Февраль 1978 г.
Доклад: 1. Солонин С.В. «Достижения советской авиации и космической метеорологии».
- Кудинов А.А. «60 лет развития техники самолётостроения в СССР».
Заседание Секции истории и космонавтики состоялось в рамках очередной годичной конференции Ленинградского отделения Советского национального объединения истории и философии естествознания и техники.
С первым докладом выступил С.В. Солонин, который рассказал о достижениях советской авиации и космической метеорологии. В начале своего доклада он коротко остановился на зарождении и развитии авиационной метеорологии в СССР как науки, при этом он подчеркнул, что авиационная метеорология как наука зародилась на заре развития авиации и имеет полувековую историю, которая прошла, по его мнению, следующие этапы развития:
I этап (1910-1940 гг.) характеризуется использованием наблюдений у земли и методов косвенной аэрологии, а также шаропилотных данных о ветре;
II этап (1940-1960 гг.) характеризуется применением различных радиотехнических средств и методов радиометеорологии и барической топографии;
III этап (1960-1975 гг.) характеризуется применением и широким использованием ЭВМ для составления прогностических карт погоды и разработкой приемов практического использования информации метеорологических ИСЗ, при метеообеспечении полётов;
IV этап (с 1975 г.) характеризуется широким использованием метеорологических ИСЗ, пилотируемых космических кораблей и долговременных орбитальных станций для систематического сбора информации о состоянии атмосферы в планетарном масштабе. Для сбора, обработки и анализа информации применяются сложнейшие телеметрические системы и высокопроизводительные ЭВМ.
Со вторым докладом об отечественной авиационной промышленности выступил А.А. Кудинов. В начале он кратко остановился на развитии самолётостроения в дореволюционный период, рассказав об особенностях этого развития. В частности, он отметил, что в начальный период самолётостроение в России шло, в основном, по лицензиям иностранных конструкций. Но вскоре с появлением конструкций отечественных конструкторов Я.М. Гаккеля, И.И. Сикорского, Д.П. Григоровича и других оказалось, что самолёты русских авиаконструкторов являются весьма совершенными и во многом превосходят иностранные.
Характеризуя создание советской авиации, докладчик не забыл отметить роль В.И. Ленина и Коммунистической партии в её развитии. Уже в конце 20-х и начале 30-х гг. наша авиапромышленность строила одни из лучших в мире самолёты, на которых было установлено немало мировых рекордов.
Победа в Великой Отечественной войне стала и победой отечественного самолётостроения. В послевоенные же годы совершен огромный скачок в техническом развитии советской военной и гражданской авиации.
9 марта 1978 г.
Доклад: 1. Поляков Д.Н. «Первый полярный лётчик Я.И. Нагурский (к 90-летию со дня рождения)».
По случаю 90-й годовщины со дня рождения выдающегося полярного лётчика Я.И. Нагурского с докладом о нем выступил Д.Н. Поляков, который рассказал об истории организации экспедиции Г.Я. Седова к Северному полюсу, о её неудаче и организации поисковой экспедиции, организованной Главным Гидрографическим управлением. Впервые для этих целей был использован самолёт, это был поплавковый аэроплан “Фарман-IV” лётчика Я.И. Нагурского, окончившего Гатчинскую школу авиации и военно-морское инженерное училище. Проконсультировавшись с известным полярником Р. Амундсеном по вопросам экспедиции поиска, Нагурский в августе 1914 г. совершил 5 полётов в район Новой Земли с механиком Е. Кузнецовым и одним из матросов.
14 апреля 1978 г.
Доклад: 1. Соколов В.С. «У истоков советской ракетной техники».
Как всегда апрельское заседание секции было посвящено Дню космонавтики и по традиции прошло в Музее ГДЛ. Как всегда со знанием дела выступил один из участников становления советской ракетной техники В.С. Соколов. Его доклад был посвящен юбилейным датам пионеров и выдающихся деятелей советской ракетной техники: 80-летию со дня рождения Г.Э. Лангемака, Б.С. Петропавловского и И.Т. Клейменова. Докладчик подробно рассказал о их деятельности, охарактеризовав каждого в отдельности по характеру выполнявшихся ими работ и по времени. В заключении докладчик подчеркнул, что их работы явились большим вкладом в развитие ракетной техники в СССР.
12 мая 1978 г.
Доклад: 1. Шатоба И.Я. «60 лет со времени первого воздушного парада, проведенного в Москве на Ходынском поле 1 мая 1918 г.».
- Батолин «Некоторые этапы развития космической медицины».
Данное заседание Секции было проведено совместно с Секцией авиационной и космической медицины.
С первым докладом выступил один из авторитетных членов Секции истории авиации и космонавтики И.Я. Шатоба, который рассказал о первом воздушном параде в нашей стране, который 60 лет назад, 1 мая 1918 г., был проведен в Москве на Ходынском поле. Шатоба особо подчеркнул, что первый воздушный парад был подготовлен и проведен в весьма тяжелое время для Советской республики. Тогда страна находилась в огненном кольце интервентов и внутренней контрреволюции.
В этой тяжелой и сложной обстановке ВЦИК РСФСР в апреле месяце 1918 г. принял решение о проведении праздника 1 Мая и проведении общевойскового и воздушного парадов в Москве на Ходынском поле. На общевойсковом параде присутствовал В.И. Ленин с управделами Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевичем. Эти парады имели большое политическое значение, они показали единство советского народа и молодой Красной Армии, а также организованность советской авиации и её готовность к защите республики.
Со вторым докладом выступил Батолин. В своем сообщении он остановился на двух важнейших вопросах космической медицины – о невесомости и адаптации. Так он отметил, что по мере того, как совершается все больше космических полётов, накапливается опыт и достигаются успехи и в области космической медицины.
6 сентября 1978 г.
Доклад: 1. Александрова Л.М. «Творческий путь академика В.П. Глушко».
Первое после лета заседание Секции было проведено совместно с Музеем ГДЛ и прошло в одном из его залов. На заседании был заслушан доклад Л.М. Александровой, которая рассказала о жизни и деятельности выдающегося советского конструктора ракетной техники В.П. Глушко, чья творческая деятельность началась в нашем городе в стенах Газодинамической лаборатории. На собрании выступили с воспоминаниями также соратники Глушко по ГДЛ И.И. Кулагин и Ф.Л. Якайтис.
26 октября 1978 г.
Доклад: 1. Шатоба И.Я. «50 лет со времени постройки и применения самолёта У-2».
На очередном заседании Секции в академическом 1977/78 году был заслушан доклад И.Я. Шатоба, посвященный легендарному отечественному самолёту У-2 (По-2) конструкции Н.Н. Поликарпова, 50-летие с момента создания которого отмечается в это время. Докладчик отметил очень широкое и разнообразное применение самолёта У-2, во-первых, как учебного, много лет обеспечивавшего подготовку лётчиков в авиационных школах ВВС, ГВФ и аэроклубах Осоавиахима. Этот самолёт нашел широкое применение в народном хозяйстве, но особо широко и успешно У-2 применялся в годы Великой Отечественной войны как: связной самолёт, разведчик, ночной легкий бомбардировщик, санитарный самолёт.
29 ноября 1978 г.
Доклад: 1. Затонский К.Н. «80 лет со дня рождения советского авиаконструктора и историка авиации В.Б. Шаврова».
На заседании был заслушан один доклад, посвященный выдающемуся советскому авиаконструктору В.Б. Шаврову. Докладчик вначале коротко рассказал биографию конструктора, а затем подробно рассказал о его творческом пути. В.Б. Шавров прошел в авиации большой путь, занимаясь, главным образом, проектированием гидросамолётов, наиболее известным из которых является амфибия Ш-2. Она строилась серийно и более 40 лет применялась в народном хозяйстве. В 1941 г. В.Б. Шавров перешел с конструкторской работы на научно-исследовательскую. С 1946 г. он занялся историей самолётостроения. В результате проведенной им научно-исследовательской работы был подготовлен капитальный 2-х томный труд “История конструкций самолётов в СССР”.
26 декабря 1978 г.
Доклад: 1. Четвериков И.В. «60 лет со времени организации ЦАГИ и его роль в развитии советской авиации».
На заключительном заседании 1978 г. с докладом к 60-летию ЦАГИ выступил известный советский авиаконструктор, член секции И.В. Четвериков. В своем весьма содержательном выступлении докладчик подробно охарактеризовал деятельность этого научно-исследовательского учреждения за всю его многолетнюю историю, отметив, что ЦАГИ в равной степени способствовал росту ученых теоретиков-аэродинамиков и авиационных конструкторов, которыми по праву гордится наша страна.