте. И.И. Сикорский, по-видимому, руководил проектированием. Аэродинамические расчёты консультировал А.П. Фан-дер-Флит.
Общие геометрические размеры и компоновка аппарата считались заданными. Поэтому курсовой проект предполагал проведение проверочных расчётов.
Н.Н. Поликарпов проанализировал задание, рассчитал положения центра тяжести с нагрузкой и без нагрузки. Расчёты базировались на новейших достижениях авиационной науки тех лет. «При выборе профиля крыла для проектируемого аппарата [мы] пользовались последним, 1915 года, изданием книги Эйфеля «La resistanse de l’air et l’aviation», где по таблицам с кривыми испытаний и подыскивалось нужное крыло», – отмечал Николай Николаевич в «Объяснительной записке по проекту аэроплана».
Затем строилась поляра самолёта, эпюра распределения давления по сечению профиля крыла. Расчёт прочности крыла проводился с учётом ветровой нагрузки при наличии тросовых растяжек. Определялись ожидаемые лётные характеристики, в частности, «наибольшая высота подъёма аппарата определялась по формуле Н.Е. Жуковского». Николай Николаевич выполнил также аэродинамический и прочностной расчёты винта.
Курсовой проект показал наличие у Поликарпова глубоких знаний по целому ряду дисциплин, умение творчески применять их к решению практических задач. Он интересен для нас тем, что отразил определённый этап в становлении Поликарпова как авиационного инженера и конструктора и некоторые методические особенности процесса обучения на Курсах авиации и воздухоплавания.
На лабораторно-экспериментальной базе Курсов авиации и воздухоплавания в 1912-1917 гг. выполнялись многочисленные научно-исследовательские работы с привлечением студентов, направленные на совершенствование существующей и разработку новой авиационной техники. В частности, благодаря исследованиям, проведенным в стенах Политехнического института, были созданы такие выдающиеся для своего времени самолёты, как «Русский витязь» и «Илья Муромец» (с модификациями) И.И. Сикорского, «Святогор» В.А. Слесарева, летающие лодки М‑5, М‑9, М‑11, М‑15 Д.П. Григоровича. Следует отметить исключительно большое учебно-методическое значение первого в нашей стране опыта вовлечения студентов в проведение научных исследований в области авиации, к сожалению, осознанного и осмысленного значительно позже.
Практика подготовки специалистов с высшим авиационным образованием была широко использована при создании аналогичных учебных заведений при других вузах, а в послереволюционное время – при формировании новых авиационных институтов и факультетов авиационного профиля.
Наличие квалифицированных педагогических кадров, хорошо развитой учебно-методической и лабораторно-экспериментальной базы Курсов авиации и воздухоплавания позволяло использовать их потенциал для решения других важных государственных задач.
В 1912 году при Кораблестроительном отделении на процент от завещанного России капитала французского промышленника, но русского по происхождению, В.В. Захарова открылись Офицерские теоретические курсы авиации и воздухоплавания, названные его именем. Многое в методике их преподавания было взято от предыдущих Курсов. Офицеры армии и флота изучали предметы, связанные с конструкцией летательных аппаратов и двигателей, аэродинамики, динамики полёта. Затем они проходили обучение полётам в одной из лётных школ, после чего возвращались в стены Политехнического института, и после успешной сдачи экзаменов по пройденным дисциплинам, получали звание военного (морского) лётчика с вручением соответствующего удостоверения. Считалось, что хорошее знание теоретических предметов позволит им стать квалифицированными лётчиками, способными оперативно решать любые поставленные командованием задачи. Практика доказала справедливость этого положения. Опыт подготовки лётных кадров и методические разработки Курсов авиации и воздухоплавания им. В.В. Захарова оказал несомненное влияние на формирование и деятельность послереволюционных «тёрок».
Учебный план Курсов авиации и воздухоплавания им. В.В. Захарова
Семестр | I | ||
Дисциплины | Лекции | Упражнения | Лабораторные работы |
Аэрология | 2 | 1 | 2 |
Авиация и воздухоплавание | 4 | 4 | 6 |
Материаловедение | 2 | 1 | — |
Воздухоплавательные двигатели | 2 | 1 | 6 |
Радиотелеграфия | 2 | — | — |
Тактика и воздушная разведка | 2 | — | — |
Практические занятия в мастерских | — | — | 6 |
Учебные часы | 14 | 17 | 20 |
41 |
После начала Первой мировой войны при Политехническом институте открылись аналогичные Курсы авиации и воздухоплавания для добровольцев-«охотников», так как совместно обучать офицеров и нижних чинов считалось неэтичным. А в 1915 году – ещё одни подобные курсы – Курсы гидроавиации, учитывающие морскую специфику.
В 1914 году при кораблестроительном отделении существовали и Курсы авиамехаников.
На всех вышеперечисленных курсах учились многие известные впоследствии лётчики – Георгиевские кавалеры, командиры соединений, деятели отечественной и мировой авиации, в их числе Нагурский, Лишин, Лавров, Дитерихс, Прокофьев-Северский, Чухновский, Кочеригин, Кербер-Корвин, Глаголев, Грузинов, Туманский и многие-многие другие.
Для того чтобы эффективно управлять всем указанным набором военных средних специальных учебных заведений с точки зрения военной администрации, в конце 1914 года К.П. Боклевскому было присвоено звание генерал-майора флота.
Система разноплановых учебных заведений авиационного профиля при Петербургском политехническом институте просуществовала относительно небольшой исторический промежуток времени – всего восемь лет, с 1909 по 1917 годы. Но их значение для развития авиационного образования страны, да и в целом авиации, трудно переоценить. Были разработаны первые отечественные программы подготовки специалистов авиационного профиля, первые методики преподавания, написаны первые учебники и учебные пособия.
Историю, как известно, делают люди. Упорный труд и самоотверженность инженеров, лётчиков, техников, выпущенных Политехническим институтом в предреволюционные годы, явились прочным фундаментом последующего развития авиации и авиационного образования нашей страны.
к.т.н., член Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИНТ РАН
Про Ботезата можно было бы и поподробнее. Тем более — автор владеет информацией. Он ведь был гениален, не так ли?
Петрович! Спасибо за интересный материал, особенно порадовали фотографии.
А как же Лойцянский ?
Очень содержательный, интересный материал, соответствующий названию статьи. В тексте встречаются огрехи в написании фамилий (напр.: Н.Н.Савин — Саввин, В.П.Тавлин — Тавлинов). Текст под фотогр. Фан-дер-Флита не соответствует действительности : он не был деканом отделения и,тем более,директором института