К 110-летию со дня подачи Г.Е. Котельниковым заявки на изобретение авиационного парашюта (9 ноября (27 октября) 1911 г.)

Н.Н. Семенкевич

Осенью 1910 г. в Петербурге проводился Первый Всероссийский праздник воздухоплавания. На глазах у многочисленной толпы зрителей разбился, выпав из самолёта, капитан Л.М. Мациевич /I, стр.450/. Находившийся среди публики Глеб Евгеньевич Котельников был до глубины души потрясён событием: неужели нельзя обеспечить авиатора таким приспособлением, которое позволило бы ему спастись при аварии машины?

Существовавшие в то время парашюты, подвешиваемые к летательным аппаратам, представляли собой громоздкие сооружения, которые были неудобны даже при применении в воздухоплавании, а в авиации их применить вообще было невозможно. Котельников решил разработать автономный складной парашют, который можно было бы разместить в ранце, одетом на лётчика, и со свойственной ему профессиональной эмоциональностью, используя давние технические знания и навыки (в 1823 г. Котельников окончил военное училище и по 1896 г. служил офицером в Ивангородской крепостной артиллерии), энергично принялся за конструирование такого парашюта. В изданных через тридцать с лишним лет своих воспоминаниях изобретатель писал: «Для купола я выбрал лёгкую, тонкую и очень прочную шёлковую ткань. Выкроил парашют я в виде плоского круга и решил сшить его из клиньев, которых, сообразно ширине материала, пришлось сделать двадцать четыре… Плетёные шёлковые стропы, идущие от полюсного отверстия, я думал пропустить по швам купола и разделить их на две части, чтобы прикрепить их к плечевым лямкам подвесной системы. А подвесную систему я задумал устроить из нескольких пеньковых прочных полос: пояса, нагрудного обхвата, двух плечевых лямок… Такое устройство подвески человек; к куполу парашюта уже могло распределить усилие рывка равномерно по всему телу и сделать рывок менее чувствительным… Купол парашюта нужно сделать пристегивающимся к плечевым лямкам подвесной системы прочными карабинами (крючками) пожарного типа» /3, стр. 60-61/.

В августе 1911 г. Котельников практически проверил свои расчёты на изготовленной им точной модели задуманной системы, составил патентное описание парашюта с приложением чертежей и 27 октября 1911 г. представил в Комитет по изобретениям заявку на разработанную им конструкцию /6/.

парашют КотельниковаПоскольку, однако, рассмотревшее тогда же проект парашюта Котельникова Военно-инженерное управление, не опровергнув расчётов изобретателя, вынесло решение о, якобы, ненадобности его в практике авиации патент Г.Е. Котельникову выдан не был. Это обстоятельство заставило изобретателя обратиться за границу. 20 марта 1912 г. Национальное Управление промышленных изобретений Франции выдало Г.Е. Котельникову на его конструкцию патент № 438612, а 23 мая того же 1912 г. содержание патента было опубликовано в официальном французском сборнике патентных заявок.

Лишь с началом Первой мировой войны Котельникову был дан, наконец, на родине заказ на изготовление для русской военной авиации парашютов его конструкции, получивших в дальнейшем широкое применение, особенно в воздухоплавательных частях.

Но прежде чем парашют стал достаточно надёжным средством в авиации, русским учёным и конструкторам пришлось выполнить ещё значительную работу. Сделано это было уже в советское время, частности металлический ранец парашюта Котельникова был заменён ранцем с мягким чехлом, что сделало этот парашют более универсальным и безопасным средством спуска на землю с большой высоты.

В советское время труды Г.Е. Котельникова получили полное признание, изобретатель разработал ряд отличных систем индивидуальных и грузовых парашютов. В наши дни парашютостроение в СССР выросло в крупный самостоятельный вид промышленности, общеизвестно наличие в составе Советской Армии совершенной парашютно-десантной службы, а парашютный спорт пользуется в стране огромной популярностью. Наряду с авиацией парашют находит широкое применение и в ракетно-космической технике.

Примечание:

Статья адаптирована к юбилейной дате в 2021 г. Первоисточник был опубликован под названием: 9 ноября (27 октября) – 60 лет со дня подачи Г.Е. Котельниковым заявки на изобретение авиационного парашюта (1911 г.) // Сб. «Из истории авиации и космонавтики». Вып.12. – М.: АН СССР, СНО ИЕиТ, 1971 г. Стр.65-67.

Литература:

  1. История воздухоплавания и авиации в СССР. – М., 1944.
  2. Котельников Г.Е. История одного изобретения — русский парашют. Изд. 2-е. – М., 1939.
  3. Котельников Г.Е. Парашют. – М., 1943.
  4. Залуцкий Г.В. Изобретатель авиационного парашюта Г.Е. Котельников. Изд. 2-е, дополненное. – М., 1953.
  5. Белоусов А.А. Парашют и парашютизм. – M., 1957.
  6. «Вестник финансов, промышленности и торговли», № 52, 1911, 25 декабря.

Для более яркой картины восприятия этого юбилея предлагаем вам также познакомиться со статьёй Д. Юнг’а «Советский парашют», опубликованной в «Авиационной газете», № 2 от 9 апреля 1940 г.

Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *