Высший пилотаж – это одна из дисциплин самолетного спорта. Всякий раз, наблюдая за выступлением мастеров высшего пилотажа, наслаждаешься работой человека, который управляет самолетом, и не перестаешь удивляться возможностям авиационной техники. Это зрелище никого не оставляет равнодушным.
Сегодня насчитывается более пяти с половиной тысяч фигур высшего пилотажа. Каждая из них имеет свой коэффициент сложности. Например, «мертвая петля» – коэффициент 10, «штопор – 13, «бочка» – 8… Есть такие фигуры, коэффициент которых достигает 110 баллов. «Мертвая петля» – всего лишь 10 баллов. А ведь с нее все и начиналось.
Столетие назад на показательные выступления авиаторов, демонстрировавших «мертвые петли», собирались многотысячные толпы зрителей. Это стоило немалых денег… А сегодня – всего лишь 10 баллов и она есть в арсенале каждого начинающего пилота.
Мы начнем рассказ об истории этой тактической фигуры воздушного боя с событий, развернувшихся в Вильнюсе почти век назад.
Все городские газеты в мае 1914 года на первых страницах разместили рекламу:
«Вильна.Скаковой круг Поспешка. Завтра 14 и в четверг 15 мая состоятся полеты.
А. А. Васильев и А. А. Кузминский. Мертвые петли».
«Эпидемия мертвых петель прогрессирует» – писала виленская газета «Наша копейка» – « Сначала были слухи, что в Киеве сделал петли военный летчик Нестеров, затем кувыркался «король воздуха» Габер-Влынский. Подергал нервы петербуржцев Пуарэ и недавно в Петербурге увидели самого творца, знаменитого француза Пегу. Теперь представляется виленцам увидеть мертвую петлю».
Авиатор А. А. Васильев прибыл в Вильну из Москвы, где 3 мая на московском аэродроме он выполнял невиданный еще в России авиационный трюк – «мертвую петлю» с пассажиром. Интересно, что этим пассажиром была женщина – С. Попова. Это первая русская женщина, осмелившаяся выполнить такой трюк.
Журнал «Искры» писал: «Лишь на днях в Иоганнисьале летали Пегу и Галина Вершаген, вместе сделавшие «мертвую петлю», и это вызвало в Германии огромную сенсацию».
Газета «Вильтис» 17 мая 1914 года рассказывала о полетах воздухоплавателей:
«В среду на ипподроме в Поспешках полеты весьма удались. Воздухоплаватели показывали т. н. «мертвые петли» и другие интересные вещи. Публики было достаточно много. Еще больше публики собралось в четверг: праздничный, красивый, солнечный день. Уже с четырех часов виленцы двигались в конец Антоколя: кто на повозках, кто пешком. Аристократы прибывали в своих каретах и автомобилях.
Полеты были назначены на шесть часов. Но в это время начался дождь. Выкатив первый самолет, показали его зрителям, но усилившийся дождь заставил вернуть самолет обратно. Через некоторое время дождь успокоился, и самолет вновь выставили перед публикой. Летчик сел в самолет. Но аппарат, пробежав несколько метров, не оторвавшись от земли, перевернулся. Подбежавшие солдаты подняли самолет. К счастью, ничуть не пострадавшего пилота посадили в авто и отправили в город. Второй пилот не показался. Тем временем облака еще хмурились. Организаторы показа обьявили, что полетов сегодня не будет. Среди публики поднялся огромный шум. Зрители требовали, чтобы вернули деньги. Полицейские окружили кассу, чтобы народ не напал на нее.
Таким образом, публика, которая ничего не увидела и деньги обратно не получила, должна была вернуться в город.
А здесь все небо затянуто облаками. Дождь с громом и молнией полил как из ведра. Домой все вернулись промокшими до нитки.
Такое вот удовольствие получили в четверг виленцы – любители воздухоплавания».
Да, полеты в первый день не удались! Виновата природа.
Но четверг оказался куда более удачным. Полеты только закончились, и возбужденная публика покидала ипподром. А спустя несколько часов в кинотеатре «Бронислава» уже демонстрировали фильм, отснятый местными кинематографистами, посвященный полетам этого дня. В зале находились и участники воздушного представления – известные летчики
А. А. Васильев и А. А. Кузминский. Они любовались своим искусством, глядя на экран. При этом овации в зале ничуть не уступали тому восторгу, который был на скаковом поле в Поспешках.
Из Вильны отважные авиаторы уехали на гастроли в Варшаву.
Статья была опубликована в г-те «Литовский курьер» (Литва), № 48 (927), 29.11.2012.