На крыльях У-2

«…Я поднялся в воздух на лучшем учебном самолёте Поликарпова в первый испытательный полёт (без парашюта), – писал спустя многие годы лётчик номер один, как называли Михаила Громова в авиационных кругах. – Проделал всё, что только можно было сделать на этом самолёте».

Напомним, что это произошло 24 июня 1927 года, а «лучший учебный самолёт» – впоследствии легендарный У-2 – прожил в небе долгую и славную жизнь, в общей сложности около 35 лет. Тысячам лётчикам дал он путёвку в небо.

Любителям истории авиации известно, какую он огромную роль выполнил, кроме учебной машины, в народном хозяйстве страны, а в годы лихолетья – в небе войны.. враги страшились невидимого в ночи “небесного тихохода”. За сбитый “русфанер”, как они называли краснозвёздный У-2, немецкие лётчики получали в два раза больше, чем за сбитый самолёт другого типа.

Советские лётчики, пилотирующие эту легендарную крылатую машину, творили порой неслыханные чудеса. «Это мой спаситель, – да и не только мой. Однажды с боевого задания он доставил меня на аэродром, как говорили тогда, на одном крыле и честном слове». Это признание участника Великой Отечественной войны В.В. Подгородинского я записал в одном из наших бесед о роли У-2 (впоследствии переименованного в Поликарпов – второй) в его лётной жизни.

Небезыинтересно свидетельство коллег Героя Советского Союза А.Н. Яковлева. Этой высокой награды Александр Никифорович был удостоен «За исключительные самоотверженность, инициативу и находчивость, проявленные им при эвакуации с поля боя на двухместном У-2 одним рейсом пятерых тяжелораненых воинов». Такая запись о подвиге Яковлева внесена в «Историю Гражданской авиации СССР», изданной в 1983 году.

Этот уникальный случай в лётной практике произошёл во время «Зимней войны», так вошла в историю советско-финская война.

Итак, слово коллегам героя-авиатора.

«Обстановка была суровой: мороз “зашкаливал” за 30 градусов, в сгущающихся сумерках наступающей ночи, пилот двоих поместил в одноместную кабину, а остальных привязал верёвками к плоскостям. Самолёт с трудом тронулся с места. Сильный порывистый ветер и небольшой бугорок-трамплин помогли пилоту оторваться от снега. Полёт проходил над самой землёй. Впереди показались телеграфные столбы с проводами. Пролететь поверх проводов самолёта не смог бы, пришлось нырнуть под ними, скользнув лыжами по снегу…»

А.Н. Яковлев (слева). Звание Героя Советского Союза получил в Советско-финскую войну.

У-2 спас жизнь Ольге Михайловне и её двум раненым пассажирам при встрече с “мессершмиттом”. Произошло это в сентябре сорок первого. Как известно, кроме личного оружия пилота – пистолета, самолёт не имел бортового оружия. На счастье по курсу появились крутые извивающиеся берега Мсты, куда и направила крылатую машину отважная лётчица. Едва не касаясь крыльями обрывистых берегов реки, пилотировала она У-2, как в ущелье.

“Мессершмитт” непрерывно пикировал на лёгкую, как ему казалось, добычу, посылая в “Русфанер”очередь за очередью. Одна очередей всё же прошлась по хвостовому оперению, но машина слушалась рулей и смертельный поединок продолжался. В конце концов у вражеского лётчика видимо кончался боезапас и подходил к концу топливный. Выйдя из очередного пикирования, “мессер”набрал высоту, скрылся в сторону фронта.

…О тех днях и ночах огненного неба хранит Ольга Михайловна красочный плакат с призывом: «Летайте так, как летает командир корабля Ольга Лисикова!».

Вскоре после этого поединка Лисикова пересела в кресло командира корабля Ли-2. Ну, а как летала она, свидетельством тому четыре боевых ордена, среди которых Орден Отечественной войны I степени, орден Боевого Красного Знамени…

Лётчица О.М. Лисикова, 15.09.1945 г.

А вот какой курьёзный случай произошёл в 151-ом боевом вылете у кавалера шести боевых орденов П.И. Борисова. Павел Иванович запомнил этот вылет на все жизнь и не только запомнил, но и подробно записал его. При очередной нашей встрече Борисов подарил запись этого злополучного полёта, как он поведал бумаге: «позже и раньше в боевой работе встречались случаи гораздо тяжелее, но не врезались так резко в память».

Случилось это на Волховском фронте 8 апреля 1943 года. Старший лейтенант Борисов взлетел в сгущающихся сумерках ночи на своём У-2 с двумя пассажирами, командиром и комиссаром будущей Первой партизанской бригады. Полёт приходил в тыл противника, в места будущей дислокации партизанской бригады. Посадку нужно было совершить на лёд озера Чёрное, расположенное в 12-15 км от посёлка Вырица. «В моей лётной книжке, – вспоминал ветеран, – значилось к этому времени 74 посадки в тылу противника. И в этот раз точно вышел на цель и совершил спуск на подтаявший снег озера. Пассажиры, попрощавшись, быстро покинули кабину и скрылись в лесной чаще. Надо было спешить и мне, вокруг были немецкие гарнизоны. Осмотрев самолёт, вырулил в конец озера и начал взлёт. Но, что такое? Машина не отрывается от снега… Прекращаю взлёт, возможно мокрый снег виной тому. Возвращаюсь на исходный рубеж и вновь начинаю разбег. На этот раз самолёт выкатывается на берег, его плоскости зашли за деревья. Выключаю мотор и по пояс в воде пытаюсь стащить самолёт обратно на лёд. Одна попытка следует за другой… и наконец, невероятными усилиям лыжи самолёта коснулись подтаявшего льда и проскользили три-черыре метра по нему. А рассвет уже начинается.

Осматриваю вновь самолёт, мотор и чуть не кричу от радости. Обнаружил причину: подогрев мотора, соединённый с атмосферным воздухом заслонкой – закрыт, а сектор полностью открыт. Открываю заслонку и закантриваю её. Запускаю мотор, разбег и я в воздухе!».

Лётчик П.И. Борисов.

Ночь быстро уступает рассвету. Перелететь линию фронта в темноте и речи нет. «Прижимаюсь к макушкам леса, только он спасает меня, – заканчивает воспоминания ветеран этого злополучного полёта. – Полянки обхожу. Где-то раздаются взрывы, бьют короткими очередями орликоны [1]. Но линия фронта позади, впереди извивающаяся лента реки Волхов, а за ней в 10-12 минутах полёта и родной аэродром. Я спасён, задание выполнено».

Старый мост через Волгу (г.Тверь). Пролетает «Фарман-22» на лыжах.

И ещё. Все вышеупомянутые герои войны, бывшие гражданские пилоты аэропорта «Шоссейная», переименованного в 70-е годы в аэропорт «Пулково». После победного сорок пятого они возвратились на его мирные авиатрассы. Ну, а авторы этого повествования в разные годы прикасались к “живому” легендарному самолёту Поликарпова. Но, это другая тема воспоминаний.

С.-Пб. 17.03.2005 г.

Доклад «На крыльях У-2» прозвучал на VII Международных научных чтениях, посвящённых памяти И.И. Сикорского и творческому наследию выдающихся российских авиаторов // Сб. «Седьмые Международные научные чтения, посвящённые памяти И.И. Сикорского и творческому на­следию вы­дающихся российских авиаторов» (С.-Петербург, 22 июня 2005 г.). – СПб.: СПбГУГА, 2005. С.3-6;

Король ВладимирКороль В.В.

историк и литератор, ФГУАП «Пулково», Санкт-Петербург.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ:
  1. Flak 29 Oerlikon – 20-мм зенитный пулемёт []
Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *