Сто лет назад весной 1917 года от ангаров Чудского гидроавиаотряда Ораниенбаума начались первые полёты курсантов школы морской авиации (бывшей офицерской). В числе первых обучавших в Ораниенбауме на звание морского лётчика был механик Борис Чухновский, будущий известнейший покоритель Заполярья.
Морская авиация это особый род сил военно-морского флота. Её история четверть века (в период 1916-1945 гг.) была непосредственно связана с городом Ораниенбаум, который в 1948 г. был переименован в Ломоносов. Более того, в наименованиях некоторых авиационных формирований Балтийского флота прямо указана принадлежность — «Ораниенбаумский». Во многом своим спасением в годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум обязан именно боевым действиям морских авиаторов, героически защищавших Ораниенбаумский плацдарм.
В России принято отмечать день рождения морской авиации 17 июля, в честь первого успешного воздушного боя морских лётчиков из авиационного отряда с крейсера «Орлица», которые летом 1916 года сбили немецкий истребитель. Но гораздо ранее, ещё 22 сентября 1910 года, офицер российского флота Г.В.Пиотровский со студентом А.Массаиновым на аппарате «Блерио XII» впервые в истории России совершили героический перелёт над морем, преодолев более 30 км от Комендантского аэродрома в Петербурге до Кронштадта.
А история гидроавиации непосредственно в Ораниенбауме началась 100 лет назад — тоже в 1916 году, во время Первой мировой войны, когда в Ораниенбауме решено было разместить морской авиационный отряд. Этот отряд должен был войти в общую систему противовоздушной обороны Петрограда и Кронштадта.
Первый этап базирования морской авиации в Ораниенбауме начался в июне 1916 года, когда из деревни Раскопель с Чудского озера в Ораниенбаум прибыл чудской отряд и приступил к строительству гидроавиастанции. Место для неё было выбрано удачно — в уютной, защищённой от ветра бухте. Рядом проходили железная дорога и шоссе на Петроград. Широкий выход из бухты в море обеспечивал беспрепятственный взлёт и посадку гидросамолётам. Отсюда — 25 км до Васильевского острова в Петербурге, 30 км до дальнего форта Серая лошадь, всего 8 км до Петергофа и столько же до Кронштадта. В Кронштадте стояли боевые корабли Балтийского флота, а здесь, в Ораниенбауме, стали базироваться крылатые разведчики флота на гидросамолётах.
На берегу забетонировали фундаменты и установили два деревянных ангара, перед ними на сваях, вбитых в дно залива, сделали маневренную площадку, от которой в воду вели покрытые деревянным настилом наклонные спуски. Здесь же на берегу были построены мастерские для ремонта самолётов и склады для хранения топлива, запчастей и другого имущества. Тогда же были оборудованы наблюдательный пункт, гараж, фотолаборатория, помещение метеослужбы и лазарет. Офицерские квартиры и казармы для нижних чинов располагались в деревянных постройках старой дачи Кюзель. Этот гидроаэродром, построенный в 1916 году и модернизированный в 1936-1939 годах, эксплуатировался до 1941 года.
В феврале 1917 года чудской отряд захватили революционные события, в которых, как в капле воды, отразилась вся драматическая история февральской революции, столетие которой мы отмечаем в этом году.
В августе 1917 года чудской отряд был передан в состав Петроградской школы морской авиации, перебазированной с Гутуевского острова в Ораниенбаум, и фактически «растворился» в ней. В апреле 1918 года реорганизованная школа морской авиации была направлена в эвакуацию в Нижний Новгород. К концу того же года в Петрограде создали вторую школу, которой амбициозно присвоили имя председателя реввоенсовета РСФСР Л.Д.Троцкого. Школа имени Троцкого тоже кратковременно отметилась в Ораниенбауме в 1919 году.
Во время гражданской войны обе эти школы, готовившие морских лётчиков, набирали учлётов, в основном, из авиамехаников и мотористов. Они отлично справлялись с техникой на земле, хотя были малограмотными или вовсе неграмотными. Но искусство управления самолётом в воздухе требовало иных знаний, многие из бывших мотористов овладевали полётами с трудом. Лётчиков, успешно пилотирующих гидросамолёты, было два, от силы, три десятка на всю страну. Они знали друг друга в лицо, вместе воевали на фронтах гражданской войны и все, так или иначе, бывали в Ораниенбауме.
Перебазирование школ морской авиации в Нижний Новгород, затем в Самару — завершило первый этап истории морской авиации в Ораниенбауме. Но и сейчас в городе Ейске существует прямой потомок школы морской авиации — это центр боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации. Так что и жители города Ломоносов (Ораниенбаум) могут гордиться, что их школа морской авиации уже пережила век.
Второй этап истории морской авиации в Ораниенбауме — базирование боевых авиационных частей флота во время гражданской войны. В апреле 1918 года начала формироваться воздушная бригада особого назначения (ВБОН) в составе 3 дивизионов. Первый гидродивизион базировался в Ораниенбауме, второй гидродивизион был направлен в Самару, третий истребительный дивизион находился в Красном Селе на базе школы высшего пилотажа. Дивизионы формировались из остатков боевых частей 1-й и 2-й бригад расформированной воздушной дивизии Балтийского флота времён первой мировой войны. Именно Ораниенбаум в период 1918-1920 годов стал тем генератором, силами которого один за другим формировались почти все авиационные отряды Страны советов, вооружённые гидросамолётами. Отряды были маленькие (3-5 лётчиков и столько же самолётов), в военном искусстве неумелые, и учились сражаться уже в боях. Ораниенбаумский гидродивизион за годы гражданской войны неоднократно менял свои названия и успел прославиться подавлением мятежа на фортах Красная Горка и Серая Лошадь, отражением атак армии Юденича, контрреволюционным заговором, во главе которого стояла монархическая организация «Великая Единая Россия» (всё это в 1919 году) и поддержкой участников кронштадтского мятежа (в 1921 году). Последнее обстоятельство явилось причиной расформирования 1-го Ораниенбаумского гидроавиадивизиона.
Третий этап начался с сентября 1921 года, когда на авиабазе в Ораниенбауме был сформирован 1-й морской разведывательный авиационный (гидро) отряд воздушного флота Балтийского моря, который обосновался здесь уже всерьёз и надолго.
В 1926 году он был преобразован в 51 -й отдельный морской разведывательный авиационный отряд и прославился дальними перелётами и участием в исследованиях Заполярья.
В 1935 году 51-й ОМРАО был развёрнут в 20-ю отдельную морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью.
В 1938 году 20-я ОМДРАЭ получила новый номер и стала 11-й, а через год была вновь переименована в 18-ю ОМРАЭ.
Эти преобразования были связаны с общим изменением структуры вооружённых сил, переходом авиационных частей на новые штаты и получением новых самолётов.
В мае 1922 г. командовать 1-м авиаотрядом (1-м ОМРАО) был назначен Борис Григорьевич Чухновский, который в 1924 г. стал первым из советских лётчиков покорителем Заполярья! В 1928 г. Чухновский в составе спасательной экспедиции на ледоколе «Красин» успешно участвовал в поисках экспедиции У. Нобиле с потерпевшего катастрофу дирижабля «Италия». После возвращения «Красина» Чухновского встречали во всех городах, как национального героя.
Но звание «Герой Советского Союза» было учреждено позже. Впервые оно было присвоено «семёрке» лётчиков, спасавших в 1934 году экспедицию с раздавленного льдами парохода «Челюскин», в том числе Василию Сергеевичу Молокову, который в 1918 г. тоже служил в Ораниенбаумском гидродивизионе мотористом!
В разное время непосредственно в Ораниенбауме служили и другие Герои Советского Союза, это: Алексей Антонович Губрий, Анатолий Ильич Крохалёв, Александр Алексеевич Кузнецов, Николай Алексеевич Мусатов, Михаил Николаевич Плоткин, Алексей Иванович Рензаев и Филипп Александрович Усачёв! О некоторых из них никто в Ораниенбауме не знает до сегодняшнего времени.
В 1930-х гг. активно происходило перевооружение морских разведчиков на отечественные гидросамолёты МБР-2. В Ораниенбауме на базе существующих были сформированы несколько новых разведывательных авиационных эскадрилий и отрядов, направленных на другие гидроаэродромы.
С апреля 1939 г. Ораниенбауме формировалась 9-я разведывательная авиационная бригада, которая вскоре была преобразована в 10-ю смешанную авиабригаду и накануне Советско-финляндской войны отправлена в Прибалтику.
А в эти края частью сил прибыл 15-й бомбардировочный (позднее — разведывательный) полк (15-й ОМРАП), которому в оперативном отношении подчинили ряд отдельных разведывательных отрядов и эскадрилий ВВС Балтийского флота.
Во время Советско-финляндской войны ораниенбаумская 18-я ОМРАЭ на самолётах МБР-2 вошла в состав переформированного 15-го ОМРАП.
В конце 1940 г. из Петергофа на территорию учебного центра ВМФ, расположенного рядом с Ораниенбаумом на Сойкинской дороге, была переведена 2-я объединённая школа младших авиационных специалистов (2-я ОШМАС). Этот учебный центр для подготовки самых разных младших специалистов флота формировался в Ораниенбауме с конца 1930-х гг., военно-морская «учебка» находится на том же месте и теперь. А до Великой Отечественной войны здесь готовили авиамехаников для авиации Балтийского флота.
В ночь на 22 июня 1941 г. авиационные части ВВС КБФ получили приказ наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова о принятии боеготовности № 1. По плану мобилизационного развёртывания 18-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья из Ораниенбаума перебазировалась на гидроаэродром оз. Хаболово, откуда и выполняла боевые задачи в первые месяцы войны. Этот передовой на пути захватчиков аэродром подвергался интенсивным артиллерийским обстрелам и воздушным налётам вражеской авиации. В один из августовских дней почти все уцелевшие в боях самолёты 18-й ОМРАЭ были уничтожены противником в результате прямых попаданий по аэродрому. Было принято решение гидроавиабазу взорвать, чтобы не досталась наступавшему врагу, а несколько исправных МБР-2 перебросить на аэродром Гора-Валдай на Ораниенбаумском плацдарме. Личный состав 18-й разведывательной эскадрильи без самолётов был направлен на Чёрное море, где была сформирована новая 18-я ОМРАЭ Черноморского флота. Так окончилась балтийская история одной из старейших частей отечественной Морской Авиации, связанной с Ораниенбаумом.
Но порт и гидроавиабаза в Ораниенбауме являлись стратегическими объектами, и с первых дней войны находились в зоне внимания авиации противника. Именно из Ораниенбаума до последней возможности по морским коммуникациям шло снабжение боеприпасами и имуществом Особой авиационной группы ВВС КБФ на о. Эзель. Эта авиагруппа под командованием Е. Н. Преображенского первой из советских ВВС наносила бомбардировочные удары по Берлину в августе-сентябре 1941 г. А гидроаэродром в Ораниенбауме с июня по август использовался как оперативный при переброске гидроавиационных частей с территорий, захваченных врагом.
В первых числах сентября 1941 г. немецко-фашистские захватчики вышли к берегу Финского залива от Урицка (теперь это Лигово) до Нового Петергофа. Их передовые позиции оказались в 6-7 км от гидроавиабазы, морского порта и железнодорожного вокзала Ораниенбаум, которые и до этого подвергались бомбардировкам. В таких условиях базирование самолётов на аэродроме стало невозможным. Уцелевшие летающие лодки были стянуты на Горавалдайское озеро, откуда и действовали (с перерывами) до конца 1943 г. Но непосредственно на аэродром в Ораниенбауме после сентября 1941 г. гидроавиация не возвращалась больше никогда.
Во время Великой Отечественной войны (1941-1944 гг.) части разведывательной, бомбардировочной и штурмовой авиации Балтийского флота постоянно базировались на трёх аэродромах героического Ораниенбаумского плацдарма: в Борках и на морском и сухопутном Гора-Валдай.
Через порт Ораниенбаум с конца 1943 г. шла скрытая переброска войск и техники на Ораниенбаумский плацдарм в рамках подготовки к наступательной операции «Нева-2», проводившейся 14-30 января 1944 г.. В этой операции по полному снятию блокады Ленинграда принимала самое активное участие Морская Авиация КБФ.
Ораниенбаум-Ломоносов — город непокоренного Ораниенбаумского плацдарма в 1981 году был награждён орденом Отечественной войны 1 степени за мужество и героизм, проявленные в годы блокады защитниками плацдарма. В 2011 году город получил почётное звание Российской Федерации — «город воинской славы». В городе Ораниенбауме и его ближайших окрестностях сохранилось много мест, связанных с Морской Авиацией. Своеобразным и самым дорогим памятником морским лётчикам является гидроавиабаза, хотя на её территории нет ни памятного знака, ни мемориальной доски.
Жители города Ораниенбаума гордятся тем, что в городе три улицы названы именами Героев Советского Союза, лётчиков ВВС Краснознаменного Балтийского флота: улица Заварина, улица Костылева и улица Немкова.
В Ораниенбауме родился и проживал лётчик 3-го Гвардейского истребительного авиаполка Герой Советского Союза Георгий Дмитриевич Костылев, согласно его завещанию похороненный на мемориальном кладбище в Мартышкино.
Там же в 1974 г. увековечен лётчик 15-го отдельного разведывательного авиаполка Герой Советского Союза Иван Андреевич Немков, погибший в 1943 г. на о. Лавенсаари.
Штурман 51-го минно-торпедного авиаполка Григорий Антонович Заварин, погибший в 1944 г. при выполнении боевого задания в Прибалтике, похоронен на мемориальной аллее Гордовцев в Кронколонии г. Ломоносова.
На кладбище в Иликах в 2001 г. похоронен Герой Советского Союза Михаил Петрович Орлов, после войны служивший в частях Морской Авиации, проживавший до глубокой старости в г. Ломоносове.
В декабре 2016 года по заказу Администрации МО г. Ломоносов издана книга «В небе Ораниенбаума. К 100-летию Морской авиации в Ораниенбауме», написанная группой авторов в составе: публицист и краевед г. Ораниенбаума В. В. Журавлёв, научный сотрудник Военно-морской академии Г. Э. Вабищевич и журналист Д. В. Митюрин.
Авторами были глубоко изучены архивные и музейные источники, научно-исследовательские и военно-исторические труды, мемуары и фотографии из личных архивов авиаторов, материальные памятники истории Морской Авиации, сохранившиеся на территории Ломоносова и Ломоносовского района. В книге более 600 фотографий, из которых около половины опубликовано впервые. Выявлены для увековечения в истории города 8 имён Героев Советского Союза, которые служили непосредственно в Ораниенбауме.
В книге впервые перечислены все авиачасти, базировавшиеся в 1916-1945 гг. на аэродромах Морской Авиации в Ораниенбаумском районе и на Ораниенбаумском плацдарме (сейчас это Ломоносовский район Ленобласти и Петродворцовый район СПб). Рассказаны истории аэродромов: Ораниенбаум, Скачки (Красное Село), Новый Петергоф, Низино, Гора-Валдай (гидро- и сухопутный), Беззаботное, Копорье-Куммолово, Борки, Лебяжье и Бычье Поле (Кронштадт). Авторами книги поднята тема сохранения гидроавиабазы в Ораниенбауме и, в первую очередь, деревянных ангаров Чудского гидроавиаотряда, которые за 100 лет сохранились в рабочем состоянии и до сих пор служат ВМФ. Ангары огромной площади не имеют внутренних опор и являются отличным образцом военно-инженерного искусства. Уникальные ангары, подобные которым, возможно, нигде больше не сохранились, требуют государственной охраны, как памятники истории и культуры. Поэтому авторы поставили себе сверхзадачу: собрать максимально полные сведения и указать архивные источники для обоснования историко-культурной экспертизы КГИОП.
Кроме того, для увековечивания памяти о морских авиаторах в топонимике Ораниенбаума мы предлагаем вернуть ныне безымянной гавани, где находится гидроавиабаза, название «Гидрогавань», именно так она называлась в документах Военно-морского флота до 1950-х годов.
В порту общественностью Ораниенбаумского морского фестиваля и членами яхт-клуба «Ораниенбаумского общества любителей парусного спорта» предполагается возвести мемориальный храм-часовню во имя Святителя Николая-Чудотворца, посвящённый памяти моряков-балтийцев, павших при защите Отечества. Рядом с часовней, по мнению авторского коллектива книги, просто должен быть воздвигнут памятник-мемориал «Морские крылья Ораниенбаума»!
А большому скверу рядом с гидроавиабазой, где сейчас размещена стела города воинской славы Ораниенбаума-Ломоносова, мы предлагаем вернуть историческое название, которое он носил в 1930-1950-х гт. — парк Морских Авиаторов.
Статья Журавлёва В.В., Вабищевич Г.Э. «Столетие морской авиации в Ораниенбауме» опубликована в газете «Балтийский луч», 2017, № 12 от 12.05.2017. С.6-7 и № 21 от 26.05.2017. С.4-5;