То, что происходило в последние майские дни 1911 года в Вильне, в районе Антоколя, явилось повторением событий минувшего 1910 года. Тысячи людей, кто пешком, кто на извозчиках, кто на загруженных до последней возможности конках и ломовых платформах, кто на пароходах, а кто побогаче – и на автомобилях, направлялись на ипподром Виленского скакового общества, расположенного в Поспешках.
Народ шёл на ипподром, но не на скачки. Со всего города по Антокольской улице тянулись бесконечные вереницы жаждущих воочию убедиться в победе человека над воздухом. Народ шёл посмотреть на показательные полёты знаменитого русского авиатора Сергея Исаевича Уточкина.
Афиши, расклеенные по всему городу, рекламные объявления в газетах сообщали: «В воскресенье 29-го и в понедельник 30 мая на ипподроме Скакового общества (Антоколь-Поспешки) состоятся 2 полёта известного авиатора С. Уточкина. Мировой рекорд – 87-й и 88-й не отменённый полёт. Число билетов ограничено».
Сергей Исаевич сдержал своё обещание, данное представителям Виленского воздухоплавательного кружка в конце июня 1910 года во время авиационных соревнований в Варшаве.
Надлежащий порядок
В связи с днями авиации виленский губернатор опубликовал следующее распоряжение: «Ввиду предстоящих 29 и 30 мая полётов авиатора Уточкина на ипподроме Скакового Общества (Поспешки) объявляется, что в интересах соблюдения порядка и в предупреждение несчастных случаев зрители должны занимать только отведённые для публики места, вне которых никто не будет допущен. Прибывающие к месту полёта извозчики, экипажи частных лиц и автомобили отъезжают в направлении, указанном полицией.
При этом считаю долгом напомнить, что скорость движения автомобилей по улицам не должна превышать 15 вёрст в час, согласно существующим на этот счёт обязательным постановлениям, несоблюдение чего повлечёт взыскания в административном порядке. На переездах и поворотах скорость автомобилей должна значительно уменьшаться.
Все требования полиции должны быть исполняемы беспрекословно, неисполнение их повлечёт за собой взыскания как за нарушение мероприятий, направленных к общему спокойствию и безопасности».
Погода в воскресный день была скверная, моросил мелкий дождик, который временами переходил в крупный, но это не смущало любителей авиации. На ипподроме уже с трёх часов царило необычайное оживление. Кругом – на откосах, полянах, у опушки леса – расположены стройные ряды войск. «Поодаль ищет себе пристанище бесплатная публика. Платные места уже с четырёх часов усеяны людьми». Порядок поддерживается образцовый. Ещё бы, присутствует сам господин виленский губернатор Д.Н. Любимов.
Первый день полётов
Ровно в 6 часов вечера 29 мая аэроплан «Фарман» господина Уточкина вывезли на беговую дорожку и поставили чуть поодаль от трибун. Он занимает почти всю скаковую дорожку. На передней поверхности и у хвоста самолёта располагалось три рекламы «Шоколад Виктория».
Кстати сказать, трибуны почти наполовину были пусты – публика, по примеру прошлого года и, невзирая на указания полиции, предпочла устраиваться бесплатно, густо усеивая окрестные пригорки. О билетах: место в ложе – 1,5 руб., на трибунах – 1 руб., стоячие места – 50 коп., учащиеся в форме – 25 коп.
…Сергей Исаевич с непокрытой головой уверенно садится на биплан. Несколько секунд раскручивается пропеллер. В 6 часов 10 минут Уточкин плавно и легко поднимает в воздух свой «Фарман».
Воодушевление зрителей в момент подъёма необыкновенное. Тысячи глаз устремлены на авиатора, который уверенной, смелой и вместе с тем осторожной рукой управляет своим аппаратом.
Полный круг над ипподромом, скользящий спуск – и Уточкин на земле. И хотя полёт продолжался всего одну минуту – публика в восторге. Шквал аплодисментов над ипподромом.
Затем – долгий перерыв. Дождь продолжается. Публика мокнет. Дамы, щеголяющие в летних туалетах, посинели и дрожат от холода в ожидании следующего взлёта. Очередной полёт продлился чуть более трёх минут. Опять чуть ли не получасовой перерыв. Во время следующей посадки на трибунах слышно несколько робких хлопков, но народ их не поддерживает. Публика ждала большего.
Первый виленский авиапассажир
С.Уточкин приглашает в полёт в качестве пассажира молодую виленскую артистку госпожу Нинет Флер. Это приглашение ей обходится в 100 рублей – деньги по тем временам немалые. Удовольствие ощутить свободный полёт продолжалось всего лишь 17 секунд. В публике быстро посчитали: 17 секунд за 100 рублей – одна секунда 6 рублей! Удовольствие по тем временам не из дешёвых!
Вот как описывает этот момент газета «Наша копейка»: «Молодая артистка скидывает с себя пальто и шляпу и смело взбирается на верхнее сиденье. Крепко держась за плечи авиатора, она с лёгким волнением ждёт момента взлёта. Раскачивается пропеллер, аппарат делает несколько саженей по земле и… взлетает в воздух. Семнадцать секунд – и снова на земле. Сотни любопытных спешат к первой в Вильне воздушной пассажирке. У неё бледное лицо, растрёпанные волосы и недовольный вид.
— Не было почти ощущения, – обидно заявила она».
Два мнения
Ровно в семь часов Уточкин выполняет один за другим два удачных полёта. Их продолжительность – по четыре минуты. На высоте 200 метров он делает четыре полных круга над ипподромом. Вылетает далеко за его пределы. Подъём и спуск совершаются на намеченном авиатором месте.
Интересно отметить, как по-разному комментируют эти полёты две виленские газеты «Наша копейка» и «Северо-Западный край».
«Наша копейка»: «Управляемость аппаратом в вертикальном и горизонтальном направлениях продемонстрирована лучшим образом. Планирующий спуск совершается легко, свободно и плавно. Частый дождь, ветер и хмурая, ненастная погода никого не беспокоят. Публика в восторге».
«Северо-Западный край»: «Публика разочарована и начинает расходиться, не дожидаясь окончания полётов. Авиатор выполнил ещё три попытки продолжительностью по 3 минуты, в том числе и с пассажиром. Часть программы – планирующий спуск с большой высоты и метание писем с аэроплана – осталась невыполненной».
Кто следующий?
Вторым виленским воздушным пассажиром стал член местного воздухоплавательного кружка господин Александрович.
«Продержавшись в воздухе семнадцать секунд, он порывистым движением даёт знак авиатору спуститься на землю, у него спёрло дыхание, – пишет «Наша копейка». Аппарат плавно спускается на середину ипподрома.
К трибуне направляется Уточкин, в руках у него сорванная с аппарата проволока. Он заявляет, что сорвало её испортившимся винтом и что требуется ремонт. Жажда неиспытанных ощущений делает многих всё настойчивее и настойчивее.
— Ну я прошу вас, полетим, – просит весьма миловидная барышня.
— Да не могу же я, – спокойно отвечает Уточкин.
— Но почему?
— Ветрено и винт не в порядке.
— Ничего.
— Да мы убьёмся, – пробует напугать её Уточкин.
— Я не боюсь, – смело заявила она.
— Вам то, может быть, и ничего, а я за жизнь цепляюсь в перчатках, – острит Уточкин и показывает свои авиаторские рукавицы.
— Завтра полетим, – обещает он. — Будет сухая погода, и мы полетим при солнечном сиянии. Завтра непременно полетим».
Виленский репортёр в заключение пишет: «Будем действительно надеяться, что погода будет благоприятствовать полётам Уточкина и ему удастся продемонстрировать перед виленской публикой те виражи и воздушные эволюции, которые создали ему популярность первоклассного авиатора».
Второй день
На другой день, 30 мая, при более благоприятной погоде состоялись очередные полёты С. Уточкина. Лётчик поднимался 6 раз, причём однажды на довольно значительную высоту. В воздухе он держался от 3 до 8 минут. Из обещанных фигурных полётов лётчик демонстрировал точность спуска у поставленного заранее барьера и опыт метания бомбы в виде полотняного свёртка. В качестве пассажира опять летала госпожа Нинет Флер.
На второй день полётов публики на ипподроме и вокруг него было значительно меньше, чем в воскресный день.
Газета «Северо-Западный голос» в своём первом июньском номере так охарактеризовала полёты господина Уточкина: «Виленцы разочарованы. После широковещательных реклам услужливых (…) друзей господина Уточкина ждали чего-то сногсшибательного, сверхвоздушного, а тут какие-то минутные приземистые взлёты!..
Едва ли, однако, Уточкин достоин негодования за то, что он плавает по воздуху невысоко и недолго. Так летать, как г-н Уточкин, может только умный человек, которому жизнь ещё не надоела, человек, прекрасно понимающий, как мы далеки ещё от победы над воздухом. И зачем, в самом деле, расшибать себе лоб, когда требуется лишь демонстрирование летательной способности этого громоздкого, тяжёлого и неуклюжего аппарата с такой нервной, капризной «душой» (мотором)! Мы бы сказали, что г-н Уточкин единственный умный русский авиатор, и поэтому его полёты всегда безопасны и удачны, но никаких «восторгов» он своими полётами вызвать не может. Да и не нужно. Ибо надо видеть только движение аэроплана, а не смерть авиатора».
Уточкин на гастроли в Вильну прибыл из Минска, где он неделей раньше, 24 и 25 мая, успешно демонстрировал своё лётное мастерство.
Газета «Белорусская жизнь» пишет, что с первого же раза он красиво поднялся в воздух и достиг высоты в 150 метров. Публика ему аплодировала, а молодёжь после завершения программы интересовалась, как можно попасть в авиацию.
Газета также отметила: «Пока дела лётчиков весьма хороши. Уточкин в Минске за два дня выручил 3000 рублей». Вырученная им сумма в Вильне, вероятно, была не меньше.
Из Вильны Уточкин отправился в Ковно, где 4 и 5 июня своими полётами он успешно развлекал ковенскую публику.
…Так зарождалась авиация в Вильне, в Северо-Западном крае.
© Н.В. Жуков, 2015
Статья была опубликована в еженедельной газете «Обзор» (Литва), № 33 (970), 13-19.08.2015.