Подобно стае белых птиц…

2015 год – стал особенным для литовской авиации. Она отметила три юбилея: 105 лет со дня создания виленского воздухоплавательного кружка ; 105 лет со дня первого полета самолета в виленском небе и 100 лет вильнюсскому аэродрому.

«Я глубоко убежден, что недалеко то время, когда сотни аэропланов, подобных стае гигантских белых птиц, будут парить в заоблачной выси над древнею столицей Гедимина», – эти слова принадлежат одному из первых виленских авиаторов Казимиру Шарскому. Прошел век, и его пророческие слова претворились в реальность – сегодня ежедневно десятки самолетов различных авиакомпаний прилетают в столицу Литовской Республики.

Трибуны Антокольского ипподрома

Трибуны Антокольского ипподрома, на котором 29 и 30 мая 1910 г. состоялись первые полёты Уточкина в Вильне. Фото из интернета.

Но в начале прошлого века в Литве делались лишь первые шаги на пути «завоевания воздуха». Так, в мае 1910 года газета «Виленский вестник» пишет: «…Приятно осознавать, что в Вильне есть жизнерадостные оптимисты, думающие, что шум мотора, гудение пропеллера и вид «крылатого человека» способны разбудить наших сладко дремлющих обломовых». Ее публикации вселяли уверенность в том, что аэропланы станут со временем неотъемлемой частью жизни литовцев.

Однако были и далеко не лестные публикации. Вот что писал, например, репортер виленской газеты «Наша копейка» [1]: «В настоящей стадии развития авиации я считаю публичные демонстрации наших «побед над воздухом» преждевременными. Человеческий гений сделал только первый шаг по пути «завоевания воздуха» «тяжелыми» аппаратами, и результатом этого шага явились эти громоздкие, неуклюжие, капризные «райты» и проч., не способные подняться без разбега, ни остановиться ни на секунду, ни бороться с ветром, ни спускаться вертикально и ни ручаться за исправную работу мотора». По словам автора статьи, еще слишком много осталось творческой работы, и вряд ли так скоро мы будем вправе считать себя «царями воздуха».

И все-таки авиация овладевала умами ее поклонников. 25 февраля 1910 года в здании Виленского военного манежа с большим успехом прошла лекция «Воздухоплавание и воздухолетание», которую подготовил штабс-капитан Г.В.Франк. Публику с трудом вместил большой зал манежа. Особый интерес у нее вызвала модель аэроплана братьев Райт в одну десятую натуральной величины.

Месяц спустя наш город посетил профессор Киевского политехнического института, ученик Н.Е.Жуковского, специалист по механике и аэродинамике Николай Борисович Делоне. В Городском зале состоялась лекция на тему «Воздухоплавание и его успехи в 1908– 1910 годах».

Вот что писал по этому поводу «Виленский вестник»: «Имя профессора Н.Б.Делоне известно в России очень хорошо среди ученого мира и мира воздухоплавателей как великолепного теоретика, хорошего строителя и самоотверженного практика. Им были впервые построены планеры по его собственной системе, причем расчеты были ведены на основании расчетов пространственных ферм, чем он достиг легкости планера и уменьшения его стоимости до 20–25 рублей. Несмотря на свой преклонный возраст, им первым были предприняты полеты на планерах, которые увенчались большим успехом; теперь же им строится аэроплан, который будет закончен к концу апреля, и тогда начнутся пробные полеты».

В первый день 1911 года в виленском Городском театре состоялась лекция пилота-авиатора Императорского Всероссийского аэроклуба Павла Адриановича Кузнецова «История развития авиации и ее успехи за последнее время». Искусство авиации он изучал в Париже в школе Г.Фармана. Эта лекция собрала многочисленную публику. На сцене был выставлен подлинный аэроплан Блерио, на котором авиатор прилетел в Вильну. По своей наглядности и популярности изложения Павел Кузнецов доставил огромное удовольствие всем любителям авиации. Его выступление вызвало широкий научный интерес, а для истинных любителей авиатики и интересующихся воздушным спортом послужило в некоторой степени начальной авиашколой.

К 1911 году в России было создано около десятка воздухоплавательных кружков. Одним из первых среди них был Виленский. Газета «Вильтис» писала, что 27 апреля в Вильне, в помещении Юнкерской школы (ныне это учебный корпус Государственного университета) состоялось учредительное собрание Виленского воздухоплавательного кружка. Было зарегистрировано 34 участника этой организации.

Председателем собрания был избран генерал Ренненкампф, секретарем – инженер Собко, который ознакомил собрание с краткой историей возникновения кружка. Идея основать кружок зародилась у капитана Шлейснера, и первое известие об этом появилось на страницах «Виленского вестника».

В шестом номере за 1911 год российского журнала «Вестник воздухоплавания» была помещена заметка «О деятельности Виленского воздухоплавательного кружка в 1910-1911 годах». В ней говорилось, что 27 марта 1911 года состоялось общее собрание виленского кружка, председателем которого был избран почетный член кружка, виленский губернатор Д.Н.Любимов.

Итак, кружок создан, устав утвержден, и взятые обязательства необходимо выполнять. Основное из них – это организация демонстрационных полетов в Вильне. Первым, с кем «виленские энтузиасты воздухоплавания» вступили в переговоры, был русский пилот Николай Евграфович Попов. Сын московского купца-суконщика, в недавнем прошлом – зарубежный корреспондент газеты «Новое время», он стал вторым русским летуном, который 19 апреля 1910 года получил диплом французского аэроклуба. Его пилотское свидетельство «бреве де пило» зарегистрировано под № 50. Но несговорчивый Попов заломил «несуразную цену — 12 000 рублей» и оказался не по карману виленским организаторам. В кассе кружка в то время наличности было всего на сумму 473 рубля 71 копейка.

Зато любимец публики, известный русский летчик Сергей Исаевич Уточкин, предложение принял с благодарностью. В виленских газетах появилась реклама предстоящих гастролей известного пилота, но из-за большой занятости его полеты пришлось отменить. И только на следующий 1911 год жители Вильны смогли воочию убедиться в мастерстве авиатора.

Объявление о полётах С.И. Уточкина в Вильне

Объявление о полётах С.И. Уточкина в Вильне в местной газете «Северо-западный голос». Фото из интернета.

К тому времени после окончания парижских авиационных школ в Россию возвратились два воздухоплавателя – граф М.Ф.Сципио дель Кампо и А.М.Габер– Влынский. Им тоже было предложено продемонстрировать свое летное мастерство в небе над Вильной.

Условия организаторов их устроили. Летчики должны были заплатить в кассу местного воздухоплавательного клуба 5% от прибыли.

М.Ф.Сципио дель Кампо родился под украинским городом Бердичев, а итальянский графский титул купил отец авиатора — киевский богач. Адам Мечиславович Габер-Влынский родился во Львове в польской семье. Обучался во Франции у Блерио, затем у Фармана. В 1910 году возвращается в Россию с самолетом «Фарман-IV». Полеты в Вильне были его первыми показательными выступлениями.

Полет аэроплана над трибунами…Первые авиационные полеты напоминали скорее цирковое представление. Смотреть на это чудо ХХ века собиралось немало людей. В Вильне местом для полетов было беговое поле в Поспешках, что в конце Антакальниса (сегодня это территория напротив бывшей Литовской киностудии, рядом со студенческим городком). Именно здесь в сентябрьские дни 1910 года граф М.Сципио дель Кампо на моноплане «Брелио» и Адам Габер-Влынский на биплане «Фарман-IV» выполнили свои первые показательные полеты в вильнюсском небе.

известный авиатор Габер-Влынский

Авиатор Адам Габер-Влынский

Вот как описывала эти полеты местная газета «Lietuvos Žinios»: «В субботу 4 сентября около 5 часов пополудни должен был показаться со своим бипланом Габер-Влынский. Но сильный дождь и ветер ему помешали. Только около семи часов, по требованию публики, он поднялся в воздух два раза. Первый раз поднялся от земли на высоту 15-18 саженей и продержался в воздухе две с половиной минуты. Пролетел почти две версты. Поднявшись второй раз, он очень красиво облетел весь ипподром и мастерски приземлился перед трибуной с публикой».

В воскресенье оба авиатора имели большие успехи, чем в субботу. Радость нескольких тысяч зрителей была неописуема, когда моноплан и биплан летели над горами и лесом. Моноплан за 13 минут пролетел около 25 верст. Красивый полет человека-птицы, шум мотора вызвали большой энтузиазм публики.

Моноплан Сципио дель Кампо в первый раз пролетел полторы минуты и приземлился на горе, по-видимому, было трудно бороться с ветром. Поднявшись второй раз, он пролетел 23 мин. 40 сек., преодолев почти 60 верст».

«Наконец-то и Вильна дождалась воздухоплавателей. Вильна увидела то, чего еще не видела», – восторгалась газета «Viltis».

Таким образом, день 4 сентября 1910 года – начало эры моторной авиации в нынешней литовской столице. Для истинных любителей авиации – это важный исторический факт.

Фото Николая Жукова историка из ЛитвыНиколай ЖУКОВ, 2016.

Статья была опубликована в журнале «Гражданская авиация», № 1, 2016. С.38-40.

ПРИМЕЧАНИЯ:
  1. Полное название газеты: «Виленский курьер — наша копейка». Издавалась в Вильне в 1909-1915 гг. — прим. Ред. []
Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *