Деятельность Секции в 2005 г.

18 января 2005 г.

Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.

Присутствовало: 16 чел.

Доклады: 1. Иванов В.П. «Неизвестные модификации самолёта У-2 (По-2)».

  1. Федченко В.Г. «История развития сверхлёгких летательных аппаратов в Ленинграде-С.-Петербурге и Сев.-Западном регионе».

Данное заседание планировалось посвятить полностью проблеме СЛА в нашей стране и один из докладов затрагивал тему правовых вопросов функционирования сверхлёгкой авиации в нашей стране. Но т.к. данный докладчик не смог присутствовать на заседании его с успехом заменил один из наиболее авторитетных членов Секции, д-р наук Иванов Владимир Петрович – автор недавно вышедшей в издательстве «Русавиа» книги «Самолёты Н.Н. Поликарпова». Он подробно рассказал о неизвестных модификациях выдающегося отечественного самолёта У-2 (По-2) конструкции Н.Н. Поликарпова. Как всегда доклад изобиловал массой иллюстративного материала и новыми малоизвестными фактами. Поскольку полётный вес У-2 ненамного превышал веса современных СЛА, то данный доклад, вызвавший массу эмоций у ветеранов, явился прекрасной ретроспективой к следующему докладу.

Доцент кафедры № 16 «Технология» СПбГУАП Федченко Владимир Григорьевич, как один из пионеров сверхлёгкой авиации в Ленинграде-С.-Петербурге, увлекательно изложил собравшимся о становлении и проблемах СЛА в нашей стране и в Сев.-Западном регионе, в частности. Рассказал о классификации СЛА, их создателях и моделях. Члены Секции с большим вниманием выслушали доклад, т.к. многие непосредственно принимали участие в работах по проектированию и постройке СЛА, в событиях о которых поведал докладчик.

15 февраля 2005 г.

Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.

Присутствовало: 20 чел.

Доклады: 1. Тихомиров М.Е. «Развитие авиационных комплексов перехвата».

  1. Выборы Председателя Секции.

В начале Заседания члены Секции почтили минутой молчания, скончавшегося 23 января 2005 г. после продолжительной болезни Председателя Секции Белякова Аркадия Ивановича. После чего Председатель заседания рассказал членам Секции о проделанной работе, о предстоящих мероприятиях и дальнейших планах секционной работы. Старейшие и авторитетные члены Секции единодушно предложили избрать новым Председателем Секции истории авиации и космонавтики при С.-Петербургском отделении ИИЕТ РАН бывшего заместителем Председателя – Лебедева Виталия Владиславовича. Голосование прошло единогласно.

После чего приступили к слушанию 1-й части доклада доцента кафедры Аэрокосмических приборов и измерительно-вычислительных комплексов СПбГУАП Тихомирова Михаила Евгеньевича «Развитие авиационных комплексов перехвата». 2-я часть доклада «Авиационные комплексы на пути от 5-го до 6-го поколений» ввиду насыщенности 1-й части и ограниченности времени решено заслушать позднее.

Впервые в рамках обычного заседания Секции в докладе широко использовались мультимедийные технологии. Презентационная часть доклада выполнена в программе Power Point и с помощью ноутбука и диапроектора наглядно иллюстрировала текстовую часть доклада. Данным выступлением и его будущим продолжением (2-я часть) докладчик показал не только историческую ретроспективу развития отечественных авиационных комплексов перехвата, но и рассмотрел её современное и будущее состояние, расширив рамки работы Секции, как исторической. Показав, тем самым, глубокую взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Доклад вызвал большой интерес собравшихся и указал на новые направления деятельности Секции.

15 марта 2005 г.

Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.

Присутствовало: 20 чел.

Доклады: 1. Выборжанин В.Н. «Особенности испытаний поисково-прицельных систем морской авиации».

  1. Обсуждение книги Иванова В.П. «Самолёты Н.Н. Поликарпова».
  2. Разное.

Понимая, что определяющим фактором эффективности современного ЛА, тем более военного самолёта, является не столько его аэродинамические характеристики, а сколько возможности его оборудования (РЭА, вооружения и т.п.), решено продолжить тему «Авиационных комплексов», начатую на предыдущем заседании 15.02.2005г. В этот раз инженер-испытатель НПП “Мир” ХК “Ленинец” Выборжанин Валерий Николаевич на примере своей собственной службы в морской авиации и последней работы по отработке противолодочного варианта Ил-38 для ВВС Индии рассказал об особенностях испытаний поисково-прицельных систем морской авиации. Ввиду новизны темы и интересных фактов из практики доклад вызвал у собравшихся неподдельный интерес и массу вопросов, показавших жизненную заинтересованность их в обсуждаемой теме.

Со вторым докладом выступил авторитетнейший член Секции – Иванов Владимир Петрович, который перед обсуждением его последней книги «Самолёты Н.Н. Поликарпова», вышедшей в конце 2004г., рассказал членам Секции о причинах, приведших его к историографии Поликарпова и о предках Николая Николаевича, что само по себе является интересным исследованием. Далее докладчик рассказал о вкладе Н.Н. Поликарпова в отечественную авиацию и его нелёгкой судьбе. После этого повествования члены Секции, уже познакомившиеся с этим изданием, высказали свои впечатления и пожелания автору, отметив его титанический труд и уникальность книги, претендующей на явление в авиационной литературе последних лет.

В заключении заседания с небольшими сообщениями выступили новый начальник Музея морской авиации Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова – Егоров Владимир Дмитриевич, заменивший на этом посту бывшего руководителя музея и Секции – Белякова А.И. Он рассказал о сохраненнии Музея в работоспособном состоянии и предстоящих планах, пригласив всех желающих посетить музей и принять участие в военно-исторической конференции «Роль военно-морской авиации в победе в Великой отечественной войне», которая пройдёт 23.03.2005г. в ВМА в честь 60-летия Победы.

После этого с сообщением о своей работе с Беляковым А.И., один из авторов документального сериала «Моя крылатая Россия» выступила режиссер «Леннаучфильм» Уложенко Наталья Ивановна, поведав собравшимся о планах и проблемах продолжения этого сериала.

23 марта 2005 г.

Организаторы: Лебедев В.В., Егоров В.Д., Суслов В.С.

Присутствовало: 22 члена Секции и др.

По многочисленным пожеланиям членов Секции истории авиации и космонавтики С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН и по приглашению нового начальника Музея морской авиации Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова – В.Д. Егорова организовано посещение Музея Морской авиации России в ВМА им. Н.Г. Кузнецова, которым ранее руководил бывший председатель секции – Аркадий Иванович Беляков. После ознакомления с экспозицией Музея члены секции приняли участие в военно-исторической конференции «Роль военно-морской авиации в победе в Великой отечественной войне», посвященной 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

01 апреля 2005 г.

Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.

Присутствовало: 14 членов Секции и студенты СПбГУАП (всего более 60 чел.)

В С.-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения состоялась организованная Секцией истории авиации и космонавтики С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН встреча с Героем России, заслуженным штурманом-испытателем СССР Леонидом Степановичем Поповым. В начале встречи с приветственным словом к собравшимся выступил председатель Секции истории АиК С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН В.В. Лебедев.

В ходе своего сообщения “История испытаний МиГ-31” Л.С. Попов рассказал об особенностях испытаний истребителя-перехватчика МиГ-31 и личных воспоминаниях, полученных в ходе этих испытаний. После сообщения Леонид Степанович ответил на многочисленные вопросы собравшихся членов секции и студентов СПбГУАП.

На 5-м канале С.-Петербургского телевидения о данном мероприятии был показан сюжет и интервью с Л.С. Поповым, сделанное перед началом встречи.

14-15 апреля 2005 г.

В Балтийском государственном техническом университете “Военмех” им. Д.Ф. Устинова состоялась общероссийская научно-техническая конференция «Вторые Уткинские чтения». Среди многочисленных секций, работавших на чтениях, одно из центральных мест занимала Секция «Истории ракетостроения и космонавтики», в организации которой принимали активное и непосредственное участие члены Секции истории авиации и космонавтики С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН. И это не голословные слова, т.к. чтения организуются Институтом ракетно-космической техники, бывшего ранее 1-й кафедрой “А” факультета («Ракетостроение»), которую в 1992 г. закончил нынешний председатель СПб. секции истории АиК ИИЕТ РАН В.В. Лебедев и ставший основателем этой секции на «Первых Уткинских чтениях» (26-28 июня 2002 г.). О месте Секции «Истории ракетостроения и космонавтики» на 2-х уткинских чтениях говорит тот факт, что из 3-х томов материалов чтений целый 3-й том был посвящен исторической части, т.е. докладам сделанным на секции.

29 апреля 2005 г.

Научно-практическая конференция «На крыльях Победы», посвященная 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (С.-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения)

Председатель заседания – Лебедев В.В.; Сопредседатель – Хименко В.И. Учёный секретарь – Суслов В.С.

Присутствовало: 22 членов Секции и студенты СПбГУАП (всего более 50 чел.)

Доклады: 1. Иванов В.П. «Производство учебных самолётов У-2 в Ленинграде (1928-1941 гг.)»

  1. Лёзин А.Н. «Применение самолётов Ленд-лиза на Ленинградском фронте».
  2. Ерёмин Ю.Г. «Применение аэростатических аппаратов в Великой Отечественной войне».
  3. Куприянов В.Н. «Лавров С.С. – патриот и гражданин, один из создателей практической космонавтики».
  4. Тихомиров М.Е. «С.-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения в годы Великой Отечественной войны».

Перед началом конференции члены Секции истории авиации и космонавтики С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН посетили Военный факультет С.-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (СПбГУАП). Очень интересную экскурсию по кабинетам факультета провел декан факультета военного образования, начальник военной кафедры вуза, доцент, кандидат военных наук, полковник Игорь Александрович Павлов. В ходе этого посещения члены секции познакомились с организацией учебного процесса на кафедре, осмотрели учебные классы и аудитории, в которых проводились занятия со студентами-курсантами на аппаратуре, соответствующей получаемым военным специальностям. После чего участники конференции в методическом кабинете посмотрели видеоролик, созданный на факультете и рассказывающий о его работе. Далее участники конференции проследовали в зал в котором, конференция продолжила свою работу.

Со вступительным словом открытия конференции выступил Председатель оргкомитета конференции, председатель Секции истории АиК ИИЕТ РАН В.В. Лебедев. Он рассказал собравшимся о Секции, о её работе, практическим воплощением которой стала данная конференция, которая посвящена великой дате – 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

С первым докладом выступил авторитетный историк в С.-Петербурге и в стране Владимир Петрович Иванов, который всю свою жизнь посвятил жизни и творчеству выдающегося отечественного авиаконструктора Н.Н. Поликарпова. И на данной конференции В.П. Иванов, как всегда интересно, рассказал о трудовом вкладе ленинградцев в производстве легендарного “кукурузника” конструкции Поликарпова – У-2 (По-2).

Генерал-майор авиации Лёзин Андрей Николаевич, внесший большой вклад о памяти в Ленинграде-С.-Петербурге вклада советских лётчиков в годы войны, рассказал с присущим ему обянением, о применении иностранных самолётов, поставленных в Советский Союз по Ленд-лизу, на Ленинградском фронте, о трудностях эксплуатации в суровых условиях зимы и ленинградской блокады. В связи с чем, он поведал о тех вынужденных конструкторских изменениях иностранных самолётов, которые были сделаны в авиационных ремонтных мастерских Ленинградского фронта и предприятиях Ленинграда, для нормальной эксплуатации их в наших условиях.

Старейший член Секции истории авиации и космонавтики и Секции истории воздухоплавания при Российском Географическом обществе Юрий Григорьевич Ерёмин рассказал о применении аэростатических аппаратов в Великой Отечественной войне и героических буднях воздухоплавательных частей Красной Армии в это время.

Один из организаторов конференции, председатель Секции истории космонавтики Северо-Западного отделения Федерации космонавтики России Валерий Николаевич Куприянов рассказал о жизни, ратных подвигах в годы войны и последующих работах по становлению в нашей стране практической космонавтики – Святославе Сергеевиче Лаврове. Это ученый с мировым именем, математик, специалист в области информатики, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР, долгое время проработавший вместе с С.П. Королёвым в ОКБ-1. О нём и его вкладе в мировую науку этот доклад.

Доцент кафедры аэрокосмических приборов и измерительно-вычислительных комплексов СПбГУАП, один из авторитетнейших историков в С.-Петербурге, энтузиаст отечественной истории авиации и космонавтики, и один из активнейших организаторов конференции, Михаил Евгеньевич Тихомиров своим докладом о становлении ВУЗа, его работе в годы ВОВ провел мост между достижениями предыдущих поколений, успехами вуза в настоящем и будущими победами, сидящего в зале молодого поколения отечественных авиационных инженеров.

17 мая 2005 г.

Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.

Присутствовало: 20 чел.

Доклады: 1. Миронов А.Б., Книжников В.В. «Презентация Авиамодельного шоу»

  1. Галли Г.В. «Последние изыскания по “Фарману”».
  2. Лебедев В.В. «Предстоящие аэрокосмические мероприятия и подведение итогов работы Секции в 2004/2005 гг.».

Создатели Военно-исторического театрализованного техногенного Aviamodel Show рассказали о целях, составе и проблемах развиваемого ими направления радиоуправляемого авиамоделизма. На достаточно свободных пространствах (парках, площадях, аэродромах и т.п.) и под музыку (автор Книжников В.В.) разворачиваются воздушные бои, пилотаж и др. эволюции самолётов в воздухе (вплоть до бомбометания) с использованием моделей-полукопий в масштабе 1:12 самолётов I-й и II-й Мировых войн. Представление длится примерно 1 час (12 моделей по 5 минут) и имеет коммерческую стоимость 500-1000 USD. Модели самолётов приводятся в движение с помощью пропеллера, раскручиваемого электромотором. Модели выполнены из полиэстирола и общий вес их составляет 100-300 грамм, поэтому они практически травмобезопасны, даже при падении в скопление народа. При этом сами модели развивают скорость до 100 км/ч и дальность и высота их полёта зависит только от дальности приема-передачи радиосигнала и визуальной видимости самого аппарата.

Данные демонстрационные полёты могут проводится с целью военно-патриотического воспитания молодежи, повышения зрелищности авиационно-спортивных мероприятий, специализированных выставок-салонов и частных или корпоративных мероприятий. На основе созданных аппаратов и разработанных программ полётов авторы в будущем планируют создать летающий музей самолётов I-й и II-й Мировых войн. Занимаясь развитием данного направления моделизма в своих устремлениях авторы не останавливаются на достигнутом, предлагая своё видение развития беспилотных ЛА.

Георгий Владимирович Галли – историк из числа фанатов, преданный истории авиации и особенно одного ЛА – “Фарман-IV”, как одного из самого распространённого аэроплана в России и за рубежом. Г.В. Галли рассматривает историю самолётостроения на заре авиации с точки зрения развития конструкторской мысли и технологии производства ЛА. И, как оказывается, эта сторона исторического развития авиастроения наименее изучена и изобилует “белыми пятнами”, даже в таком, казалось бы изученном аппарате, как – “Фарман-IV”. Георгий Владимирович с напористостью дотошного исследователя изучил различные варианты конструкции “Фарманов”, провел соответствующие расчеты, которые на цифрах доказывают направление развития конструкторской мысли Анри Фармана и его последователей в нашей стране.

Как председатель Секции истории авиации и космонавтики С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН В.В. Лебедев в своем докладе на заключительном заседании Секции подвел итоги её работы в 2004/2005 гг., отметив большую работу, которая была проведена членами секции за прошедший период. При этом он призвал собравшихся к проявлению большей активности в проведении её ежемесячных заседаний, привлечении на них новых докладчиков и развитию новых тем в истории авиации и космонавтики, делая упор на отечественную историю. И как напутствие на дальнейшую работу В.В. Лебедев рассказал собравшимся о предстоящих конференциях и аэрокосмических мероприятиях в стране и мире, в которых члены секции могут принять непосредственное участие, либо на их материалах провести свои исследования. В частности, докладчик упомянул об авиасалоне в Ле Бурже во Франции (13-19 июня 2005 г.), 7-х Сикорских чтениях в Академии Гражданской авиации, а ныне С.-Петербургском государственном университете ГА (СПбГУГА, 22 июня 2005 г.), праздновании 50-летнего юбилея создания СПбГУГА (23 июня 2005 г.), Открытому чемпионату России по воздухоплаванию на тепловых шарах в г. Великие Луки (июнь 2005 г.), 2-м Военно-морском салоне в С.-Петербурге (29 июня — 3 июля 2005 г.), 11-м Чемпионате мира по высшему пилотажу на планерах на аэродроме в Дракино под г. Серпуховом Московской области (20-30 июля 2005 г.), выставке “Асы 2-й Мировой войны” в Монино, Моск. обл. (27-31 июля 2005 г.), 7-м Международном авиакосмическом салоне МАКС-2005, Фестивале пилотажных групп в г. Жуковском, Моск. обл. (16-21 августа 2005 г.), праздновании Дня Военно-воздушного флота (21 августа 2005 г.) и других мероприятиях.

22 июня 2005 г.

В С.-Петербургском государственном университете Гражданской авиации (СПбГУГА, ранее Академии ГА) состоялись очередные 7-е Международные научные чтения, посвященные памяти И.И. Сикорского и творческому наследию выдающихся российских авиаторов. Как всегда, Чтения проходили при активнейшем участии членов Секции истории авиации и космонавтики С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН. По сложившейся традиции перед началом заседания участники чтений посетили Объединенный музей СПбГУГА и ФГУАП “Пулково” и с большим интересом выслушали рассказ по экспозиции музея его директора – Нателлы Михайловны Сафроновой. К сожалению, в этот раз на чтения не смог прибыть сын И.И. Сикорского – Сергей Игоревич Сикорский. Но участникам заседания был показан замечательный видеофильм о Игоре и Сергее Сикорских. С докладами на чтениях выступили о «Технических изобретениях И.И. Сикорского…» Маргита Черкезова-Савова – член Болгарского астронавтического общества, дочь первого лётчика Болгарии, и профессор Вроцлавского Политехнического института (Польша), историк авиации, техники и промышленной архитектуры – Янушевский Станислав Юрьевич о «Пилотах варшавской “Авиаты”». Интересные сообщения и доклады сделали и представители нашей страны: о махалётах Е.О. Захаров (БГТУ “Военмех”, г. С.-Петербург), о «Власовской авиации 1942-45 гг.» П.П. Лаврук (СПбГУГА, г. С.-Петербург), о “Фармане-IV” Г.В. Галли (СПбГУГА, г. С.-Петербург), о самодельных ЛА и первых слётах “самодельщиков” А.С. Лазарев (г. С.-Петербург), о подготовке лётчиков-вертолётчиков и участии их в спортивных соревнованиях по вертолётному спорту В.П. Куницин (СВВАУЛ, г. Сызрань).

Перед началом работы чтений с приветственными речами выступили председатель оргкомитета, ректор СПбГУГА М.Ю. Смуров и председатель Секции истории АиК С.-Петербургского отделения ИИЕТ РАН В.В. Лебедев.

27 сентября 2005 г.

Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.

Присутствовало: 24 чел.

Доклад: 1. Лебедев В.В., Тихомиров М.Е. «Московский аэрокосмический салон-2005».

С приветствием к собравшимся после “летних каникул” и вступительным словом по аэрокосмическим событиям, прошедшим летом 2005 г. выступил председатель Секции В.В. Лебедев.

Далее М.Е. Тихомиров рассказал о прошедшем с 16 по 21 августа 2005 г. на территории ЛИИ им. М.М. Громова (г. Жуковский, Московская обл.) очередном Московском аэрокосмическом салоне. Рассказ, признанного специалиста в своей области Тихомирова, убедительно и красочно проиллюстрирован им с использованием соответствующих средств мультимедиа на настенном киноэкране электронной презентацией «МАКС-2005», созданной им в программе Power Point. М.Е. Тихомиров рассказал собравшимся о наиболее интересных образцах авиационной техники и оборудования, выставленных отечественной аэрокосмической промышленностью на салоне.

Далее В.В. Лебедев продолжил рассказ Тихомирова о салоне, сопроводив его также с использованием мультимедийных средств демонстрацией сделанных им фотографий отечественной и зарубежной авиационной и космической техники, а также высокопоставленных и авторитетных лиц с которыми ему удалось пообщаться во время работы на салоне. Большой интерес собравшихся привлекли фотографии, сделанные им во время полётов и пилотажа различных образцов авиационной техники. В своём выступлении Лебедев поведал также о космической части экспозиции салона.

В заключении, члены Секции просмотрели 15-минутный итальянский видеофильм о знаменитой пилотажной группе Frecce Tricolori (Италия), выступавших на салоне на реактивных учебно-тренировочных самолётах МВ-339.

18 октября 2005 г.

Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.

Присутствовало: 21 чел.

Доклад: 1. Галкин В.И. «Школа юных пилотов».

  1. Иванов В.П. «История полётов самолёта-разведчика Lockheed U-2 (США) над территорией СССР».

В начале заседания перед собравшимися с сообщением о Школе юных пилотов (С.-Петербург, ул. Севастьянова, д. 2, www.aviaklub@narod.ru) выступил лётчик-инструктор-методист С.-Петербургского городского авиаклуба “Юный авиатор”. Он рассказал об истории создания клуба, его задачах и делах, которыми жили и живут его воспитанники.

Со вторым, основным докладом заседания выступил авторитетный член Секции, историк авиации Владимир Петрович Иванов, который на этот раз отступил от своей поликарповской темы и рассказал своим коллегам об истории создания и полётах над СССР и другими странами американского самолёта-разведчика Lockheed U-2. Тема истории иностранной авиации не частая на заседаниях Секции, поэтому данное сообщение вызвало неподдельный интерес её членов, узнавших из данного доклада много для себя нового и интересного. Например, для многих было настоящим открытием, что шпионские полёты американских самолётов-разведчиков над территорией нашей страны не прекратились после известного полёта в мае 1961 года, сбитого над Свердловском Гарри Пауэрса, а имели место быть и после 2000(!) года. В.П. Иванов поведал также об усилиях наших конструкторов и военных по пресечению данных полётов и о трагической судьбе и непонятной гибели Г. Пауэрса в вертолётной катастрофе.

21 ноября 2005 г.

Ведущий заседание – Лебедев В.В.

Присутствовало: 10 чел.

Доклады: 1. Куприянов В.Н. «Рождён в Санкт-Петербурге (К 95-летию со дня рождения Кита Бориса Владимировича)».

  1. Лозыченко Ю.М. «Первый заказ Военного Ведомства УВП-у и выделении субсидий на постройку 5-ти аэропланов своей конструкции».
  2. Лебедев В.В. «Музей военной техники СПТУ №6 в г. Колпино Ленинградской области».
  3. Хаханов Ю.А. «Неизвестная сенсация исследований лунной поверхности Луноходом-1».
  4. Хаханов Ю.А., Лебедев В.В. «Космический Санкт-Петербург».

Заседание Секции проходило в рамках ежегодной, в данном случае XXVI, конференции Санкт-Петербургского отделения национального комитета по истории и философии науки и техники РАН (21-25 ноября 2005 г.), которая проходила в этом году под названием «Научный Санкт-Петербург и Великая Отечественная война (к 60-летию Победы)».

Работа конференции началась Пленарным заседанием 21 ноября 2005 г. в 10.00 Малом Конференц-зале С.-Петербургского научного центра РАН (Университетская наб., д.5). После обеденного перерыва в 15.00 и последующие дни начались заседания 10-ти секций Конференции. Традиционно постоянным и активным участником годичных конференций СПбРАН является Секция «История авиации и космонавтики». В этом году членами Секции сданы 9 докладов, тезисы которых были напечатаны в очередном сборнике тезисов конференции «Наука и техника: вопросы истории и теории»: 1) Ефимов В.А. Путь к “Востоку”. Начало космовидения; 2) Железняков А.Б. К истории создания высотомера для системы мягкой посадки КК типа “Союз”; 3) Иванов В.П. Истребитель И-5: история создания и развития; 4) Куприянов В.Н. Главный конструктор космической репортажной системы цветного наблюдения “Арктур”; 5) Куприянов В.Н. Рождён в Санкт-Петербурге (К 95-летию со дня рождения Кита Бориса Владимировича); 6) Лебедев В.В. Музей военной техники СПТУ №6 в г. Колпино Ленинградской области; 7) Лозыченко Ю.М. Первый заказ Военного Ведомства УВП-у и выделении субсидий на постройку 5-ти аэропланов своей конструкции; 8) Хаханов Ю.А. Неизвестная сенсация исследований лунной поверхности Луноходом-1; 9) Хаханов Ю.А., Лебедев В.В. Космический Санкт-Петербург.

Так как Конференция и заседание Секции проходило в будничные дни и в рабочее время, то не все члены Секции смогли непосредственно принять в ней полноценное участие. Тем не менее на заседании Секции удалось заслушать 5 вышеуказанных докладов.

В.Н. Куприянов рассказал о нашем соотечественнике Б.В. Ките, который в послевоенное время работал в Германии и США, и был одним из активных участников американской космической программы. Доклад вызвал неподдельный интерес собравшихся, впервые услышавших о нашем соотечественнике, внёсшим свой вклад в исследования космического пространства.

Ю.М. Лозыченко, продолжая свою изыскательскую деятельность по истории воздухоплавания, привёл текст доклада генерал-инспектора по инженерной части инженер-генерала А.П. Вернандера в Военный Совет об ассигновании средств на постройку в Учебном Воздухоплавательном Парке (УВП) 5-ти аэропланов собственной конструкции, приобретение авиационных моторов и самолёта Вуазен.

Руководитель секции В.В. Лебедев поведал коллегам историю создания и развала малоизвестного многим Музея военной техники СПТУ №6 в г. Колпино (Ленинградская обл.), имевшего в своей коллекции несколько образцов авиационной и бронетанковой техники.

Ведущий научный сотрудник ВНИИтрансмаш Ю.А. Хаханов напомнил собравшимся об исследовании лунной поверхности с помощью “Лунохода-1” и обратил их внимание на малоизвестный факт о проведённом научном эксперименте, позволившем учёным по другому взглянуть на физические свойства лунного грунта. В результате, стало ясно, что на лунной поверхности находятся не только камни, но и камневидные образования с менее слабыми механическими свойствами, чем у камней.

В заключении, В.В. Лебедев и Ю.А. Хаханов рассказали коллегам о пропагандируемых ими идеях развития аэрокосмического образования, туризма и продвигаемых проектах авиационно-космических научно-образовательных, музейно-развлекательных и технологических центров и парков.

20 декабря 2005 г.

Председатель заседания – Лебедев В.В.; Учёный секретарь – Суслов В.С.

Присутствовало: 11 чел.

Доклады: 1. Ганин С.М. «Применение аэростатов советскими вооружёнными силами на Ленинградском фронте во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)».

  1. Лебедев В.В. «Музей военной техники СПТУ №6 в г. Колпино Ленинградской области».

Один из плодотворных и активнейших членов Секции С.М. Ганин доложил о своих исследованиях по сбору и систематизации данных и фактов по созданию в СССР аэростатических средств, формированию и применении отечественных воздухоплавательных частей ПВО на Ленинградском фронте во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Благодаря систематизированному подходу автора перед собравшимися встала более цельная картина применения беспилотных аэростатов для целей ПВО и пилотируемых аэростатов для разведки и корректировки артиллерийского огня. Причём докладчик не ограничился рассказом только об отечественных аэростатических средствах ПВО, но и показал их в сравнении с немецкими и английскими аналогичными системами.

Поскольку на предыдущем ноябрьском заседании Секции не смогли присутствовать большинство членов секции, то для вновь собравшихся В.В. Лебедев снова рассказал о малоизвестном многим Музее военной техники СПТУ №6 в г. Колпино (Ленинградская обл.). Музей создан в 1989 г. и до середины 90-х гг. прошлого века имел в своей коллекции даже натурные образцы авиационной техники, таких как истребители МиГ-21, МиГ-19 и вертолёт Ми-6. Планировалось включить в коллекцию музея также реактивные самолёт Ту-124 и самолёт-разведчик Як-28. В коллекции музея были и образцы бронетанковой техники: танки ИС-3, Т-72, боевая машина пехоты БМП-1 и БТР-60.

После чего В.В. Лебедев доложил коллегам о результатах прошедшей в ноябре XXVI-й конференции РАН «Научный Санкт-Петербург и Великая Отечественная война (к 60-летию Победы)», в работе которой Секция принимала самое активное участие.

Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *