Первого августа 2014 года отмечаются 100-летняя годовщина и День памяти русских воинов, погибших в Первой мировой войне.
Ровно 100 лет назад Германия объявила войну России. Уже вечером на русском фронте раздались первые выстрелы, которые стали причиной гибели русских воинов: штабс-ротмистра Рамбиди и вахмистра Пристыжнюка 6-й Таурогенской пограничной бригады. После них были миллионы россиян, сгинувших в огне Великой войны. И забывать об этом никогда нельзя! Многие из них пали на полях сражений, так и не найдя упокоения под могильной плитой. Но не меньшее количество солдат и офицеров русской армии ушли в последний поход из военных лазаретов, разбросанных по всей стране. Даже царские резиденции с Зимним дворцом были отданы воинам, не пощадившим живота своего ради Родины.
А что мы 100 лет спустя сделали, чтобы жизнь и ратный подвиг наших предков стали опорой нам сегодня перед новым геополитическим выбором?
В Петербурге особым местом памяти о войне по замыслу императора Николая II стало Царское Село — местонахождение резиденции российского императора и ставки Верховного главнокомандующего. Заложенная там еще в 1913 г. Государева Ратная палата должна была стать музеем Великой войны, а царскосельское «Кладбище Героев» стало именоваться Первым братским кладбищем погибших и павших от ран воинов, коим оно является и поныне.
Для увековечивания памяти воинов 11 ноября 2008 г. на кладбище была установлена памятная стела (крест). При поддержке Фонда исторической перспективы авторский коллектив этого памятника разработал концепцию создания царскосельского мемориала Первой мировой войны, которая была согласована с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. Для реализации идеи по инициативе доктора исторических наук Н.А. Нарочницкой был создан благотворительный фонд по увековечиванию памяти воинов русской армии, павших в Первую мировую войну 1914-1918 гг., «Воинский собор», который стал преемником Всероссийского общества памяти воинов русской армии, павших в Первую мировую войну.
Два года кропотливой работы фонда совместно с петербургскими экспертными организациями и специалистами и при непосредственной поддержке КГИОП в 2014 г. увенчались успехом: завершена государственная историко-культурная экспертиза царскосельского Братского кладбища с целью его включения в единый госреестр объектов культурного наследия народов РФ в качестве памятника регионального значения с новым наименованием «Царскосельское Братское кладбище российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 гг.».
В ходе проведения экспертизы были выявлены уникальные факты. Погребение изначально задумывалось как памятник героям русской армии идущей войны. К 1917 г. на нем были захоронены более 1 тыс. солдат и офицеров, убитых и умерших в госпиталях Царского Села. Здесь выполнено благоустройство, построена временная церковь.
Весной 1916 г. Императорским обществом архитекторов-художников был проведен конкурс на проект церкви-памятника на братском кладбище, победителем которого стал архитектор-художник С.Н. Антонов. Вскоре братское кладбище посетила особая комиссия членов городской управы и архитекторов, чтобы выбрать подходящее место для строительства каменного храма-памятника.
Экспертами «Воинского собора» установлено, что его возведение имело наряду с мемориальным важное градостроительное значение. С первой трети XIX в. территория южной части Царского Села с историческим названием София начала целевым образом использоваться для размещения гвардейских полков Царскосельского гарнизона. В 1887 г. военному ведомству был передан участок у северной границы Казанского кладбища, на котором хоронили воинов лейб-гвардейских полков, квартировавших в Софии. Данное кладбище можно считать первым некрополем русской гвардии. Эта территория обладает всеми признаками объекта культурного наследия и должна быть поставлена под государственную охрану, пока она еще не полностью занята современными захоронениями.
В самом начале войны царскосельское Казанское военное кладбище оказалось полностью занято воинскими захоронениями. В сентябре 1914 г. начальник Царскосельского гарнизона генерал-лейтенант Н.В. Осипов выбрал обширный участок для захоронения военнослужащих лейб-гвардии полков, расквартированных в Петербурге и Царском Селе, и участок для погребения воинов, павших в текущей войне, — царскосельское Братское кладбище. Это позволяет сделать вывод о формировании грандиозного по масштабу государственного Царскосельского военного некрополя, включавшего три исторических военных кладбища.
Данный проект стал одним из важнейших имперских инициированных градостроительных начинаний первой четверти XX в., к сожалению, не реализованных до конца в силу исторических обстоятельств. Царскосельский военный некрополь можно считать гвардейским воинским некрополем России, так как на его участках с 1887-го по 1917 г. хоронили умерших или павших в бою воинов, в основном лейб-гвардии полков Царскосельского и Санкт-Петербургского гарнизонов.
К 1917 г. вся территория между Саперной ул. и Казанским кладбищем была передана военному ведомству под разные виды пользования: для военного некрополя (три кладбища) и капитального строительства, которое стилистически и композиционно включалось в единую градостроительную систему южного, Софийского, предместья Царского Села
Спустя век необходимо возрождение исторического Царскосельского военного некрополя как неотъемлемой составляющей уникального историко-градостроительного явления — исторического предместья императорской резиденции царскосельской Софии. Вот об этой памяти и современных задачах и шла речь 1 августа 2014 г. в Доме офицеров на Литейном пр. на круглом столе по теме «Значение даты «1 августа» как Дня памяти российских воинов, погибших в Первую мировую войну 1914-1918 гг.». В этом мероприятии, организованном фондом «Воинский собор» и Фондом исторической перспективы (Москва) при поддержке командования войсками Западного военного округа, участвовали представители КГИОП, ведущие российские историки, представители военных музеев и архивов, высших учебных заведений и общественных организаций Москвы и Санкт-Петербурга.
© Виталий Лебедев, зам. руководителя СПб отделения фонда «Воинский собор», 2014.
Статья была опубликована в газете «Петербургский дневник» № 389 (874) от 01.08.2014 г.