Деятельность Секции в 1968 г.

31 января 1968 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклады: 1. Червлянский С.С. «Вертолёты – развитие и конструкции».

На заседании был заслушан доклад к.т.н. С.С. Червлянского «Вертолёты – развитие и конструкции», в котором докладчик дал подробный анализ истории развития вертолётов, конструктивных изменений и новшеств, применявшихся в их конструкциях. Автор доклада также отметил о больших перспективах развития вертолётной авиации в будущем. Он подчеркнул, что это развитие будет идти, как в военной области, так особенно широко будут применяться вертолёты и в народном хозяйстве.

21 февраля 1968 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Квадэ П.П. «50 лет Советских Военно-Воздушных Сил».

Заседание Секции было посвящено 50-летию Советских Военно-Воздушных Сил (ВВС). С большим, обстоятельным докладом на эту тему выступил профессор П.П. Квадэ. Он разделил свой доклад на 6 разделов, исторических этапов развития нашей военной авиации, которые он последовательно рассмотрел:

В первом разделе автор доклада показал собравшимся членам секции, на какой базе была создана военная авиация, что имелось в России к октябрю1917 г. Он привел многочисленные цифровые данные о людских резервах и материальной части.

Во втором разделе было показано как организовались первые авиационные отряды в Петрограде под руководством Бюро военных комиссаров по авиации, созданном 28 октября 1917 г. при Военно-революционном комитете. Здесь докладчик также указал на организацию Военно-революционного комитета по авиации и в Москве.

В третьем разделе докладчик весьма подробно показал героическую боевую деятельность Советского Военно-Воздушного Флота в годы гражданской войны, подчеркнув при этом выдающуюся роль В.И. Ленина в создании и руководстве молодыми ВВС Советской республики. Докладчик рассказал о героических подвигах многих лётчиков, техников, летнабов, прославивших уже тогда советскую авиацию.

В четвертом разделе доклада было показано развитие советских ВВС в годы мирного строительства (1922-1940 гг.). В этом разделе приводятся цифровые данные о развитии советской авиационной промышленности, о создании отечественных конструкций самолётов, а позже и моторов, о прославленных уже в то время авиационых конструкторах. Особенно подчеркнута руководящая роль Коммунистической партии в деле создания мощных ВВС страны. В этот период четко определилась роль каждого вида военной авиации – бомбардировочной, истребительной, штурмовой, разведывательной и вспомогательной.

Пятый раздел повествования посвящен советской авиации в годы Великой Отечественной войны. Наряду с количественным составом нашей авиации, автор доклада привел многочисленные примеры мужества и геройства советских военных авиаторов в годы войны на всех фронтах и на морских татрах военных действий. Докладчик привел также данные о работе нашей авиапромышленности в эти тяжелые для страны годы.

Последний, шестой этап развития отечественных ВВС был посвящен бурному росту нашей авиации в послевоенный период, который ознаменован переходом на реактивную технику и её освоением. В этом же разделе П.П. Квадэ кратко изложил успехи СССР в освоении космического пространства.

27 марта 1968 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Железняков Ю.Д. «Проблемы применения стекла в конструкциях скоростных и сверхзвуковых самолётов».

На данном заседании Секции был заслушан доклад к.т.н. Ю.Д. Железнякова, который рассказал о проблемах применения стекла в конструкциях скоростных и сверхзвуковых самолётов. Вначале своего сообщения докладчик кратко остановился на истории вопроса – о применении стекла в самолётостроении, где он сосредоточил внимание собравшихся на проблеме применения стекла на сверхзвуковых самолётах. Он доложил, что по мере возрастания скоростей самолётов эта проблема усложняется, т.к. требует новых по составу стекла, его технологических процессов обработки и производства. При этом в конце своего доклада Ю.Д. Железняков отметил, что в нашей стране эта проблема решается успешно.

22 мая 1968 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Черненко Г.Т. «О работе А.П. Фёдорова “Новый принцип воздухоплавания, исключающий атмосферу как опорную среду”».

  1. Шатоба И.Я. «Проект реактивного самолёта Н.А. Телешова».

На данном заседании Секции было заслушано два доклада. С первым выступил Г.Т. Черненко, который рассказал о работе А.П. Фёдорова “Новый принцип воздухоплавания, исключающий атмосферу как опорную среду”. Он сообщил новые, до того неизвестные сведения о жизни и деятельности А.П. Фёдорова. Затем докладчик показал, что несмотря на некоторые ошибки Фёдорова в изложении принципа работы реактивного двигателя (по его схеме), работа имеет определенное историческое значение в истории реактивной техники. В заключении Геннадий Трофимович познакомил членов секции с той оценкой, которую давал работе А.П. Фёдорова К.Э. Циолковский. Доклад с пометкой о том, что он озвучен на заседании секции 22.05.1968 г., был напечатан в Вып. 9 сборника “Из истории авиации и космонавтики” (М.: ИИЕТ, 1970, с.85-91).

Со вторым докладом выступил И.Я. Шатоба о проекте первого русского реактивного самолёта Н.А. Телешова, названного им “Усовершенствованная система воздухоплавания”. Очень интересный свой доклад Шатоба проиллюстрировал документами, схемами и фотографией изображения самого проекта самолёта Телешова, полученных из Франции, где эти документы до сего времени хранились.

Проект самолёта Телешова был запатентован в 1867 г. (патент 77550 от 17.08.1867 – от авт.), следовательно, значительно раньше А.Ф. Можайского, и имел, как и самолёт Можайского, все свойственные современным самолётам составные элементы: фюзеляж, крылья, рули и т.д., а также двигатель – главная отличительная черта проекта, т.к. он был реактивный. По своей форме и конструкции (тонкий профиль крыла, лонжеронно-нервюрная конструкция фюзеляжа и крыльев) самолёт Телешова был ближе к современным самолётам, чем самолёт Можайского.

9 октября 1968 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Затонский К.Н. «Отражение вопросов истории авиации в литературе».

Первое после “летних каникул” заседание Секции в 1968 г. было посвящено проблеме отражения истории авиации в литературе. С докладом об иследовании на эту тему выступил К.Н. Затонский. В частности, обсуждению была подвергнута книга генерального авиаконструктора А.С. Яковлева «Цель жизни». Следует отметить, что докладчик, проведя глубокий анализ книги, вскрыл ряд исторических и фактических ошибок, которые снизили положительное значение книги, с чем собрание полностью согласилось. При этом нужно учесть, что подавляющее большинство членов секции – это ветераны авиации, на глазах которых происходили многие, описанные в книге события. В обсуждении доклада и дискуссии на поднятую проблему приняли участие тт. Ушаков, Ильинский, В.С. Митин, И.Я. Шатоба, Соболевский. Подытожив сказанное, тов. Затонскому рекомендовали направить свой доклад в соответствующие авиационные организации и в Политиздат.

30 октября 1968 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Прянишников В.И. «Полёт “Зонда-5”».

В этом же месяце состоялось очередное заседание Секции, на котором был заслушан доклад почетного члена Астрономического общества В.И. Прянишникова о полёте КА “Зонд-5”. Докладчик сообщил некоторые новые данные о полёте “Зонда-5” и его отличия от полётов предыдущих КА типа “Зонд”.

27 ноября 1968 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Микинелов А.Л. «Особенности управления гиперзвуковыми транспортными летательными аппаратами»

Заседание Секции состоялось в рамках работы годичной конференции Ленинградского отделения Советского национального объединения историков естествознания и техники (СН ИЕиТ). На заседании Секции истории авиации и космонавтики был заслушан очень интересный доклад к.т.н. А.Л. Микинелова «Особенности управления гиперзвуковыми транспортными летательными аппаратами». Автор доклада сказал, что недалеко то время, когда проблема создания самолётов с гиперзвуковыми скоростями полёта станет реальностью. Вместе с тем докладчик подчеркнул, что создание таких самолётов выдвинуло ряд серьезных проблем, особенно в области управления.

18 декабря 1968 г.

Председатель заседания – ?; Учёный секретарь – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Павлова Г.Е. «XIX-й Международный конгресс по астронавтике»

На заключительном заседании Секции в 1968 г. было заслушано сообщение ученого секретаря ЛОИИЕТ к.и.н. Г.Е. Павловой об итогах работы XIX-го Международного конгресса по астронавтике. Конгресс проходил в Нью-Йорке с 14-го по 18-е октября 1968 г. Наряду с информацией о работе конгресса Павлова сообщила также, что в США ведется большая работа по истории ракетной техники, имеется большой музей, издается теоретическая литература.

Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *