18 января 2005 г.
Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.
Присутствовало: 16 чел.
Доклады: 1. Иванов В.П. «Неизвестные модификации самолёта У-2 (По-2)».
- Федченко В.Г. «История развития сверхлёгких летательных аппаратов в Ленинграде-С.-Петербурге и Сев.-Западном регионе».
Данное заседание планировалось посвятить полностью проблеме СЛА в нашей стране и один из докладов затрагивал тему правовых вопросов функционирования сверхлёгкой авиации в нашей стране. Но т.к. данный докладчик не смог присутствовать на заседании его с успехом заменил один из наиболее авторитетных членов Секции, д-р наук Иванов Владимир Петрович – автор недавно вышедшей в издательстве «Русавиа» книги «Самолёты Н.Н. Поликарпова». Он подробно рассказал о неизвестных модификациях выдающегося отечественного самолёта У-2 (По-2) конструкции Н.Н. Поликарпова. Как всегда доклад изобиловал массой иллюстративного материала и новыми малоизвестными фактами. Поскольку полётный вес У-2 ненамного превышал веса современных СЛА, то данный доклад, вызвавший массу эмоций у ветеранов, явился прекрасной ретроспективой к следующему докладу.
Доцент кафедры № 16 «Технология» СПбГУАП Федченко Владимир Григорьевич, как один из пионеров сверхлёгкой авиации в Ленинграде-С.-Петербурге, увлекательно изложил собравшимся о становлении и проблемах СЛА в нашей стране и в Сев.-Западном регионе, в частности. Рассказал о классификации СЛА, их создателях и моделях. Члены Секции с большим вниманием выслушали доклад, т.к. многие непосредственно принимали участие в работах по проектированию и постройке СЛА, в событиях о которых поведал докладчик.
15 февраля 2005 г.
Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.
Присутствовало: 20 чел.
Доклады: 1. Тихомиров М.Е. «Развитие авиационных комплексов перехвата».
- Выборы Председателя Секции.
В начале Заседания члены Секции почтили минутой молчания, скончавшегося 23 января 2005 г. после продолжительной болезни Председателя Секции Белякова Аркадия Ивановича. После чего Председатель заседания рассказал членам Секции о проделанной работе, о предстоящих мероприятиях и дальнейших планах секционной работы. Старейшие и авторитетные члены Секции единодушно предложили избрать новым Председателем Секции истории авиации и космонавтики при С.-Петербургском отделении ИИЕТ РАН бывшего заместителем Председателя – Лебедева Виталия Владиславовича. Голосование прошло единогласно.
После чего приступили к слушанию 1-й части доклада доцента кафедры Аэрокосмических приборов и измерительно-вычислительных комплексов СПбГУАП Тихомирова Михаила Евгеньевича «Развитие авиационных комплексов перехвата». 2-я часть доклада «Авиационные комплексы на пути от 5-го до 6-го поколений» ввиду насыщенности 1-й части и ограниченности времени решено заслушать позднее.
Впервые в рамках обычного заседания Секции в докладе широко использовались мультимедийные технологии. Презентационная часть доклада выполнена в программе Power Point и с помощью ноутбука и диапроектора наглядно иллюстрировала текстовую часть доклада. Данным выступлением и его будущим продолжением (2-я часть) докладчик показал не только историческую ретроспективу развития отечественных авиационных комплексов перехвата, но и рассмотрел её современное и будущее состояние, расширив рамки работы Секции, как исторической. Показав, тем самым, глубокую взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Доклад вызвал большой интерес собравшихся и указал на новые направления деятельности Секции.
15 марта 2005 г.
Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.
Присутствовало: 20 чел.
Доклады: 1. Выборжанин В.Н. «Особенности испытаний поисково-прицельных систем морской авиации».
- Обсуждение книги Иванова В.П. «Самолёты Н.Н. Поликарпова».
- Разное.
Понимая, что определяющим фактором эффективности современного ЛА, тем более военного самолёта, является не столько его аэродинамические характеристики, а сколько возможности его оборудования (РЭА, вооружения и т.п.), решено продолжить тему «Авиационных комплексов», начатую на предыдущем заседании 15.02.2005г. В этот раз инженер-испытатель НПП “Мир” ХК “Ленинец” Выборжанин Валерий Николаевич на примере своей собственной службы в морской авиации и последней работы по отработке противолодочного варианта Ил-38 для ВВС Индии рассказал об особенностях испытаний поисково-прицельных систем морской авиации. Ввиду новизны темы и интересных фактов из практики доклад вызвал у собравшихся неподдельный интерес и массу вопросов, показавших жизненную заинтересованность их в обсуждаемой теме.
Со вторым докладом выступил авторитетнейший член Секции – Иванов Владимир Петрович, который перед обсуждением его последней книги «Самолёты Н.Н. Поликарпова», вышедшей в конце 2004г., рассказал членам Секции о причинах, приведших его к историографии Поликарпова и о предках Николая Николаевича, что само по себе является интересным исследованием. Далее докладчик рассказал о вкладе Н.Н. Поликарпова в отечественную авиацию и его нелёгкой судьбе. После этого повествования члены Секции, уже познакомившиеся с этим изданием, высказали свои впечатления и пожелания автору, отметив его титанический труд и уникальность книги, претендующей на явление в авиационной литературе последних лет.
В заключении заседания с небольшими сообщениями выступили новый начальник Музея морской авиации Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова – Егоров Владимир Дмитриевич, заменивший на этом посту бывшего руководителя музея и Секции – Белякова А.И. Он рассказал о сохраненнии Музея в работоспособном состоянии и предстоящих планах, пригласив всех желающих посетить музей и принять участие в военно-исторической конференции «Роль военно-морской авиации в победе в Великой отечественной войне», которая пройдёт 23.03.2005г. в ВМА в честь 60-летия Победы.
После этого с сообщением о своей работе с Беляковым А.И., один из авторов документального сериала «Моя крылатая Россия» выступила режиссер «Леннаучфильм» Уложенко Наталья Ивановна, поведав собравшимся о планах и проблемах продолжения этого сериала.
23 марта 2005 г.
Организаторы: Лебедев В.В., Егоров В.Д., Суслов В.С.
Присутствовало: 22 члена Секции и др.
По многочисленным пожеланиям членов Секции истории авиации и космонавтики С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН и по приглашению нового начальника Музея морской авиации Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова – В.Д. Егорова организовано посещение Музея Морской авиации России в ВМА им. Н.Г. Кузнецова, которым ранее руководил бывший председатель секции – Аркадий Иванович Беляков. После ознакомления с экспозицией Музея члены секции приняли участие в военно-исторической конференции «Роль военно-морской авиации в победе в Великой отечественной войне», посвященной 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
01 апреля 2005 г.
Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.
Присутствовало: 14 членов Секции и студенты СПбГУАП (всего более 60 чел.)
В С.-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения состоялась организованная Секцией истории авиации и космонавтики С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН встреча с Героем России, заслуженным штурманом-испытателем СССР Леонидом Степановичем Поповым. В начале встречи с приветственным словом к собравшимся выступил председатель Секции истории АиК С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН В.В. Лебедев.
В ходе своего сообщения “История испытаний МиГ-31” Л.С. Попов рассказал об особенностях испытаний истребителя-перехватчика МиГ-31 и личных воспоминаниях, полученных в ходе этих испытаний. После сообщения Леонид Степанович ответил на многочисленные вопросы собравшихся членов секции и студентов СПбГУАП.
На 5-м канале С.-Петербургского телевидения о данном мероприятии был показан сюжет и интервью с Л.С. Поповым, сделанное перед началом встречи.
14-15 апреля 2005 г.
В Балтийском государственном техническом университете “Военмех” им. Д.Ф. Устинова состоялась общероссийская научно-техническая конференция «Вторые Уткинские чтения». Среди многочисленных секций, работавших на чтениях, одно из центральных мест занимала Секция «Истории ракетостроения и космонавтики», в организации которой принимали активное и непосредственное участие члены Секции истории авиации и космонавтики С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН. И это не голословные слова, т.к. чтения организуются Институтом ракетно-космической техники, бывшего ранее 1-й кафедрой “А” факультета («Ракетостроение»), которую в 1992 г. закончил нынешний председатель СПб. секции истории АиК ИИЕТ РАН В.В. Лебедев и ставший основателем этой секции на «Первых Уткинских чтениях» (26-28 июня 2002 г.). О месте Секции «Истории ракетостроения и космонавтики» на 2-х уткинских чтениях говорит тот факт, что из 3-х томов материалов чтений целый 3-й том был посвящен исторической части, т.е. докладам сделанным на секции.
29 апреля 2005 г.
Научно-практическая конференция «На крыльях Победы», посвященная 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (С.-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения)
Председатель заседания – Лебедев В.В.; Сопредседатель – Хименко В.И. Учёный секретарь – Суслов В.С.
Присутствовало: 22 членов Секции и студенты СПбГУАП (всего более 50 чел.)
Доклады: 1. Иванов В.П. «Производство учебных самолётов У-2 в Ленинграде (1928-1941 гг.)»
- Лёзин А.Н. «Применение самолётов Ленд-лиза на Ленинградском фронте».
- Ерёмин Ю.Г. «Применение аэростатических аппаратов в Великой Отечественной войне».
- Куприянов В.Н. «Лавров С.С. – патриот и гражданин, один из создателей практической космонавтики».
- Тихомиров М.Е. «С.-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения в годы Великой Отечественной войны».
Перед началом конференции члены Секции истории авиации и космонавтики С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН посетили Военный факультет С.-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (СПбГУАП). Очень интересную экскурсию по кабинетам факультета провел декан факультета военного образования, начальник военной кафедры вуза, доцент, кандидат военных наук, полковник Игорь Александрович Павлов. В ходе этого посещения члены секции познакомились с организацией учебного процесса на кафедре, осмотрели учебные классы и аудитории, в которых проводились занятия со студентами-курсантами на аппаратуре, соответствующей получаемым военным специальностям. После чего участники конференции в методическом кабинете посмотрели видеоролик, созданный на факультете и рассказывающий о его работе. Далее участники конференции проследовали в зал в котором, конференция продолжила свою работу.
Со вступительным словом открытия конференции выступил Председатель оргкомитета конференции, председатель Секции истории АиК ИИЕТ РАН В.В. Лебедев. Он рассказал собравшимся о Секции, о её работе, практическим воплощением которой стала данная конференция, которая посвящена великой дате – 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
С первым докладом выступил авторитетный историк в С.-Петербурге и в стране Владимир Петрович Иванов, который всю свою жизнь посвятил жизни и творчеству выдающегося отечественного авиаконструктора Н.Н. Поликарпова. И на данной конференции В.П. Иванов, как всегда интересно, рассказал о трудовом вкладе ленинградцев в производстве легендарного “кукурузника” конструкции Поликарпова – У-2 (По-2).
Генерал-майор авиации Лёзин Андрей Николаевич, внесший большой вклад о памяти в Ленинграде-С.-Петербурге вклада советских лётчиков в годы войны, рассказал с присущим ему обянением, о применении иностранных самолётов, поставленных в Советский Союз по Ленд-лизу, на Ленинградском фронте, о трудностях эксплуатации в суровых условиях зимы и ленинградской блокады. В связи с чем, он поведал о тех вынужденных конструкторских изменениях иностранных самолётов, которые были сделаны в авиационных ремонтных мастерских Ленинградского фронта и предприятиях Ленинграда, для нормальной эксплуатации их в наших условиях.
Старейший член Секции истории авиации и космонавтики и Секции истории воздухоплавания при Российском Географическом обществе Юрий Григорьевич Ерёмин рассказал о применении аэростатических аппаратов в Великой Отечественной войне и героических буднях воздухоплавательных частей Красной Армии в это время.
Один из организаторов конференции, председатель Секции истории космонавтики Северо-Западного отделения Федерации космонавтики России Валерий Николаевич Куприянов рассказал о жизни, ратных подвигах в годы войны и последующих работах по становлению в нашей стране практической космонавтики – Святославе Сергеевиче Лаврове. Это ученый с мировым именем, математик, специалист в области информатики, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР, долгое время проработавший вместе с С.П. Королёвым в ОКБ-1. О нём и его вкладе в мировую науку этот доклад.
Доцент кафедры аэрокосмических приборов и измерительно-вычислительных комплексов СПбГУАП, один из авторитетнейших историков в С.-Петербурге, энтузиаст отечественной истории авиации и космонавтики, и один из активнейших организаторов конференции, Михаил Евгеньевич Тихомиров своим докладом о становлении ВУЗа, его работе в годы ВОВ провел мост между достижениями предыдущих поколений, успехами вуза в настоящем и будущими победами, сидящего в зале молодого поколения отечественных авиационных инженеров.
17 мая 2005 г.
Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.
Присутствовало: 20 чел.
Доклады: 1. Миронов А.Б., Книжников В.В. «Презентация Авиамодельного шоу»
- Галли Г.В. «Последние изыскания по “Фарману”».
- Лебедев В.В. «Предстоящие аэрокосмические мероприятия и подведение итогов работы Секции в 2004/2005 гг.».
Создатели Военно-исторического театрализованного техногенного Aviamodel Show рассказали о целях, составе и проблемах развиваемого ими направления радиоуправляемого авиамоделизма. На достаточно свободных пространствах (парках, площадях, аэродромах и т.п.) и под музыку (автор Книжников В.В.) разворачиваются воздушные бои, пилотаж и др. эволюции самолётов в воздухе (вплоть до бомбометания) с использованием моделей-полукопий в масштабе 1:12 самолётов I-й и II-й Мировых войн. Представление длится примерно 1 час (12 моделей по 5 минут) и имеет коммерческую стоимость 500-1000 USD. Модели самолётов приводятся в движение с помощью пропеллера, раскручиваемого электромотором. Модели выполнены из полиэстирола и общий вес их составляет 100-300 грамм, поэтому они практически травмобезопасны, даже при падении в скопление народа. При этом сами модели развивают скорость до 100 км/ч и дальность и высота их полёта зависит только от дальности приема-передачи радиосигнала и визуальной видимости самого аппарата.
Данные демонстрационные полёты могут проводится с целью военно-патриотического воспитания молодежи, повышения зрелищности авиационно-спортивных мероприятий, специализированных выставок-салонов и частных или корпоративных мероприятий. На основе созданных аппаратов и разработанных программ полётов авторы в будущем планируют создать летающий музей самолётов I-й и II-й Мировых войн. Занимаясь развитием данного направления моделизма в своих устремлениях авторы не останавливаются на достигнутом, предлагая своё видение развития беспилотных ЛА.
Георгий Владимирович Галли – историк из числа фанатов, преданный истории авиации и особенно одного ЛА – “Фарман-IV”, как одного из самого распространённого аэроплана в России и за рубежом. Г.В. Галли рассматривает историю самолётостроения на заре авиации с точки зрения развития конструкторской мысли и технологии производства ЛА. И, как оказывается, эта сторона исторического развития авиастроения наименее изучена и изобилует “белыми пятнами”, даже в таком, казалось бы изученном аппарате, как – “Фарман-IV”. Георгий Владимирович с напористостью дотошного исследователя изучил различные варианты конструкции “Фарманов”, провел соответствующие расчеты, которые на цифрах доказывают направление развития конструкторской мысли Анри Фармана и его последователей в нашей стране.
Как председатель Секции истории авиации и космонавтики С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН В.В. Лебедев в своем докладе на заключительном заседании Секции подвел итоги её работы в 2004/2005 гг., отметив большую работу, которая была проведена членами секции за прошедший период. При этом он призвал собравшихся к проявлению большей активности в проведении её ежемесячных заседаний, привлечении на них новых докладчиков и развитию новых тем в истории авиации и космонавтики, делая упор на отечественную историю. И как напутствие на дальнейшую работу В.В. Лебедев рассказал собравшимся о предстоящих конференциях и аэрокосмических мероприятиях в стране и мире, в которых члены секции могут принять непосредственное участие, либо на их материалах провести свои исследования. В частности, докладчик упомянул об авиасалоне в Ле Бурже во Франции (13-19 июня 2005 г.), 7-х Сикорских чтениях в Академии Гражданской авиации, а ныне С.-Петербургском государственном университете ГА (СПбГУГА, 22 июня 2005 г.), праздновании 50-летнего юбилея создания СПбГУГА (23 июня 2005 г.), Открытому чемпионату России по воздухоплаванию на тепловых шарах в г. Великие Луки (июнь 2005 г.), 2-м Военно-морском салоне в С.-Петербурге (29 июня — 3 июля 2005 г.), 11-м Чемпионате мира по высшему пилотажу на планерах на аэродроме в Дракино под г. Серпуховом Московской области (20-30 июля 2005 г.), выставке “Асы 2-й Мировой войны” в Монино, Моск. обл. (27-31 июля 2005 г.), 7-м Международном авиакосмическом салоне МАКС-2005, Фестивале пилотажных групп в г. Жуковском, Моск. обл. (16-21 августа 2005 г.), праздновании Дня Военно-воздушного флота (21 августа 2005 г.) и других мероприятиях.
22 июня 2005 г.
В С.-Петербургском государственном университете Гражданской авиации (СПбГУГА, ранее Академии ГА) состоялись очередные 7-е Международные научные чтения, посвященные памяти И.И. Сикорского и творческому наследию выдающихся российских авиаторов. Как всегда, Чтения проходили при активнейшем участии членов Секции истории авиации и космонавтики С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН. По сложившейся традиции перед началом заседания участники чтений посетили Объединенный музей СПбГУГА и ФГУАП “Пулково” и с большим интересом выслушали рассказ по экспозиции музея его директора – Нателлы Михайловны Сафроновой. К сожалению, в этот раз на чтения не смог прибыть сын И.И. Сикорского – Сергей Игоревич Сикорский. Но участникам заседания был показан замечательный видеофильм о Игоре и Сергее Сикорских. С докладами на чтениях выступили о «Технических изобретениях И.И. Сикорского…» Маргита Черкезова-Савова – член Болгарского астронавтического общества, дочь первого лётчика Болгарии, и профессор Вроцлавского Политехнического института (Польша), историк авиации, техники и промышленной архитектуры – Янушевский Станислав Юрьевич о «Пилотах варшавской “Авиаты”». Интересные сообщения и доклады сделали и представители нашей страны: о махалётах Е.О. Захаров (БГТУ “Военмех”, г. С.-Петербург), о «Власовской авиации 1942-45 гг.» П.П. Лаврук (СПбГУГА, г. С.-Петербург), о “Фармане-IV” Г.В. Галли (СПбГУГА, г. С.-Петербург), о самодельных ЛА и первых слётах “самодельщиков” А.С. Лазарев (г. С.-Петербург), о подготовке лётчиков-вертолётчиков и участии их в спортивных соревнованиях по вертолётному спорту В.П. Куницин (СВВАУЛ, г. Сызрань).
Перед началом работы чтений с приветственными речами выступили председатель оргкомитета, ректор СПбГУГА М.Ю. Смуров и председатель Секции истории АиК С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН В.В. Лебедев.
27 сентября 2005 г.
Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.
Присутствовало: 24 чел.
Доклад: 1. Лебедев В.В., Тихомиров М.Е. «Московский аэрокосмический салон-2005».
С приветствием к собравшимся после “летних каникул” и вступительным словом по аэрокосмическим событиям, прошедшим летом 2005 г. выступил председатель Секции В.В. Лебедев.
Далее М.Е. Тихомиров рассказал о прошедшем с 16 по 21 августа 2005 г. на территории ЛИИ им. М.М. Громова (г. Жуковский, Московская обл.) очередном Московском аэрокосмическом салоне. Рассказ, признанного специалиста в своей области Тихомирова, убедительно и красочно проиллюстрирован им с использованием соответствующих средств мультимедиа на настенном киноэкране электронной презентацией «МАКС-2005», созданной им в программе Power Point. М.Е. Тихомиров рассказал собравшимся о наиболее интересных образцах авиационной техники и оборудования, выставленных отечественной аэрокосмической промышленностью на салоне.
Далее В.В. Лебедев продолжил рассказ Тихомирова о салоне, сопроводив его также с использованием мультимедийных средств демонстрацией сделанных им фотографий отечественной и зарубежной авиационной и космической техники, а также высокопоставленных и авторитетных лиц с которыми ему удалось пообщаться во время работы на салоне. Большой интерес собравшихся привлекли фотографии, сделанные им во время полётов и пилотажа различных образцов авиационной техники. В своём выступлении Лебедев поведал также о космической части экспозиции салона.
В заключении, члены Секции просмотрели 15-минутный итальянский видеофильм о знаменитой пилотажной группе Frecce Tricolori (Италия), выступавших на салоне на реактивных учебно-тренировочных самолётах МВ-339.
18 октября 2005 г.
Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.
Присутствовало: 21 чел.
Доклад: 1. Галкин В.И. «Школа юных пилотов».
- Иванов В.П. «История полётов самолёта-разведчика Lockheed U-2 (США) над территорией СССР».
В начале заседания перед собравшимися с сообщением о Школе юных пилотов (С.-Петербург, ул. Севастьянова, д. 2, www.aviaklub@narod.ru) выступил лётчик-инструктор-методист С.-Петербургского городского авиаклуба “Юный авиатор”. Он рассказал об истории создания клуба, его задачах и делах, которыми жили и живут его воспитанники.
Со вторым, основным докладом заседания выступил авторитетный член Секции, историк авиации Владимир Петрович Иванов, который на этот раз отступил от своей поликарповской темы и рассказал своим коллегам об истории создания и полётах над СССР и другими странами американского самолёта-разведчика Lockheed U-2. Тема истории иностранной авиации не частая на заседаниях Секции, поэтому данное сообщение вызвало неподдельный интерес её членов, узнавших из данного доклада много для себя нового и интересного. Например, для многих было настоящим открытием, что шпионские полёты американских самолётов-разведчиков над территорией нашей страны не прекратились после известного полёта в мае 1961 года, сбитого над Свердловском Гарри Пауэрса, а имели место быть и после 2000(!) года. В.П. Иванов поведал также об усилиях наших конструкторов и военных по пресечению данных полётов и о трагической судьбе и непонятной гибели Г. Пауэрса в вертолётной катастрофе.
21 ноября 2005 г.
Ведущий заседание – Лебедев В.В.
Присутствовало: 10 чел.
Доклады: 1. Куприянов В.Н. «Рождён в Санкт-Петербурге (К 95-летию со дня рождения Кита Бориса Владимировича)».
- Лозыченко Ю.М. «Первый заказ Военного Ведомства УВП-у и выделении субсидий на постройку 5-ти аэропланов своей конструкции».
- Лебедев В.В. «Музей военной техники СПТУ №6 в г. Колпино Ленинградской области».
- Хаханов Ю.А. «Неизвестная сенсация исследований лунной поверхности Луноходом-1».
- Хаханов Ю.А., Лебедев В.В. «Космический Санкт-Петербург».
Заседание Секции проходило в рамках ежегодной, в данном случае XXVI, конференции Санкт-Петербургского отделения национального комитета по истории и философии науки и техники РАН (21-25 ноября 2005 г.), которая проходила в этом году под названием «Научный Санкт-Петербург и Великая Отечественная война (к 60-летию Победы)».
Работа конференции началась Пленарным заседанием 21 ноября 2005 г. в 10.00 Малом Конференц-зале С.-Петербургского научного центра РАН (Университетская наб., д.5). После обеденного перерыва в 15.00 и последующие дни начались заседания 10-ти секций Конференции. Традиционно постоянным и активным участником годичных конференций СПбРАН является Секция «История авиации и космонавтики». В этом году членами Секции сданы 9 докладов, тезисы которых были напечатаны в очередном сборнике тезисов конференции «Наука и техника: вопросы истории и теории»: 1) Ефимов В.А. Путь к “Востоку”. Начало космовидения; 2) Железняков А.Б. К истории создания высотомера для системы мягкой посадки КК типа “Союз”; 3) Иванов В.П. Истребитель И-5: история создания и развития; 4) Куприянов В.Н. Главный конструктор космической репортажной системы цветного наблюдения “Арктур”; 5) Куприянов В.Н. Рождён в Санкт-Петербурге (К 95-летию со дня рождения Кита Бориса Владимировича); 6) Лебедев В.В. Музей военной техники СПТУ №6 в г. Колпино Ленинградской области; 7) Лозыченко Ю.М. Первый заказ Военного Ведомства УВП-у и выделении субсидий на постройку 5-ти аэропланов своей конструкции; 8) Хаханов Ю.А. Неизвестная сенсация исследований лунной поверхности Луноходом-1; 9) Хаханов Ю.А., Лебедев В.В. Космический Санкт-Петербург.
Так как Конференция и заседание Секции проходило в будничные дни и в рабочее время, то не все члены Секции смогли непосредственно принять в ней полноценное участие. Тем не менее на заседании Секции удалось заслушать 5 вышеуказанных докладов.
В.Н. Куприянов рассказал о нашем соотечественнике Б.В. Ките, который в послевоенное время работал в Германии и США, и был одним из активных участников американской космической программы. Доклад вызвал неподдельный интерес собравшихся, впервые услышавших о нашем соотечественнике, внёсшим свой вклад в исследования космического пространства.
Ю.М. Лозыченко, продолжая свою изыскательскую деятельность по истории воздухоплавания, привёл текст доклада генерал-инспектора по инженерной части инженер-генерала А.П. Вернандера в Военный Совет об ассигновании средств на постройку в Учебном Воздухоплавательном Парке (УВП) 5-ти аэропланов собственной конструкции, приобретение авиационных моторов и самолёта Вуазен.
Руководитель секции В.В. Лебедев поведал коллегам историю создания и развала малоизвестного многим Музея военной техники СПТУ №6 в г. Колпино (Ленинградская обл.), имевшего в своей коллекции несколько образцов авиационной и бронетанковой техники.
Ведущий научный сотрудник ВНИИтрансмаш Ю.А. Хаханов напомнил собравшимся об исследовании лунной поверхности с помощью “Лунохода-1” и обратил их внимание на малоизвестный факт о проведённом научном эксперименте, позволившем учёным по другому взглянуть на физические свойства лунного грунта. В результате, стало ясно, что на лунной поверхности находятся не только камни, но и камневидные образования с менее слабыми механическими свойствами, чем у камней.
В заключении, В.В. Лебедев и Ю.А. Хаханов рассказали коллегам о пропагандируемых ими идеях развития аэрокосмического образования, туризма и продвигаемых проектах авиационно-космических научно-образовательных, музейно-развлекательных и технологических центров и парков.
20 декабря 2005 г.
Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.
Присутствовало: 11 чел.
Доклады: 1. Ганин С.М. «Применение аэростатов советскими вооружёнными силами на Ленинградском фронте во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)».
- Лебедев В.В. «Музей военной техники СПТУ №6 в г. Колпино Ленинградской области».
Один из плодотворных и активнейших членов Секции С.М. Ганин доложил о своих исследованиях по сбору и систематизации данных и фактов по созданию в СССР аэростатических средств, формированию и применении отечественных воздухоплавательных частей ПВО на Ленинградском фронте во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Благодаря систематизированному подходу автора перед собравшимися встала более цельная картина применения беспилотных аэростатов для целей ПВО и пилотируемых аэростатов для разведки и корректировки артиллерийского огня. Причём докладчик не ограничился рассказом только об отечественных аэростатических средствах ПВО, но и показал их в сравнении с немецкими и английскими аналогичными системами.
Поскольку на предыдущем ноябрьском заседании Секции не смогли присутствовать большинство членов секции, то для вновь собравшихся В.В. Лебедев снова рассказал о малоизвестном многим Музее военной техники СПТУ №6 в г. Колпино (Ленинградская обл.). Музей создан в 1989 г. и до середины 90-х гг. прошлого века имел в своей коллекции даже натурные образцы авиационной техники, таких как истребители МиГ-21, МиГ-19 и вертолёт Ми-6. Планировалось включить в коллекцию музея также реактивные самолёт Ту-124 и самолёт-разведчик Як-28. В коллекции музея были и образцы бронетанковой техники: танки ИС-3, Т-72, боевая машина пехоты БМП-1 и БТР-60.
После чего В.В. Лебедев доложил коллегам о результатах прошедшей в ноябре XXVI-й конференции РАН «Научный Санкт-Петербург и Великая Отечественная война (к 60-летию Победы)», в работе которой Секция принимала самое активное участие.